Коммуникативные компетенции учащихся начальной школы по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

муниципальное казенное образовательное учреждение

Выступление на педагогически чтениях

Тема: Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках и во внеурочное время в сфере ФГОС.

Выполнила: учитель начальных классов Сивко Т.В.

Тема: Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках и во внеурочное время в сфере ФГОС.

Актуальность опыта.

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В период начального образования игровая деятельность постепенно сменяется учебной и становится ведущей в реализации потребности познания у детей младшего школьного возраста. Однако для того, чтобы учебная деятельность выступала в качестве стимула в развитии интеллектуальных и творческих умений ребёнка, её нужно специальным образом организовать, учитывая индивидуальность каждого ребёнка.

Поэтому возникает необходимость в организации систематической и целенаправленной работы по развитию интеллектуальных умений учащихся начальной школы. Однако существуют противоречия между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и невозможностью это делать в условиях традиционного обучения. Разрешение этих противоречий я вижу в систематизации и применении упражнений, развивающих интеллектуальные и творческие умения младших школьников.

Первый этап – диагностический

В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативной компетентной личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Это натолкнуло меня на мысль провести исследование коммуникативных компетенций учащихся моего класса.


Диагностика самооценки коммуникативного развития

После диагностики самооценки уровня коммуникативного развития, провела обследование учащихся в этом же классе по критериям оценки уровня речевого развития учащихся, составленными учителями-логопедами Богаковой С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н., Телковой.

По данным обследования высокий уровень – имеют только 20% учащихся .Эти учащиеся активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражают свои мысли, средний уровень – 30%– слушают и понимают речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Ниже среднего – 30%) - слушают и понимают собеседника, но сами неохотно вступают в диалог, затрудняются вести его, участвуют в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли. Низкий 10% - малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их. Очень низкий – 10% - неактивен и неразговорчив.


Ведущая идея опыта.

Результат диагностик показал, нужно разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных умений, основываясь на возрастные психологические особенности учащихся.

Поэтому я предположила, что нужно создать условия для развития коммуникативных умений младших школьников средствами урока и внеурочной деятельности, т.е. необходимо организовать занятия, направленные на формирование мыслительной деятельности, которые бы способствовали развитию коммуникативных компетенций учащихся различных групп.

Цель: способствовать развитию коммуникативных умений у обучающихся 1 ступени на уроках и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе( 1 класс)

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

Для достижения планируемых результатов предполагаю решение следующих задач:

Задачи, решаемые в опыте.

определить сущность коммуникативных умений младших школьников;

разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных компетенций младших школьников;

провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности созданного комплекса упражнений.

Успешная реализация педагогических задач зависит от личности учителя, степени его профессионального мастерства, желания и умения идти в ногу со временем, поэтому использую в своей практике опыт передовых современных технологий. Постоянно стараюсь совершенствовать себя в профессиональном плане: изучаю опыт коллег, принимаю участие в различных конкурсах.

Второй этап – подготовительный

Работая в данном направлении, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование, возникшей проблемы.

Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Исследованию коммуникативных задач посвящены много работ известных педагогов и психологов. В этих исследованиях коммуникативная задача определяется как «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия. В этих исследованиях авторы рассматривали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного акта, который в свою очередь является структурной единицей общения для достижения целей, формирующихся в соответствии с коммуникативными намерениями субъекта

Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

Третий этап – практический

Реализации поставленной цели осуществлялась через следующие направления:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Это может быть выражено в следующей таблице:

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

рассказывать логично и последовательно

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

Работа над связной речью

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к высказываемому

Выделять главное и второстепенное

Выделять общее и различное

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание

Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не встретятся?

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

- Когда будете слушать, постарайтесь понять главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.

- Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.

Включение детей в активное восприятие речи одноклассников

Кто сможет поспорить с Димой?

Дополни то, что не сказала Юля.

Как ты понял, о чём говорил Серёжа?

Повтори самое главное, что сказала Лена.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);

• составление вопросов для интервью и презентаций

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию после экскурсии дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

А использование компьютерных технологий на данных уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

На уроках технологии и ИЗО дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Для успешной адаптации первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности учу детей: выстраивать межличностные отношения. Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка?

Читайте также: