Коммуникативная структура школьного класса

Обновлено: 05.07.2024

Централизованные коммуникативные сети характеризуют­ся тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в орга­низации обмена информацией и межличностного взаимо­действия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различ­ные варианты централизованной сети: фронтальная, радиаль­ная иерархическая: Фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт во мно­гом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и доведение других участников взаимодействия.

Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся ин­формация передается членам группы только через централь­ное лицо. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятель­но, до конца реализуя свою собственную позицию.

В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость об­ращения к анализу существующих в группе коммуникатив­ных сетей возникает в тех случаях, когда общение между ее членами становится не эффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.

Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложен­ных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо помнить, что в рамках та­ких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетворенность групповым членством.

Напротив, использование децентрализованных сетей уме­стно при решении не стандартных, не лимитированных вре­менем сложных задач, а также в тех случаях, когда органи­зовывающаяся деятельность должна служить развитию меж­личностных отношений, повышению удовлетворенности чле­нов группы групповым членством.

§ 4. Структуры социальной власти в малой группе

Структура социальной власти в малой группе — это си­стема взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потен­циальное право на влияние со стороны определенных чле­нов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями про­цесса влияния, однако они имеют различную природу: ру­ководство — это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтан­но возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управлений группой через различные феномены межлич­ностного влияния очевидна. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого раз­ворачивается одновременно во многих направлениях и тре­бует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активно­стей в единое целое. Функция социального управления и реализуется через феномены лидерства и руководства. Ос­тановимся подробно на характеристике каждого из них.

Лидерство в группе — это процесс межличностного влия­ния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных свя­зей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, актив­ным проводником в жизнь. Лидером принимается и считает­ся тот, чьи установки и ориентации становятся референт­ными, то есть исходными эталонами для всех или большин­ства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизне­деятельности группы. За ним признается право вести за со­бой, быть последней инстанцией в оценке различных груп­повых ситуаций и обстоятельств.

Виды лидерства . Так как лидерство тесно связано с ре­шением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности на­правлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно, инстру­ментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль эк­спрессивного лидерства — в обеспечении позитивного вну­треннего климата группы, ее стабильности.

Интересно, что в силу своей направленности на опреде­ленную сферу жизнедеятельности группы тот или иной ли­дер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и це­лям группы. Лидер, ориентированный на эффективность вы­полнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегруппо­вые цели полностью или частично не принимаются. Лиде­ру же экспрессивного типа, направленному на интересы от­дельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и за­дачам. Например, преподаватель, ориентированный на хоро­шие отношения с учащимися, идет на снижение к ним тре­бований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем боль­ше в ней может быть различных проявлений процесса ли­дерского влияния.

Руководство — другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководи­телем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социаль­ной общности, в которую включена данная малая группа.

То есть с одной стороны, руководство и лидерство ре­шают однопорядковые близкие задачи: стимулированные группы, нацеливание ее на выполнение определенных за­дач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую ха­рактеристику поведения определенных членов группы, а ру­ководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.

Таким образом, основным инструментом психологическо­го влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, отчего зависит величина, степень автори­тетности руководителя? Выделим ряд психологических фак­торов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принци­пы и идеалы) и, наиболее существенный фактор — стиль управления, реализуемый руководителем. Остановимся на этом последнем факторе.

Принято выделять 2 основные модели руководства, раз­личающиеся по важнейшим составляющим стиля управле­ния группой со стороны руководителя — директивную и ко­оперативную модель. В основе директивной модели лежит единоналичие руководителя, а в основе кооперативной — возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем. Однако, для по­нимания психологической сущности каждой модели, такого разведения недостаточно. Ниже в таблице представлены опи­сания двух моделей руководства, сравнение которых прово­диться по проявлению в них основных управленческих функ­ций. Можно сказать, что управление группой преследует ряд целей или обеспечивает выполнение данной группой ряда функций, таких как целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности), ин­формирование (передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, посту­пающей от них), принятие решений (функция обеспечивает создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализацию принятого решения), контроль за деятельно­стью группы в важнейших сферах ее активности (прежде всего, в инструментальной и экспрессивной сферах), обрат­ная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопо­нимание членов группы по важным для группы проблемам). Кроме того, модели сравниваются по характеру коммуникативных связей внутри группы, возможностям делегирова­ния руководящих полномочий и, что очень существенно, по отдаленным последствиям реализации каждой из моделей.

В качестве отдаленных последствий директивной модели можно назвать следующие особенности развития группы: порождаются и закрепляются отношения в виде звезды (фронтальная или радиальная сеть) между начальником и подчиненными, ограничивающие, деловую инициативу чле­нов группы, появляется опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, пре­пятствующих сотрудничеству всех членов группы в дости­жении целей общей деятельности. Увеличивается необходи­мость контроля за исполнителями, возникают неформаль­ные группы общения, автономные от системы власти и по­строенные на принципах равноправия.

Среди важнейших отдаленных последствий кооператив­ной модели выделяются такие, как создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы, высокая удов­летворенность групповым членством, уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны членов группы. Однако отметим сразу, что реализация кооперативной модели требует высо­кой эмоциональной зрелости и руководителя и членов груп­пы.

Остановимся кратко на преимуществах и недостатках каждой из описанных моделей. Преимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Существенными недостатками этой модели является пассив­ность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, директивная мо­дель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу из­нутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.

Несомненными преимуществами кооперативной модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные груп­повые задачи небольшим числам подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании меж­ду руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов. Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей. Одна уже была названа выше — это необходимость затрачивать мно­го сил, высокие требования к психологической готовности участников. Кроме того, данная модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совмест­ная выработка решений, обмен полной информацией и так далее).

§ 5. Руководство в педагогическом процессе

В данном случае, под педагогическим руководством по­нимается в широком смысле управление различной группо­вой активностью школьников, как в процессе учебной дея­тельности, так и вне ее. То есть, в качестве педагога-руково­дителя может выступать и учитель-предметник, и классный руководитель и освобожденный воспитатель.

Мерой влияния педагога руководителя на группу школь­ников является его авторитет. Однако, авторитет педагога — сложное составное понятие, можно говорить о двух его со­ставляющих: авторитете роли учителя и авторитете его лич­ности. В различные периоды школьного обучения эти со­ставляющие имеют различное значение для детей начальной школе еще очень большое влияние оказывает авторитет роли учителя. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, определяет отношение малышей, авто­матически обеспечивает педагогу уважение, -

послушание, вни­мательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически не критичное).

Остановимся на проблеме формирования педагогического авторитета. В своем развитии авторитет личности педагога как бы проходит три важные стадии, на каждой из которых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке. На первой стадии педагог выступает для школьников как достоверный источник самой разной инфор­мации — от сообщаемых на уроке знаний до доносимых до класса школьных слухов и мнений. То есть, сначала формируется доверие к словам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за достоверной информацией.

На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьников, то есть носителем личностных качеств, цен­ностей, идей и взглядов, значимых для учащихся, разделяе­мых ими. Формируется доверие к жизненной позиции педа­гога.

Наконец, на третьей стадии педагог становится довери­тельным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, касающиеся школьни­ков. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авторитета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обра­щаться к ним для принятия определенных групповых реше­ний, так как ему предоставлено право действовать от имени всей группы.

Авторитет личности педагога — значительно более силь­ная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли.

Перечислим ряд психологических факторов, наиболее су­щественно влияющих на успешность педагогического руко­водства. Предыдущее обсуждение феномена руководства по­казало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога не­обходимо отметить, что эффективной является именно ко­оперативная модель руководства (естественно, с учетом воз­раста детей и зрелости класса как малой группы). В любом случае, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов), преимущественно в духе кооперативной модели управле­ния. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школьных классов руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологического климата в классе, развитие класса как группы. Чем успеш­нее педагог — руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства.

Важную роль играет также система социально-психоло­гических установок учителя относительно своих взаимоотно­шений со школьниками. Наиболее плодотворна установка на открытое диалогическое общение с детьми.

Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых су­щественно для успешного педагогического руководства.

Во-первых, это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмо­циональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпи­мость. Важна эмоциональная устойчивость, гибкость в усвое­нии новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что ус­пешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству. Во-вто­рых, это личностные особенности, обусловленные специфи­кой педагогического труда: высокая интеллектуальная гиб­кость, критичность и быстрота мышления, способность к им­провизации, самокритичность, самостоятельность, инициатив­ность.

Для успешной управленческой деятельности педагог дол­жен обладать хорошими навыками социально-перцептивного и социально-рефлексивного анализа, то есть он должен уметь адекватно оценивать отношения к группе школьников, чув­ствовать отношение к себе с их стороны.

Отметим и еще один фактор — удовлетворенность собст­венной деятельностью. Естественно, что лучше работает че­ловек, высоко оценивающий свои успехи и свои возможно­сти.

Насколько велики возможности действенного влияния педагога-руководителя на отношения внутри классной груп­пы? Принципиальный ответ зависит, прежде всего, от возра­ста детей. Если в начальной школе учитель может в значи­тельной мере влиять через свое отношение, свои санкции на статусную структуру класса, выдвижение лидеров, климат класса, то по мере взросления детей ситуация меняется: по­является и автономизируется зона внутриклассных взаимо­отношений, очень мало доступных как наблюдению, так и воздействию. Речь идет об интимно-личностных отношениях в группе сверстников. В значительно большей степени педа­гог может влиять на деловые отношения школьников, воз­действовать на инструментальную сферу, и, наконец, откры­ты для управления личные отношения школьников и класса в целом с педагогом.

Если говорить об арсенале средств, имеющихся в рас­поряжении педагога-руководителя, то их можно разделить на группы прямых и косвенных средств воздействия. К пря­мым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении шаров. Косвен­ные пути — это попытки вносить коррективы в межлично­стные отношения учащихся посредством переструктурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм сов­местной деятельности, выработку иных групповых норм и мнений.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите основные параметры анализа группы.

2. Дайте определение большой и малой социальной группы.

3. Что подразумевается под социометрической структу­рой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?

4. Как объясняется устойчивость социального статуса че­ловека? От чего зависит величина статуса школьника? Ка­кими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?

5. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Определите роль структуры социальной власти в группе.

8. Какие виды лидерства Вам известны?

9. Охарактеризуйте феномен руководства малой груп­пой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководи­теля и неформального лидера?

10. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.

Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?

1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.

2. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и груп­пы. М.: Прогресс, 1988.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Коммуникативное пространство класса

Каждый класс имеет свое коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также содержание и способы взаимодействия на каждом из названных уровней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некоторые коммуникативные связки внутри школьного класса.

Мы рассмотрели три основных стиля взаимоотношений: противостояние, безопасный диалог и попустительство. Существует и другая классификация, в которой за основу взяли отношение учителя к классу. В соответствии с этим авторы выделяют следующие стили общения: пассивно-положительный, ситуативно-положительный, ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный и неустойчивый. Наверняка, можно утверждать, что определенный стиль отношения педагога к классу вызывает соответствующее отношение ребят к нему самому. Поэтому указанные стили можно назвать и стилями взаимоотношений классного руководителя с классом.

hello_html_5dc34cdf.jpg

Предлагаем читателю соотнести эту классификацию с нашей, установив возможные соответствия между названными стилями.

При пересечении стилей взаимоотношений и взаимодействий и получается определенный стиль педагогического общения.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:

Все эти стили относятся, по сути, или к монологическому или к диалогическому типу общения. Именно последний, как мы убедились ранее, соответствует целям социального воспитания. Поэтому классный руководитель должен постоянно анализировать не увеличивается ли дистанция в его общении с классом, не выстраивается ли оно на страхе или желании угодить (причем все эти нежелательные перегибы могут относиться и к педагогу, и его воспитанникам).

! Отметим, что приведенные стили общения проявляются в других коммуникативных связях, о которых пойдет речь дальше. Подчеркнем также, что именно преобладающий стиль классного руководителя во многом будет определять, как сложится общение в этих связках.

СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

2. Деловое общение лидеров с одноклассниками только тогда будет конструктивным и развивающим обе стороны, если в классе существует насыщенная жизнедеятельность. Не допускайте ситуации, когда официальная структура класса начинает работать сама на себя — именно тогда класс и становится бюрократическим. Истинное лидерство проявляется только в совместной значимой для класса деятельности. Если ее нет — нет смысла и в функциях официальных лидеров.

3. Тщательно продумывайте собственную тактику по отношению к лидерам: с одной стороны, им в той или иной степени необходима ваша помощь и поддержка, а с другой — они должны как можно чаще чувствовать себя самостоятельными и ответственными субъектами, только тогда имеет смысл их деловое общение с классом. Для этого вы должны создавать и поддерживать в коллективе такие ситуации, в которых лидеры могли бы проявлять и развивать эти качества.

5. И наконец, последний совет - не забывайте о таких общеизвестных принципах руководства, как отчетность и сменяемость — и то и другое полностью относится к официальным лидерам класса.

СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

1. Начинать решение проблемы половозрастного общения необходимо с младшего подросткового возраста, а еще лучше — с начальной школы, если вы будете в ней работать. Именно там берут свое начало и конфликты и взаимоотчуждённость мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе. Аккуратные и дисциплинированные одноклассницы нередко ставятся в пример мальчишкам, большинство из которых не дотягивают до требуемых образцов поведения и прилежания. А это вызывает естественное недовольство мальчиков, которое может обернуться против примерных сверстниц. Поэтому, если вы берете под руководство 5 класс, внимательно отнеситесь к тому, каковы взаимные оценки и претензии мальчиков и девочек.

4. Однако никакие зафиксированные правила и законы не сыграют существенной роли в полоролевом общении в классе, если они не будут последовательно отрабатываться в реальном взаимодействии девочек и мальчиков. Чтобы избежать этой ошибки, вы должны постоянно создавать ситуации полоролевого поведения, в которых мальчики проявляют себя как будущие мужчины, а девочки — как будущие женщины. Учитывайте это и при распределении обязанностей, и при выполнении той или иной работы в классе, и в решении каких-то конфликтных ситуаций, и в традиционных делах класса.

5. Одно из главных условий гуманизации общения мальчиков и девочек — демонстрирование вами адекватных норм поведения, соответствующих вашему полу. Конечно, беда нашей системы образования в ее преимущественной феминистичности: абсолютное большинство педколлективов составляют женщины, которым приходится демонстрировать не только свой, но и мужской тип поведения. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, педагог-женщина может расширить круг общения своего класса, включая в него представителей сильного пола, достойных подражания со стороны воспитанников: это могут быть и бывшие ученики, и родители-отцы, и юноши-старшеклассники и т. п.

6. Большую роль в полоролевом общении могут сыграть специальные тренинги и ролевые игры, если их цели, содержание и способы организации будут направлены на решение рассматриваем проблемы.

Культура полоролевого общения не формируется одним волевым решением классного руководителя. Эта проблема решается только в том случае, если каждое событие в классе, все его праздники, будни будут целенаправленно заполняться ситуациями конструктивного гуманного взаимодействия мальчиков и девочек, в которых каждый школьник получит позитивный опыт, соответствующий нормам своего пола.

Класс никогда не является однородной коммуникативной группой. В целом же любой класс — это совокупность различных по составу, численности направленности микрогрупп, поэтому общение между нами одна из важнейших составляющих коммуникативного пространства класса. Значит, еще одной важнейшей задачей классного руководителя является гуманизация этой составляющей, т. е. налаживание отношений и взаимодействия между микрогруппами внутри класса. Что же необходимо учесть для более успешного решения этой задачи?

СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

1. Вы должны знать, какие неформальные микрогруппы есть в классе. Явление не всегда отражает сущность — этот философский тезис напрямую относится и к данной ситуации.

Для того чтобы иметь более или менее адекватное представление о наличии и составе микрогрупп вам необходимо не только наблюдение, но и различные социометрические диагностики.

Часто характер внешнего общения микрогрупп зависит от того, на основе чего они возникли: если, например, несколько ребят из вашего класса входят в одну дворовую группировку, то вполне вероятно, что, объединившись в классе, они будут общаться с одноклассниками с позиции силы и диктата.

3. Учитывайте, что желательное развитие общения микрогрупп в классе предполагает динамику от их замкнутости к взаимной открытости. Первоначальная замкнутость дружеской группы — естественное явление, позволяющее школьнику более успешно реализовать потребность в безопасности и принадлежности. На уровне класса сделать это значительно сложнее. На этом этапе внешнее общение микрогрупп весьма ограничено, они выстраивают свои внутренние отношения и связи.

4. На общение в рассматриваемой коммуникативной связке, конечно, влияет и возраст школьников. Так, например, в младших подростковых классах обособление дружеских общностей одноклассников часто объясняется их однополостью. В этом возрасте у мальчиков и девочек мало общих интересов, поэтому и общаются они в основном с представителями своего пола. Но, учитывая сказанное в предыдущем пункте, вы не должны оставлять без внимания такое обособление. В средних классах среди микрогрупп встречаются и смешанные, причем состав их более устойчив. В этом возрасте групповое обособление чаще происходит из-за противоречий в ценностно-нормативной сфере.


Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).

  • Формальная группа - это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
  • Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.

А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.

Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.

Статус - социальное положение человека в обществе.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  • Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
  • Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
  • Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
  • Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
  • Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.

Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.

Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.

Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.


Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).

  • Формальная группа - это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
  • Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.

А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.

Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.

Статус - социальное положение человека в обществе.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:

  • Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
  • Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
  • Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
  • Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
  • Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.

Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.

Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.

Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.

Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.

Читайте также: