Коммуникативная структура школьного класса
Обновлено: 05.07.2024
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различные варианты централизованной сети: фронтальная, радиальная иерархическая: Фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и доведение других участников взаимодействия.
Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию.
В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.
На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в тех случаях, когда общение между ее членами становится не эффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.
Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо помнить, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетворенность групповым членством.
Напротив, использование децентрализованных сетей уместно при решении не стандартных, не лимитированных временем сложных задач, а также в тех случаях, когда организовывающаяся деятельность должна служить развитию межличностных отношений, повышению удовлетворенности членов группы групповым членством.
§ 4. Структуры социальной власти в малой группе
Структура социальной власти в малой группе — это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Социальная власть в группе, реализуемая через актуальное или потенциальное право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах, среди которых наиболее изучены феномены лидерства и руководства. Оба феномена являются проявлениями процесса влияния, однако они имеют различную природу: руководство — это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Необходимость социального управлений группой через различные феномены межличностного влияния очевидна. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Функция социального управления и реализуется через феномены лидерства и руководства. Остановимся подробно на характеристике каждого из них.
Лидерство в группе — это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.
Виды лидерства . Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно, инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства — в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы. Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.
В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.
Руководство — другая форма реализации социального управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
То есть с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулированные группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.
Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Возникает вопрос, отчего зависит величина, степень авторитетности руководителя? Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести некоторые личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и, наиболее существенный фактор — стиль управления, реализуемый руководителем. Остановимся на этом последнем факторе.
Принято выделять 2 основные модели руководства, различающиеся по важнейшим составляющим стиля управления группой со стороны руководителя — директивную и кооперативную модель. В основе директивной модели лежит единоналичие руководителя, а в основе кооперативной — возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем. Однако, для понимания психологической сущности каждой модели, такого разведения недостаточно. Ниже в таблице представлены описания двух моделей руководства, сравнение которых проводиться по проявлению в них основных управленческих функций. Можно сказать, что управление группой преследует ряд целей или обеспечивает выполнение данной группой ряда функций, таких как целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности), информирование (передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, поступающей от них), принятие решений (функция обеспечивает создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализацию принятого решения), контроль за деятельностью группы в важнейших сферах ее активности (прежде всего, в инструментальной и экспрессивной сферах), обратная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важным для группы проблемам). Кроме того, модели сравниваются по характеру коммуникативных связей внутри группы, возможностям делегирования руководящих полномочий и, что очень существенно, по отдаленным последствиям реализации каждой из моделей.
В качестве отдаленных последствий директивной модели можно назвать следующие особенности развития группы: порождаются и закрепляются отношения в виде звезды (фронтальная или радиальная сеть) между начальником и подчиненными, ограничивающие, деловую инициативу членов группы, появляется опасность постоянного увеличения числа промежуточных ступеней в управлении группой, препятствующих сотрудничеству всех членов группы в достижении целей общей деятельности. Увеличивается необходимость контроля за исполнителями, возникают неформальные группы общения, автономные от системы власти и построенные на принципах равноправия.
Среди важнейших отдаленных последствий кооперативной модели выделяются такие, как создание разветвленной групповой структуры, не ограничивающей информационные возможности и инициативу членов группы, высокая удовлетворенность групповым членством, уменьшение числа иерархических ступеней в управлении, рост ответственности и самоконтроля со стороны членов группы. Однако отметим сразу, что реализация кооперативной модели требует высокой эмоциональной зрелости и руководителя и членов группы.
Остановимся кратко на преимуществах и недостатках каждой из описанных моделей. Преимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а так же в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане. Существенными недостатками этой модели является пассивность подчиненных, их лицемерие по отношению к целям деятельности и руководителю. Кроме того, директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.
Несомненными преимуществами кооперативной модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числам подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов. Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей. Одна уже была названа выше — это необходимость затрачивать много сил, высокие требования к психологической готовности участников. Кроме того, данная модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совместная выработка решений, обмен полной информацией и так далее).
§ 5. Руководство в педагогическом процессе
В данном случае, под педагогическим руководством понимается в широком смысле управление различной групповой активностью школьников, как в процессе учебной деятельности, так и вне ее. То есть, в качестве педагога-руководителя может выступать и учитель-предметник, и классный руководитель и освобожденный воспитатель.
Мерой влияния педагога руководителя на группу школьников является его авторитет. Однако, авторитет педагога — сложное составное понятие, можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности. В различные периоды школьного обучения эти составляющие имеют различное значение для детей начальной школе еще очень большое влияние оказывает авторитет роли учителя. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, определяет отношение малышей, автоматически обеспечивает педагогу уважение, -
послушание, внимательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически не критичное).
Остановимся на проблеме формирования педагогического авторитета. В своем развитии авторитет личности педагога как бы проходит три важные стадии, на каждой из которых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке. На первой стадии педагог выступает для школьников как достоверный источник самой разной информации — от сообщаемых на уроке знаний до доносимых до класса школьных слухов и мнений. То есть, сначала формируется доверие к словам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за достоверной информацией.
На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьников, то есть носителем личностных качеств, ценностей, идей и взглядов, значимых для учащихся, разделяемых ими. Формируется доверие к жизненной позиции педагога.
Наконец, на третьей стадии педагог становится доверительным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, касающиеся школьников. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авторитета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обращаться к ним для принятия определенных групповых решений, так как ему предоставлено право действовать от имени всей группы.
Авторитет личности педагога — значительно более сильная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли.
Перечислим ряд психологических факторов, наиболее существенно влияющих на успешность педагогического руководства. Предыдущее обсуждение феномена руководства показало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога необходимо отметить, что эффективной является именно кооперативная модель руководства (естественно, с учетом возраста детей и зрелости класса как малой группы). В любом случае, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов), преимущественно в духе кооперативной модели управления. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школьных классов руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологического климата в классе, развитие класса как группы. Чем успешнее педагог — руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства.
Важную роль играет также система социально-психологических установок учителя относительно своих взаимоотношений со школьниками. Наиболее плодотворна установка на открытое диалогическое общение с детьми.
Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых существенно для успешного педагогического руководства.
Во-первых, это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость. Важна эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что успешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству. Во-вторых, это личностные особенности, обусловленные спецификой педагогического труда: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициативность.
Для успешной управленческой деятельности педагог должен обладать хорошими навыками социально-перцептивного и социально-рефлексивного анализа, то есть он должен уметь адекватно оценивать отношения к группе школьников, чувствовать отношение к себе с их стороны.
Отметим и еще один фактор — удовлетворенность собственной деятельностью. Естественно, что лучше работает человек, высоко оценивающий свои успехи и свои возможности.
Насколько велики возможности действенного влияния педагога-руководителя на отношения внутри классной группы? Принципиальный ответ зависит, прежде всего, от возраста детей. Если в начальной школе учитель может в значительной мере влиять через свое отношение, свои санкции на статусную структуру класса, выдвижение лидеров, климат класса, то по мере взросления детей ситуация меняется: появляется и автономизируется зона внутриклассных взаимоотношений, очень мало доступных как наблюдению, так и воздействию. Речь идет об интимно-личностных отношениях в группе сверстников. В значительно большей степени педагог может влиять на деловые отношения школьников, воздействовать на инструментальную сферу, и, наконец, открыты для управления личные отношения школьников и класса в целом с педагогом.
Если говорить об арсенале средств, имеющихся в распоряжении педагога-руководителя, то их можно разделить на группы прямых и косвенных средств воздействия. К прямым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении шаров. Косвенные пути — это попытки вносить коррективы в межличностные отношения учащихся посредством переструктурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработку иных групповых норм и мнений.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Перечислите основные параметры анализа группы.
2. Дайте определение большой и малой социальной группы.
3. Что подразумевается под социометрической структурой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?
4. Как объясняется устойчивость социального статуса человека? От чего зависит величина статуса школьника? Какими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?
5. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.
6. Определите роль структуры социальной власти в группе.
8. Какие виды лидерства Вам известны?
9. Охарактеризуйте феномен руководства малой группой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?
10. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.
Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?
1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.
2. М.-А. Робер, Ф. Тильман. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Коммуникативное пространство класса
Каждый класс имеет свое коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также содержание и способы взаимодействия на каждом из названных уровней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некоторые коммуникативные связки внутри школьного класса.
Мы рассмотрели три основных стиля взаимоотношений: противостояние, безопасный диалог и попустительство. Существует и другая классификация, в которой за основу взяли отношение учителя к классу. В соответствии с этим авторы выделяют следующие стили общения: пассивно-положительный, ситуативно-положительный, ситуативно-отрицательный, устойчиво-отрицательный и неустойчивый. Наверняка, можно утверждать, что определенный стиль отношения педагога к классу вызывает соответствующее отношение ребят к нему самому. Поэтому указанные стили можно назвать и стилями взаимоотношений классного руководителя с классом.
Предлагаем читателю соотнести эту классификацию с нашей, установив возможные соответствия между названными стилями.
При пересечении стилей взаимоотношений и взаимодействий и получается определенный стиль педагогического общения.
В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
Все эти стили относятся, по сути, или к монологическому или к диалогическому типу общения. Именно последний, как мы убедились ранее, соответствует целям социального воспитания. Поэтому классный руководитель должен постоянно анализировать не увеличивается ли дистанция в его общении с классом, не выстраивается ли оно на страхе или желании угодить (причем все эти нежелательные перегибы могут относиться и к педагогу, и его воспитанникам).
! Отметим, что приведенные стили общения проявляются в других коммуникативных связях, о которых пойдет речь дальше. Подчеркнем также, что именно преобладающий стиль классного руководителя во многом будет определять, как сложится общение в этих связках.
СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
2. Деловое общение лидеров с одноклассниками только тогда будет конструктивным и развивающим обе стороны, если в классе существует насыщенная жизнедеятельность. Не допускайте ситуации, когда официальная структура класса начинает работать сама на себя — именно тогда класс и становится бюрократическим. Истинное лидерство проявляется только в совместной значимой для класса деятельности. Если ее нет — нет смысла и в функциях официальных лидеров.
3. Тщательно продумывайте собственную тактику по отношению к лидерам: с одной стороны, им в той или иной степени необходима ваша помощь и поддержка, а с другой — они должны как можно чаще чувствовать себя самостоятельными и ответственными субъектами, только тогда имеет смысл их деловое общение с классом. Для этого вы должны создавать и поддерживать в коллективе такие ситуации, в которых лидеры могли бы проявлять и развивать эти качества.
5. И наконец, последний совет - не забывайте о таких общеизвестных принципах руководства, как отчетность и сменяемость — и то и другое полностью относится к официальным лидерам класса.
СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
1. Начинать решение проблемы половозрастного общения необходимо с младшего подросткового возраста, а еще лучше — с начальной школы, если вы будете в ней работать. Именно там берут свое начало и конфликты и взаимоотчуждённость мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе. Аккуратные и дисциплинированные одноклассницы нередко ставятся в пример мальчишкам, большинство из которых не дотягивают до требуемых образцов поведения и прилежания. А это вызывает естественное недовольство мальчиков, которое может обернуться против примерных сверстниц. Поэтому, если вы берете под руководство 5 класс, внимательно отнеситесь к тому, каковы взаимные оценки и претензии мальчиков и девочек.
4. Однако никакие зафиксированные правила и законы не сыграют существенной роли в полоролевом общении в классе, если они не будут последовательно отрабатываться в реальном взаимодействии девочек и мальчиков. Чтобы избежать этой ошибки, вы должны постоянно создавать ситуации полоролевого поведения, в которых мальчики проявляют себя как будущие мужчины, а девочки — как будущие женщины. Учитывайте это и при распределении обязанностей, и при выполнении той или иной работы в классе, и в решении каких-то конфликтных ситуаций, и в традиционных делах класса.
5. Одно из главных условий гуманизации общения мальчиков и девочек — демонстрирование вами адекватных норм поведения, соответствующих вашему полу. Конечно, беда нашей системы образования в ее преимущественной феминистичности: абсолютное большинство педколлективов составляют женщины, которым приходится демонстрировать не только свой, но и мужской тип поведения. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, педагог-женщина может расширить круг общения своего класса, включая в него представителей сильного пола, достойных подражания со стороны воспитанников: это могут быть и бывшие ученики, и родители-отцы, и юноши-старшеклассники и т. п.
6. Большую роль в полоролевом общении могут сыграть специальные тренинги и ролевые игры, если их цели, содержание и способы организации будут направлены на решение рассматриваем проблемы.
Культура полоролевого общения не формируется одним волевым решением классного руководителя. Эта проблема решается только в том случае, если каждое событие в классе, все его праздники, будни будут целенаправленно заполняться ситуациями конструктивного гуманного взаимодействия мальчиков и девочек, в которых каждый школьник получит позитивный опыт, соответствующий нормам своего пола.
Класс никогда не является однородной коммуникативной группой. В целом же любой класс — это совокупность различных по составу, численности направленности микрогрупп, поэтому общение между нами одна из важнейших составляющих коммуникативного пространства класса. Значит, еще одной важнейшей задачей классного руководителя является гуманизация этой составляющей, т. е. налаживание отношений и взаимодействия между микрогруппами внутри класса. Что же необходимо учесть для более успешного решения этой задачи?
СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
1. Вы должны знать, какие неформальные микрогруппы есть в классе. Явление не всегда отражает сущность — этот философский тезис напрямую относится и к данной ситуации.
Для того чтобы иметь более или менее адекватное представление о наличии и составе микрогрупп вам необходимо не только наблюдение, но и различные социометрические диагностики.
Часто характер внешнего общения микрогрупп зависит от того, на основе чего они возникли: если, например, несколько ребят из вашего класса входят в одну дворовую группировку, то вполне вероятно, что, объединившись в классе, они будут общаться с одноклассниками с позиции силы и диктата.
3. Учитывайте, что желательное развитие общения микрогрупп в классе предполагает динамику от их замкнутости к взаимной открытости. Первоначальная замкнутость дружеской группы — естественное явление, позволяющее школьнику более успешно реализовать потребность в безопасности и принадлежности. На уровне класса сделать это значительно сложнее. На этом этапе внешнее общение микрогрупп весьма ограничено, они выстраивают свои внутренние отношения и связи.
4. На общение в рассматриваемой коммуникативной связке, конечно, влияет и возраст школьников. Так, например, в младших подростковых классах обособление дружеских общностей одноклассников часто объясняется их однополостью. В этом возрасте у мальчиков и девочек мало общих интересов, поэтому и общаются они в основном с представителями своего пола. Но, учитывая сказанное в предыдущем пункте, вы не должны оставлять без внимания такое обособление. В средних классах среди микрогрупп встречаются и смешанные, причем состав их более устойчив. В этом возрасте групповое обособление чаще происходит из-за противоречий в ценностно-нормативной сфере.
Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).
- Формальная группа - это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
- Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.
А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.
Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.
Статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:
- Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
- Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
- Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
- Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
- Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.
По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.
Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.
Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.
Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.
Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.
Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.
Формальную (официальную) и неформальную (неофициальную).
- Формальная группа - это созданный сугубо учителем и целенаправленно небольшой отдельный коллектив в общем коллективе, который направлен на организацию учебного процесса. То есть это организация с определёнными функциями, конкретными задачами и чётко поставленными целями. В отличие от формальных, неформальные общности возникают спонтанно и статуса не имеют.
- Неформальные общности возникают стихийно, цели удовлетворяют потребности сугубо внутри общности, влияют друг на друга отдельные личности, и не сверху вниз, а чаще наоборот. Характеристики нестойкие, переменные, отношения возникают спонтанно, лидер, если и появляется, то только волей самой общности. То есть формальные и неформальные общности отличаются друг от друга практически по всем параметрам.
А сначала разберемся более подробно с неформальной структурой взаимоотношений.
Каждый член общности обладает определенным местом в системе взаимоотношений членов сообщества друг с другом. Эта позиция может быть названа социально-психологическим статусом.
Статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.
Все многообразие оттенков взаимоотношений между членами общности можно свести к четырем наиболее существенным позициям:
- Социометрическая “звезда” – это субъект, являющийся наиболее эмоционально привлекательным для других членов общности, получивший в социометрическом исследовании наибольшее количество положительных выборов от других членов общности, выбираемый другими популярными членами общности.
- Предпочитаемыми принято называть тех, кто получает значительное число положительных выборов и мало отвержений. Данные люди являются популярными в группе.
- Пренебрегаемые – это члены общности, получившие очень мало положительных выборов и много отвержений со стороны других членов общности (содержание характеристик “много”, “мало” раскроем несколько позже). Пренебрегаемые относятся к категории непопулярных членов общности.
- Отверженные, или изгои, имеют только отвержения и не имеют положительных выборов. Это люди, которые активно не принимаются группой; их личностные свойства, особенности поведения, привычки вызывают острое неприятие у других членов общности.
- Изолированными называют тех членов общности, которые как бы не существуют для общности˸ у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения.
По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус субъекта – величина достаточно устойчивая . Чаще всего определенный статус сохраняется не только в данной конкретной группе, но очень часто “переходит” с человеком в другую группу. Это объясняется, по мысли Коломинского, тем, что, занимая определенное положение в группе, человек привыкает вести себя определенным образом (как “звезда” или, скажем, как “изгой”). Переходя в другую группу, человек продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой общности “улавливают” предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с “новичком”.
Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учитель, то ребята редко бывают откровенны, особенно учащиеся старших классов.
Однако для опытного учителя может распределить учащихся своего класса по описанным выше четырем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание взаимоотношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для контроля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представлениями.
Наличие лидера в классе может существенно облегчить педагогу взаимодействие с этим коллективом, а может, наоборот, серьезно усложнить отношения. Воздействие на группу через лидера является одним из наиболее эффективных каналов влияния. Ведь ребята сами выдвинули данного одноклассника в эту позицию, опыт их взаимодействия привел к тому, что они доверяют ему и слушаются его.
Какие же социально-психологические структуры являются поводом для озабоченности педагога. Приведем основные примеры таких неблагополучных взаимовзаимоотношений в классе.
Итак, приведенные примеры структур взаимоотношений в классе не требуют специальных приемов диагностики. Они достаточно очевидны для внешнего наблюдателя (которым является учитель). Сложнее понять, что выступило причиной того, что сложилась структура определенного типа, какой вид деятельности выполнил функцию группообразования для каждой из группировок. Но для ответа на эти вопросы, к сожалению, не существует формализованных методических процедур. Необходимо анализировать весь процесс динамики взаимоотношений в классе.
Читайте также: