Комфортная образовательно воспитательная среда школьной библиотеки

Обновлено: 05.07.2024

4 Электронный каталог ЭК создан на основе программного обеспечения Senayan. ЭК организован как совокупность баз данных по отдельным видам документов, полученных библиотекой: Учебники, учебные пособия; Художественная литература; Периодика и аналитика. Штрих-код на каждый экземпляр + считыватель штрих-кода Электронная картотека читателей вместо бумажной Поиск по каталогу (школьный и Лит Рес) Работа с не электронным фондом Работа с электронным фондом Должники не электронной и электронной части фонда

6 Школа цифрового века (ШЦВ) В рамках данного проекта работники образовательных организаций получают широкий спектр учебных и методических материалов, которые помогают педагогам повысить свою эффективность и достичь более высоких результатов при обучении и воспитании детей и подростков. Каждый педагог, психолог, дефектолог или любой другой специалист, работающий в системе образования, нуждается в обновлении, пополнении своего методического инструментария, в расширении знаний в области психологии, педагогики, менеджмента. Поиск методических материалов к уроку или внеклассному мероприятию, как правило, занимает много времени, т.к. не все, что можно найти на книжных прилавках или в сети Интернет, соответствует высокому качеству. Мы предоставляем комплекс материалов, которые можно использовать при организации учебного процесса в школе или детском саду. Целью данного проекта является комплексное обеспечение работников образовательной организации предметно- методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни. Главная особенность данного проекта в том, что заявка подается от образовательной организации, а работники получают все материалы без ограничений.

10 Литературный марафон Цель: формировать универсальные учебные действия по литературному чтению, русскому языку и развитию речи; прививать интерес детей к чтению книг; укреплять позиции педагогов в освоении систем развивающего обучения; углублять и закреплять знания и умения обучающихся по предметам гуманитарного цикла; выявлять наиболее способных обучающихся для сохранения интеллектуальных способностей и дальнейшего их развития. Участниками марафона являются обучающиеся начальных классов, желающие пройти конкурсные испытания. Марафон проводится поэтапно: I этап по итогам тура, проведенного в классе, на основе оценок по всем критериальным показателям отбираются наиболее успешно справившиеся с заданиями ученики из всех желающих принять участие в марафоне; II этап выявляет из числа победителей тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своего класса в школьной параллели; III этап финал марафона. По итогам участия в течение года выявляются победители в каждой параллели, которые участвуют в итоговом литературном марафоне.

11 Будем читать вместе Цель конкурса способствовать распространению и популяризации идей развивающего обучения; формирование образа современного человека, конкурентоспособного, функционально грамотного в условиях развития общества; развитие устойчивого интереса школьников к книге; формирование потребности субъектов образовательного процесса в интеллектуальном поиске. Конкурс проводится поэтапно: I этап по итогам тура, проведенного в параллели 5-х, 6-х классов, на основе оценок по всем критериальным показателям отбираются наиболее успешно справившиеся с заданиями ученики из всех желающих принять участие в конкурсе; II этап финал конкурса по итогам участия в течение года, отбираются победители каждого класса, которые участвуют в итоговом конкурсе..

12 НПК Книги-юбиляры Цели и задачи читательской конференции: приобщение детей и подростков к чтению классической и современной литературы; пропаганда общекультурных и морально-этических ценностей среди школьников; развитие навыков исследовательской деятельности школьников. 2. Участники конференции. В конференции могут принять участие обучающиеся 5 – 11 классов как индивидуально, так и группой (до 3 человек). Доклады заслушиваются в трёх возрастных номинациях: классы классы классы.

14 Викторина За страницами учебника химии Цель школьной химической викторины – выявление талантливых обучающихся интересующихся предметом, расширение их кругозора и содействие развитию интереса к предмету и творческих способностей. Задачи школьной химической викторины: 1) повышение общего уровня культуры и интеллекта обучающихся, стимулирование интереса участников к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию; 2) развитие интереса школьников к предмету химии и пониманию её роли для изучения природы, закономерностей её развития и окружающего мира; 3) содействовать углублению знаний, умений и навыков в области химии, приобретению опыта работы в химической лаборатории, с дополнительной научно-популярной литературой; 4) способствовать расширению кругозора участников викторины, творческому развитию знаний школьников; 5) активизация положительной учебной мотивации по предмету; 6) привитие познавательного интереса обучающихся к чтению научно-популярной литературы по химии.

15 Проект Язык земли родного края Цель этого проекта: Заинтересовать обучающихся к изучению марийского языка через историю родного края. Задачи: формирование у учащихся чувства гордости, патриотизма и национального самосознания; совершенствование содержания, методов и технологий патриотического воспитания; выявление новых исторических фактов.

16 Копилка творческих работ 1. Проба пера 2. Творческая мастерская 3. Выставки Мир глазами детей 4. Внеклассная работа с применением ИКТ в начальных классах 5. Сделано нашими руками

17 Педагог-библиотекарь в информационно-развивающей среде школьной библиотеки 1.Медисапециалист, обеспечивающий доступ участников образовательного процесса к учебно-методическим материалам, собственным и внешним информационным ресурсам для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных с индивидуальными особенностями мыслительной работы; 2.информатор, работающий как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, который прокладывает индивидуальный образовательный маршрут учащегося; 3. Эмиссар культуры, соединяющий учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, ссылками на различные ресурсы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Демченко Марина Сергеевна

Создание комфортной развивающей среды библиотеки

( из опыта работы)

В федеральных государственных образовательных стандартах значительное место отведено требованиям к условиям их реализации.

Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность и привлекательность.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду. Организация деятельности нашей библиотеки предусматривает наличие на 370 кв. м. следующих пространственно-обособленных зон различных типов:

- зону для получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента). Организуя пространство детского чтения, мы уделяем большое внимание доступности и наглядности фонда. Все книги находятся в открытом доступе.

- зону для самостоятельной работы (зона читального зала и медиатека). Читальный зал для младших школьников на 25 посадочных мест и читальный зал для старших школьников на 36 посадочных мест. Информационная зона включает в себя семь рабочих мест с выходом в Интернет для учителей и учеников.

- зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства.

Эту функцию выполняет читальный зал для старших школьников. Здесь проводятся внеурочные мероприятия, библиотечные уроки, кружки, семинары, ведется совместная работа по реализации учебно-исследовательских проектов, демонстрируются кинофильмы и видеопрограммы;

- презентационную зону для организации выставок и экспозиций, где находятся 6 стеллажей, информационные стенды, тематические выставки детских рисунков.

- театральную зону, которая включает в себя 60 мягких мест, для разнообразного досуга и проведения мероприятий (проведения тематических вечеров, в том числе, проведения встреч с деятелями культуры, науки, литературы; проведения литературно-музыкальных гостиных;

- зону хранения фондов (книгохранилище) (137 кв. м.)

Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека сегодня становится информационно-библиотечными центром, обеспечивающими информационную поддержку. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению обучающихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения. В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение . Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду. Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды - информационная.
В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени. Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключиться и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.
Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром инновационного развития педагогов и лабораторией творчества обучающихся. Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном и школьном пространстве, она является неотъемлемым компонентом педагогической системы школы , основным информационным ресурсом . Наша школьная библиотека - это место, где всем обучающимся дают возможность стремиться к успеху и добиваться его. И это действительно так! Исходя из миссии и модели школьной библиотеки, мы ставим следующие цели задачи:

- Развитие информационных сервисов и совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

- Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса.

- Пропаганда духовно-нравственной, патриотической, граждановедческой литературы с целью формирования личности обучающихся.

- Совершенствование нетрадиционных и традиционных форм индивидуальной и массовой работы, основанной на личностно-ориентированном подходе к ребёнку.

- Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников гимназии.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности обучающихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности обучающихся включающей:

- навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);

Информационно-образовательная среда библиотеки

Консультация

В последнее десятилетие произошли значительные изменения в деятельности библиотек. С одной стороны, библиотеки перестали быть основными источниками информации, с другой – значительно расширились ее функции. Одной из них является образовательная функция. Применительно к внутреннему пространству библиотек это означает необходимость создания информационно-образовательной среды библиотеки.

Мы живем в информационном обществе, поэтому наша задача – способствовать обеспечению прав граждан на информацию и образование, формированию в стране единого информационно-образовательного пространства, развитию библиотек для детей и юношества как субъектов информационно-образовательной инфраструктуры, подготовки персонала и квалифицированных пользователей информационно-образовательной инфраструктуры. Для ее успешного решения необходима разработка форм деятельности библиотек, способствующих расширению доступа к информации и эффективному повышению результативности общего образования.

Информационно-образовательная среда библиотеки предоставляет пользователям возможность выбора информации в условиях изобилия информационных потоков, способствует устойчивому и сбалансированному развитию. Таким образом создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей пользователей, обеспечения реальных прав граждан на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, получение образования в течение всей жизни. Особое значение приобретает создание такой среды для детей и юношества.

Информационно-образовательная среда библиотеки – это окружающее читателя определенно организованное пространство, это объект деятельности, связанный с непрерывным образованием в целом и содержанием процесса библиотечного взаимодействия.

Компонентами информационно-образовательной среды являются:

  • средства ориентации в библиотечном пространстве (стенды, плакаты, путеводитель открытого доступа);
  • книжная среда (открытость доступа, книжные выставки), средства раскрытия фонда;
  • средства пропаганды библиотечно-библиографических знаний;
  • интерьер библиотеки;
  • информационные ресурсы;
  • организация познавательной досуговой деятельности.

Организуя информационно-образовательную среду библиотеки следует придерживаться принципов доступности и наглядности (притягательности) информации и фонда, максимально учитывая интересы, запросы и возможности пользователей всех возрастных групп (многоуровневая модель).

Принципами организации информационно-образовательной среды должны стать удобство, красота, функциональность, эстетическая выразительность, единство формы и содержания, актуальность, продуманное оформление фонда, доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе виртуальным (безопасная среда!).

Информационно-образовательная среда библиотеки должна быть выстроена таким образом, чтобы создать максимум возможностей для формирования и проявления лучших качеств личности – активности, самостоятельности, творческого подхода.

Что нужно для того, чтобы максимально информативно организовать свою библиотечную среду?

Для этого необходимо:

  • использование возможностей новых информационных технологий;
  • разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования;
  • поддержка самообразования, познавательной активности, основных информационных умений и навыков, самостоятельного и эффективного информационного поведения;
  • поэтапность и преемственность включения пользователей в культурное, информационно-образовательное пространство библиотеки;
  • формирование информационной культуры;
  • организация гармонического влияния на детей и молодежь информационной макросреды общества (радио, телевидение, пресса, компьютеры и Интернет), что предоставляет возможность состояться в качестве личности информационно грамотной, свободно реализующей себя в будущем.

Мы используем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Нажимая кнопку "Принять" Вы даете согласие на обработку персональных данных для статистических целей, мы гарантируем их конфиденциальность.

Читайте также: