Коллегиальные органы самоуправления в школе

Обновлено: 08.07.2024

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 26 дополнена частью 5.1 с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

Информация об изменениях:

Статья 26 дополнена частью 5.2 с 13 июля 2021 г. - Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 320-ФЗ

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации о создании и деятельности Советов обучающихся в образовательных организациях, направленные письмом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-262/09

См. Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях, направленные письмом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N ВК-264/09

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уставы организаций высшего образования действуют в части, не противоречащей нормам данного документа (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 320-ФЗ), и подлежат приведению в соответствие с ними до 31.12.2022 включительно.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

В соответствии с Законом об образовании (ч. 4 ст. 26) статус коллегиальных органов управления школой имеют:

— общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся),

  • согласно Уставу образовательной организации:

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления школой, порядок принятия ими решений и выступления от имени школы устанавливаются ее Уставом в соответствии с законодательством РФ. При этом должны быть четко определены перечень функций и полномочий руководителя, как единоличного исполнительного органа школы, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, и перечень функций и полномочий, передаваемых ее коллегиальным органам управления (п.3 ст. 26 №273-ФЗ).

В отличие от органов самоуправления коллегиальные органы управления школой имеют право принимать решения по тем вопросам, которые оговорены в ее Уставе. Решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений — родителей, учащихся, педагогов, директора и администрации школы. Коллегиальный орган управления школой имеет право выступать от ее имени.

Коллегиальные органы управления могут также контролировать исполнение принятых решений, что позволит свести к минимуму риск отрицательного результата работы.

По мнению начальника управления Рособрнадзора Евгения Семченко, Управляющие советы, имеющие статус коллегиального органа управления школ, могут быть привлечены к оценке качества образования, на основании объективных данных принимать решение или рекомендовать органам власти применять те или иные решения в отношении согласования образовательных программ, формирования программ повышения квалификации и переподготовки учителей, формирования комплекта учебников, делать предложения по корректировке образовательных стандартов.

Примечание. Выступать от имени школы означает иметь право:

  • представлять интересы школы перед любыми лицами и в любых формах, не противоречащих закону, в том числе обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями, жалобами;
  • совершать сделки;
  • защищать права и законные интересы школы всеми допустимыми законом способами, в том числе в судах.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч. 6 ст. 26), в школе могут быть созданы:

  • советы обучающихся,
  • советы родителей (законных представителей),
  • представительные органы работников.

Порядок учета мнения этих органов также должен быть определен Уставом школы. А вот сам состав и порядок работы их регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами таких органов.

Примечание. Органы, созданные в целях учета мнения родителей и обучающихся, могут иметь различные наименования: советы родителей (законных представителей), советы обучающихся, в том числе и традиционные: родительские, ученические комитеты и др., так как Закон об образовании не требует их изменения.

Таким образом, включение в структуру управления школой коллегиальных органов управления, представительных органов обучающихся и родителей, дает родителям большие возможности влиять на положение дел в учреждении при условии их активной позиции. Там же, где коллегиальные органы управления школой функционируют формально, как правило, управление характеризуется слабыми механизмами контроля деятельности руководства, малой прозрачностью основных процессов, отсутствием доступа к информации о результатах деятельности школы, и все решает единолично руководитель школы и его администрация.

1.1. Управление образовательной организацией носит государственно-общественный характер, осуществляется в соответствии с законодательством РФ на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

1.2. Коллегиальные органы управления в общеобразовательной организации:

- общее собрание трудового коллектива;

- классные родительские комитеты;

- Школьный Парламент (из числа учащихся).

Отличительные признаки коллегиального органа:

- приказ руководителя о создании коллегиального органа управления образовательной организацией в установленном законом или локальными нормативными актами порядке;

- наличие четко определенных функций и задач;

- наличие Положения об органе управления;

- регистрация в организационной структуре образовательной организации;

- регистрация в номенклатуре дел образовательной организации.

1.3. Общее собраниетрудового коллектива – постоянно действующий коллегиальный орган управления образовательной организации для рассмотрения основных вопросов трудовой деятельности.

1.3.1.Членами общего собрания трудового коллектива образовательной организации являются все ее работники.

1.3.2. Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не менее 1 раза в год. Инициатором созыва общего собрания может быть Учредитель, директор образовательной организации, Управляющий совет или не менее 1/3 работников данной организации.

1.3.3. Работой общего собрания трудового коллектива образовательной организации руководит избранный из числа участников председатель. Протокол общего собрания трудового коллектива ведёт избранный из числа участников секретарь. Процедура голосования определяется общим собранием трудового коллектива.

1.3.4. Решение общего собрания трудового коллектива является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 от всех работников и если за него проголосовало более половины присутствующих работников. Решения общего собрания оформляются протоколами, которые хранятся в делах образовательной организации.

1.3.5. Общее собрание трудового коллектива имеет право:

- обсуждать коллективный договор;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- вносить предложения по изменению и дополнению Устава образовательной организации и принятых на основании Устава положений в части:

  • организации труда и отдыха работников,
  • прав и обязанностей работников образовательной организации,
  • охраны труда,
  • соблюдения правил противопожарной безопасности,
  • санитарно-гигиенических норм и правил,
  • взаимоотношений администрации и работников и др. вопросы организации деятельности организации;

- предлагать кандидатуры в Управляющий совет образовательной организации;

- рассматривать кандидатуры для награждения;

- другие вопросы по организации трудовой деятельности в рамках законодательства Р Ф.

1.4. В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии образовательной организации в решении вопросов, способствующих организации образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления создается коллегиальный орган управления– Управляющий совет.

1.4.2. Управляющий совет имеет право:

- согласовывать программу развития образовательной организации, календарный учебный график, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения учащихся;

- согласовывать выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;

- рассматривать режим занятий учащихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий, принимать решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для учащихся;

- принимать решение об исключении учащегося из образовательной организации. При этом решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства;

- рассматривать жалобы и заявления учащихся, родителей (законных представителей) на действие (бездействие) педагогических и административных работников организации;

- содействовать привлечению внебюджетных средств для обеспечения текущей деятельности и развития образовательной организации;

- давать согласие на сдачу в аренду образовательной организацией в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности;

- заслушивать отчет руководителя образовательной организации по итогам учебного и финансового года, результатам ежегодного самообследования;

- осуществлять контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в образовательной организации, принимать меры к их улучшению;

- давать рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора;

- представлять данную организацию по вопросам, отнесенным к его компетенции;

- при наличии оснований ходатайствовать перед директором образовательной организации о расторжении трудового договора с работниками организации.

1.4.3. Заседания Управляющего совета проводятся по необходимости, но не реже одного раза в три месяца, а также по инициативе председателя, по требованию директора, представителя Учредителя, по заявлению членов Управляющего совета, подписанному не менее, чем 1/4 частью членов от списочного состава Управляющего совета.

1.4.4. Решения Управляющего совета считаются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее половины его членов. Решения Управляющего совета принимаются квалифицированным большинством (2/3 от числа присутствующих на заседании членов).

1.4.5. По вопросам своей компетенции решения Управляющим советом принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов и оформляются в виде решений.

Члены Управляющего совета не получают вознаграждения за работу в Управляющем совете и действуют на основании удостоверения, форма которого устанавливается Учредителем образовательной организации.

1.4.6. Ответственность, отношения с органами управления образовательной организацией, ее общественными организациями, участниками образовательных отношений, процедура роспуска действующего состава и формирования нового состава Управляющего совета определены в положении об Управляющем совете образовательной организации.

1.4.7. Решения Управляющего совета оформляются протоколами и включаются в номенклатуру дел образовательной организации.

1.5. Для решения задач развития и совершенствования образовательной деятельности, повышения педагогического мастерства и творческого роста учителей и учащихся создается постоянно действующий коллегиальный орган управления - педагогический совет, членами которого являются все педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательной организацией, заведующий библиотекой, руководители структурных подразделений образовательной организации.

1.5.1. Педагогический совет работает по плану, являющемуся составной частью плана работы образовательной организации.

1.5.2. Организационной формой работы педагогического совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Заседания педагогического совета созываются председателем, а в его отсутствие – заместителем председателя. Внеочередное заседание педагогического совета проводится по требованию не менее 1/3 педагогических работников образовательной организации.

1.5.3. Председателем педагогического совета является директор образовательной организации, а его заместителем – заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Секретарь избирается голосованием из числа присутствующих.

1.5.4. Решение педагогического совета является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и если за него проголосовало более половины присутствующих. Решения педагогического совета принимаются открытым голосованием, оформляются протоколами, которые хранятся в делах образовательной организации Решения педагогического совета, принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации данной организации и всех участников образовательных отношений.

1.5.5. В случае несогласия администрации образовательной организации с решением педагогического совета спорный вопрос выносится на рассмотрение согласительной комиссии, создаваемой на паритетных началах из членов педагогического совета и представителей администрации либо в Управляющий совет.

1.5.6. Организацию выполнения решений педагогического совета осуществляет директор образовательной организации и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам пед. совета на последующих его заседаниях.

1.5.7. Педагогический советправомочен рассматривать следующие вопросы:

- обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательной деятельности и способов их реализации;

- организация работы по повышению квалификации педагогических работников, распространению передового опыта;

- рассмотрение вопросов аттестации педагогических работников в установленном порядке;

- решения о переводе учащихся, формах проведения промежуточной и итоговой аттестации;

- решения о допуске учащихся к государственной итоговой аттестации;

- заслушивание отчетов о работе отдельных педагогических работников, узких специалистов, руководителей структурных подразделений по представлению заместителей директора образовательной организации;

- определение направления опытно-экспериментальной, инновационной работы, заслушивание отчетов о ее ходе и оценка эксперимента;

- разработка основных направлений и программы развития образовательной организации, представление ее директору для последующего согласования Управляющим советом;

- заслушивание отчета об итогах образовательной деятельности образовательной организации в истекшем учебном году;

- заслушивание учащихся, их родителей (законных представителей) по вопросам соблюдения ими уставных требований;

- содействие выполнению решений по реализации предложений участников образовательной деятельности;

- представление учащихся и работников образовательной организации к различным формам поощрения;

- другие вопросы, касающиеся образовательной деятельности в рамках законодательства Российской Федерации.

1.5.8. Решения педагогического совета реализуются приказами директора образовательной организации.

1.5.9.Порядок организации деятельности педагогического совета в части, не урегулированной настоящим Уставом, определяется положением о педагогическом совете образовательной организации, утверждаемым ее руководителем.

1.6. Методический совет создается в целях координации деятельности всех структурных подразделений методической службы образовательной организации, является консультативным органом по вопросам организации методической работы, опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской, инновационной деятельности. Методический совет является коллегиальным органом управления, который объединяет на добровольной основе педагогических работников данной организации и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о методическом совете.

1.6.1. К компетенции методического совета относится:

- проведение проблемного анализа результатов образовательной деятельности;

- внесение предложений по изменению содержания и структуры обязательных учебных курсов, их учебно-методического обеспечения;

- внесение предложений по организации и содержанию аттестации педагогических работников;

- внесение предложений по организации и содержанию исследований, направленных на улучшение усвоения знаний учащимися учебного материала в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- разработка методических рекомендаций в помощь учителям и оказание помощи в их освоении;

- организация работы для молодых педагогических работников.

1.6.2. В своей работе методический совет подчиняется педагогическому совету.

1.6.3. Порядок организации деятельности методического совета образовательной организации в части, не урегулированной Уставом, определяется положением о методическом совете образовательной организации, утверждаемым ее руководителем.

1.7. Методическое объединение педагогических работников является постоянно действующим коллегиальным органом управления для рассмотрения вопросов образовательной деятельности и обеспечения повышения квалификации педагогических работников в образовательной организации. Членами методического объединения являются педагогические работники данной организации. Решения его оформляются протоколами, которые хранятся в делах образовательной организации.

Методическое объединение возглавляет руководитель, назначаемый директором образовательной организации из числа наиболее опытных квалифицированных педагогических работников на один учебный год.

1.7.1. Методическое объединение педагогических работников образовательной организации имеет право:

- заниматься перспективой развития обучения и воспитания;

- анализировать вводимые педагогическими работниками программы;

- оказывать методическую помощь молодым педагогическим работникам;

- участвовать в аттестации педагогических работников в рамках своей компетенции;

- изучать и обобщать опыт педагогических работников;

- организовывать проведение предметных недель, внеклассной работы по предмету, олимпиад, научно-практических конференций.

1.7.2. Организационной формой работы методического объединения педагогических работников являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть. Заседания созываются руководителем методического объединения. Решение методического объединения является правомочным, если на его заседании присутствовало не менее 2/3 его членов и если за него проголосовало более половины присутствующих.

1.7.3. Методическое объединение работает по плану, являющемуся составной частью плана работы образовательной организации.

1.7.4. Решения методического объединения принимаются открытым голосованием, оформляются протоколами, которые хранятся в делах образовательной организации.

1.7.5. Организацию выполнения решений методического объединения осуществляет его руководитель и ответственные лица, указанные в решении. Результаты этой работы сообщаются членам методического объединения на последующих его заседаниях.

1.7.6. Порядок организации деятельности методического объединения в части, не урегулированной настоящим Уставом, определяется положением о методическом объединении педагогических работников образовательной организации, утверждаемым ее руководителем.

1.8. В каждом классе на классных родительских собраниях из числа родителей избирается родительский комитет.

1.8.1. Основными задачами классных родительских комитетов являются:

- содействие администрации и педагогическому коллективу

  • в совершенствовании условий осуществления образовательной деятельности,
  • охраны жизни и здоровья учащихся,
  • свободного развития личности,
  • в защите законных прав и интересов учащихся, в организации и проведении общешкольных и классных мероприятий;

- содействие в привлечении и рациональном расходовании внебюджетных средств на нужды развития образовательной организации;

- помощь в организации и проведении общешкольных родительских конференций, в том числе по вопросу выборов представителей родителей (законных представителей) учащихся в Управляющий совет;

- взаимодействие с педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних учащихся.

1.8.2. Родительский комитет класса действует на основании положения о нем и созывается не реже одного раза в четверть. Родительский комитет призван содействовать классному коллективу, образовательной организации в организации их деятельности, социальной защите учащихся, обеспечению единства педагогических требований к учащимся.

Из членов родительского комитета избирается председатель.

1.9. Коллегиальным органом ученического управления общеобразовательной организации может быть Школьный Парламент, членами которого являются учащиеся 5-11 классов. Президент Школьного Парламента выбирается из учащихся 9-11 классов. Выборы и довыборы в Парламент проводятся тайным голосованием.

Порядок организации деятельности Школьного Парламента определяются положением о Школьном Парламенте образовательной организации.

1.10. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, Уставом образовательной организации и положениями о них, утвержденными руководителем данной организации.

1.11. В образовательной организации могут создаваться другие коллегиальные органы управления, не противоречащие законодательству РФ.

Итоговое задание

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом организации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

pic133.jpg

Единоличный исполнительный орган

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Коллегиальные органы управления

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Коллегиальный орган управления, в компетенцию которого входит рассмотрение и принятие локальных актов, регламентирующих вопросы содержания образования, педагогической деятельности, реализации образовательных программ. Проводится один раз в четверть.

Читайте также: