Кокто орфей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Действие разворачивается в гостиной загородной виллы Орфея и Эвридики, напоминающей салон иллюзиониста; несмотря на апрельское небо и яркое освещение, зрителям становится очевидно, что комната находится во власти таинственных чар, так что даже привычные предметы в ней выглядят подозрительно. Посреди комнаты расположен загончик с белой лошадью.
Орфей стоит у стола и работает со спиритическим алфавитом. Эвридика стоически ожидает, когда ее муж закончит общение с духами посредством лошади, которая на вопросы Орфея отвечает стуками, помогающими

ему узнать истину. Он отказался от сочинения поэм и восславления бога солнца ради добывания неких поэтических кристаллов, заключенных в высказываниях белой лошади, и благодаря этому в свое время стал знаменитым по всей Греции.
Эвридика напоминает Орфею об Аглаонисе, предводительнице вакханок (к их числу принадлежала до замужества и сама Эвридика), которая также имеет обыкновение заниматься спиритизмом, Орфей питает крайнюю неприязнь к Аглаонисе, которая пьет, сбивает с толку замужних женщин и мешает молоденьким девушкам выходить замуж. Аглаониса противилась тому, чтобы Эвридика покинула круг

вакханок и стала супругой Орфея. Она обещала когда-нибудь отомстить ему за то, что он увел от нее Эвридику.

Эвридика уже не в первый раз умоляет Орфея вернуться к своему прежнему образу жизни, который он вел до того момента, пока случайно не встретился с лошадью и не поместил ее у себя в доме.
Орфей не соглашается с Эвридикой и в доказательство важности своих занятий приводит одну фразу, недавно продиктованную ему лошадью: “Мадам Эвридика вернется из ада”, которую он считает верхом поэтического совершенства и намеревается представить на поэтический конкурс. Орфей убежден, что фраза эта будет иметь эффект разорвавшейся бомбы. Он не боится соперничества Аглаонисы, тоже принимающей участие в поэтическом конкурсе и ненавидящей Орфея, а потому способной в отношении него на любую подлую выходку.

Во время разговора с Эвридикой Орфей впадает в крайнюю раздражительность и ударяет кулаком по столу, на что Эвридика замечает, что гнев – это не повод крушить все вокруг. Орфей отвечает жене, что сам он никак не реагирует на то, что она регулярно бьет оконные стекла, хотя отлично знает, что делает это она для того, чтобы к ней заходил Ортебиз, стекольщик. Эвридика просит мужа не быть столь ревнивым, на что тот собственноручно разбивает одно из стекол, подобным образом как бы доказывая, что далек от ревности и без тени сомнения дает Эвридике возможность дополнительный раз встретиться с Ортебизом, после чего уходит подавать заявку на конкурс.
Оставшись наедине с Эвридикой, пришедший к ней по зову Орфея Ортебиз выражает свое сожаление по поводу столь несдержанного поведения ее мужа и сообщает, что принес Эвридике, как и было условлено, отравленный кусочек сахара для лошади, чье присутствие в доме в корне изменило характер отношений между Эвридикой и Орфеем. Сахар передала через Ортебиза Аглаониса, помимо яда для лошади приславшая и конверт, в который Эвридика должна вложить адресованное бывшей подруге послание. Эвридика не решается сама скормить лошади отравленный кусок сахара и просит сделать это Ортебиза, но из его рук лошадь есть отказывается. Эвридика тем временем видит через окно возвращающегося Орфея, Ортебиз бросает сахар на стол и встает на стул перед окном, делая вид, что измеряет раму.

Орфей, как выясняется, вернулся домой потому, что забыл свое свидетельство о рождении: он вынимает из-под Ортебиза стул и, встав на него, ищет на верхней полке книжного шкафа необходимый ему документ. Ортебиз в это время безо всякой опоры висит в воздухе. Отыскав свидетельство, Орфей вновь водружает стул под ноги Ортебиза и, как ни в чем не бывало, уходит из дома. После его ухода изумленная Эвридика просит Ортебиза объяснить ей случившееся и требует от него, чтобы он открыл ей свою истинную сущность.

Она заявляет, что больше ему не верит, и уходит к себе в комнату, после чего кладет в конверт Аглаонисы заранее приготовленное для нее письмо, облизывает край конверта, чтобы его заклеить, но клей оказывается ядовитым, и Эвридика, чувствуя приближение смерти, зовет Ортебиза и просит его найти и привести Орфея, чтобы успеть повидаться с мужем перед смертью.
После ухода Ортебиза на сцене появляется Смерть в розовом бальном платье с двумя своими помощниками, Азраэлем и Рафаэлем. Оба помощника одеты в хирургические халаты, маски и резиновые перчатки. Смерть, подобно им, поверх бального платья тоже облачается в халат и надевает перчатки.

По ее указанию Рафаэль берет со стола сахар и пытается скормить его лошади, но у него ничего не выходит. Смерть доводит дело до конца, и лошадь, переселившись в иной мир, исчезает; исчезает и Эвридика, перенесенная Смертью и ее помощниками в иной мир через зеркало. Орфей, вернувшийся домой вместе с Ортебизом, уже не застает Эвридику в живых. Он готов на все, лишь бы вернуть свою любимую жену из царства теней.

Ортебиз помогает ему, указывая на то, что Смерть забыла на столе резиновые перчатки и исполнит любое желание того, кто ей их вернет. Орфей надевает перчатки и через зеркало проникает в потусторонний мир.
Пока Эвридики и Орфея нет дома, в дверь стучит почтальон, а так как ему никто не открывает, просовывает под дверь письмо. В скором времени из зеркала выходит счастливый Орфей и благодарит Ортебиза за данный им совет. Вслед за ним оттуда же появляется Эвридика. Предсказание лошади – “Мадам Эвридика вернется из ада” – сбудется, но при одном условии: Орфей не имеет права оборачиваться и смотреть на Эвридику.

В этом обстоятельстве Эвридика видит и положительную сторону: Орфей никогда не увидит, как она стареет. Все трое садятся обедать. За обедом между Эвридикой и Орфеем вспыхивает спор.

Орфей хочет выйти из-за стола, но оступается и оглядывается на жену; Эвридика исчезает. Орфей никак не может осознать непоправимости своей утраты. Оглядываясь по сторонам, он замечает на полу у двери анонимное письмо, принесенное в его отсутствие почтальоном.

В письме говорится, что под влиянием Аглаонисы жюри конкурса усмотрело в аббревиатуре фразы Орфея, присланной на конкурс, неприличное слово, и теперь поднятая Аглаонисой добрая половина всех женщин города направляется к дому Орфея, требуя его смерти и готовясь его растерзать. Слышна дробь барабанов приближающихся вакханок: Аглаониса дождалась часа мщения. Женщины бросают в окно камни, окно разбивается. Орфей свешивается с балкона в надежде урезонить воительниц.

В следующее мгновение в комнату влетает уже отчлененная от тела голова Орфея. Из зеркала появляется Эвридика и уводит за собой в зеркало невидимое тело Орфея.
В гостиную входят комиссар полиции и судебный секретарь. Они требуют объяснить, что здесь произошло и где тело убитого. Ортебиз сообщает им, что тело убитого было растерзано и от него не осталось ни следа.

Комиссар же утверждает, что вакханки увидели Орфея на балконе, он был весь в крови и звал на помощь. По их словам, они бы помогли ему, но он у них на глазах уже мертвым упад с балкона, и они не смогли предотвратить трагедии. Служители закона сообщают Ортебизу, что теперь весь город взбудоражен таинственным преступлением, все облачились в траур по Орфею и просят какой-нибудь бюст поэта для его восславления.

Ортебиз указывает комиссару на голову Орфея и уверяет его, что это и есть бюст Орфея руки неизвестного скульптора. Комиссар и судебный секретарь спрашивают Ортебиза, кто он и где проживает. За него отвечает голова Орфея, а Ортебиз исчезает в зеркале вслед за зовущей его Эвридикой.

Удивленные исчезновением допрашиваемого комиссар и судебный секретарь уходят.
Декорации поднимаются вверх, через зеркало на сцену выходят Эвридика и Орфей; их ведет за собой Ортебиз. Они собираются сесть За стол и наконец пообедать, но прежде произносят благодарственную молитву Господу, который определил их дом, их очаг как единственный для них рай и открыл им врата этого рая; за то, что Господь послал им Ортебиза, их ангела-хранителя, за то, что он спас Эвридику, во имя любви убившую дьявола в облике лошади, и спас Орфея, потому что Орфей боготворит поэзию, а поэзия – это и есть Бог.

События происходят на вилле Эвридики иОрфея. Дом находится за городом и больше напоминает шатёр фокусника: даже самые простые вещи кажутся полными загадок, и зрители совершенно уверены, что здесь не обошлось без изрядной доли волшебства. Прямо по центру комнаты находится белая лошадь в небольшомзагончике.
Орфей полностью поглощен работой. Он стоит за столом и общается с потусторонним миром при помощи специального алфавита. Лошадь помогает ему найти ответы на все вопросы, производя определенное количество стуков. Эвридика спокойно ждет, пока Орфей закончит свои манипуляции.
Он снискал огромную славу и прославился на всю Грецию, благодаря тому, что отказался от сочинения стихов и занялся поисками уникального кристалла, в котором заключен великий поэтический смысл. В этих поисках ему и помогает лошадь белого цвета.
Эвридика заводит разговор о Аглаонисе, которая была предводительницей рода, к которому раньше принадлежала и она сама. Орфей относится к Аглаонисе очень скептически, так как та пьет, мешает нормально жить женщинам, которые вышли замуж, а молодым девушкам не дает спокойно сочетаться узами брака. Когда Эвридика собиралась стать супругой Орфея, предводительница была категорически против этого союза. Более того, она поклялась, что обязательно отомстит мужчине за то, что тот не послушал ее и женился на Эвридике. Теперь Женщина уже в который раз пытается убедить мужа, чтобы тот прекратил свои опыты и стал жить как обычно. Однако встреча с той самой белой лошадью, которая теперь живет в их доме, навсегда нарушила привычный порядок вещей.
Тем не менее, Орфей категорически не соглашается с тем, что говорит ему жена. Он считает, что делает очень важную работу, и приводит женщине в качестве аргумента фразу, которая недавно сказала ему лошадь. По мнению Орфея, предложение, в котором говорится, что Эвридика сумеет вернуться из ада,является поэтическим совершенством, и именно это творение он хочет представить на конкурсе поэтов. Он уверен, что фраза произведет небывалый фурор, и даже не боится конкуренции Аглаонисы, которая тоже будет принимать участие в конкурсе. Орфей знает, что женщина его ненавидит и готова нанести самый подлый удар, но это его не пугает. Во время спора с супругой мужчина бьет кулаком по столу, но женщина спокойно замечает, что злость не является оправданием для разрушений. На это Орфей говорит, что старается не замечать, как его жена с завидной регулярностью бьет стекла в окнах, хотя и понимает, что делает она это, чтобы в очередной раз увидеть Эртебиза, который работает стекольщиком. Эвридика укоряет мужа за ревность, но тот, чтобы доказать обратное, собственноручно разбивает стекло. После этого мужчина говорит, что доверяет жене и не против, чтобы она лишний раз увидела стекольщика, после чего с чистой совестью отправляется на конкурс.
Вскоре после ухода Орфея в скором времени явился стекольщик. Эртебиз сказал, что очень сожалеет, что муж Эвридики так себя ведет, после чего, как и было договорено, дал женщине сахар, в котором был яд. Таким образом, женщина хотела избавиться от лошади, с появлением которой в их с Орфеем семейной жизни все пошло кувырком. Отравленный сахар женщине передала ее бывшая предводительница. Также она просила, чтобы Эвридика написала ей письмо, и даже специально для этого передала конверт. Женщина боится сама отравить лошадь и просит, чтобы это сделал стекольщик. Эта затея провалилась, так как животное не стало брать еду из рук незнакомого человека. В этот момент домой возвращается Орфей. Чтобы не раскрыть своих планов, Эртебиз делает вид, что снимает размеры с рамы, бросив сахар на стол. Как оказалось, Орфей не взял с собой свидетельство о рождении. Чтобы достать до антресолей шкафа, мужчина вытянул стул из-под стекольщика, а тот остался висеть в воздухе, ни за что не держась. Как только мужчина нашел то, что было ему необходимо, он вернул стул на место и спокойно ушел. Естественно, Эвридика стала допытываться у стекольщика, что он собой представляет на самом деле. Она больше ему не доверяет и уходит в соседнюю комнату, чтобы запечатать в конверт письмо для Аглаонисы. Когда женщина облизала край конверта, чтобы заклеить его, она поняла, что клей отравлен. Чувствуя, что жить ей осталось совсем немного, Эвридика просит Эртебиза, скорее привести ее супруга, чтобы проститься с ним.
Как только стекольщик скрывается за дверью, на сцене появляется Смерть в компании двоих ассистентов - Рафаэля иАзраэля. Оба одеты в костюмы хирургов и резиновые перчатки. Сама Смерть одета в бальное платье, поверх которого надевает такой же костюм хирурга. Один из помощников берет сахар и пытается дать его лошади. Когда та отказывается, в дело вмешивается Смерть, и лошадь уходит в царство мертвых. Следом за ней через зеркало туда же отправляется и Эвридика. Таким образом, когда Орфей вместе со стекольщиком пришел в дом, супруги уже небыло. Не помня себя от горя, мужчина, во что бы то ни стало, хочет вернуть возлюбленную. В этот момент Эртебиз заметил, что Смерть забыла свои перчатки и говорит, что достаточно вернуть их, чтобы та исполнила все, что угодно.
В то время, пока дома никого не было, приходил почтальон и просунул письмо в дверную щель. Через несколько мгновений в комнате появился Орфей и стал говорить стекольщику слова благодарности. Тут же из зеркала выходит и сама Эвридика. Слова, сказанные лошадью о возвращении женщины из ада, будут справедливы только в том случае, если ее муж не будет оглядываться и смотреть на супругу. Эвридика видит в таком положении вещей и положительные моменты: муж никогда не увидит, что с годами она становится не такой красивой. Счастливые, все садятся за стол, чтобы перекусить. Тут между супругами возникает спор, и Орфей случайно взглянул на жену, которая тут же исчезла. Мужчина сильно расстроен, но вдруг замечает письмо без подписи, лежащее на полу. Распечатав конверт, Орфей узнал, что на конкурсе в его фразе обнаружили бранное слово, а Аглаониса собрала огромное количество женщин, которые хотят посетить его, желая смерти мужчины. За окнами послышался бой барабанов приближающихся мстительниц. Теперь, наконец, их предводительница может сполна рассчитаться с Орфеем за нанесенную обиду. Раздается звон разбитого камнями стекла.Мужчина выглядывает с балкона, чтобы попытаться как-то договориться с воительницами. Через секунду по полу катится его отрубленная голова. Тут же из зеркала является Эвридика и уводит любимого за собой.
В комнате появляется полицейский и секретарь суда. Они начинают восстанавливать картину произошедшего. На вопрос о том, где тело убитого, стекольщик говорит, что оно было растерзано. Тем не менее, женщины утверждают, что Орфей был весь в крови и кричал, призывая ему помочь, стоя на балконе. Они и рады бы помочь, но мужчина упал к их ногам уже мертвым. Законники говорят, что по Орфею скорбит весь город, поэтому нужен какой-нибудь из его бюстов, чтобы сохранить славу поэта. Эртебиз говорит, что голова, которая валяется на полу - это и есть бюст, созданный рукой неизвестного скульптора. Тогда служители закона начинают выяснять у стекольщика, кто он и где его дом. На все вопросы отвечает лежащая на полу голова убитого поэта. Эртебиз тем временем уходит в царство мертвых - его забирает Эвридика, пришедшая из зеркала. Следователи, потеряв допрашиваемого, удаляются. В это время декорации быстро поднимаются вверх, и на сцену прямо из зеркала выходят стекольщик, Эвридика и Орфей. Все хотят сесть за стол и, наконец, устроить обед. Но прежде произносится молитва, в которой Богу приносят благодарность за то, что он впустил их в собственный дом, который стал для всех истинным раем. Также все благодарили Бога за ангела в лице стекольщика, за то, что Эридика спаслась сама и сумела убить Нечистого в личине лошади. И наконец, главная благодарность воздавалась за Орфея, который больше всех любит Бога, так как считает стихи его творением.

Действие разворачивается в гостиной загородной виллы Орфея и Эвридики, напоминающей салон иллюзиониста; несмотря на апрельское небо и яркое освещение, зрителям становится очевидно, что комната находится во власти таинственных чар, так что даже привычные предметы в ней выглядят подозрительно. Посреди комнаты расположен загончик с белой лошадью.

Орфей стоит у стола и работает со спиритическим алфавитом. Эвридика стоически ожидает, когда её муж закончит общение с духами посредством лошади, которая на вопросы Орфея отвечает стуками, помогающими ему узнать истину. Он отказался от сочинения поэм и восславления бога солнца ради добывания неких поэтических кристаллов, заключенных в высказываниях белой лошади, и благодаря этому в свое время стал знаменитым по всей Греции.

Эвридика напоминает Орфею об Аглаонисе, предводительнице вакханок (к их числу принадлежала до замужества и сама Эвридика), которая также имеет обыкновение заниматься спиритизмом, Орфей питает крайнюю неприязнь к Аглаонисе, которая пьет, сбивает с толку замужних женщин и мешает молоденьким девушкам выходить замуж. Аглаониса противилась тому, чтобы Эвридика покинула круг вакханок и стала супругой Орфея. Она обещала отомстить ему за то, что он увел от нее Эвридику. Эвридика уже не в первый раз умоляет Орфея вернуться к своему прежнему образу жизни, который он вел до того момента, пока случайно не встретился с лошадью и не поместил её у себя в доме.

Оставшись наедине с Эвридикой, пришедший к ней по зову Орфея Эртебиз выражает свое сожаление по поводу столь несдержанного поведения её мужа и сообщает, что принес Эвридике, как и было условлено, отравленный кусочек сахара для лошади, чье присутствие в доме в корне изменило характер отношений между Эвридикой и Орфеем. Сахар передала через Эртебиза Аглаониса, помимо яда для лошади приславшая и конверт, в который Эвридика должна вложить адресованное бывшей подруге послание. Эвридика не решается сама скормить лошади отравленный кусок сахара и просит сделать это Эртебиза, но из его рук лошадь есть отказывается. Эвридика тем временем видит через окно возвращающегося Орфея, Эртебиз бросает сахар на стол и встает на стул перед окном, делая вид, что измеряет раму. Орфей, как выясняется, вернулся домой потому, что забыл свое свидетельство о рождении: он вынимает Эртебиза стул и, встав на него, ищет на верхней полке книжного шкафа необходимый ему документ. Эртебиз в это время безо всякой опоры висит в воздухе. Отыскав свидетельство, Орфей вновь водружает стул под ноги Эртебиза и, как ни в чем не бывало, уходит из дома. После его ухода изумленная Эвридика просит Эртебиза объяснить ей случившееся и требует от него, чтобы он открыл ей свою истинную сущность. Она заявляет, что больше ему не верит, и уходит к себе в комнату, после чего кладет в конверт Аглаонисы заранее приготовленное для нее письмо, облизывает край конверта, чтобы его заклеить, но клей оказывается ядовитым, и Эвридика, чувствуя приближение смерти, зовет Эртебиза и просит его найти и привести Орфея, чтобы успеть повидаться с мужем перед смертью.

После ухода Эртебиза на сцене появляется Смерть в розовом бальном платье с двумя своими помощниками, Азраэлем и Рафаэлем. Оба помощника одеты в хирургические халаты, маски и резиновые перчатки. Смерть, подобно им, поверх бального платья тоже облачается в халат и надевает перчатки. По её указанию Рафаэль берет со стола сахар и пытается скормить его лошади, но у него ничего не выходит. Смерть доводит дело до конца, и лошадь, переселившись в иной мир, исчезает; исчезает и Эвридика, перенесенная Смертью и её помощниками в иной мир через зеркало. Орфей, вернувшийся домой вместе с Эртебизом, уже не застает Эвридику в живых. Он готов на все, лишь бы вернуть свою любимую жену из царства теней. Эртебиз помогает ему, указывая на то, что Смерть забыла на столе резиновые перчатки и исполнит любое желание того, кто ей их вернет. Орфей надевает перчатки и через зеркало проникает в потусторонний мир.

В гостиную входят комиссар полиции и судебный секретарь. Они требуют объяснить, что здесь произошло и где тело убитого. Эртебиз сообщает им, что тело убитого было растерзано и от него не осталось ни следа. Комиссар же утверждает, что вакханки увидели Орфея на балконе, он был весь в крови и звал на помощь. По их словам, они бы помогли ему, но он у них на глазах уже мертвым упад с балкона, и они не смогли предотвратить трагедии. Служители закона сообщают Эртебизу, что теперь весь город взбудоражен таинственным преступлением, все облачились в траур по Орфею и просят бюст поэта для его восславления. Эртебиз указывает комиссару на голову Орфея и уверяет его, что это и есть бюст Орфея руки неизвестного скульптора. Комиссар и судебный секретарь спрашивают Эртебиза, кто он и где проживает. За него отвечает голова Орфея, а Эртебиз исчезает в зеркале вслед за зовущей его Эвридикой. Удивленные исчезновением допрашиваемого комиссар и судебный секретарь уходят.

Декорации поднимаются вверх, через зеркало на сцену выходят Эвридика и Орфей; их ведет за собой Эртебиз. Они собираются сесть За стол и наконец пообедать, но прежде произносят благодарственную молитву Господу, который определил их дом, их очаг как единственный для них рай и открыл им врата этого рая; за то, что Господь послал им Эртебиза, их , за то, что он спас Эвридику, во имя любви убившую дьявола в облике лошади, и спас Орфея, потому что Орфей боготворит поэзию, а поэзия — это и есть Бог.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997

Французская литература, поэмы, драматургия

Имя Жана Кокто известно во всем мире, он один из самых прославленных деятелей французской литературы 20 века. Его талант настолько многогранен, что трудно сказать, кем он был в первую очередь – драматургом, сценаристом или писателем. А еще художником, поэтом, режиссером.

Кокто рос в среде, где любили и почитали искусство. Большое влияние на молодого Жана оказал дед, на воспитание которому был оставлен мальчик в девять лет. Он получил прекрасное образование, был знаком со многими деятелями искусства (Э. Пиаф, Э. Сати, М. Прустом, П. Пикассо, С. Дягилевым и многими другими).

Кокто очень любил музыку, поэтому написал несколько либретто для балетов, опер. Его авторству принадлежат 18 пьес, 6 романов, несколько сборников поэзии, он участвовал в создании 16 фильмов как режиссер и сценарист.

Эвридика возмущена, ведь Агланоиса, во власти которой была она раньше, и которая противилась ее свадьбе с Орфеем, тоже занималась спиритизмом. Именно предводительница вакханок обещала отомстить певцу за уведенную Эвридику. А свое слово Аглаониса привыкла держать.

Жена Орфея пытается его вразумить, но все тщетно. Он только рассказывает о том, что надиктовала ему лошадь. Все это поэт решает показать на предстоящем конкурсе, где основным соперником будет Агналоиса.

Эвридика возражает, чем только повергает в бешенство мужа, который начинает все крушит вокруг себя, в том числе и оконные стекла. Он обвиняет ее в любовных отношениях с Эртебизом, человеком, вставляющим окна в доме после очередной выходки поэта.

Эвридика пытается оправдаться, но безуспешно, Орфей уходит, чтобы вовремя сдать заявку на конкурс. Эртебиз жалеет женщину и протягивает ей сахар, который пропитан ядом, чтобы отравить ненавистную лошадь. Именно она, считает Эвридика, является яблоком раздора между ней и мужем. Позаботилась об этом Агланоиса.

Женщина не хочет давать сахар сама и просит стекольщика об услуге, но животное отказывается есть из его рук. В это время приходит Орфей за документом, который второпях забыл, он забирает стул у Эртебиза из-под ног, в это время последний просто висит между небом и землей. Орфей не обращает на это никакого внимания, однако Эвридика сразу задает вопрос, что это было.

Перед смертью женщина хочет посмотреть на Орфея в последний раз. За ним идет Эртебиз. Пока суд да дело, Эвридика умирает, исчезает и отравленная лошадь. Орфей в тоске, он понимает, что Эвридика — лучшее, что было у него в жизни. Он дает зарок вернуть жену из царства мертвых…

Экранизация пьесы

Читайте также: