Когда я думаю о пушкине немедленно и отчетливо представляется мне та россия изложение

Обновлено: 06.07.2024

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения публицистического стиля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

ГИА по русскому языку состоит из трех частей: 1 часть – написание сжатого изложения, 2 часть – тесты на основе прочитанного текста, 3 часть – сочинение – рассуждение.
Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

3.Актуализация знаний

Как писать сжатое изложение

4. Знакомство с текстом

– Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у вас перед глазами (текст у каждого ученика на столе)

(404 слова) (По материалам периодической печати)

5. Анализ текста и работа над сжатием

– Давайте вспомним этапы работы с текстом.

1. Определение темы текста.
2. Определение идеи текста.
3. Определение структуры текста.
4. Определение микротем текста как частей общей темы.
5. Моделирование сжатого изложения.

Задание 1: Прочитайте текст. О ком этот текст? Определите стиль

(Этот текст о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине).
Текст относится к публицистическому стилю ).

Задание 2: Определите идею текста. Какая мысль в нем выражена? (Идея текста в том, что образ великого русского поэта А.С. Пушкина окружает русского человека повсюду).

Задание 4: Разбейте текст на абзацы. Составьте план текста.

(404 слова)
(По материалам периодической печати)

План текста

1. В нашей жизни очень много пушкинского.
2. Пушкин окружает нас повсюду.
3. Иностранцы понимают русского поэта не до конца.
4. Великий поэт и русская душа.

Проверка выполненных работ

Какими приемами сжатия мы можем воспользоваться и что характерно для каждого приема сжатия текста

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.
  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
  • образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

– При сжатии текста чаще всего одновременно используется несколько способов.

Подчеркните ключевые слова первого абзаца. Сформулируйте микротему. Каждый ученик работает самостоятельно.

Посчитайте количество слов в первой микротеме.

Перед вами один из вариантов первой микротемы

Сколько же в нашей жизни всего пушкинского? (7 слов)

Подчеркните ключевые слова второго абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов во второй микротеме.

Перед вами один из вариантов второй микротемы

Подчеркните ключевые слова третьего абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов в третьей микротеме.

Перед вами один из вариантов третьей микротемы

Иностранцы не могут до конца понять Пушкина. Только русские могут понять те чувства, о которых пишет поэт. (17 слов)

Подчеркните ключевые слова четвертого абзаца. Сформулируйте микротему.

Посчитайте количество слов в четвертой микротеме.

Перед вами один из вариантов четвертой микротемы

Александр Пушкин – один из всех, кто так близко подступил к русской душе и сросся с нею. Пока будет Россия, в душе у каждого из живущих здесь пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. (33 слова)

После применения всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:

Проверьте написанное. Посчитайте количество слов в вашем изложении. В работе должно быть не менее 70 слов.

ПАМЯТКА

Как проверить написанное

1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.
2. Первый раз читай с целью проверки содержания.

  • Передано ли основное содержание исходного текста?
  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3. Второй раз читай с целью корректировки текста.

  • Можно ли текст назвать связным?
  • Правильно ли выделены абзацы?
  • Нет ли грамматических ошибок?
  • Нет ли речевых ошибок?
  • Выразительна ли речь?

4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик также проверь чистовой вариант.

6. Итог

– Из скольких слов состоит исходный текст? (404 слова)
– Сколько слов получилось в сжатом тексте? (146 слов, текст сокращен почти втрое, сжатию подвергся каждый абзац)

Центральная библиотека им. А.С.Грина.Кузоватово

Центральная библиотека им. А.С.Грина.Кузоватово

Центральная библиотека им. А.С.Грина.Кузоватово запись закреплена
Музей-Грина Феодосия

Александру Сергеевичу Пушкину посвящается.

Алла Ненада
(Феодосия)

Александр Грин
Воспоминание об А.С.Пушкине

Среди предложений 10−16 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году

Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня

рождения А. С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.

(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного ви́дения слеглась в ясный и великий пейзаж.

(27)А. С. Пушкин знал, что такое искусство.

(По А. С. Грину*)

Источник текста: досрочный ЕГЭ 2014, вариант 3.

Пояснение . В предложении 14 часть:

несмотря на тот бессильный читательский возраст, является обособленным распространённым обстоятельством.

вопросно-ответная форма изложения

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году
Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.

(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

(27)А.С. Пушкин знал, что такое искусство.

Сто двадцать пять лет – очень немного на весах истинного искусства. За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днем подлинного искусства вопросительный знак.

Мы призваны, – согласились, – и я в том числе, – написать о гении. Написать – значит судить. Подлежит ли гений суду? Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть "Бориса Годунова" и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю, или с чем не согласен?

Ответ ясен. Итак, можно написать только, – что дал он тебе и что ты взял от него, – и, пожалуй, еще: сохранил ли до сего дня?

Почему этот гений – не страшен? Без молний и громов, без режущего глаза блеска? Когда я думаю о А.С.Пушкине, немедленно и отчетливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. Я знаю его с той поры, как начал читать. Лет семи-восьми, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочел "Руслан и Людмила", и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остается ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина – в первый раз. Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.

Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: "Современен ли А.С.Пушкин"? То есть: "Современна ли природа? Страсть? Чувства? Любовь? Современны ли люди вообще?" Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов.

Теперь, когда "искусство" приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике, и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж.

P.S. А.С.Пушкин знал, "что такое искусство".

Это – заметка для одноразовой газеты, которую в 1924 г. Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Издать ее не удалось, и только 10 февраля 1962 года литератор Николай Ашукин опубликовал в "Литературной газете" сохранившийся в его архиве отзыв Грина. В "Крымском альбоме 1999" статья печатается без купюр, пропущенные при первой публикации слова выделены жирным шрифтом.

Читайте также: