Когда ввели обществознание в школе
Обновлено: 04.07.2024
Обществоведение - название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х г. г. по 1991 год на всей территории СССР. Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии.
обществознание- это наука изучающая. человека. человека в обществе. человечность. короче всё что связанно с людьми и обществом
обществоведение- изучающая историю, логику, этику
короче почти одно и тоже. .
только обществоведение по-мойму уже не преподают не где
ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К началу XX века в учебных планах российских учебных заведений доля предметов социально-гуманитарного цикла была невелика.
Так, в гимназиях и прогимназиях закон Божий, история занимали не более 13% учебного времени.
Еще меньше (11,5%) времени отводилось на них в планах реальных и коммерческих училищ.
В основу преподавания общественных наук был положен формационный подход- классовое понимание общества и эпохи, раскрывающее смысл и значение борьбы двух противоположных систем
Предметная система упразднялась и заменялась комплексной системой. Основание программ составляли комплексные темы, затрагивающие различные стороны жизни общества
Наряду с беседой и рассказом учителя получили распространение такие формы учебно-воспитательной работы, как доклады учащихся, составление графиков, диаграмм, схем, карт и т.д.
Широкую популярность приобретает экскурсионная работа и метод проектов.
К концу 1922 г. были разработаны общие схемы программ единой трудовой школы I ступени, первого концентра II ступени.
5 марта 1923 г. Коллегия Наркомпроса приняла их как основу для дальнейшей разработки программ.
Программа по обществоведению была опубликована в 1925 г. Основой обществоведения является изучение современности, история же должна быть иллюстрацией к ней.
1927 г. Наркомпрос издал учебные планы и программы. Программы стали первыми обязательными программами для всех школ РСФСР.
Одновременно выходили рабочие книги по обществоведению, впервые приспособленные к утвержденным программам.
1.Рабочие книги по обществоведению для 5 класса под редакцией А.П. Станчинского
2.Рабочие книги по обществоведению для 6 класса под редакцией А.И. Стражева.
4.Учебник по истории труда, Н.А. Рожков
5.Учебное пособие по фазам общественного развития для школ 1-й и 2-й ступеней, О.В. Трахтенберг, А.И. Гуковский.(1926)
ЦК ВКП(б) принял решение об организации в 1931 г. смотра учебной книги, проводившегося партийными органами, обществом падагогов-марксистов. В рецензентские коллективы по проверке учебников обществоведения включались просвещенцы- ударники, рабочие-ударники и передовые колхозники.
Особое внимание уделялось изучению текста Конституции. Представляет интерес такая установка: такие статьи Конституции, как 1, 2, 4, 12 –должны были знать дословно, а содержание других наиболее важных статей учащиеся должны уметь передать словами, близкими к тексту Конституции.
Затем важное место на уроках Конституции занимали идеи, содержащиеся в идеях руководителей страны.
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Однако: в середине 50-х гг. в ходе борьбы с перегрузкой школьников логика и психология были исключены из учебных планов школы.
3 года – экспериментальное преподавание курса.
Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения
Социализм первая фаза коммунистического общества
КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества
Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм
XX век — век торжества коммунизма
Курс, таким образом, последовательно пропагандировал партийную идеологию
Достижения преподавания нового курса были представлены на Всероссийском семинаре учителей обществоведения (1964 г.) и педагогических чтениях (1965 г.), где поднимался широкий круг методических проблем:
межпредметные связи и формирование мировоззрения учащихся;
изучение законов диалектики; из опыта организации ученических социологических исследований;
индивидуальные задания по обществоведению в школах рабочей молодежи;
подготовка учащихся к жизни;
активизация общественно-политической деятельности учащихся;
тематическое планирование в курсе обществоведения;
С новым предметом в школу пришла новая для среднего образования форма учебных занятий — семинар, основой которого стала фронтальная самостоятельная подготовка к нему учащихся всего класса: конспектирование литературы, подборка газетных вырезок, посильные наблюдения явлений действительности
Ищущие новую методику учителя стремились вызвать дискуссию вокруг различных толкований обсуждаемых проблем.
Внимание учащихся с запоминания отдельных фактов и положений переключалось на самостоятельное их истолкование и оценку.
В 60-80-е гг. в практику лучших учителей вошло проблемное обучение.
Продолжалась разработка проблемы применения знаний, полученных при изучении обществоведения, на последующих по времени уроках истории
В 70-х гг. была разработана методическая система
Диалектический и исторический материализм основа научного мировоззрения
Капитализм — последний эксплуататорский строй. От капитализма к социализму
Социализм и коммунизм — две фазы единой коммунистической формации
Коммунистическая партия Советского Союза — руководящая и направляющая сила Советского общества
Половина учебного времени отводилась на изучение III темы, т. е. советского общества.
В 1985- 1986 гг. происходила дискуссия
Дискуссия показала неудовлетворенность учителей, существовавшим тогда учебником, их желание работать с книгой, в большей мере ориентированной на личность ученика.
нацеленность на формирование коммунистического мировоззрения
курс в значительно большей мере был обращен к личности молодого человека
были отражены некоторые актуальные вопросы, вызывающие повышенный интерес молодежи
было запланировано время для семинарских и практических занятий
разнообразие форм занятий: лекции, лабораторные занятия, семинары, практические занятий, итоговые собеседования.
В условиях развернувшейся перестройки многие учителя оказались неподготовленными к переменам в базовых науках, были не в состоянии самостоятельно разобраться в новой информации, с трудом расставались с пропагандистскими штампами и идеологическими стереотипами прошлых лет.
Выдвигались новые задачи для учителей:
1.Отход от догматических методик
2.Отказаться от авторитарности
3.Отказ от отнимающих много времени и не вызывающие интереса учащихся видов деятельности
4.Использование собственного опыта учащихся
Поддержку учителей получили следующие положения:
поворот курса к проблемам человека
акцент на личностный аспект обществоведения
усиление связи курса с жизнью
усиление направленности на выработку умений
ориентация на перестройку учебного процесса
На рубеже 80 — 90-х гг. к разработке программ такого курса приступило несколько коллективов
Часть творчески работающих преподавателей не удовлетворенных содержанием существовавших общественных дисциплин, стали на свой страх и риск преподносить учащимся новое содержание.
необходима нацеленность школы на человека
учебник по новому предмету не должен давать окончательные ответы на все вопросы, а пробуждать интерес
новое содержание учебного предмета требует диалогизации методов обучения
предполагается самостоятельное обращение учащихся к различным источникам
в изучении нового предмета велика роль семинаров, диспутов и т.д.
компьютеризация обществоведческой подготовки учащихся
обществоведческие дисциплины должны быть исключены из учебного плана школы, поскольку они навязывают учащимся потерпевшую крах идеологию
в кризисное время особенно велика роль учебных дисциплин, помогающих понять окружающий мир, самостоятельно определить собственную жизненную линию
На рубеже 90-х гг. разработкой нового курса уже занимались несколько авторских коллективов, а к середине 90-х гг. появились альтернативные учебные пособия, несущие в школу современные взгляды на общество и человека.
Наибольших успехов в этой сфере добился Л.Н. Боголюбов
С конца 80-х гг. он возглавляет коллектив научных сотрудников и учителей по разработке основ современного обществоведческого образования.
Подготовлены методические пособия для учителей школы.
К середине 90-х годов специалисты в области педагогики пришли к убеждению в том, что содержательным компонентом курса являются основы знаний в сфере политики и права, экономики и экологии, межнациональных и семейных отношений, культуры и здорового образа жизни, истории религии и морали. Появились учебные пособия, хрестоматии, методическая литература, видеофильмы.
Литература:
2.Конституция СССР 1936 г.
4.Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 304 с.
5.Изучение обществоведения в средней школе. Пособие для учителей /Под ред. А.В. Дружковой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 1960-х годов по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 году. [1]
Фрагмент учебной программы курса обществоведения 1962 года:
1. Диалектический и исторический материализм — основа научного мировоззрения. 2. Социализм — первая фаза коммунистического общества. 3. КПСС — руководящая и направляющая сила советского общества. 4. Пути постепенного перерастания социализма в коммунизм. 5. XX век — век торжества коммунизма. [2]
Обществоведение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии.
Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, марксистско-ленинская философия помогает учащимся вырабатывать соответствующие отношения к существующему общественному строю, понять сущность проводимой Коммунистической партией и Советским государством политики и тем самым способствует сознательному участию самых широких масс трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию великих коммунистических идеалов. [источник не указан 1029 дней]
С 2000 года в средней школе введён федеральный синтетический школьный предмет обществознание.
См. также
В настоящее время (2012) год в ГМК им. Гнесиных РАМ им. Гнесиных студенты проходят обществоведение, а не обществознание.
ОБЩЕСТВОВЕ́ДЕНИЕ, -я, ср. Наука об обществе. Проблема личности находится сейчас в центре внимания советского обществоведения. Кон, Социология личности.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.
Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три части: "основы марксистско-ленинской философии", "основы политэкономии" и "основы научного коммунизма".
Давая целостную систему взглядов на окружающую действительность, марксистско-ленинская философия помогает учащимся вырабатывать соответствующие отношения к существующему общественному строю, понять сущность проводимой Коммунистической партией и Советским государством политики и тем самым способствует сознательному участию самых широких масс трудящихся в политической жизни общества, в борьбе за социальный прогресс, за реализацию великих коммунистических идеалов.
Фрагмент учебной программы курса обществознания 1962 года:
1. Диалектический и исторический материализм - основа научного мировоззрения.
Читайте также: