Когда проводят родительское собрание в школе

Обновлено: 02.07.2024

Общее положение о классном родительском собрании в начальной школе

Родительское собрание - важная и наиболее трудная форма взаимодействия родителей учащихся и педагогов школы. Родительское собрание, являясь высшим органом самоуправления родителей в пределах определенного класса, принимает решения, касающиеся учебно-воспитательной работы класса и школы в целом, материального обеспечения классных и внеклассных мероприятий, осуществляет поддержку каждого члена родительского коллектива, координирует взаимоотношения родителей класса с органами управления школой.

Общая цель родительских собраний в начальной школе состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимных отношений родителей учащихся класса, педагогов и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Эта цель состоит в реализации следующих задач:

- обсуждать и решать вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждать возможности участия родителей в проведении внеклассных мероприятий;

- обсуждать проекты школьных документов и высказывать по ним свои соображения;

- выдвигать кандидатуры в школьный орган самоуправления;

- обсуждать предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

- принимать решения о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг;

- определять действующий орган самоуправления в классе - родительский комитет или инициативную группу.

Требования к проведению родительского собрания

1. Плановое родительское собрание проводить 1 раз в учебную четверть.

2. Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями и задачами школы.

3. Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.

4. Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания на малом педагогическом совете класса.

5. Знакомить органы управления общеобразовательным учреждением с решениями классного родительского собрания.

Рекомендуемые этапы проведения родительского собрания

I. Подготовительный этап

Этот этап предшествует проведению собрания и предусматривает следующие действия со стороны классного руководителя:

- наблюдение за учащимися класса и фиксирование результатов наблюдений по разработанной схеме;

- подготовка оснащения родительского собрания: индивидуальные листы качества знаний учащихся или текущих оценок по предметам, результаты анкетирования или тестирования учащихся, текст анкеты-опросника для родителей учащихся по теме собрания, наглядное оформление кабинета, в котором будет проводиться родительское собрание, видео- и аудиозаписи необходимых на собрании фрагментов школьной жизни;

- подготовка текста беседы для выполнения на собрании задач педагогического всеобуча;

- разработка сценария проведения родительского собрания.

II. Организационный этап

На этом этапе подготовки родительского собрания целесообразно оповестить родителей о цели предстоящего родительского собрания, плане его проведения, представить гостей, присутствующих на собрании, сообщить регламент проведения собрания, выбрать ответственного за ведение протокола родительского собрания.

III. Ознакомление родителей с учебными достижениями их детей

Данный этап предполагает информирование родителей в целом об учебных достижениях класса, а также об индивидуальных учебных достижениях каждого учащегося. Для этого можно использовать индивидуальные карты учебных достижений, оформленные в период подготовки к родительскому собранию на каждого учащегося класса.

Целесообразно предоставить слово педагогам-предметникам или педагогам дополнительного образования, работающим в данном классе. Учитель начальных классов на данном этапе может дать краткую консультацию по вопросам изучения наиболее трудных тем.

Частные вопросы по успеваемости отдельных учащихся, полные методические советы по более успешному овладению учебными умениями и навыками будут раскрыты на индивидуальных консультациях, время проведения которых должно быть оговорено на данном родительском собрании.

IV. Проведение педагогического всеобуча для родителей

Темы для бесед выбираются в соответствии с обозначенной темой собрания и могут быть проведены школьным психологом или социальным педагогом, приглашенными на родительское собрание людьми.

V. Социологический опрос

Организация анкетирования родителей по текущим вопросам обучения, воспитания, проведению воспитательных внеклассных мероприятий.

VI. Выступления представителей родительского комитета или инициативной группы родителей

Выступления родителей могут освещать деятельность групп родителей за определенный промежуток времени, касаться вопросов планирования предстоящих мероприятий, содержать информацию, предлагаемую для общего обсуждения на родительском собрании.

VII. Ознакомление родителей с состоянием воспитательного процесса

Учителем излагается информация об уровне воспитанности учащихся, предлагаются конкретные действия для реализации определенной задачи, поставленной перед классным коллективом, планируются очередные внеклассные мероприятия, объявляются благодарности родителям учащихся, помогающим в организации воспитательного процесса.

VIII. Подведение итогов родительского собрания

Итог собрания может быть подведен в форме экспресс-опроса родителей по выяснению результативности проведенного собрания или может быть подведен учителем, представителями родительского комитета класса в форме зачитывания решения родительского собрания.

IX. Анализ итогов родительского собрания

Классный руководитель анализирует результаты социологического опроса, ход проведенного собрания, характер вопросов, задаваемых родителями на собрании. Результаты проведенного анализа предлагаются для обсуждения на малом педагогическом совете класса. Классный руководитель определяет наиболее важные этапы для проведения следующего родительского собрания и разрабатывает план подготовки к нему.

1.1. Настоящее положение является локальным актом, регламентирующим отношения образовательного учреждения с родителями (законными представителями), являющимися участниками образовательного процесса в школе.

1.2. Положение о родительском собрании определяет его назначение, функции в системе учебно-воспитательной работы, а также этапы деятельности педагога по его подготовке.

II. Цели проведения родительских собраний.

1. Получение информации, необходимой для работы с детьми.

2. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования школы.

3. Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей.

5. Принятие решений, требующих учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизни.

6. Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

III. Функции родительского собрания.

3.2 Просветительская функция состоит в обеспечении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников.

3.3 Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему.

3.4 Консультационная функция реализуется как методическое и психолого-педагогическое консультирование.

3.5 Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей.

3.6 Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации школьников.

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Положение о классном родительском собрании

Общие положения

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

Классное родительское собрание:

Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;

Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

Правила проведения собраний:

Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы;

Главным методом проведения собрания является диалог;

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания;

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за 4 дня до проведения собрания;

Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя;

Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников;

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета);

Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

Принципы проведения родительского собрания:

Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми;

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет;

У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

По проведению родительского собрания

Собрание организуется один раз в месяц или четверть , в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки , для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

Готовясь к собранию , желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится на обсуждение, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты – подготовить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме.

Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание :

Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;

Звонок по телефону;

Использование дружеских связей родителей;

Индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания;

Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте;

Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению;

Приглашение с помощью родительского комитета.

Как начать собрание и расположить родителей к разговору?

Использование цитат, эпиграфов; оформление доски;

Поприветствовать и поблагодарить родителей;

Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);

Знакомство родителей с проблемой и регламентом;

Необычно рассадить родителей;

Выставка творческих работ учащихся;

Реклама педагогической литературы;

Видеоролик о жизни класса или выступление детей;

Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей;

Отметить работу родительского комитета;

Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;

Выразить радость от общения с родителями и их детьми.

Формы проведения собрания:

Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);

Родительская конференция по обмену опытом воспитания;

Итоговое совместное собрание детей и родителей;

Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля;

Презентация семейного воспитания;

Правила составления выступления классного руководителя:

С хорошего начать и хорошим закончить;

Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;

О плохом сказать в общем, не называя фамилий;

В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех;

О хорошем - при всех, о недостатках – индивидуально;

Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий;

Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.;

Награждение родителей грамотами;

Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям;

Представление детей по номинациям;

Анализ дел (отметить каждого).

Необходимо учитывать, что на собрание родители часто приходят прямо с работы. Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток по теме родительского собрания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общение с ребенком

Помните, что если вы - человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы человек злой – злые.

Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу – здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.

Примерная структура родительского собрания

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 минут;

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему – 5-7 минут;

Выступление по теме собрания. Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 минут;

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Как учителю организовать беседу

Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе;

Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя;

Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать;

Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя;

Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя;

Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию;

Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Родительские собрания нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

Как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требованиям к детям, режима работы и т.д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах;

Как консультативные по занятости детей в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.

Как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

Совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов;

Собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.

Уточнить регламент, продумать ход собрания.

Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.

Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.

Продумать выставочный или информационный материал.

Определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить.

Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножечко праздник.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании

Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы и задачи, одни дети.

Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания

Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х классов.

Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.

Жестко определите регламент собрания. Беречь время родителей.

Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и т.п.)

Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Учителю на заметку

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей;

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т.д.

Читайте также: