Когда появились школы рабочей молодежи

Обновлено: 05.07.2024

Общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства молодых рабочих, не получивших в детстве достаточного начального школьного образования. ШРМ позволяли обучающемуся выйти на образовательный уровень средней школы 10 - 11 классов (по образовательной системе СССР). Данные учебные заведения действовали с 1920-х гг., представляли собой школы для старших подростков и юношества, молодых рабочих, работающих в городах на предприятиях (ШРМ) и для крестьянской бедноты из числа юношества — в сёлах (ШКМ).





Школа работала в составе 5-7-х и 5-10-х классов.


Обучение в вечерней школе было бесплатным. Через эти общеобразовательные учреждения обязана была пройти вся молодёжь, которая в силу каких-то обстоятельств не смогла получить образование во время.


Для учащихся были разработаны специальные гибкие условия, которые подстраивались к их режиму труда и возрастным категориям.


Многие вечерние школы открывались при крупных предприятиях. Так же имела место специализация отдельных школ, что позволяло организовать обучение группы людей с опорой на их жизненных опыт.


В вечерних школах обучались многие известные люди. С 30 сентября 1949 года по май 1951 года в школе рабочей молодёжи проходил обучение Ю. А. Гагарин.


Молодёжь, проходившая обучение в вечерней школе, имела некоторые льготы: предоставлялся один дополнительный нерабочий день в неделю с сохранением 50% зарплаты. Так же существовал оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов.


Меня выгнали из выпускного класса за три дня до экзаменов (сильно насолил дирекрисе и методисту района по русскому языку и литературе) подделав журнал… А в автопарке, куда я пришёл после водительских курсов, заикнулись насчёт консультационного пункта в соседнем, таксомоторном автопарке, Заочной школы. Я записался, а на следующий год экстерном сдал экзамены на аттестат. Эти проблемы воспитывают трудолюбие и стойкость.

Проклятые коммуняки. Измором брали: учись, учись, учись… Благо сейчас демократия: школы наоборот закрывают, особенно в сельской глубинке.Будь быдлом, дорогой Россиянин

Придумано было для народа. Все правильно делалось. Образованный народ — это лучше, чем не образованный. Есть возможность иметь профессию и учится дальше.
У меня получилось так. В 10 классе, за 2 недели до экзаменов принял решение их не сдавать, а с сентября пойти в 11 класс вечерней школы.
Скажу так, не жалею. Познакомился с новыми людьми, которые уже и учатся и работают. Более ответственны, так как и семьи имеют, и знают трудности жизни. Получил новые впечатления, и присмотрелся к новым условиям жизни.
Помню только хорошее о тех временах. Государство, как говорится, думало о людях, и чувствовалась его защита забота. Знали, всегда поможет, не оставит в беде. Даст работу и соц обеспечение.
Рабочий класс был основой промышленности. Сейчас рабочего класса нет, уничтожен, народ почти брошен. Не так то просто сейчас учится, лечится, работать.
И оболванивание идет населения. Необразованным народом легче управлять, легче его дурачить, отвлекать от главного.
А фильм этот не хуже Санта Барбары. Можно смотреть и продолжение, если бы снимали дальше. Так как это жизнь реальная, с людьми трудягами, с чувствами, любовью, отношениями, желаниями, мечтами. Там подразумевается хорошее будущее.
Отличный фильм. И песня хорошая там.

Для народа искали возможности для реализации способностей.Сколько рабочей практики соединилось с образовательной теорией на пользу государству.













Кто они – ученики вечерних школ от раннего СССР до наших дней? Великовозрастные оболтусы, которым и трех классов хватит за глаза, или талантливые, молодые, перспективные, с блестящим профессиональным будущим люди, в детстве которых просто что-то пошло не так? Школы рабочей молодежи собирали под свое крыло и тех, и других, не разбираясь, и часто превращали первую категорию во вторую.

Как были созданы школы рабочей молодежи

В 20-е годы прошлого века остро встал вопрос о подготовке большого количества специалистов для самых разных областей народного хозяйства. У молодой советской республики были амбициозные планы. Для того, чтобы в будущем построить коммунизм, сперва требовалось возродить экономику страны. А для этого – восполнить значительные потери кадров, произошедшие в результате гражданской войны и оттока большого количества специалистов за рубеж, в эмиграцию. Но откуда было взять специалистов? И страна Советов стала массово открывать школы.

С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты и образование стало доступным для всех. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно. Но доступность образования относилась в первую очередь к детям. А взрослые люди часто имели за спиной лишь 3-4 класса школы и в лучшем случае умели читать и писать. Ведь из-за гражданской войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать полный курс школьного образования получили далеко не все.

К 1930 году во всех краевых и областных центрах было открыто по несколько школ для молодых рабочих, подобные учебные заведения появились и в селах. В них училась не только молодежь. Контингент был очень пестрый. Зачастую вслед за взрослыми детьми в школы приходили и их отцы – зрелые мужчины с заметной сединой, которым тоже хотелось получить образование, раз такая возможность у них появилась.

В те годы вообще не стоял вопрос, как заставить взрослых работающих людей учиться. Наоборот, учиться хотели все. Образование стало основным социальным лифтом, главным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Благодаря ему можно было стать квалифицированным специалистом, сделать военную или партийную карьеру.

Молодые люди слишком хорошо понимали, что в противном случае их ждет тяжелый неквалифицированный ручной труд, поскольку возможность для предпринимательской деятельности в Союзе многократно сократилась.

Образование взрослых во время и после войны

Учебников было очень мало, тетрадей катастрофически не хватало, классы были плохо обеспечены электроэнергией и почти не отапливались. Но главное – в те голодные годы еще слишком остро стоял вопрос выживания: ученики были истощены, часто не имели теплой одежды и буквально засыпали от усталости прямо за партой.

Зато после войны школами рабочей молодежи занялись на самом высоком уровне. Существовал даже государственный план, касающийся этих школ. Ведь после войны колоссальные людские потери тормозили восстановление экономики страны. Все отрасли нуждались в квалифицированных рабочих кадрах. Кроме того, остро не хватало и выпускников 10 классов: приток абитуриентов не удовлетворял потребностей вузов.

В послевоенные годы школы рабочей молодежи открываются повсеместно. Если в 1943 г. в РСФСР было всего 810 школ рабочей молодежи, то в 1953 г. их стало 2866, то есть в три с половиной раза больше, а количество учащихся за этот период увеличилось в восемь раз.

Не только Гагарин: как школы рабочей молодежи дали стране легендарных военачальников, академиков и звезд эстрады


ФОТО: Сапожков И./Фотохроника ТАСС

Конечно, и обучение, и преподавание в такой школе в полуразрушенной послевоенной стране требовало дисциплины, воли и даже самоотверженности. Вот как писала об этих годах Нина Прокофьева, работавшая учителем математики в ШРМ в Ленинградской области. «В 1953 году, когда я начала работать в школе рабочей молодежи, в Пикалеве во время дождей вся Советская улица превращалась в сплошную глиняную реку. Пройти можно было только в сапогах. Уроки в школе заканчивались в 11:30 вечера. Нужно было после окончания уроков идти от здания школы до дома.

Юрий Гагарин, Василий Маргелов и не только

В разное время образование в ШРМ получили многие знаменитые люди нашей страны, среди которых есть легендарные военачальники, звезды эстрады, академики, выдающиеся ученые, писатели и деятели культуры.

Так в 1920-е годы в школе сельской молодежи проходил обучение будущий легендарный советский военачальник, командующий воздушно-десантными войсками Василий Маргелов.

В 1931 году школу колхозной молодежи окончил самый результативный танкист в Красной армии за всю Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза Дмитрий Лавриненко.

В 1930-х годах школу рабочей молодежи окончил писатель Анатолий Эммануилович Левитин-Краснов, который потом преподавал в такой школе в 1945-49 годах.

До 1942 года в школе рабочей молодежи училась советская и российская певица, Народная артистка СССР Людмила Зыкина.

В 1946 ШРМ окончил прозаик, поэт и драматург Владимир Войнович.

Юные мамы и профессиональные спортсмены: кто учится в вечерних школах в наши дни

В 1958 году школы рабочей молодежи были переименованы в вечерние общеобразовательные школы. Обучение в них было бесплатным, и через них за годы советской власти прошли сотни тысяч молодых и не очень молодых людей.

В последние тридцать лет число вечерних школ в России постоянно сокращалось. Но и в наше время школы для взрослых продолжают существовать.

Не только Гагарин: как школы рабочей молодежи дали стране легендарных военачальников, академиков и звезд эстрады


ФОТО: Эдуарда Котлякова /Фотохроника ТАСС

Кто в них только ни учится. Социальный и возрастной контингент учеников очень пестрый. Это бывшие ученики школ, которые по разным причинам бросили учиться в 9-11 классах, а теперь им понадобилось получить аттестат о среднем образовании. Среди них встречаются очень юные мамы, есть профессиональные спортсмены, которые тренируются в первой половине дня, есть те, кто утром учится на каких-нибудь профессиональных курсах (например, художники). Есть и молодые люди 16-17 лет, которые могли бы учиться в обычной школе, но в вечерней им психологически комфортнее. Тем более что в вечерних школах классы небольшие, а учиться в группах из 5-10 человек куда проще, чем в полном классе. Бывают и забавные моменты.

Учителям не так уж редко приходится вызывать в школу родителей взрослых учеников, а чаще учениц. Это бывает, например, если молодая женщина не может нормально учиться, поскольку ей не с кем оставить ребенка. Родителей вызывают для того, чтобы уговорить их посидеть с внуками, пока взрослые дети завершают образование.

Учеба в современных вечерних школах начинается в 16:30, а шестой урок заканчивался в 21:35. Учителя отмечают, что случаев, когда ученики остаются на второй год или бросают школу, не много, зато встречаются очень мотивированные школьники, и каждый год кто-нибудь да набирает на ЕГЭ 90-95 баллов по одному из предметов.

К тому же, до конца 2021 года все предприятия должны полностью перейти на новые профстандарты. А в них требования и к образованию, и компетенциям работников выросли очень сильно. Поэтому даже тот, кто успешно работает в своей сфере, но не имеет нужного образования, может лишиться рабочего места. Ведь если трудовая инспекция обнаружит несоответствие, то работодателя ждет штраф. Так что в ближайшие годы спрос на вечерние школы в России будет только расти.


Об организации образования для юных пролетариев советская власть задумалась ещё в середине двадцатых. В рамках Всевобуча в 1930 году во всех краевых и областных центрах было открыто по несколько школ для молодых рабочих, подобные заведения появились и в сёлах. В первый год войны, после того как их перестали финансировать, школы перестали работать вообще, а многие подростки и даже дети встали к заводским станкам, заменяя ушедших на фронт взрослых. Создание школ рабочей молодёжи (ШРМ) в 1944 году было связано с резким увеличением количества работающих молодых людей, не имевших оконченного семилетнего или хотя бы начального образования. Кроме того, остро не хватало и выпускников 10 классов: приток абитуриентов не удовлетворял потребностей вузов.


Гранит науки на трезвую голову

В 1970/71 учебном году только в РСФСР в вечерних школах обучалось более 2 млн человек. Эта система помогала взрослым людям получить среднее образование без отрыва от производства и повысить свою квалификацию, а значит, и зарабатывать больше. Кроме того, оконченное среднее давало шанс продолжить образование в институте. Для учащихся вечерних школ разрабатывались специальные гибкие условия, которые подстраивались к режиму их труда. Занятия организовывали в две и даже три смены. Учащимся без отрыва от производства предоставляли льготы: дополнительный нерабочий день в неделю с сохранением 50% оплаты и дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов.

Леонид Наумов.

Многие вечерние школы существовали при крупных промышленных предприятиях, и руководство этих предприятий имело мощные рычаги воздействия на процесс обучения рабочих. Так, московский ЗИЛ одно время славился весьма оригинальным решением этой проблемы. В существующем при этом огромном заводе лечебно-трудовом профилактории наряду с насильственной реабилитацией алкоголиков организовали и обучение поднадзорного контингента по программе средней школы. Тем более что на трезвую голову оно проходило более-менее успешно.

Школа рабочей молодежи. 1973 год.

Отцы и дети за одной партой

Стоит заметить, что в разные годы в школах рабочей и сельской молодёжи и вечерних школах училось немало достойных и известных людей: первый в мире космонавт Юрий Гагарин, легендарный советский военачальник, командующий ВДВ Василий Маргелов, писатель Владимир Войнович. Для них эта учёба послужила своего рода социальным лифтом. Сегодня школы для взрослых существуют в Европе, Азии и Америке. В России вечерние школы тоже сохранились, поступить туда может любой гражданин старше 15 лет, не получивший по каким-то причинам среднее образование. Их выпускники так же сдают ЕГЭ и по результатам этих тестов могут поступать в вузы.

Читайте также: