Когда появились детские сады в ссср

Обновлено: 05.07.2024

Как в России появились детские сады и как они были устроены

Детские сады появились в России в середине XIX века. Поначалу немногочисленные, платные частные детские сады находились только в крупных городах — родители, которым они были не по карману, водили детей в приюты. Рассказываем, как в России развивалась система детских учреждений и как они были устроены.

Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян

Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии

В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.

Чему учили в детских садах

Занятия сначала проводились по пособиям Фребеля, а затем русские педагоги стали адаптировать их и создавать собственные. Во многом это было связано с русской культурой и особенностями русской природы. Фребель очень много внимания уделял занятиям с природными материалами, и не все их можно было найти в России. Его песенки и рассказы также были немецкими, поэтому приходилось придумывать свои или обрабатывать народные песни и сказки. Больше всего были известны материалы педагогов Василия и Елизаветы Водовозовых и Аделаиды Симонович.

Авторский опыт российских педагогов был признан и за рубежом. В 1900 году петербургское Фребелевское общество участвовало во Всемирной педагогической выставке, на которой получило бронзовую медаль. Эти заслуги прямо отражали высокий уровень воспитателей — в начале двадцатого века в России издавали больше ста педагогических журналов, проводили выставки дошкольного образования в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. На выставках читали лекции о дошкольном воспитании, продавали книги для взрослых и детей и материалы для занятий в семье и детском саду. Чаще всего российские педагоги работали в двух противоположных направлениях: свободное воспитание и религиозно-нравственное воспитание. Сторонники первого подхода считали, что к каждому ребенку нужно найти свой подход, создать развивающую среду по возрасту и не мешать играть и творить. Сторонники второй идеи считали, что дети должны стремиться к духовному идеалу, который и нужно в них воспитывать.

Правила и требования к детским садам

До конца девятнадцатого века государство никак не регулировало частные детские сады. В 1893 году в очередной редакции законов Российской империи появились правила для открытия детских садов. Теперь частные детские сады могли открыть только русские подданные, для работы с детьми требовалось педагогическое образование — для мужчин это должен быть вуз, а для женщин — восьмой класс гимназии или последний класс курсов благородных девиц. В детском саду появлялись обязательные предметы: русский язык и Закон Божий. Отдельного здания у детского сада могло и не быть, достаточно было даже комнаты.

Интеллигенция и народные детские сады

С начала двадцатого века Министерство народного просвещения стало выделять средства для детских садов и дошкольных обществ. Деньги давали не всем, а адресно: Фребелевскому петербургскому обществу на открытие новых садов или московскому Обществу воспитательниц и учительниц на создание сада для прохождения педагогической практики. Но большая часть садов существовала на деньги родителей и просветительных обществ.

Детские сады после революции

С каждым годом количество государственных садов возрастало. После революции 1917 года в ведение Наркомпроса перешло 250 частных и общественных садов. Постепенно частных садов становилось все меньше, но полностью их не закрывали. Государство могло обеспечить садами только детей рабочих и крестьян — служащим мест не хватало, и они пользовались частными платными садами. Не хватало и кадров для детских садов, поэтому в 1918 году в МГУ был открыт педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1934 году была создана первая образовательная программа для детских садов — государству было важно, чтобы детей учили социалистическим ценностям, вели антирелигиозную пропаганду. В 1938 году детские сады окончательно стали похожи на те, что мы знаем сейчас, — в них открылись ясельные группы. Туда принимали младенцев начиная с двух месяцев, а матери могли брать специальный перерыв на работе, чтобы приехать в сад и покормить ребенка грудью.

Благодарим за помощь в подготовке материала Людмилу Волобуеву, заведующую кафедрой дошкольной педагогики МГПУ, доцент, кандидат педагогических наук, автор исследований об истории детских садов в Москве и России, исследований о педагогических обществах.


Воспоминаний из детства у всех должно быть предостаточно, ведь это самая счастливая и беззаботная пора. Давайте немного понастальгируем и разберемся, во все времена ли у детей было настоящее счастливое детство

Детский сад в СССР

Давайте посмотрим на ясли и детские сады Советского времени. Начиная с 1959 г. в СССР начали функционировать единые дошкольные учреждения — детские ясли-сады. Основные расходы по организации детских садов в Советском Союзе и воспитанию в них подрастающего поколения, ложились на плечи государства.


Вообще, появление детских садов было одной из характерных черт советской эпохи. Государство решило снять с женщин часть забот по уходу за детьми, чтобы поставить их (женщин) к станку


Так что же особенного было в детских садах советского периода? Давайте вспоминать.










Детский сад в России

Сейчас в России действуют детские сады различных типов: муниципальные, частные, домашние.


В зависимости от месячной стоимости прибывания ребенка в детском саду, условия и программа может отличаться кардинально.



Например, стоимость месячного посещения самого дорогого элитного детского сада в Москве начинается от 98 тыс. рублей, не считая первоначального взноса в 90 тыс. рублей. а в садике у Аллы Пугачевы сумма ежемесячной платы была 700,000 рублей )))


А некоторые дети вынуждены проводить свое детство в местах не столь отдаленных, хотя они ни в чем не виноваты

Есть дети, которым не повезло с самого рождения. Они родились в тюрьмах и живут совместно со своими осужденными матерями.



ети попадают в тюрьму только одним образом – когда они там рождаются. Взять своего маленького ребенка с собой в места заключения невозможно. Однако в исключительных случаях это осуществимо, но правоприменительной практики в России нет. Чаще всего мать и ребёнка разлучают.


Сейчас в российских тюрьмах имеется около 200 мест совместного проживания. На данный момент существует 13 колоний с домами ребенка, общая наполняемость которых составляет от 800 до 900 мест. Есть совсем небольшие дома ребёнка, есть такие, которые рассчитаны на 100 – 120 человек. В среднем ежегодно в домах ребенка при колониях находятся около 800 человек.


Ребёнок покидает зону, когда ему исполняется три года. Если у него на свободе нет родственников или у родственников нет возможности выполнить условия опекунства, то ребенка определяют в детский дом. Как правило, если ребенок уехал в детский дом, а у мамы остался еще большой срок, к примеру, 4 или 5 лет, то велика вероятность, что ребенок в детском доме и останется.

Комментарии 47


не хочу никому портить ностальгическое настроение, но меня все это системно бесило )) даже то что поголовно дети ненавидели манную кашу — я за всеми доедал так нравилась…))) И вообще, вся эта уравниловка, банальность бытия, зайчики, белочки, клей ПВА… поголовные ушки бумажные и черные шортики. особенно кумарили мушкетеры на НГ… Я, мля, еще тогда в знак протеста был на НГ в костюме Папы Карло ))). Пришел в кирзачах, клетчатой какой то деревенской рубахе, шляпе дедовой и очках. с молотком в руке…


…ото ж Вы и щас, всё отрицающий "Гамлет", на банальном советском Москвиче до си рассекаете… :-))


))) постеснялся об этом сказать))) и еще, кстати, много чего есть типа такого)) например подвал-качалка для спорта у меня дома тоже оборудован в стиле моего детства)) с плакатами Вейдера и пр)))


Фотки "сиротских" садов для "золотой молодежи" доставили. Самое забавное, что деградация личности зачастую только усиливается прямопропорционально наличию дензнаков у родителей. И в итоге оказывается вовсе не важно, сколько стоил месяц занятий в этом чудо-саду.


+1.я такие "учреждения" называю крематориями человечности. не уверен, что все заложенное зализыванием детской задницы за бешенное бабло родителей потом не аукнется… а по другому
у там и быть не может — в угол там детей за "бока" не ставят. принцип "преступление — наказание" с детства не заложен.



"на Новый Год все мальчики были зайчиками" — Протестую! Я всегда был медвежонком!


А мой младший как то был крокодилом) )
целую ночь пришлось прикид ваять)


Оооооо! Ваш младший брат знает толк в Новых Годах! )))) Это в какие годы было? В наших 60-х не было такого. Зайчики были. Медвежата. Лисята были. Экзотику не помню.


Не брат а сын) и был уже 1998 год)
А прикид делался по "Домашней энциклопедии" 195х года)


Энциклопедия как Жюль Верн заглянула в будущее )))) У меня сын в самом начале 90-х был исключительно индейцем, либо ковбоем. Сказалось папино юношеское увлечение Фенимором Купером )))


Купера чли позже, но прикид был ему не интересен)
А на следующий ДР он с меня стребовал меч или мобильник.
Так как с мобилками тогда еще напряг был, то пришлось браться и делать железку)


Ох уж эти мобилки… ((( Сколько дворовых игр и развлечений потеряны с ними. Не говоря уж о живом общении!


Время другое было и у нас и у наших детей в дошкольничестве)
Более человеческое.
Как меня воспитывали, так и я своих старался головой и руками жить учить.
Сын лет до 15 нормально все принимал, осваивал разные работы, а потом в спорт ушел, а там и в массу влился, но надеюсь навыки не потерялись, молоток всегда за тот конец возьмет)


Ох уж эти мобилки… ((( Сколько дворовых игр и развлечений потеряны с ними. Не говоря уж о живом общении!

Сам очень жалею, глядя на нынешнее поколение… :(( Никаких книг не знают, порой даже не знают фильмов! Основное — это игры! Прямо-таки поколение каких-то покемонов-игроманов! :(( Если и читают, то исключительно только для того, чтобы выполнить школьную программу, и всё! Иногда даже в тупик ставят своими вопросами! :(


А мой младший как то был крокодилом) )
целую ночь пришлось прикид ваять)

:)) Это который Гена что ли? :)



Как круче, это кто же?! О_О Не могу припомнить…


Ну, не томи же, подскажи, кто это круче Гены то? :))


"на Новый Год все мальчики были зайчиками" — Протестую! Я всегда был медвежонком!

Был волком из "Ну погоди!" Папина мастерская сваяла мне маску из папье маше))))


Ну это вообще круть! )))) Даже представить не могу себе такое.


Архитекторы и не такое могут — города из бумаги строят)))


Я не сомневаюсь, просто представил себя в этой маске в д/с ))))



Был волком из "Ну погоди!" Папина мастерская сваяла мне маску из папье маше))))

Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк? )))



Я бы сейчас бы в садик вернулся))


А я в садик ходил бабушке помогать)


Надо же, хозяйственный мальчуган был… :) Уважаю таких!


Деревня, трудовое воспитание)


А чем деревня хуже, чем город? В некоторых аспектах даже намного лучше!


Вот это лучше и развращает)
а у нас была окраина маленького городка) )


Сам был зайцем, и даже фотографии сохранились! :)


я в старшей группе был молодым Новым Годом ! (до этого конечно зайцем ))))


Оправдал высокое доверие, оказанное тебе? ;))


еще как . эти *сопляки* в младшей группе без меня ёлочку не смогли зажечь ))) меня звали ))) пришел на помощь и все сделал )))



Сам был зайцем, и даже фотографии сохранились! :)

Эльдан, не поверишь, я был, пардон, петухом, пингвином и козлом ))) Такой вот подход к костюмам был у мамы с бабушкой. Но самая круть была в начальной школе, когда был сшит костюм гусара с золотыми эполетами и прочей атрибутикой а-ля Денис Давыдов.


Круто! :)) А случайно фотографии а-ля гусар нету? ;) По теме — должна быть очень редкой. Не каждый родитель придумает такое оформление своему чаду. Особенно в те времена. Твои — были оригиналами, в хорошем смысле этого слова. :)


Надо пошукать, вполне возможно, что и есть )



Я думал что заячьи уши были только у нас в саду :), а оно оно чё … :)



Сам был зайчиком! :)))


Детсад — одно из немногих учреждений, которые не сильно отличаются от ныне существующих, а вот школа и институт уже не те, что раньше…



Главное благо, которое дают детские сады детям — это социализация. Способность жить в коллективе — это большая ценность. Детский сад готовит ребенка к будущей жизни — готовит жить в коллективе.
Образование, воспитание — то же ценно. Сейчас практически 99% детей идут в 1-й класс, зная грамоту, умея читать, писать. Странное дело — в программы детсадов входит такое задание, как чтение на скорость.
Плюс ко всему — это корректирующие группы, логопедические группы и т. п.
А о патриотическом воспитании я вообще молчу — нынче это наверное находится на еще более высоком уровне, чем при СССР.

дети — это своего рода пластилин. Они впитывают все, что им дают. И у них вырабатывается правильное отношение к жизни, к происходящему, к историю.

Помню себя в детсаду — я там просто отбывал время. Но мой сын — нет. там происходит что-то гораздо большее, чем мы можем представить.

Про пенитенциарную систему РФ. Как по мне — в России она была самая совершенная и самая продуманная.
Законодатель, еще с советских времен, оберегал материнство и детство — это сейчас в угоду чему-то в Конституции появилось понятие "отцовство". На Руси всегда высшей ценностью считалась мать.
Вот, даже в МЛС предусмотрено, что в первые годы жизни, даже у матерей-преступниц есть возможность быть матерью, в полном смысле этого слова. Законодатель, вне зависимости от тяжести преступления, не лишил женщину материнства, а ребенка матери. В иных случаях предусмотрена отсрочка приговора. И это — большое благо. Мало того, для женщины-преступницы — это стимул к УДО.



Детские сады известны еще с царских времен. Первые дошкольные заведения открылись в России в 19 веке. Причем воспитательная программа была заимствована у немцев. Тогда сады были платными, частными и недоступными для простого люда. И лишь в эпоху СССР они стали неотъемлемой частью советской жизни.

Автор популярной детсадовской методики Ф.Фребель. /Фото: froebel-museum.de

Первые российские сады для обеспеченных воспитанников

Первые детские сады в России были платными и воспитывали только детей из богатых семей. /Фото: pbs.twimg.com

После открытия первого платного детского сада в 1859-м в Гельсингфорсе, аналогичное заведение появилось в 1863-м в Петербурге. Основательницей частного детсада стала супруга профессора Люгебиля. Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве,Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.

К примеру, в детском саду Люгебиль старались уходить от строгого распорядка и регламентации, предоставляя воспитанникам возможность выбирать игры и занятия по своему вкусу под постоянным наблюдением “садовницы”. В теплое время года все активные развлечения проходили на природе - в цветочно-фруктовых садах, а зимой дети забавлялись ледяными горками. Воспитательницы приглашали понаблюдать за детьми родителей, параллельно давая им профессиональные советы для благоприятной атмосферы в доме. Люгебиль часто участвовала в играх и занятиях лично, чем снискала уважение и расположение большинства семей воспитанников. Она делала упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день в ее заведении. Творческими изысками отличался и частный сад Симонович, существовавший в Петербурге в 1866-1869 гг. В газетах того времени его даже отмечали, как “разумнейший”.

Народные сады для бедных

После платных появились народные детские сады, доступные бедным. /Фото: gornovosti.ru

Советский бум

Детский сад в СССР был явлением повсеместным. /Фото: mtdata.ru

В ясли принимали с 2-месячного возраста. /Фото: i.pinimg.com

Частные детские сады в СССР не существовали. Все дошкольные заведения значились либо как государственные (муниципальные), либо считались ведомственными (курировались каким-то предприятием). Причем государством финансировалось не только повсеместное строительство детских садов, на и львиная доля остальных нужд. Все необходимые для воспитательного процесса игрушки, мебель, книги, посуда и прочее закупалось в необходимых объемах и постоянно обновлялось. На родительские плечи ложились минимальные расходы на питание ребенка, размеры которых рассчитывались от совокупного семейного дохода. При этом малообеспеченные родители и многодетные семьи за детский сад не платили совсем.

Ну а традиционное воспитание на Руси, в крестьянских семьях было всё-таки иным. Ведь не все сегодня знают, зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок.

Советские ребята самые счастливые дети в мире - так по крайней мере утверждала официальная пропаганда. Как было это на самом деле сказать было сложно - у советских детей практически не было возможности свободно общаться с иностранными сверстниками. В реальности забота партии и правительства о своем маленьком гражданине начиналась с его рождения - для будущих строителей светлого коммунистического будущего были организованы ясли и детские сады.

Если ясли оказались вторым домом для относительно небольшого числа малышей, то детсады пришлось навещать весьма изрядному количеству советских детей. Кто-то из них сохранил светлые воспоминания об этих посещениях и своей первой любви. Другие помнят только кашу, которую воспитательницы насильно заталкивали в рот и походы строем в туалет. И все же детские сады это неотъемлемая часть детства - а оно реально самая счастливая пора человека.

Ясли и детсады существовали еще в царской России - первые из подобных учреждений появились в первой половине 19-го века. Открывались они при различных заведениях и фабриках, чтобы дать матерям возможность трудиться в дневное время. Однако в Российской империи женщины редко трудились на производстве, поэтому этот вид дошкольных учреждений особого распространения не приобрел.

С провозглашением первого в мире государства рабочих и крестьян ситуация резко изменилась. Стране требовались многие миллионы рабочих рук - в промышленности, различных службах и колхозах женский труд стал использоваться на полную катушку. Повсеместно для освобождения матерей от ухода за маленькими детьми начали появляться ясли и сады. В ясли ребятишек начинали принимать с возраста в 2 месяца (именно 2 месяца длился поначалу декретный в СССР) и воспитывали до 3 лет. В 3 года ребенок переходил в детсад, который становился его вторым домом до 7 лет. В 7 лет наступала очередь школы. Так выстроили систему образования и воспитания юного гражданина фактически от момента его рождения.

Будни в детском саду времен зари Советского Союза начинались с зарядки под бубен - так из подопечных выбивали остатки сна. Позднее эта традиция стала забываться. Затем следовал завтрак с одним обязательным и нелюбимым атрибутом - каша (обычно манная) сваренная на молоке. Затем следовали занятия утвержденные Министерством образования - лепка из пластилина, рисование, аппликация. Поощрялось чтение воспитательницей детских книг советских авторов - особенно популярны были Чуковский, Маршак, Михалков. Так с детства прививалась любовь к книге - недаром же СССР считался самой читающей нацией в мире. Старшие детсадовцы с удовольствием декламировали любимых авторов, а также играли сценки из их книг.

Прогулка была следующим этапом распорядка дня детсадовца. Для веселых игр имелись возле садика площадки где были песочницы, горки, качели, небольшие домики. Прогулка была обязательна - отменить ее могли только сильные морозы. По возвращении в садик следовал обед из 3 блюд.

Съеденный обед означал, что пришло самое нелюбимое время любого дошкольника - тихий час. Сон днем ребята ненавидели, но это было обязательным и отказаться возможным не представлялось. После наступало время полдника из кефира или молока и булки. Снова игры, книги - и наступал ужин после которого родители забирали детей домой.

Петяшки, Ванятки, Анютки, Марьюшки копошатся в светлой горенке, ползают, ходят, аукают в кроватках, играют в кружке. Им и горюшка мало. Мало горюшка и матерям: не убьется дитя до смерти


В 1926 году "Огонек" рассказывал о возникновении в СССР детских ясель, которое привело к снижению смертности среди самых маленьких советских граждан

Фото: архив журнала "Огонек"

90 лет назад "Огонек" писал об особом советском изобретении — детских яслях. Детские сады появились в России в середине XIX века (идею заимствовали у немцев), а вот учреждения для самых маленьких возникли в 1920-е годы по инициативе советской власти, стремившейся освободить женщин от домашних забот в пользу трудовой деятельности. Причем первые ясли открылись в сельской местности. "Петяшки, Ванятки, Анютки, Марьюшки копошатся в светлой горенке, ползают, ходят, аукают в кроватках, играют в кружке. Им и горюшка мало,— рассказывал "Огонек" о яслях, открывшихся в числе первых в СССР, в селе Троицкое Московского уезда.— Мало горюшка и матерям: не убьется дитя до смерти, не искалечится, свалившись с полатей, не объестся неподходящим до тяжелой болезни, не подожжет, играя, деревню, не утонет в пруду, оставшись без надзора. Теперь стало возможным оставить малыша в надежных руках. Он будет сыт, умыт, его своевременно уложат спать, позабавят". Ясли были оборудованы скромно: кроватки, столы, скамейки, клеенчатые нагрудники, примус, две-три кастрюли, утюг, корыта, пара ведер, самодельные игрушки, небольшая аптечка. Содержание ребенка в яслях стоило 7 рублей в месяц — сумма, как писал "Огонек", не такая уж страшная, чтобы напугать крестьянок. Спрос же был большим: "Ясли заполнены до отказа, и в страду придется уплотниться". Журнал добавлял: "Разверстка детей для ясель произведена самими крестьянками на общем собрании: они определили, кому в первую очередь отдавать детей, у кого большая нужда. Ясли приучают крестьянку к организованности, спайке: матери детишек взяли на себя обязательство приносить по два яйца и кружке молока в день и по 10 фунтов картофеля в месяц". А матери грудных детей прибегали с работы, чтобы накормить своих малышей. После кормления — "мертвый час" — именно так тогда называли "тихий час" или послеобеденный сон у детей. Появление яслей, как утверждал "Огонек", вело к снижению детской смертности, а также инвалидности: свивальник, которым по обычаю младенцев обматывали поверх пеленок, чтобы обездвижить, был признан калечащим, и в яслях от него отказались.

Читайте также: