Когда отменили школу в фигурном катании
Обновлено: 07.07.2024
Отличный текст Эльмира Валеева (нет, не родственник), который сейчас гуляет по Фейсбуку. Человек приоткрывает завесу тайны над судьбами предыдущих "камил валеевых", в частности, Юлии Липницкой - над которой все заходились в диком порыве умиления во время Сочинской олимпиады, а сейчас немногие вспомнят, кто это такая.
Я бы к тексту добавил лишь то, что не далее как прошлой весной в "фигурке" бушевал не менее жуткий скандал, связанный с другой ученицей Тутберидзе - Анной Щербаковой (она выступает на этой Олимпиаде второй после Валеевой, но на нее уже почти никто не обращает внимания). И вот про Щербакову как раз писали, что ее пичкают. французским противораковым (!) гормональным средством, которое в числе побочек славилось тем, что еще и замедляет у девочек процесс полового созревания. Я об этом писал тогда же - "Фигуристкам продлевают детство". Это как раз тот скандал, на который намекает Валеев, говоря, что "скандал замяли". Замяли - но, видимо, ценой того, что Щербакова теперь выступает от России на правах невидимки.
Фигурное катание меняется ради телевидения.
Продажа ТВ-прав – главный источник дохода Международного союза конькобежцев (ISU). В 2017-м Союз заработал на них почти 20 млн швейцарских франков – это общая стоимость трансляций в фигурном катании, шорт-треке и коньках.
Понятно, что фигурное катание – главный актив, поэтому рейтинги требуют жертв: уничтожение отдельных дисциплин, урезание программ, замена форматов.
Забыты обязательные фигуры, с которых начиналось фигурное катание
До 1990-го одиночники показывали обязательные фигуры (их еще называли школой) – сейчас такой формат невозможно представить на телевидении.
Фигуристы чертили коньками узоры на льду, а судьи оценивали чистоту линий и правильность фигур по оставшемся следу. На ЧМ соревнования в школе иногда длились по 8 часов.
Смотреть такие форматы – сомнительное удовольствие что с трибуны, что по телевидению: качество записи нивелировало красоту фигур, динамика терялась из-за долгого выставления оценок. Школу постепенно перестали транслировать – разумеется, это вызывало дополнительные вопросы к объективности судей.
Часто звезды упускали медали слабым прокатом школы, даже если прыжки и артистизм были лучше, чем у отличников в рисовании фигур. Чтобы сделать фигурное катание понятнее для зрителей, удельный вес оценки за школу с годами снижался.
Наше первое золото Игр – в фигурном катании. Это летняя Олимпиада (да-да), во времена Российской империи
Сейчас отголоски школы сохранились в тестах на скольжение – в России их сдают все юные фигуристы. Взрослые тоже выполняют тренировочные упражнения по мотивам школы – это помогает в отработке сложных дорожек и связок.
Обязательные танцы показались скучными чиновникам ISU
До Олимпиады-2010 танцоры разыгрывали медали по сумме трех танцев: обязательного, оригинального и произвольного.
Максимально строгие требования предъявлялись к первому виду: ISU заранее публиковал его пошаговое описание, схему проката на катке и музыку. Брать оригинальную мелодию или менять порядок движений запрещалось – все находились в равных условиях.
Каждый год чиновники выбирали два обязательных танца на будущий сезон, а на жеребьевке перед соревнованиями определялась программа конкретного турнира. Например, в последнем для дисциплины сезоне-2009/10 выпасть танцорам могли золотой вальс или танго-романтика, причем обязательный танец для Олимпиады определился только за 2 недели до начала.
Оттавио Чинкванта, возглавлявший тогда ISU, объяснял, что обязательные танцы не слишком интересовали телевидение и публику. Кроме того, чиновники хотели уравнять продолжительность соревнований во всех видах фигурного катания.
Тренеры поначалу отнесли к изменениям скептически.
Этот подход существовал до Олимпиады в Сочи: в эпоху доминирования школы Дюбрей и Лозона в моду вошли мелодии без резких переходов (возможно, в 2010-м их назвали бы монотонными), а постановки редко носят развлекательный характер.
Убрали квалификацию (правда, сейчас хотят вернуть), сократили длительность программ
В 2006-м крупные соревнования потеряли квалификационный раунд, который служил пропуском в короткую программу.
Прежде неудачная квалификация ставила крест на турнире. Например, в 1993 году Россия лишилась олимпийской квоты из-за того, что единственная участница ЧМ Мария Бутырская не отобралась в короткую программу. В 2006-м из-за провала в квалификации ЧМ проиграл Бриан Жубер: стал первым в короткой программе и вторым в произвольной, но по сумме трех видов уступив Ламбьелю.
В сезоне-2011/12 случился недолгий камбэк квалификации – в ней участвовали только фигуристы, которые пропустили прошлогодний турнир или заняли там низкое место. Это экономило силы звезд, но делало первую часть соревнований скучной для зрителей.
Например, на ЧМ-2012 в квалификации разыгрывали по 12 мест в основную часть – на них претендовали 27 одиночников и 33 одиночницы. В отборе участвовали фигуристы из ЮАР, Пуэрто-Рико, Люксембурга и Индии – сейчас флаги этих стран мелькают только на этапах юниорского Гран-при с лояльными правилами допуска. Все катали произвольную: худший из мужчин набрал 34,88 в технической оценке, дважды упал и не получил больше 4 баллов ни за один компонент.
Сейчас ISU думает о возвращении квалификации – голосование намечали на июньский конгресс (перенесен на лето 2021-го). Причина в расширении географии и, как следствие, телерейтингов.
Топ-соревнования всегда показывают в прайм-тайм
По расписанию этапов Гран-при легко угадать, какой вид в приоритете у страны-организатора: Россия напоследок ставит прокаты женщин, Китай – спортивные пары.
А японцы любят сложносочиненное расписание, часто разыгрывая медали в танцах на льду – наименее интересном для них виде – в воскресенье перед показательными, а на прайм-тайм ставят мужчин.
Олимпиада – отдельная история. В ее расписании редко учитываются интересы спортсменов: командный турнир большинство фигуристов предпочло бы откатать после личного, борьба в котором намного серьезнее.
В Пхенчхане-2018 неудобным распорядком возмущалась тренер Нина Мозер: «Тренировки у фигуристов начинались в 7 утра, соревнования – в 10. Следовательно, вставать приходилось в 5 утра, а с учетом олимпийского командного турнира нагрузка удваивалась.
Освобождение прайм-тайма для шорт-трека, проходившего на одном катке с фигуристами, не единственная причина неудобного для европейцев расписания. Есть версия, что перенос на корейское утро (вечер для Америки) пролоббировала телекомпания NBC: в Пхенчхане фигуристы из США претендовали на подиум в мужском катании, танцах и командном турнире. Права на показ Игр обходятся в космические суммы – по данным New York Times, NBC они стоили 963 млн долларов – логично, что вещатель планировал на прайм-тайм самые рейтинговые виды.
Спорт меняется постоянно.
Еще недавно оценки фигуристов оставались тайной до окончания проката – а сейчас зрители в прямом эфире видят исполняемые элементы и изменение баллов за них. Технологии делают трансляции зрелищнее: программы мгновенно рассчитывают высоту прыжков и дальность выбросов, строят карты прокатов и определяют скорость спортсменов.
Возможно, через пару десятков лет фигурное катание изменится до неузнаваемости.
Не все из современных болельщиков помнят время, когда участники одиночных соревнований показывали не просто короткую и произвольную программу, а еще и "обязательные фигуры" ("школу"). О том, что собой представляла эта самая "школа", и пойдет речь в этой статье.
Обязательные фигуры (изначально сам термин непосредственно соотносился с самим понятием "фигурного" катания) считались неотъемлемой частью соревновательной программы для спортсменов - не-парников вплоть до лета 1990 года . Также они именовались "школой" либо "школьными фигурами", потому что "не сдать" экзамен этой школы считалось практически провалом в самих соревнованиях: оценки, полученные фигуристом за эту часть турнира, исключительно сильно влияли на итоговый результат выступления в целом.
Судьи наблюдают, как Габриэле Зейферт выполняет фигуру, 1964 г. Источник фото: Bundesarchiv Bild 183-C0110-0014-00
Судьи наблюдают, как Габриэле Зейферт выполняет фигуру, 1964 г. Источник фото: Bundesarchiv Bild 183-C0110-0014-00
Однако постепенно "школа" теряла свой вес, и в итоге ушла насовсем. Почему? Ответ довольно прост: ее зрительная ценность для широких масс болельщиков равнялась практически нулю , и когда телезрители начали выказывать слишком большое "фи" столь скучному виду катания, а руководители телевизионных компаний поняли, что тратить на него эфирное время попросту невыгодно, "обязательные фигуры" стали историей , уступив место более востребованным вещам.
Несмотря на это, я уверена, что многим любителям фигурного катания будет интересно узнать немного об "обязательных фигурах" - из чего они состояли, как исполнялись и оценивались.
Итак, прежде чем я начну перечислять сами фигуры, пара слов о деталях : для "обязательных фигур" существовали специальные коньки с другими - не столь жесткими - ботинками. Чтобы оценить качество выполнения "школы", судьям приходилось выходить на лед и изучать оставленный участником след буквально до миллиметра. Большую роль играло соблюдение симметрии и специальных осей. В целом, все решала геометрия: так оценивался навык фигуриста в балансировке на льду и его умение владеть собственным телом и коньком.
Всего в системе ISU существует обязательных 17 фигур . Это: круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля, скобка, крюк, выкрюк, восьмерка, параграф с тройками, параграф с двукратными тройками, параграф с петлями, параграф со скобками, восьмерка с тройкой, восьмерка с двукратной тройкой, восьмерка с петлями, восьмерка со скобкой.
Фигуры имеют три воображаемых оси, которые должны помогать спортсмену сориентироваться и "нарисовать" ту или иную деталь в соответствии с правилами. После выполнения фигур судьи тщательно изучали оставленный участником след, анализируя допущенные неточности и выставляя оценку в соответствии с их наличием либо отсутствием. Однако совершенное, на "отлично", исполнение обязательных упражнений, особенно повышенной сложности (как сказали бы сегодня, "ультра-си"), было практически невозможным. Каким бы великим мастером своего дела ни был фигурист, идеально исполнить "школу" удавалось очень малому проценту участников.
Ну вот, я немного рассеяла туман над темой "обязательных фигур". В дальнейшем я расскажу о них больше , тем более, что это - канувший в историю вид фигурного катания, и сегодня часто встречаются как те, кто еще застал его и при случае упоминает; так и те, кто хоть раз о нем слышал, но не видел.
Фигурное катание — это конькобежный вид спорта, в котором спортсмены выполняют вращения, прыжки и другие элементы под музыку. Считается, что он возник в XII—XIV века на территории Голландии, и сначала спортсмены просто пытались вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. После этого начали организовываться чемпионаты, а в 1924 году фигурное катание стало олимпийским видом спорта. Олимпийские игры 2022 года в Пекине не стали исключением, причем сегодня этому виду спорта уделяется особенно много внимания — возник допинговый скандал вокруг российской фигуристки Камилы Валиевой. Соревнования по фигурному катанию смотрят миллионы людей, так что давайте разберемся, как возник этот вид спорта и каким образом он обрел настолько большую популярность.
Фигурное катание набрало большую популярность в середине XX века и до сих пор является важным видом спорта
Кто и когда изобрел коньки для катания по льду?
По мнению ученых, люди изобрели коньки в бронзовом веке. Это произошло примерно в начале первого тысячелетия, и для их создания использовались фаланги рук и ног крупных животных. Древние коньки для катания по льду обнаруживались в Европе и даже на берегу украинской реки Южный Буг. Считается, что костяные коньки позволяли охотникам быстрее передвигаться и ловить добычу. Но для фигурного катания они явно пригодными не были.
Первые коньки были сделаны из костей
Определенного человека, который изобрел коньки, не существует — это народное изобретение. Первые коньки с железными лезвиями появились в Голландии, в период между XII и XIV веками. Новые материалы сделали коньки более прочными, благодаря чему их стало возможно использовать не только для охоты, но и для занятий спортом.
В XIV веке коньки начали обретать современный вид
Когда появилось фигурное катание?
Старинные коньки в музее
Легенды фигурного катания
Долгое время коньки крепились к подошве обуви при помощи ремней, но потом американец Джексон Хейнз (Jackson Haines) привинтил их к намертво к сапогам. Он стал первым, кто начал выполнять танцы на льду, благодаря чему сегодня и считается отцом фигурного катания. Фигурное катание стало признанным видом спорта в 1871 году. Спустя несколько лет, в 1890 году, к 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира, среди которых оказались Отто Кайзер, Луи Рубинштейн и так далее.
Джексон Хейнс — отец фигурного катания
Самые первые чемпионаты по фигурному катанию
Первый чемпионат Европы по фигурному катанию прошел в 1891 году на территории Гамбурга — победителем стал немецкий фигурист Оскар Улиг. Спустя несколько лет, в 1896 году, состоялся первый чемпионат мира в Санкт-Петербурге, в котором победу одержал немец Гилберт Фукс. Сначала в фигурном катании могли участвовать только мужчины, но в 1901 в изначально мужской вид спорта была допущена первая женщина-фигуристка — англичанка Медж Сайерс. Это стало отправной точкой к появлению парного катания, и уже в 1908 году немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер стали первыми олимпийскими фигуристами в парном катании. В довоенное время выступления фигуристов были довольно скромными по меркам современности, но потом начали появляться прыжки, без которых этот вид спорта представить просто невозможно.
Анна Хюблер и Генрих Бургер
В чем опасность фигурного катания?
В 1960-е годы, после массового появления телевидения, фигурное катание стало поистине современным. Чтобы впечатлить телезрителей, фигуристам пришлось заучивать все более эффективные и опасные трюки. Некоторые элементы являются крайне рискованными, поэтому их использование запрещено. Например, при парном катании фигурист не имеет права вращать партнершу в воздухе, удерживая за руку или ногу. Также спортсменам запрещено прыгать друг другу навстречу, делать сальто и лежать на льду.
Сальто — запрещенный элемент фигурного катания
В 1998 году французская фигуристка Сурия Бонали выполнила запрещенный трюк намеренно. У нее не оставалось шансов на победу, поэтому она решила сделать свое выступление запоминающимся, совершив сальто назад.
Подборка сальто в фигурном катании
Виды и правила фигурного катания
На данный момент существует несколько видов фигурного катания. Всего их четыре:
- одиночное катание, при котором мужчина или женщина демонстрирует свое умение совершать шаги, спирали, вращения и прыжки;
- парное катание, при котором пара спортсменов разного пола демонстрируют то же самое, но добавляют такие элементы как поддержки, выбросы, совместные вращения и так далее;
- спортивные танцы, в рамках которых котором пара спортсменов выполняет маневры фигурного катания под музыку, причем немаловажную роль в этих соревнованиях играют подбор музыки и костюмов;
- синхронное катание, в котором принимают участие от 16 до 20 фигуристов, которые должны выполнять элементы с одинаковой точностью.
Чтобы одержать победу в фигурном катании, спортсмены должны выполнить все фигуры с максимальной точностью. Итоги подводят судьи, причем правила могут меняться каждый сезон. Выступления фигуристов оцениваются по критериям Судейской системы ИСУ (Международного союза конькобежцев).
Конец Олимпийских игр в Пекине 2022 года намечен на 20 февраля. Если вам интересен спорт, рекомендую к прочтению нашу недавнюю статью про историю возникновения Олимпийских игр. Также можете почитать про самые невероятные случаи из Олимпийских игр прошлых десятилетий — вот ссылка.
Читайте также: