Клинок уреньги краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди знаменитых уральских минералов встречается один особенныйалександрит. У этого камня есть удивительная способность менять окраску: днем он голубовато-зеленый, как застывшая капелька морской воды, а вечером становится вдруг багрово-огненным, словно уголек на ладони лежит, фиолетовыми искорками светится.

Хорошо об этом камне рассказывает наша замечательная сказительница Серафима Константиновна Власова, но вспомнил я о чудесном камне не поэтому.

Все это справедливо по отношению к ранее вышедшим восьми книжкам челябинской писательницы. Но вотдевятая, и здесь талант Серафимы Константиновны обернулся вдруг, как камень александрит, совершенно неожиданной стороной.

Разумеется, и в былях Серафимы. Константиновны есть место вымыслу, только способы выражения его и цели иные, чем в сказах. Например, рассказывая о вполне достоверных отношениях Веры Кувайцевой и Михаила Гузакова, писательница домысливает одну деталь: будто бы девушка подарила на прощанье своему возлюбленному алую ленту из кос. Когда Михаила казнили, он и мертвый не отпускал алую ленту из рук. Придуманная детальалая лентастановится символом верности, выражает самое существенное в характерах исторических героев. Символ углубляется, когда мы видим эту оке самую ленту развевающейся на древке вместе с красным знаменем революции.

Одним словом, Власова остается Власовойзамечательной сказительницей Урала, наследницей славы П. П. Бажова, но идущей самобытными путями. Ее попытка расширить жанровые границы своего творчества может только радовать читателя.

Много лет назад на месте Златоуста кочевье степняков-ордынцев жило. В лесах спасались люди от буранов, а потом и совсем осело кочевье в горах – аул образовался. Люди охотой занимались, гнали смолу и деготь. Только пастухи, как и прежде, с весны до осени глубокой уводили в степи скот.

Поначалу тоскливо было новоселам после жаркой степи, да еще в непогоду, когда хлестал дождь по горам, по верху кибиток и юрт. Наверное, тогда не раз вспоминали ордынцы покинутые ими ковыльные моря и дальние зарницы над степями.

Хозяином кочевья и несметных табунов скота был мурза Дженибек, потомок какого-то хана. И говорили, что скорей согнешь сосну, нежели волю его. Был он подобен рыси, нападающей на беззащитную косулю. Сам он собирал ясак с народа. И горе было тому, кто не мог заплатить ясак. Что хотел Дженибек, то и делал с подневольным человеком. Вот откуда брались богатства у мурзы.

Уреньга кидала клинок так, что ни разу не промахнулась, была храбра, как смелый воин в бою, и не меньше ненавидела мурзу, чем пастухи. Ее мать погибла под плетями Дженибека.

Научил Уреньгу кидать без промаха клинок отец, перенявший такое умение в далекой стране, где снега не бывает. Попал он туда с табуном скота, проданным мурзой самому падишаху. Долго прожил отец Уреньги в той стране. И однажды на большой дороге ему удалось спасти от разбойников знакомого оружейника. Тот был рад своему спасению и подарил отцу Уреньги клинок, научив дальнего гостя, как им владеть.

Пришел отец Уреньги домой совсем больным. Жар пустыни иссушил его сердце. И, прожив немного больше года, слег. Хорошо, что за это время научил дочь кидать клинок и так, чтобы она никогда не промахнулась ни на охоте, ни в лесу. Ведь надо было чем-то жить и кормиться. Перед смертью отец отдал дочери клинок и дал наказ беречь его, как память.

Да, вот это был клинок! Пригнешь его конец к рукоятке, и клинок не ломается. Резал железо легко, словно хлеб, со звоном врезался в старую сосну, от времени не чернел.

Говорят, не часто загорались глаза у башкира при виде клинков и мечей. Какой джигит ездил в поход без клинка, лука и колчана за спиной? Но загорались глаза у многих джигитов, даже у стариков, при виде клинка Уреньги. Трудно было оторвать взгляд от такого дива. Насечка из серебра легкой дымкой мерцала на булате, который тысячами искр сверкал, когда его кидала Уреньга.

Знали пастухи, что Дженибек больше всего на свете боялся разжиреть, но от обжорства и безделья все-таки жирел, а потому часто ездил вершним на перевал.

Выйдет на гору, едва-едва отдышавшись, примется смотреть кругом – все владения его! Два джигита неразлучно следовали за ним. Боялся мурза, зная, что многим людям зло приносил, вот и сторожили его лучники, преданные воины. Но верили пастухи – не подведет их Уреньга: сделает все так, как надо. Пролетит ее клинок мимо самого уха Дженибека и не заденет, а ему урок на всю жизнь. Пусть помнит старая рысь, что клинок может угодить и в самое сердце.

Наступил такой день, когда Дженибек отправился на перевал. Не быстро бежал под ним конь. Давно перестал он скакать на резвых. Да и чаще у Дженибека ныли кости, а в непогоду будто шайтан тянул из него жилы.

Уреньга уже ждала, держа клинок наготове. А пастух Бикбулат у трех сосен за перевалом ждал Уреньгу. Слушал, как птицы пели да лес шумел над головой.

И вдруг пастух услыхал смертельный вой – то ли человека, то ли зверя. Из-за ветра трудно было разобрать. Не знал Бикбулат, что случилось с Уреньгой.

Когда она кинула клинок и он пролетел мимо уха Дженибека, тогда и раздался этот вой. В страхе Дженибек поворотил коня обратно, видать, испугавшись и клинка и воя. За мурзой последовали и джигиты. И так понесся Дженибек, что они едва поспевали за ним.

А Уреньга – бесстрашная Уреньга, готовая встретиться одна с медведем, – вдруг потеряла мужество и силу. Кого-то она убила. Но кого?

Бикбулат же, услыхав крик, поскакал к Уреньге.

Рассказала Уреньга пастуху, что хорошо видела – не промахнулась. Клинок пролетел мимо уха Дженибека, и он в страхе поворотил обратно коня. Все видела Уреньга: и как мурза в страхе ускакал, и как джигиты за ним поворотили. Но кто ревел так смертельно – не ведала она.

И вот, выйдя на дорогу, они пошли в лес, где должен был лежать клинок, и тут увидали: на полянке беспомощно стоял на своих тоненьких ножках маленький лосенок. Он жалобно поглядел на Уреньгу и доверительно пошел к ней.

– Бежим, Уреньга! Бежим скорее. Дженибек пошлет погоню. И тогда откроется ему, кто кидал клинок. Скорей бежим! Клинок найдем потом.

Так говорил пастух. Но Уреньга словно застыла, поняв, в кого она попала: мать лосенка унесла ее клинок.

Не зря торопился Бикбулат. Ветром принеслась погоня. Ни Уреньга, ни Бикбулат не успели скрыться. Обоих тут же заковали в цепи, а на другой день сам Дженибек судил их.

– Шайтан сидит в этой девке! – грозно кричал старик. – Она посмела поднять руку на своего владыку, но слава аллаху, что он отвел ее клинок. – И повернувшись к Уреньге, мурза спросил ее: – А теперь скажи, дочь шайтана, может, ты жалеешь, что подняла руку на своего владыку, на меня?

Не сразу ответила Уреньга. Она печально поглядела вокруг себя – на горы и леса, словно прощалась с ними навсегда. Чуяло ее сердце: не видать ей больше этого никогда. Жесток был мурза. Врагов не прощал, а просить пощады она не станет. И, гордо тряхнув головой, Уреньга ясно и твердо проговорила;

– Жалею об одном, что не промахнулась.

И, может, Уреньга сказала бы еще чего-нибудь, но в это время загремел цепями Бикбулат. Он был весь избит, в разорванной рубахе. Видать, откуда-то он сбежал, чтобы спасти Уреньгу. Но пять конников, верных псов Дженибека, схватили пастуха и тут же прикончили его.

Наутро Уреньга была ослеплена и слугами Дженибека отведена далеко в хребты. И, видать, так далеко ее увели, что потом люди, хоть им за это грозила смерть, как ни искали – не нашли. Только много-много лет спустя один охотник в горах наткнулся на скелет, весь обглоданный зверями, возле которого лежала девичья коса.

Так погибли Уреньга и Бикбулат. Всей душой они ненавидели Дженибека, а вот бороться с такими, как он, еще не научились.

Позднее Салават Юлаев в своих песнях славил и Уреньгу, и Бикбулата, и всех-всех, о ком люди предания и сказы сложили.


Клинок Уреньги

Клинок Уреньги

Давным-давно на месте сегодняшнего города Златоуста стояло кочевье степняков-ордынцев.

Хребет Уреньга

Хозяином всех окрестных земель и несметных табунов лошадей был некий Джанибек потомок какого-то хана. Был он жаден и жесток. Обдирал народ до нитки и никто не мог от него ускользнуть. Стонали все под этакой тиранией и задумались пастухи: надо бы этого бешеного олигарха как-то сковырнуть. Но кому это под силу?

В тех местах жила удивительная девушка - Уреньга - "живущая лицом к огню". Она имела клинок - подарок своего отца. Отец привез клинок откуда-то из южных стран и научил дочь мастерски им пользоваться. Она никогда не промахивалась им на охоте.

Да, удивительный был клинок Уреньги! Если согнуть его в кольцо - конец к рукоятке - не ломался! Резал легко железо словно это был хлеб, звонко врезался в сосну, не чернел от времени. А как загорались глаза у джигитов при виде клинка Уреньги когда он тысячами искр сверкал, брошенный Уреньгой.

Джанибек везде ездил с охраной, боялся людей, слишком уж много зла всем натворил. Но верили пастухи, что Уреньга сделает как надо. Пролетит ее клинок у самого уха Джданибека и не заденет, а ему урок будет на всю жизнь. Пусть знает старая рысь, что клинок может угодить и в самое сердце.

Отправился как-то Джанибек на перевал, а Уреньга уже его ждала, держа клинок наготове. Бросила клинок, он пролетел возле уха Джанибека и вдруг раздался смертельный вой. Джанибек и его люди в страхе рванули назад. А Уреньга - бесстрашная Уреньга, готовая встретиться один на один с медведем,- вдруг потеряла мужество и волю. Кого-то она убила. Но кого?

Пастух Бикбулат, услышав вой кинулся к Уреньге. И вот, выйдя на дорогу, они пошли в лес, в ту сторону, где должен был лежать клинок, и тут они увидели на полянке маленького беспомощного лосенка, который стоял на своих тоненьких ножках. Он жалобно поглядел на Уреньгу и доверительно потянулся к ней.

Хребет Уреньга

- Бежим, Уреньга! - закричал Бикбулат - Бежим скорее. Джанибек скоро пошлет погоню, а клинок найдем потом. Но Уреньга словно оцепенела, она поняла, что клинок угодил случайно в мать лосенка.

Погоня примчалась ветром. Не успели убежать Бикбулат и Уреньга. Обоих схватили. Пощады просить не стали, знали как жесток был хан, никого не прощал. Прикончили слуги Бикбулата, а Уреньгу ослепили и увели далеко в хребты. Так погибли Уреньга и Бикбулат.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Серафима Власова Клинок Уреньги

Клинок Уреньги: краткое содержание, описание и аннотация

Серафима Власова: другие книги автора

Кто написал Клинок Уреньги? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Серафима Власова: Клады Хрусталь-горы

Клады Хрусталь-горы

Серафима Власова: Клинок Уреньги

Клинок Уреньги

Серафима Власова: Ансаровы огни

Ансаровы огни

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Риан Айслер: Чаша и клинок

Чаша и клинок

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Серафима Власова: Ансаровы огни

Ансаровы огни

Серафима Власова: Клады Хрусталь-горы

Клады Хрусталь-горы

Клинок Уреньги — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Фото

Фото

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди знаменитых уральских минералов встречается один особенныйалександрит. У этого камня есть удивительная способность менять окраску: днем он голубовато-зеленый, как застывшая капелька морской воды, а вечером становится вдруг багрово-огненным, словно уголек на ладони лежит, фиолетовыми искорками светится.

Хорошо об этом камне рассказывает наша замечательная сказительница Серафима Константиновна Власова, но вспомнил я о чудесном камне не поэтому.

Все это справедливо по отношению к ранее вышедшим восьми книжкам челябинской писательницы. Но вотдевятая, и здесь талант Серафимы Константиновны обернулся вдруг, как камень александрит, совершенно неожиданной стороной.

Разумеется, и в былях Серафимы. Константиновны есть место вымыслу, только способы выражения его и цели иные, чем в сказах. Например, рассказывая о вполне достоверных отношениях Веры Кувайцевой и Михаила Гузакова, писательница домысливает одну деталь: будто бы девушка подарила на прощанье своему возлюбленному алую ленту из кос. Когда Михаила казнили, он и мертвый не отпускал алую ленту из рук. Придуманная детальалая лентастановится символом верности, выражает самое существенное в характерах исторических героев. Символ углубляется, когда мы видим эту оке самую ленту развевающейся на древке вместе с красным знаменем революции.

Читайте также: