Класс художественно эстетической направленности в школе

Обновлено: 07.07.2024

Класс с эстетической составляющей в образовательной программе.

Основная цель данной программы – воспитание образованного, глубоко культурного, духовно развитого человека, с активным творческим началом, умеющего применять компетенции, полученные на уроках и дополнительных занятиях, в жизни, дальнейшем образовании и профессии, вне зависимости от того, какой профессиональный путь он выберет. Предпрофессиональное образование в области хореографического и вокального искусства, позволяющее поступить в средние специальные учебные заведения.

Особенности программы:

  1. Углубленное изучение предметов эстетического цикла: история искусств, вокал (хор), изобразительное искусство, риторика.

Частично в рамках школьной программы и в рамках программы дополнительного образования (бюджет и внебюджет).

  1. Программа общекультурного развития детей (лекции, семинары, игры, тематические вечера, классконцерты, посещение музеев, театров, концертов, выставок).
  2. Интеграция предметов эстетического цикла в общеобразовательную программу (несколько больших сквозных тем в течение года, которые изучаются одновременно по нескольким направлениям – литература, история, окружающий мир, ритмика, музыка, языки).

Совместная работа педагогов основной школы и педагогов дополнительного образования.

Два пути развития класса как коллектива:

В этом случае основная задача – развивающая и ознакомительная. Все дети знакомятся с разными видами искусств, пробуют в них свои силы, приобретают углубленные знания в области культуры и искусства.

Нагрузка незначительно превышает нагрузку в обычном классе, дополнительные занятия родители (законные представители) подбирают детям самостоятельно.

Направления – хореография и вокал.

В этом варианте, выполняя полностью программу эстетического цикла, дети профессионально в системе дополнительного образования занимаются хореографией (все без исключения), а также эстрадным вокалом (при наличии данных). Сдают экзамены по предметам цикла.

После окончания 9 класса все дети, успешно освоившие программу, получают приложение к аттестату с перечнем дисциплин, освоенных в процессе обучения (с оценками).

Этот документ прикладывается при поступлении в среднее специальное учебное заведение (по профилю) или портфолио при поступлении в ВУЗ.

Класс становится творческим коллективом, который принимает участие в конкурсах, фестивалях, различных концертах.

Все дети занимаются хореографией по программе предпрофессионального образования (программа школы искусств) с дополнительной нагрузкой 6-10 часов в неделю ( в 1 классе – 6). Участвуют во всех мероприятиях коллектива (сборы, конкурсы, выступления).

В школах с углубленным изучением изобразительного искусства можно готовиться к поступлению в художественные и архитектурные вузы уже с 5 класса.

Школа № 2054

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс; в 9 предпрофильный и 10 профильный архитектурные классы
Условия приема Условия приема в 9 класс: по результатам собеседования и аттестации за 8 класс; в 10 класс: по результатам собеседования, экзамена по рисунку и аттестата за 9 класс. На собеседование нужно принести свои творческие работы (рисунки, живопись, чертежи)


Екатерина Иванова,

Я из семьи архитекторов, мои мама и папа тоже заканчивали МАРХИ. Поэтому выбор направления обучения и вуза был для меня в какой-то мере предопределен. Кстати, вопреки бытующему мнению, поступить в МАРХИ вполне реально, конечно, нужны первоначальные способности, но все навыки можно развить, постоянно занимаясь. В школу 2054 (раньше она называлась 1219) я пришла в 9 класс для целенаправленной подготовки в МАРХИ, это очень удобно, все занятия проходят внутри школьного расписания, не нужно ездить на курсы. Преподаватели по рисунку, живописи и композиции не только проходили с нами программу по этим предметам, но и разъясняли все требования вступительных экзаменов в МАРХИ, акцентировались на этом. Кстати, эти предметы в школе не вызывали у меня проблем, потому что до этого я занималась с 10 лет в художественной студии, и рука у меня была поставлена.

Образовательный комплекс № 1955

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс; в 5-10 художественные классы
Условия приема в 5-10 классы: I этап — просмотр творческих работ (рисунок, живопись), II этап — тестирование по математике и русскому языку


Варя Морозова,

ученица 9 класса

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс; в 5, 10 художественные классы
Условия приема в 5, 10 классы: I этап — просмотр художественных работ (живопись, рисунок, скульптура), II этап — экзамен по живописи (гуашь, лист А-3)


Полина Сидоренкова,

Московский академический художественный лицей Российской академии художеств

Классы с 5 по 11
Прием в 5 класс, частичный добор в последующие классы
Условия приема допуск к экзаменам по результатам творческого конкурса: просмотр работ — рисунок с натуры, живопись с натуры или скульптура, композиция; вступительные экзамены: на отделения живописи и архитектуры — собеседование, живопись, рисунок, композиция, на отделение скульптуры — собеседование, лепка, рисунок, композиция

Базовая школа Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова для особо одаренных в изобразительном искусстве детей и подростков со всей России. Учащиеся получают академическое художественное образование. В лицее проходят ежедневные занятия по живописи, рисунку, композиции, скульптуре, архитектуре, истории искусств. Все лицеисты два раза в год проходят практику — осеннюю (пленэр) и летнюю, с выездом в Керчь, Бахчисарай, Суздаль, Санкт-Петербург, Ялту. Большинство выпускников становятся студентами МГАХИ им. В.И. Сурикова, МАРХИ, МГХПУ имени Строганова. В лицее отличные возможности для занятий спортом в собственном спортивном комплексе: плавание, баскетбол, волейбол, подвижные игры, тренажерный зал, восточные единоборства.


Полина Трофимова,

ученица 9 класса

Поступать в лицей можно начиная с пятого класса. Если вы хотите преодолеть все вступительные испытания — придется изрядно потрудиться. Мне, например, это далось с большим трудом, хотя у меня с детства склонность к рисованию. Чтобы пройти творческий конкурс и получить допуск к экзаменам, пришлось заниматься с тремя педагогами — по живописи, графике и композиции. В результате я набрала необходимое количество баллов.

Огромный плюс этого лицея в том, что он дает вам профессиональные знания уже в начале обучения. В МАХЛ действуют три отделения: живописи, архитектуры, скульптуры. В каждом из них — первоклассные педагоги, мастера своего дела. Кроме специальных предметов, которым отдано примерно 50% всего учебного времени, идет преподавание и по общеобразовательной программе. Кстати, что касается профильных предметов: учиться можно не только в классе, но и на открытых уроках известных мастеров, которые регулярно проводятся в музейно-выставочном комплексе лицея. Подготовка к ГИА и ЕГЭ у нас — обязательная часть обучения. Каждую четверть мы пишем проверочные тесты по пройденой теме, посещаем лекции и готовим рефераты.

Классы с 1 по 11
Прием в 1 класс, в 5 художественный класс
Условия приема в 5-й класс: математика, диктант, рисунок с натуры, собеседование по домашним работам


Василиса Третьякова,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

hello_html_m726df980.jpg

художественно – эстетического воспитания учащихся

Программу разработала

преподаватель литературы

Трубицына Мария Викторовна

Паспорт программы:

Наименование:

Программа художественно – эстетического воспитания учащихся

ГОБУ НПО ВО

Сроки реализации:

2011-2014 учебные годы

Исполнители:

учащиеся 1-3 курсов,

родители, библиотекари, преподаватели воскресной церковно – приходской школы

Законодательная база для разработки программы:

Конституция Российской Федерации;

Концепция модернизации образования

Полное название образовательного учреждения:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

Адрес образовательного учреждения:

396659, Воронежская область,
г. Россошь, пл. Октябрьская, 152
тел./факс (47396/296) 2- 77- 89
e - mail pu 56 ros @ list . ru

Организационно – правовая форма:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

Департамент образования, науки

и молодежной политики Воронежской области

Пояснительная записка


В современном мире, где рядом с на­деждами живёт тревога о судьбах чело­вечества и планеты, наиболее важ­но воспитание будущих поколений в духе гуманизма. Сегодня приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким пониманием человека, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.

В условиях эстетического раз­вития и эстетического воспитания, в от­личие от других форм воспитания, за­действованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого подросткам эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

В эстетическом развитии цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей.

Программа построена на следующих принципах:

развитие и воспитание творческих способностей обучающихся;

коллективная деятельность и раскрытие себя в сценическом и жизненном пространстве;

формирование базовой культуры личности и самореализации в социальном пространстве.

Положительные эмоции играют важную роль в жизни подростка, подросток противопоставляет их лавине негатива, который выплескивается сегодня на него в самых различных ситуациях. Педагог должен научить ребят выражать время их собственным голосом, собственным Я.

Художественно - эстетическое воспитание помогает открыть и познать себя, обрести уверенность, преодолеть внутреннюю несвободу, страх, подросток становится раскрепощеннее, учится формулировать и излагать свои мысли публично, появляется творческая активность, общительность, неповторимость собственной личности и неповторимость других членов коллектива.

Программа художественно-эстетического воспитания не ставит цели изучения методов, приемов и стилей какого либо вида искусства, главное - развитие творческих способностей, духовного мира и формирование интересной неординарной личности, готовой к взрослой жизни.

Цели программы:

Воспитать потребность к усвоению новой информации, научить думать и действовать, выражать свое мнение, анализировать жизненную ситуацию.

Сформировать творческую личность, способную к самостоятельному освоению нравственных ценностей.

Вырабатывать потребность в приобретении знаний.

Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.

Развивать вкус, творческие способности.

Прививать любовь к родному краю, природе.

Развивать и совершенствовать интеллектуальную, психофизическую, физическую и творческую активности.

Повышать мотивации обучающихся на культурные формы отдыха

Поставленные задачи выполняются посредством учебной и внеурочной деятельности: от игрового процесса к образовательному. Выступления, конкурсы, открытые уроки, концерты, миниатюры, инсценировки, спектакли приносят праздничность в жизнь учащихся и помогают раскрыть индивидуальные способности.

Организация досуга ребят проводится по плану внеурочной воспитательной работы, составленному с учетом традиций училища, с вовлечением максимального количества учащихся.

Принципы художественно-эстетической деятельности

1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности

Основание для разработки программы

Ситуация развития общества, обостряю­щиеся процессы поиска человеком смысла существования и своего места в ми­ре, приводит к необходимости углубления художественно-эстетического обра­зования.

Основные принципы программы:

Соразмеренность урочной и внеурочной деятельности.

Технологическая оснащённость (методические разработки, сценарии, технические средства и т. д.)

Системность (календарные даты, периодичность проведения кружков, секций, мероприятий).

Доступность (в соответствии с психолого-педагогическими способностями).

Реалистичность (в соответствии с ресурсами училища).

Эстетичность (проведения, оформления, содержания).

Основная педагогическая идея

Создание условий для социально значимого определения на будущее. Формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные богатства народа, активной гражданской позиции. Педагогика сотрудничества, методика коллективных творческих дел, метод проектов, личностно-ориентированная технология

Основные направления программы

Построение учебного процесса, как преподавание искусства по отдельным предметам, так и интегрированное преподавание, обеспечивающее целостное представление о многообразии всех видов искусств

Сочетание различных направлений досуга (художественных, интеллектуальных и т.д.)

Внеурочная воспитательная работа

общеучилищных, городских, районных и областных мероприятиях

Организация структуры воспитательной среды

Создание предметных линий, взаимодействие с молодежным центром, музеем, городской библиотекой и др.

Налаживание связей с учреждениями образования. Работа кружков и секций (например, кружок воскресной школы) на базе училища

Работа с семьёй

Роль семьи в воспитании гармоничной личности

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству.

Особое место в программе занимает ознакомление обучающихся с художественной литературой как искусством. Художественная литература способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. В структуре программы художественная литература как средство всестороннего развития занимает место между нравственным, трудовым и художественно-эстетическим воспитанием. В процессе чтения обучающиеся знакомятся с писателями и поэтами, обмениваются мнениями по поводу прочитанного, особенностях художественной прозы и поэтической речи.

В разных учебных группах программа предусматривает:

• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

• формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

• развитие творческих способностей в художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

• обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

• развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

• приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Основные мероприятия в течение года

Мероприятия

Время проведения

Интеллектуальный марафон (олимпиады по предметам)

Конкурс новогодних газет

Празднование дня защитника отечества

Проведение мероприятия к Дню Великой Победы.

Праздник Доброго слова

Календарь традиционных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию учащихся:

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний;

Праздничный концерт ко Дню учителя;

выставка декоративно-прикладного творчества

Декада здорового образа жизни

- конкурс стихотворений, девизов

-оформление буклетов о вреде курени, алкоголя и наркотиков

Открытие мастерской Деда Мороза;

конкурс на лучшую новогоднюю открытку;

Декада здорового образа жизни

Концерт ко Дню 8 марта; праздник мам; конкурс чтецов

Декада здорового образа жизни

Конкурс на самую смешную фотографию;

конкурс рисунков и плакатов

Копилка мероприятий

Устные журналы:

Игры-доказательства:

Выставки поделок:

Встречи с интересными людьми:

Конкурс сочинений:

Заочные путешествия:

Игры-путешествия:

Проведение классных часов:

Искорки пестрых дел

Творческие конкурсы:

· На лучшее стихотворение о. царице наук - математике

· Исполнителей авторской песни.

· На лучшее поздравление с. (Днем учителя).

· На лучший репортаж из. ( мастерской, столовой).

· На лучшую праздничную стенгазету.

· На лучший научный реферат о. (вреде курения).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей, новогодних оригами).

Основные линии художественно – эстетического воспитания

Умение воспринимать красоту природы. Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников. Развитие художественных способностей.

Уважительное отношение к народному творчеству, памятникам культуры. Развитие художественных способностей. Красивое и безобразное.

Умение создавать красоту. Красота повседневной жизни. Развитие художественных способностей.

Общие законы красоты. Ритм. Гармония. Развитие художественных способностей.

Азбука театра: сценарий, режиссёр, действующие лица, актёры, спектакль, афиша. Русская народная игрушка. Русские народные песни. Развитие художественных способностей.

Русские народные промыслы. Народная песня в творчестве русских композиторов. Развитие художественных способностей.

Театр в России. Русские и советские исполнители народных песен с мировым именем. Развитие художественных способностей.

Возрождение народных промыслов сегодня. Народная песня и популярная музыка сегодня. Развитие художественных способностей.

Многообразие театральной жизни сегодня. Современная живопись и скульптура. Развитие художественных способностей.

Понятие об эстетике. Роль народного творчества в развитии современной культуры. Охрана памятников культуры. Способы повышения культурного уровня. Развитие художественных способностей.

Понятие культуры элитарной и массовой. Человек как творец своего внешнего облика. Красота мужская и женская. Достойная и пошлая жизнь как антиподы. Идеал мужчины и женщины. Умение видеть и создавать красоту. Развитие художественных способностей.

Ожидаемые результаты

Художественно - эстетическая осведомленность учащихся. Повышение художественно-эстетической воспитанности: художест­венного вкуса, манеры общения, внешнего вида, ценностной ориентации; художе­ственно-эстетической развитости (практических умений).

Увеличение обучающихся, мотивированных на культурные формы отдыха.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса.

Единство учебной, воспитательной работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы его преподнесения, красочная образная речь педагога, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства.

Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, истории, обществознания, истории архитектуры отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников.

Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся мы отводим на внеклассных занятиях, на которых стремимся научить воспринимать и ценить природу, искусство, прививаем навыки культурного поведения (эстетика поведения).

Художественно-эстетическое направление представлено кружками клубами по интересам:

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию создана методическая база:

программы художественно-эстетического воспитания;

тематическое планирование работы;

конспекты занятий, сценарии досугов и праздников.

Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением.

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив училища тесно сотрудничает с библиотекой им. Прасолова, краеведческим музеем, молодежным центром, другими учреждениями города Россошь.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приобщение детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Вышеизложенное актуализирует приоритет развития творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю систему педагогических действий художественно-эстетического фактора воспитания, который помогает ребенку освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций, ориентироваться в ценностях и идеалах. Такое понимание значения художественно-эстетической деятельности, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов искусства в системе образования, в частности, детских школах искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, личностного и на этой основе социального самоопределения детей. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства.

В связи с этим актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование эффективных путей формирования ценностных ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста необходимо подобрать ряд соответствующих методик, разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, а также выявить эффективность предложенных методик.

Цель данной работы – изучить особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическая деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен, если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности; разработка программно-дидактическиго материала по данному направлению работы педагога.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2) Охарактеризовать особенности художественно-эстетической деятельности младших школьников и принципы ее организации.

3) Изучить опыт учителей начальных классов по организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства.

Эстетическое развитие –это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства –субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств.

Цели художественно-эстетического воспитания:развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Организуя художественно-эстетическую деятельность, педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Дети этого возраста деятельны, активны, эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, что может быть с успехом использовано в организации деятельности детей, во взаимодействии с художественными объектами.

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

В этом плане интересен прием целенаправленной демонстрации слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна. Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления становятся ярче.

Действие закономерностей и принципов обучения, разработанных в педагогике, распространяется на все учебные предметы, им подчиняется и преподавание предметов художественного цикла [Павлова, 2008, c.451].

Сформулируем наиболее важные принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии), обобщая существующие в современной педагогике искусства подходы к руководству детским художественным творчеством:

1. Овладение языком искусства – средствами индивидуального образного выражения в рисунке знаний, представлений, чувств – основа практической художественной деятельности учащихся.

2. Обращенность всех сторон процесса художественного воспитания к эмоциональной сфере, к чувствам. Переживание – основной путь общения ребенка с искусством. Рационально-логический компонент, элементы анализа должны вводиться постепенно и осторожно при сохранении приоритета эмоционально-чувственной стороны.

3. Нерасторжимое единство обучения и творчества в процессе художественного воспитания детей, понимаемое как единство грамотности и эмоциональной выразительности в их художественно-творческой деятельности.

4. Единство практической художественно-эстетической деятельности учащихся и восприятия произведений искусства, основанное на категории художественного образа.

5. Разнообразие художественных материалов, техник, тематики как основа многообразия способов выражения в творчестве учащихся, формирование умения активно и осознанно применять все это многообразие в самостоятельной творческой деятельности – залог их успешного художественно-творческого развития.

6. Построение системы художественно-эстетической деятельности в обучении изобразительному искусству и художественному труду (технологии) на основе учета возрастных особенностей детского рисования. Соответствие заданий, связанных с овладением изобразительной грамотой, конкретным этапам возрастной эволюции детского рисунка [Сокольникова, 1997, c. 353].

Список принципов, которые лежат в основе организации художественно-эстетической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда, изложенный выше, не является, конечно, полным и исчерпывающим, его, безусловно, можно продолжать. Мы выделили лишь те из них, которые являются, на наш взгляд, наиболее важными и существенными при организации процесса управления художественно-эстетическим развитием школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии).

Художественно-эстетическая деятельность младших школьников может быть организована по следующим направлениям:

– организация практических занятий каким-либо видом искусства;

– общение с произведениями искусства;

– созерцание красоты природы;

– эстетическая оценка человеческих отношений;

– чтение художественной литературы [Бесова, 2005, c. 75].

Приоритетным направлением являются практические занятия каким-либо видом искусства. К ним, прежде всего можно отнести музыкальную деятельность: пение, игру на детских инструментах, импровизацию. Дети с большим желанием включаются в музыкальные занятия, игры, конкурсы, творческие встречи, музыкальные спектакли [Методика воспитательной работы. , 2012, c. 61].

Внесение элементов хореографии в музыкальные занятия, делает детей более активными, помогает детям полнее выразить свои чувства через пластику, движения. Сильным средством воспитания могут стать драматизация и театр. Приемы драматизации помогают ребёнку сыграть самого себя и преодолеть в себе страх, лень, упрямство.

Участие детей в изобразительной деятельности обогащает их творческий и эстетический опыт. В цвете, линии, композиции, в деталях ребенок выражает свое видение мира, свое отношение к людям, явлениям, событиям. В изобразительной деятельности у детей развивается способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задача педагога – раскрепостить фантазию ребёнка, поддерживать в нём творческую самостоятельность, вселить уверенность.

Художественно-эстетическая деятельность включает также общение с произведениями искусства. Не ознакомление, а именно общение, в котором ребёнку предоставляется возможность не только получить элементарные художественные знания, но и через произведение художника, композитора, режиссера, себя и других людей.

В любом виде искусства человек стремится к гармонии. Он достигает её, комбинируя звуки, цвета, слова – все то, что составляет средства художественно-эстетической деятельности. В каждом виде искусства и в каждом конкретном произведении эти средства всегда выражены через определённые, знакомые зрителю или слушателю реальные объекты или повседневные ситуации.

Следующее направление художественно-эстетической деятельности – созерцание красоты природы. Природа – особое средство эстетического воспитания, заключающее в себе разнообразные выразительные средства: форму, линию, цвет, звук. Созерцание природы необходимо связать с творчеством детей, с активной художественной деятельностью. Близко к этому направлению стоит наблюдение за поступками, отношениями людей и их эстетическая оценка. Когда дети маленькие, то для характеристики поступков взрослые часто используют понятия “красивый” и “некрасивый”, а не ”хороший” или “плохой”. Задача педагога – показать детям красоту человеческих поступков и отношений [Бесова, 2007, c. 44].

Особое место в содержании художественно-эстетической деятельности занимает чтение художественной литературы. В школе дети сами начинают читать, и роль педагога в приобщении детей к чтению исключительно велика. Именно педагог заботится о том, чтобы чтение приносило детям радость и сохраняло у них приобретённую любовь к книге.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Все эти направления могут быть реализованы при соблюдении определённых методических условий:

1. Необходимо использовать всё многообразие видов, форм, и жанров искусства, воздействуя на все органы чувств;

2. По возможности следует объединять разные виды искусства, чтобы его влияние было более глубоким;

3. Надо создавать возможности для активного участия каждого ребёнка в художественно-творческой деятельности;

4. Использовать только настоящие художественные произведения искусства и литературы, чтобы воспитывать эстетический вкус;

5. Очень важен искренний интерес взрослых к красоте окружающего мира;

6. Следует создать благоприятную эстетическую среду, которая сама по себе является важнейшим фактором эстетического воспитания [Бесова, 2005, c. 78].

Данная работа посвящена изучению особенностей организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Изучение данной проблемы показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, пробудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности, обеспечение программно-дидактическим материалом процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен.

Художественно-эстетическая деятельность имеет важное значение в развитии личности младшего школьника, формировании его личностных взглядов, убеждений, мировоззрения, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Список литературы

1. Бесова М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников. – Минск: Жасскон, 2005. – 140 с.

2. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 190 с.

3. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234 с.

4. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе.– 2005. – № 1. – С. 11–19.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с.

7. Павлова Н.А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №69. – С. 451 – 459.

8. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 93 – 96.

9. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. – М.: Академия, 1997. – 472 с.

10. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 2000. – 208 с.

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми. – М.: Начальная школа, 2000. – 96 с.

Читайте также: