Китайская история краткое содержание булгаков

Обновлено: 02.07.2024

М.А. Булгаков создавал свои произведения в эпоху масштабных социальных, политических, культурных мировоззренческих перемен, которые не могли не повлиять на развитие литературных тенденций.

Несмотря на стремление отвергнуть все прежние нормы и традиции, при освоении новой действительности писатели и критики все же ориентировались на достижения литературы предшествующего периода, но наполняли художественный мир символами, новыми парадоксальными образами, ситуациями, стремились проникнуть в сферу подсознательного. Для постижения изменившейся действительности нужны были новые принципы моделирования, именно поэтому в это время получает свое развитие идея художественного синтеза. В творчестве писателей этого периода происходило преломление новейших художественных тенденций, нетрадиционных эстетических и философских систем. Этот факт кардинально менял облик реалистического направления.

Новые тенденции в литературном процессе 20-х годов XX века влияли и на литературные жанры, в том числе на малые жанры, особо популярные в это время вследствие обладания максимальными возможностями для изображения динамичной реальности. Многоаспектность развития литературы проявилась в многообразии жанров малой прозы. В рассказах этого периода явно прослеживается разнообразие идейно-художественных особенностей, эстетических тенденций. М.А. Булгаков активно использовал приемы синтеза в своих произведениях. Сложность произведений писателя отмечали как его современники, так и исследователи его творчества в последующие годы, такие как М.О. Чудакова, Е.А. Яблоков и другие [3, с. 145; 4, с. 6].

Неслучайно и использование автором образа иностранца, которое заключает в себе две функции. Во-первых, речь героя фрагментарна, отрывиста, в большей части состоит из односоставных предложений, что соответствует раздробленной искаженной войной реальности. Во-вторых, помещение в центр событий героя-иностранца помогает автору достичь одной из главных целей ‒ показать масштабность трагедии Гражданской войны, жертвой которой становятся все без исключения, в том числе и граждане другого государства.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Фото: ссылка

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

К И Т А И А Н А М. БУЛГАКОВА - 2

Великий звёздно-шёлковый путь Китая и России.

«Звёзды останутся, когда и тени наших тел

и дел не останется на земле…

Писатель всегда будет в оппозиции к политике,

пока сама политика будет в оппозиции к культуре

Да, человек смертен, но это было бы пол беды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен,

вот в чем фокус…

Рукописи не горят…

Что бы делало добро, если бы не существовало

и творческой биографии Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940). Мировое значение наследия этого замечательного мастера слова ныне осознано и во-многом признано. Талант его многогранен: прозаик, драматург, театральный режиссер. Автор

новелл, повестей, пьес, фельетонов, оперных либретто, киносценариев, инсценировок.

Михаил Булгаков - один из созвездия замечательных литераторов первых десятилетий

А. Чапыгин, В. Шишков, Вс. Иванов.

Предсмертные грёзы Сен-Зин-По: будто бы он, китайский мальчонка, – ещё маленький сидел на корточках у родной фанзы, жевал довольно вкусную лепешку; испытывая жажду, китайчонок ожидал приход матери: на коромысле – два ведра со студёной, необычайно приятной водой.

Китайская история ( русская Китайская история , Kitaiskaja istorija ) короткий рассказ о советском писателе Михаил Булгаков , который появился на 6 мая 1923 года в Петроградском издании Правды . Москва издательства кооперативных Недра опубликовали текст в виде книги в 1925 году в рамках Teufeliaden коллекции .

Оглавление

содержание

Замечания

Издания на немецком языке

  • Китайская история. Шесть картинок вместо рассказа. Перевод с русского Томаса Решке . P. 19–31 в Ralf Schröder (Ed.): Bulgakow: Teufeliaden. Истории. Volk & Welt, Берлин 1994, ISBN 3-353-00945-0 (= Том 6: Собрание сочинений (13 томов))

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Русская Недра - круг
  2. ↑ Русская Дьяволиада - Джаволияда
  3. ↑ Издание использовано, стр. 21, 14. Зву
  4. ↑ Примечание по истории литературы в послесловии использованного издания, с. 316, середина
  5. ↑ Примечание по истории литературы в послесловии использованного издания, с. 304, 3-е зв.
  6. ↑ Издание использовано, с. 29, 4-й звук.
  7. ↑Заметки в 4-м абзаце во в энциклопедии Булгакова (рус.)
  8. ↑ Русская аннотация
  9. ↑ Примечание по истории литературы в послесловии использованного издания, стр. 305, 5. Zvo
  10. ↑ Примечание по истории литературы в послесловии используемого издания, стр. 320, 6. Zvo
    Эта страница последний раз была отредактирована 3 июня 2021 г. в 00:18.

"итайская история" - рассказ, имеющий подзаголовок "6 картин вместо рассказа".

Опубликован: Петроградская правда, 1923 г., 6 мая. Иллюстрированное приложение. Вошел в сборник: Булгаков М., Дьяволиада, М.: Недра, 1925 г. (2-е изд. - 1926 г.).

К. и. описывает историю жизни и гибели китайца, вступившего в Красную Армию и героически погибшего за дело революции, о которой он сам, похоже, имел очень смутное понятие.

В годы первой мировой войны большое количество китайцев было завезено в европейскую часть России с Дальнего Востока и из Манчжурии для производства строительных работ в прифронтовой полосе и в тылу, так как из-за мобилизации ощущалась острая нехватка рабочих рук. После 1917 г. многие из них вступили в Красную Армию, где из китайцев и других иностранцев часто формировались интернациональные части.

Герой К. и. Сен-Зин-По живет только элементарными физиологическими потребностями и инстинктами, подтверждая тем самым мысль философа С. Н. Булгакова о народе, в революцию заботящемся только об удовлетворении физических потребностей и забывшем о духовном.

Наркотические галлюцинации Сен-Зин-По основаны на опыте Булгакова, описавшего позднее более подробно ощущения наркомана в рассказе "Морфий" (1927). Там видение героя К. и. ("Звон пробуждал смех в хрустале и выходил очень радостный Ленин в желтой кофте, с огромной и блестящей тугой косой, в шапочке с пуговкой на темени. Погремев в колокола, Ленин водил ходю на балкон - показывать Красную Армию") трансформировалось в бегущую, не касаясь земли, желтоволосую старушонку в кофте. Также совпадает "хрустальный эффект" - галлюцинации в К. и. и "Морфии" видятся словно через стекло или прозрачный хрусталь.

В. И. Ленин из наркотической галлюцинации китайца сродни "маленького роста кошмару в брюках в крупную клетку" из сна Алексея Турбина в "Белой гвардии", где он, несколько перефразируя, цитирует слова Карамзинова, одного из отрицательных персонажей романа "Бесы" (1871-1872) Федора Достоевского (1821-1881): "Святая Русь - страна деревянная, нищая и. опасная, а русскому человеку честь - только лишнее бремя".

В К. и. галлюцинация с Лениным иносказательно означает, что проповеди большевиков сродни духовному наркотику, что воспринимать их как благое явление, а не кошмар, могут под воздействием опиума только те, кто озабочен лишь удовлетворением элементарных материальных потребностей, без каких-либо признаков духовных интересов.

В финале рассказа Сен-Зин-По виртуозно расстреливает из пулемета наступающую белую цепь, причем люди для него - не более чем мишени на стрельбище. Китаец так и не понимает, почему на требование заплатить "красному виртуозу" премию юнкера закалывают его штыками. И перед смертью в сознании главного героя возникает прежняя "хрустальная" галлюцинация с колоколами. Здесь показан трагический результат гражданской войны, развязанной "очень радостным Лениным" - гибель людей.

Впоследствии образ не внушающего даже ненависти из-за своей душевной примитивности Сен-Зин-По превратился в пьесе "Зойкина квартира" (1926) в фигуру молодого китайского бандита Херувима, а из образа пожилого китайца, хозяина опиумного притона, развился в "Зойкиной квартире" образ хозяина прачечной (на деле -того же опиумного притона) Гандзолина.

И в рассказе, и в пьесе присутствует мотив любви китайца к русской девушке. Сен-Зин-По мечтает о Настьке, "красавице неописанной", а Херувим в финале пьесы убегает с прислугой Зойки Манюшкой.

В отличие от бессознательного, ради "спортивного интереса", убийцы Сен-Зин-По в К. и. Херувим убивает вполне осознанно, зарезав с целью грабежа ответственного советского работника Гуся (по аналогии с рождественским гусем), неосторожного посетителя Зойкиной квартиры.

Читайте также: