Кино саранча краткое содержание

Обновлено: 31.05.2024

Добрый день, дорогие друзья, сегодня хочу вспомнить фильм "Саранча" 2013 года, который в свое время потряс меня смешением жанров, своей откровенностью и захватывающим сюжетом.

Вообще если говорить о этом фильме молодого режиссера Егора Баранова, то он оставил противоречивое мнение о себе, если почитать интернеты, вы увидите отзывы от восторженных до крайне отрицательных, но это и хорошо, фильм многогранен и каждая его грань воспринимается людьми по своему, мне например в этом фильме понравилась игра актеров, сыгравших как главные, так и второстепенные роли, особенно хочется выделить:

Простой работяга Артем приезжает с напарником Маратом работать в доме богатого человека Валентина. Там он замечает его дочь – сексуальную Леру. Лера лежит на солнце пока парни работают. Она чувствует сильный запах рыбы. Артем сознается, что это от него, поскольку он до этого работал в коптильне. Лера собирается уйти с улицы. Но Артем просит ее остаться, а сам отправляется в душ.

Вечером Марат, Артем, Лера и их знакомые собираются на пляже у костра. После посиделок Артем подвозит Леру до дома. Артем рассказывает, что он поэт и обещает почитать ей свои стихи на следующий день. Вернувшись домой, Артем застает изрядно выпившего отца. Отец замечает, что Артем светится от счастья, и тот рассказывает ему, что встретил девушку. Отец Артема никак не может смириться, что жена бросила его, и потому пьет.

На следующий день Лера читает стихи Артема, которые он ей принес. Стихи ей нравятся. Артем интересуется по поводу мужчины, который постоянно находится в их доме. Лера рассказывает, что это Гуревич, партнер ее отца, и находится он в их доме так часто потому, что Лера ему нравится. Гуревич, прочитав стихи Артема, говорит, что у него есть талант, однако стихи плохо продаются, и он рекомендует писать прозу. Гуревич предлагает Артему приехать в Москву, где он может устроить его на работу. Но Артему это предложение не интересно.

Вечером Лера сидит с Артемом в кафе на пляже. Неожиданно к кафе подходит группа парней. Артем и Марат отправляются к ним. Лера понимает, что назревает драка. Она просит Артема отвезти ее домой, в противном случае она больше не будет видеться с ним. Артем делает выбор в пользу Леры. По дороге они попадают в дождь, и останавливаются, чтобы переждать. В этот момент их охватывает страсть, и они занимаются сексом.

У Леры и Артема проходит чудесное лето. Они влюблены и счастливы друг с другом. Однако наступает момент, когда Лере приходиться уехать. Артем обещает, что обязательно к ней приедет. В дороге Лера просит родителей остановить машину и сообщает, что хочет вернуться обратно. Мама Леры говорит, что здесь с Артемом у Леры нет никаких перспектив, и что ей нужно ехать в Москву и строить карьеру.

Проходит время и в Москву приезжает Артем. Артем встречает Леру, но та не слишком рада его видеть. Лера сообщает Артему, что они разные и не могут быть вместе, что у них был просто летний роман. Артем понимает, что отец с матерью хорошенько промыли мозги Лере. Артем приходит к Гуревичу с просьбой устроить его на работу. Гуревич понимает, что Артем приехал к Лере, и соглашается взять его внештатником. Артем звонит Лере и пытается договориться о встрече. Лера делает вид, что плохо себя чувствует, а на самом деле в это время она ужинает с Гуревичем. За ужином Гуревич дарит Лере кольцо.

Артем решает покидает свою съемную квартиру и отправляется в бар неподалеку. Там он видит, парня, читающего со сцены стихи, которого все освистывают. Артем сам выходит к микрофону и начинает читать свои стихи. Люди начинают прислушиваться к Артему и подбадривают его. Позже к Артему приходит Лера. Благодаря его приезду, она не сделала одну глупость. Лере стыдно за то, что она врала Артему. Артем же в восторге от того, что какой-то человек предложил ему издать его стихи. Они мирятся и проводят ночь вместе.

Утром Артем получает от человека, решившего издавать его стихи, копеечный гонорар. Артем сильно расстроен этим, поскольку таких денег ему не хватит даже для того, чтобы платить за квартиру. Тогда тот человек дает Артему контакт, чтобы тот смог подзаработать написанием стихов на заказ. Лера устраивает скандал родителям. Она уходит из дома. Мама уверена, что, пожив с Артемом месяц, Лера вернется. Вскоре Артему звонит Гуревич и говорит, что берет его на работу.

Артем успешно работает в издательстве. Однажды ему доставляют ключи от новой машины. А старую увозят со стоянки. Артем выбегает на улицу, не понимая, что происходит. На улице он видит свою новую машину и узнает, что это подарок от одной состоятельной дамы – Натальи. Артем приезжает на встречу с Натальей. Он отказывается от подарка. Женщина возвращает ему его старую машину, но также она предлагает ему стать ее мужчиной, и за это она предлагает ему все блага этого мира. Артем отказывается и уезжает.

Артем берет кредит на работе и покупает новую квартиру для них с Лерой. Лера немного с опаской относит к тому, что Артем так может попасть в полное рабство к Гуревичу. Однако Артем уверен, что он молод и талантлив, и что он сумеет заработать. Также Артем делает предложение Лере, и та соглашается выйти за него. Поздно вечером Лере звонит мама и сообщает, что их отца арестовали.

В участке мама Леры паникует, опасаясь за здоровье мужа, однако следователь не реагирует на ее мольбы. Тогда она решает, что надо позвонить Гуревичу. Артем хочет позвонить сам, однако мама Леры останавливает его, говоря, что это дело семейное, и уж точно не он должен звонить. Артема это сильно задевает, он оставляет Леру с матерью и уходит.

Спустя время Артем и Наталья готовятся к свадьбе. Артем узнает, что туда приглашен Гуревич с Лерой. Артем сначала возмущается, почему их пригласили, а затем успокаивается и говорит, что нет ничего страшного в том, что они придут. На свадьбе Лера встречается с Артемом. Лера пытается помириться с ним, но Артем идти на мировую не намерен. Позже Наталья и Гуревич устраивают совместную встречу парами. Встреча проходит достаточно напряженно. Артем отправляется за вином для Натальи и приглашает Леру с собой, чтобы показать ей дом. В доме Артем и Лера предаются страсти. Затем они возвращаются за стол, однако Наталья замечает в них явную перемену.

С этого момента Артем и Лера начинают тайно встречаться. После очередной встречи с Лерой, Артем приходит к Наталье, та хочет показать ему снимки, на которых он запечатлен с Лерой, однако тут Артему поступает звонок от его друга Марата, тот сообщает ему, что его отец умер. Наталья решает не показывать ему снимки. Артему совестно, что последние два года он вообще не общался с отцом.

После похорон Артем возвращается и застает Наталью с другим молодым парнем. Артем понимает, что Наталья сделала это специально. Наталья говорит Артему, что подает на развод. Наталья рассказывает Артему, что ей все известно о нем и Лере. Она хочет позвонить и рассказать обо всем Гуревичу, но Артем вырывает у нее телефон из рук и разбивает его в дребезги. Артем мирится с Натальей, он говорит, что хочет остаться с ней. Наталья же обещает, что убьет и его и Леру, если Артем обманет ее еще раз.

Артем решает использовать слабость Натальи к алкоголю. Он разговаривает с психологом, выражая свое беспокойство о том, что Наталья спивается. Затем Артем приходит к Наталье и напаивает ее до практически бессознательного состояния, после чего он держит ее пока она захлебывается в собственной рвоте, а делее Артем стирает все следы своего присутствия в доме. Когда к Артему приезжают Гуревич и Лера, чтобы почтить память Натальи, он сообщает Лере, что он сам убил Наталью. Что теперь они могут выкупить отца Леры, а она сама может уйти от Гуревича обратно к нему. Шокированная Лера молча уходит от Артема и прекращает общение с ним.

Наталья оказалась банкротом, и дом не забирали у нее за долги, пока она была жива. Но после ее смерти, все сразу накинулись на ее собственность. В итоге Артем остался без гроша в кармане. Спустя время Гуревич приходит к Артему. Гуревич пытается образумить вновь слетевшего с катушек Артема. Он предлагает ему ехать вместе с ним и Лерой на море, чтобы прийти в норму. Артем отказывается, но Гуревич говорит, что скупил все его долги, и если тот откажется, то он продаст их и Артема попросту убьют. Кроме того, Гуревич добавляет, что все это было Лерина идея.

Пока Гуревич и Артем стреляют по бутылкам, Лера подмешивает снотворное в молоко. Ночью она и Артем снова предаются страсти. Лера просит Артема, чтобы он что-то придумал, поскольку Гуревич сильно хочет ребенка, однако она при этом пьет противозачаточные. Когда они отправляются в море на яхте, Гуревич просит Артема встать у штурвала, а сам идет и садится на корме с Лерой. Это сильно задевает Артема. Лера ждет от Артема, что он избавится от Гуревича, но тот говорит, что не может этого сделать. Однажды ночью, когда Артем и Лера занимаются сексом, их замечает сын Гуревича, Кирилл.

Он бежит к отцу, желая все рассказать, но Артем останавливает его. Гуревич просыпается на крик ребенка. Он пытается узнать у него, что он видел. Однако из-за своего заболевания Кирилл не разговаривает и просто молчит, стоя перед отцом. На следующий день Гуревич набрасывается на Леру и бьет ее, узнав о том, что она принимает противозачаточные. Артем вступается за Леру. Тут Гуревич понимает, что Лера изменяла ему с Артемом прямо в его доме. Он хватает топор и идет на Артема. Артем, обороняясь, бьет Гуревича поленом по голове и вырубает его. Артем думает, что Гуревич мертв. Они с Лерой берут тело Гуревича и отвозят на пристань, где грузят на лодку. На пристани их в этот момент замечает один старик.

В лодке оказывается, что Гуревич еще жив. Артем протыкает его ножом, а затем сбрасывает в воду. Начинается расследование. Марат, друг Артема, который работает в полиции, замечает у того следы крови на штанах и советует ему сменить одежду. Марату удается найти старика, который видел, как Артем и Лера тащили тело Гуревича. Он не выдал их, но потребовал денег в размере 300 тысяч долларов. Деньги эти достать Артему и Лере непросто. Гуревич все продумал, и после его смерти наследником является Кирилл, а Лера получает лишь скромное жалованье горничной. Она также получает деньги на то, чтобы поддерживать привычный для Кирилла образ жизни, однако за них она должно постоянно отчитываться. Единственный вариант добраться до денег Гуревича, это смерть его сына, но Лера даже и слышать об этом не хочет.

После всего произошедшего Лере тяжело быть с Артемом в этом доме. Однако постепенно их отношения наладились. Артем стал писать роман и бросил пить. Родители Леры помогли им набрать нужную сумму для Марата. Артем сильно привязался к Кириллу. Однажды Кирилл нашел ключ от сейфа, в который Артем прятал написанные им страницы романа. Кирилл начал читать роман, а там Артем описывал происходившие ранее события. Кирилл прочитал про то, что Артем хотел убить его, но привязался к нему и решил подождать год, чтобы все успокоилось и смерть Кирилла не вызвала бы подозрений.


Богатая московская семья покупает дом у моря. Благодаря этому Лера (Паулина Андреева), взрослая дочь семьи, знакомится со строителем Артемом (Пётр Фёдоров), которого нанял ее отец. Вскоре между молодыми людьми вспыхивает столь сильная страсть, что ее ничто не может потушить. Когда Лера возвращается в Москву, Артем следует за ней. Он не может выбросить девушку из головы даже после того, как та выходит замуж за отцовского партнера по бизнесу, а сам Артем женится на состоятельной москвичке. И прежде светлое чувство перерастает в сумрачную одержимость. Лера и Артем так хотят быть вместе, что они готовы идти по трупам.

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Саранча"

Кадр из фильма

Мы не устаем отмечать, что в преимущественно разговорном кино огромная нагрузка ложится на ведущих актеров, и Федоров и Андреева доверие продюсеров оправдали. Особенно Федоров, которого по праву можно назвать одним из лучших артистов его поколения. А то и просто лучшим. Андреева нас убедила не во всех своих сценах (возможно, сказался меньший профессиональный опыт – это ее первая главная роль в кино), но в целом она с ролью справилась, и больших претензий у нас к ней нет. Столь же и даже более хороши Дмитрий Шевченко и Екатерина Волкова, сыгравшие соответственно мужа Леры и жену Артема. Отметим, что их персонажей легко было сделать омерзительными (эгоистичные миллионеры – любимые российские злодеи!), но вместо этого картина показала их сложными, страдающими и даже, пожалуй, симпатичными личностями. Особенно на фоне их разложившихся супругов. Олигарх как человек – для нашего кино это само по себе достижение!

Артем и Лера - почти современные Ромео и Джульетта нашего времени с парочкой поправок: он - простой рабочий парень (правда, с задатками поэта), она - столичная студентка и дочь состоятельных родителей. Их курортный роман не заканчивается с последним месяцем лета и толкает влюбленных в бездну страсти - разумеется, крышесносяще безумной. Однако не стоит ожидать чего-то возвышенного, да и сравнение с Шекспиром, пожалуй, не совсем уместно и даже оскорбительно для последнего - потому что от истории, которая во всем мире считается эталоном драматургии, здесь нет ровно ничего.

Картина заявлена как эротический триллер, что вроде бы должно роднить его с лучшими европейскими жанровыми работами, однако встать с ними в один ряд с ними у “Саранчи” не вышло - из-за ряда непростительных для хорошего кино промашек.

Кадр из фильма “Саранча”

Герои Петра Федорова и Паулины Андреевой (между прочим, не самый плохой кастинг) до обидного схематичны - всего лишь красивая как на картинке девушка и обаятельный самоуверенный парень. На бэкграунд для персонажей явно поскупились: Лере “приписали” абсолютно картонных родителей (сытых и глухих ко всему богачей), расшатанные нервы и перспективу пить антидепрессанты, а Артему - отца-алкоголика и непонятно в чем выраженные таланты (то ли писатель, то ли поэт). Столь мертвую биографию играть невероятно сложно, поэтому актерский дуэт беспомощен и держится то ли на честном слове, то ли на личном обаянии.

Схематичность больно ударяет по главной линии - ее определяют как любовную, вероятно, уповая на иррациональность этого чувства (иначе объяснить, что связывает героев Федорова и Андреевой, не получится). При этом, опасаясь, может быть, обратного эффекта, создатели на протяжении действия стараются убедить зрителя, что любовь все-таки есть - и даже заставляют персонажей ее проговаривать. Но как ни крути, а веру во что-то настоящее это подрывает.

Кадр из фильма “Саранча”

Вероятно, по этой же причине картина изобилует секс-сценами, и дело тут даже не в жанровой составляющей, а в подмене понятий и все той же мертвой истории двух любовников, которую неясно как оживить. В попытке сделать это, авторы прибегают к традиционным клише - сводят, разводят героев, дают каждому по нелюбимому супругу, оперируют “основным инстинктом”, но без толку - драматургия безнадежно провисает, причем в самых что ни на есть банальных вещах. Так, Лера, выйдя замуж за друга отца, чтобы спасти того от тюрьмы, непонятно почему не пытается разорвать брачные узы и через суд требовать содержания. В это же время ее возлюбленный убивает свою жену, не выяснив, есть ли у той деньги, чтобы им с Лерой хватило на безбедное существование. Эта весьма сомнительная цитация “Леди Макбет Мценского уезда”, положенная на амбиции и жадность, смотрится аляповато - слишком уж грубо и наспех. Цинизм и амбициозность подчеркиваются особенно: обличающий монолог о тех, кто “хочет иметь все, не делая ничего” (то бишь саранче) дают произнести смертельно пьяной жене Артема. Этот момент предлагает нечто вроде идейной квинтэссенции и подготавливает к дальнейшей цепочке бессмысленного и кровавого (тоже позаимствованного из книжек). Однако ни дальнейшие страсти, ни трагические случайности, ни гнет неизбежного наказания, которые к финалу достигнут максимальной концентрации, положение не спасут - ведь что-что, а отсутствие вкуса замаскировать сложно.

Читайте также: