Кэлэпушче кыз краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Широкое просветительское движение среди татар, развернувшееся в конце XIX - начале XX века, в результате революции 1905 года получает дополнительный мощный импульс, обогащается политическим содержанием, политической программой, острием которой явилась идеология революционных демократов. Эту идеологию, наряду с джадидизмом, можно рассматривать как этап в развитии просветительства. Джадидизм в свое время стал реальным, практическим воплощением философии и идеологии просветительства в культурно-образовательной и воспитательной сфере. Революционный демократизм, в свою очередь, распространил сферу действия просветительства на общественно-политические отношения, на социальное и политическое просвещение народа. В этом смысле революционных демократов начала XX века - преемников просветительской идеологии XIX века - мы вправе назвать политическими просветителями или просветителями революционной эпохи (1).

Среди выдающихся представителей этого течения, включающего в себя блестящую плеяду татарских литераторов: Г. Тукая, Ф. Амирхана, Г. Ибрагимова, М. Гафури и некоторых других, особое место занимает Гаяз Исхаки. Однако имя этого выдающегося деятеля было предано забвению, и даже упоминание его в специальных исследованиях, как правило, было дано в отрицательном свете. Почему же так случилось?

Гаяз Исхаки после Октябрьской революции 1917 года эмигрировал за границу. Как известно, такие люди, особенно после двадцатых годов, считались врагами революции и объявлялись предателями. Г. Исхаки не мог воспринимать деятельность большевиков в области национальной политики, так как она противоречила его убеждениям. Он всячески разоблачал политику советского правительства в отношении татарской нации и предлагал свои пути решения этих проблем. Поэтому неудивительно, что он оказался среди непримиримых врагов советской власти и тем самым вплоть до восьмидесятых годов XX века вычеркнутым из памяти целого поколения (1).

Классик татарской литературы, выдающийся драматург, крупнейший национальный политический деятель и известный представитель татарской общественной мысли Гаяз Исхаки родился 22 февраля (по новому стилю) 1878 года в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье авторитетного и образованного муллы Гилязетдина.

Будучи способным ребенком, Гаяз с 5 лет с помощью отца начинает учиться и вскоре усваивает программу начальной школы, легко читает и хорошо понимает книги на арабском и персидском языках. В 1890 году родители отдают его в Чистопольское медресе для продолжения учебы. Однако его не удовлетворяет здешний уровень преподавания, и в пятнадцатилетнем возрасте он прибывает в Казань. Именно здесь для него начинается новая, насыщенная различными событиями жизнь.

В Казани во время учебы в медресе под началом Галлям хазрета Гаяз знакомится с первым тюркским периодическим изданием - газетой "Тарджеман", издававшейся известным просветителем И. Гаспринским. В то время единственная во всей России газета, выходившая на тюркском языке, призывала читателей к возрождению тюркских народов, к пробуждению и просвещению. Интересная по своему содержанию газета привлекла внимание молодого Исхаки.

Одновременно молодой шакирд основательно интересуется литературой на тюркском языке, читает повести и рассказы, турецкие газеты. Однако только эта литература не удовлетворяет его, и он обращается к изучению произведений западных авторов, прежде всего русских. Г. Исхаки серьезно изучает русский язык, знакомится с классическими произведениями русской литературы. Более того, в 1899 году он переводит повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка" на татарский язык. Русская литература сыграла большую роль в формировании взглядов Г. Исхаки (1).

Творческое наследие, жизненный путь и деятельность Г. Исхаки можно рассматривать с различных позиций. Во-первых, несомненно, он является классиком татарской литературы. В этом плане его творчество служит объектом изучения литературоведов. Во-вторых, Г. Исхаки был организатором и идеологом национального движения. В-третьих, он был выдающимся политическим деятелем, сыгравшим значительную роль в истории татарской общественно-политической жизни. Таким образом, Г. Исхаки был значительной фигурой в истории татарской общественной мысли XX века (1).

Свою литературную деятельность Г. Исхаки начинает довольно рано. Свой первый рассказ он пишет в 17 лет. В 1900 году он завершает еще два произведения: рассказ "Кэлэпушче кыз" ("Вышивальщица тюбетеек") и драму "Оч хатын берлэн тормыш" ("Жизнь с тремя женами") и тем самым заявляет о себе как писатель и драматург.

В своих ранних литературных и драматических произведениях он проводит идею о том, что знания, образованность ведут человека к совершенству, а невежество, необразованность, пренебрежение общепринятыми моральными нормами приводят к нравственному падению личности, к деградации. Таким образом, Г. Исхаки свои первые шаги в качестве писателя делает как пропагандист идей просвещения. В 1901 году Гаяз Исхаки со своими единомышленниками создает тайное студенческое общество "Шэкертлек" и выпускает рукописную газету под названием "Тэрэккый", распространяет среди населения различные письма, пытаясь через просвещение пробудить сознание татарского народа (1).

Первое значительное литературное произведение Гаяза Исхаки вызвало среди читателей и критиков много откликов, споров, противоречивых оценок. Это произведение называлось "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Исчезновение через двести лет"). Слово "инкыйраз" в переводе на современный язык означает "конец", "исчезновение", "катастрофа". Это произведение, созданное в форме фантастического повествования, написано в жанре литературной публицистики. Писатель в своем сочинении предупреждает читателя о возможности в недалеком будущем национальной катастрофы, если не будут преодолены отрицательные тенденции развития современного ему татарского общества (1).

По существу, повесть "Ике йоз елдан сон инкыйраз" является программным произведением Г. Исхаки. В повести ставится вопрос о существовании и возможном исчезновении с лица Земли целой нации - татарской. У автора не вызывает сомнения тот факт, что нынешнее состояние татарской нации не соответствует ее истинному статусу. Он не может мириться с таким положением, когда идет процесс постепенного растворения татар среди других народов, когда падает нравственность среди молодежи, когда нет соответствующих условий для получения настоящего образования на уровне европейских стандартов. Эти и многие другие процессы, идущие в обществе, не дают ему покоя. И автор делает вывод, что если не предпринять немедленно кардинальных мер для спасения татарской нации, то неминуемо наступит катастрофа, и в XXI веке исчезнет последний представитель нации. Что же необходимо предпринять, чтобы спасти некогда имевшую свою государственность нацию? По его мнению, необходимо вести работу в нескольких направлениях. Во-первых, нужно постоянно проводить работу среди народа, открыть новые учебные заведения и перестроить ныне действующие, где преобладает схоластика. При этом писатель особо подчеркивает, что образование должно отвечать потребностям времени, в школах, медресе должны изучаться наряду с другими и научно-практические дисциплины (как и в Европе). Для этого надо полностью изменить систему образования, усовершенствовать методы обучения. Во-вторых, следует распространять научную литературу, издавать такие книги, которые бы побуждали татар к деятельности по изменению нынешней ситуации. В то же время он убежден и в том, что следует всячески использовать и вековые традиции для воспитания нового поколения. В-третьих, писатель призывает к тому, чтобы начатое дело всегда доводить до конца, а не бросать на полпути, встретив препятствия. Только при решении данных задач возможно, твердо убежден мыслитель, спасти татарскую нацию. Иначе, если будет так продолжаться и все останется без изменений, через 200 лет о татарской нации останутся лишь одни воспоминания. Свое значение и актуальность данная повесть не теряет и по сей день (1).

В 1903 году Г. Исхаки готовился к поступлению в Казанский университет, однако по настоянию родителей был вынужден вернуться в родную деревню для выполнения обязанностей муллы. Так как новая деятельность никак не соответствовала его призванию, уже через год он возвращается в Казань, участвует в революционном движении, горячо приветствует русскую революцию 1905 года, принесшую обществу некоторые политические свободы (1).

Русская революция 1905-1907 годов способствовала изменению взглядов Г. Исхаки. В самом деле, если на рубеже XIX-XX веков молодой писатель зарекомендовал себя первыми литературными опытами как классический просветитель-джадидист (подобно Ф. Халиди, Г. Ильяси, 3. Хади, 3. Бигиеву), то уже в 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар. Гаяз Исхаки возглавил радикальное крыло этого движения, связавшего себя с революционными партиями, видевшими главное препятствие на пути народов России к демократии и свободе в самодержавии. В редакционной статье газеты "Тан юлдузы" от 29 мая 1906 года подчеркивается мысль о необходимости всенародной борьбы для создания в России народного правительства. "Только после этого (свержения самодержавия.- авт.) народ будет свободен,- говорится в статье,- только после этого народ обретет свои гражданские права. И только после этого татарский народ обретет свои национальные права",- заключает газета. В этом же номере газеты в концептуальной статье "Наша цель и нация" Чингиз (один из псевдонимов Г. Исхаки) ясно говорит о национальном самоопределении, национальной автономии как конечной цели социальной и классовой борьбы, развернувшейся на огромных пространствах империи. "Мы, социалисты,- продолжает автор статьи,- поддерживаем требования автономистов о правах личности и праве нации на самостоятельное развитие, на свободу отделения нации от государства". Но реализация этих прав возможна в условиях демократического строя, в условиях общегражданских свобод в России. Исходя из этой первоочередной цели и находясь в этот период под сильным воздействием эсеровской идеологии, Г. Исхаки отдает безусловный приоритет общим социальным и политическим задачам борьбы трудящихся всех наций России перед их локальными национальными задачами (1).

Но вот в феврале 1917 года буржуазно-демократическая революция в России одержала победу. Общегражданские политические свободы стали реальностью. В этих условиях перед социально-демократическими силами на первый план выходят задачи строительства национальной жизни, задачи реализации демократических завоеваний в интересах своей нации. И в это время Гаяз Исхаки предстает перед общественностью, перед своим народом в новом качестве выразителя общенациональных интересов, новом по сравнению с его классовыми позициями в годы первой революции. Это был закономерный итог идейной эволюции Г. Исхаки - революционера и мыслителя национального движения, соответствовавшей логике перерастания революционно-классовой борьбы в России в национально-освободительную (1).

На каких же принципах считал возможным Г. Исхаки объединение татарского народа и шире тюрко-мусульман России для достижения их национальных целей? Эти принципы он изложил в своем докладе на I Всероссийском съезде мусульман, состоявшемся в Москве в мае 1917 года. Доклад вышел вскоре после съезда отдельной брошюрой.
Ислам, демократия и право народа на самоопределение - вот три кита, на которых Г. Исхаки считал возможным создание общей платформы тюрко-мусульман на этапе их государственного становления (1).

Программа Г. Исхаки, предложенная съезду, явилась выражением позиций тех кругов интеллигенции мусульманских народов, которые конечную цель революционной борьбы в России видели в осуществлении прав своих народов на выбор собственного пути в условиях демократических свобод. Если говорить о татарской интеллигенции, то практически вся она: писатели и журналисты, политики и духовенство - стояла на этих или близких к ним позициях. Не были в этом смысле исключением и леворадикальные силы из мусульманского социалистического комитета и других организаций, находившихся под влиянием большевиков, ибо они свято верили в провозглашаемые теми лозунги о неотъемлемом праве наций на самоопределение, о свободе совести и прочих свободах. Послеоктябрьскую реальность большевистской диктатуры выдержали далеко не все. Г. Исхаки был среди тех, кто до конца жизни оставался верен выбранному пути борца за национальную независимость, за свободу тюркских народов, хотя этот выбор обрек его на жизнь вдали от родины (1).

Гаяз Исхаки в 1919 году как делегат Версальской конференции выезжает через Дальний Восток в Европу и больше не возвращается. Затем были Париж, Берлин, Варшава. Везде он выступает, агитирует. Издает татарские газеты в Мукдене и Берлине, создает политические организации в Маньчжурии, Германии и Турции, объединяет в Варшаве эмигрантов разных национальностей в организацию антисталинской направленности "Прометей", чьим девизом стал знаменитый лозунг "За вашу и нашу свободу!" Перед самым вторжением в Польшу германских и советских войск польское правительство предупредило эмигрантов о грозящей им со стороны НКВД опасности, и им удается в самый последний момент покинуть Польшу с помощью турецких дипломатов (2).

Гали Акыш - соратник Гаяза Исхаки и его политический преемник - утверждает, что татарская эмиграция из СССР самая малочисленная. Татары по доброй воле не накидали Родину (2).

Начатая на страницах газеты "Тан юлдузы" борьба за разрушение империи привела его к осознанию неотделимости принципов свободы и равенства, демократии от принципов свободы и равенства всех наций и народностей, от их права на выбор собственного пути. И поэтому социалист-революционер Исхаки становится националистом после февраля 1917 года. Националистом в давно и прочно забытом у нас высоком смысле: верного сына своей нации, беззаветно преданного идее ее освобождения и международного признания наравне с другими народами. И глубоко прав был Ф. Амирхан, когда, имея в виду изначальное высокое содержание понятия "миллятче", писал в 1917 году в газете "Кояш": "Гаяз одно время был "тангистом" (то есть социалистом.- авт.). И в это время он критиковал националистов. Однако он и в своем "тангизме", и в своей критике националистов, сознательно или неосознанно, всегда оставался националистом". Другими словами, Г. Исхаки во всей своей деятельности превыше всего ставил надежды и чаяния своего народа, национальные интересы (1).

После вынужденной эмиграции Г. Исхаки живет и работает в разных странах: в Китае, во Франции, в Германии, в Польше и, наконец, обосновывается в Турции, где живет до конца своих дней. Великий писатель, драматург и выдающийся политический деятель ни на минуту не прекращает свою деятельность. Всеми доступными ему средствами пытается быть в курсе жизни народов России, и, естественно, в первую очередь татар Поволжья. Через выпускаемые им газеты и журналы разоблачает политику, проводимую большевиками и коммунистами по отношению к тюркским народам. Например, в Берлине с 1928 по 1939 год издает журнал "Яна милли юл" ("Новый национальный путь"). В эти же годы пишет свои новые художественные произведения. В этих же издательствах выпускаются и татарские книги, статьи и другие публикации Г. Исхаки, изданные и хранящиеся в виде рукописей, они стали возвращаться к нам только в последние годы (1).

Эта книга была отпечатана на татарском языке в Берлине (1933), на русском и французском языках в Париже (1933), в Токио на японском (1934), в Варшаве на польском (1938), в Лондоне на русском (1988) языках. Следовательно, весь мир знал эту работу Г. Исхаки, за исключением российских читателей. В этой книге Гаяз Исхаки, опираясь на источники, описывает историю тюрков Волжско-Уральского региона со времен булгарского, золотоордынского периодов. Указывает на те проблемы, которые возникли после Октябрьского переворота большевиков, и вновь поднимает идею Волжско-Уральского штата, впервые выдвинутую еще в 1918 году в Уфе. Как подчеркивает писатель, цель данного труда - дать краткую историческую и политическую информацию о тюркских народах, живущих в Поволжье. Однако по содержанию данная работа выходит за пределы этих рамок (1).

Автор уверен, что, несмотря на многовековое угнетение, тюркские народы не отказались от стремления к обретению былой независимости и при появлении первой возможности возьмут управление народом в свои руки. Духовное наследие и творческая деятельность Г. Исхаки необъятна для исследователей, предстоит еще многое открыть. Но несомненно одно - выдающийся представитель татарского народа должен занять достойное место в истории своего народа (1).

В Турции, кроме Гаяза Исхаки, оказались Юсуф Акчура, Садри Максуди и несколько позже через Кавказ перебрался туда и Заки Валиди. Чтобы очертить весь круг выдающихся татарских политических деятелей XX века, не хватает Мулла-Нура Вахитова, расстрелянного белочехами в 1918 году, и Мир-Саида Султан-Галиева, замученного в застенках НКВД (2). Их судьбы пересекались в Петербурге, Москве, Казани, они работали иногда вместе, иногда их пути расходились, все они писали статьи в газеты Гаяза Исхаки и горели одним пламенем: вы вести свой народ на широкую дорогу мировой цивилизации. Эти люди повлияли не только на татарское общественное сознание, они - признанные лидеры всего тюркского мира и ряда восточных стран. Если бы в 1918 году они держались вместе, то, возможно, история татарского народа сложилась иначе.

Гаяз Исхаки в Турции не общался с Заки Валиди, он не мог ему простить "Малой Башкирии", расколовшей единый национальный фронт. Как пишет Рафаэль Хакимов, но в конце жизни Заки сам пришел в дом Гаяза, они в дверях обнялись, расплакались и помирились (2).

Основоположник татарской реалистической литературы мастер слова, тонкий художник, выдающийся политик, верный сын татарского народа, посвятивший жизнь борьбе за его освобождение и процветание, Гаяз Исхаки умер 22 июля 1954 года. Он похоронен в Анкаре.

Перейти на главную сайта

Г.Исхакыйның "Кәләпүшче кыз" әсәре буенча "Тәүфыйгыңны югалтма" темасына сыйныфтан тыш уку дәресе (10 сыйныф)

Автор: Җиһаншина Зөмәрә Нихатовна, Татарстан республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы Кукмара муниципаль районы муниципаль бюджет гомумбелем бирү учреждениесе “Кукмара ш.т.п.А.М.Булатов исемендәге күппрофильле лицей”ның Татарстанның атказанган укытучысы


22 февраля 1878 г., деревня Кутлушкино Чистопольского уезда Казанской губернии – 22 июля 1954 г., Анкара. Похоронен в городе Стамбул.

Один из основоположников татарской возрожденческой литературы начала XX века. Печатался под именами и псевдонимами Гаяз, Гаяз Исхаков, Казанлы Гаяз Исхаки, Иделбай, Бикбулат, Биктимер, Бикчура углы, Котлы Мухаммед, Тимер, Ураллы, Хабибрахман аль-Булгари, Кандилле, Хамит, Чингиз, Япанчи и др.

Образование

Общественно-политическая деятельность

С 1904 г. вновь в Казани, и с этого времени полностью посвятил себя общественно-политической и литературной деятельности.

За революционную деятельность, антиправительственные выступления 18 раз подвергался арестам, сидел в тюрьмах городов Чистополь, Казань, Москва, Санкт-Петербург, находился в ссылке в Архангельской губернии.

Г.Г.Исхаки приветствовал Февральскую революцию 1917 г., одобрял национальную политику Временного правительства.

На I Всероссийском мусульманском съезде он выдвинул идею национально-культурной автономии для тюрко-татар Поволжья и Приуралья – создание Урало-Волжского Штата (Идел-Урал Штаты), которая была поддержана на II Всероссийском мусульманском съезде в Казани (1917 г.) и Миллэт Меджлиси в городе Уфа (1917–1918 гг.).

Был избран членом Всероссийского мусульманского совета (Милли Шура).

В эмиграции

С марта 1920 г. до лета 1922 г. Г.Исхаки жил в Париже, затем в Берлине. С 1925 г. – в Турции.

В декабре 1931 – начале 1932 гг. Г.Г.Исхаки участвовал в работе Всемирного конгресса мусульман в Иерусалиме, выступил с докладом о гонениях на ислам в советской России, закрытии мечетей, преследовании священнослужителей. Он обращался по этому вопросу к главам государств арабского Востока – Египта, Ирака, Ирана, Афганистана, Йемена, а также к султану Марокко, к Папе Римскому.

В 1936 г. Г.Г.Исхаки возвращается в Варшаву, в 1939 г., после захвата Польши фашистской Германией, переезжает в Турцию и остается там до конца жизни.

Творчество

Начало творческого пути Г.Г.Исхаки пришлось на рубеж XIX–XX века, когда татарская литература вступила в эпоху ренессанса (см. Янарыш).

В развитии творческой деятельности Г.Исхаки условно можно выделить 4 периода:

Просветительский период творчества

В начальный период творчества Г.Г.Исхаки выступил как прозаик, драматург, публицист.

Центральное место в просветительской прозе и драматургии Г.Г.Исхаки занимает проблема феминизма, которая раскрывается им в различных ракурсах и многообразии мотивов.

Многие сюжетные элементы этого произведения, общественные идеалы, литературно-эстетические мысли, содержавшиеся в нем, были развиты и художественно переработаны в творчестве Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, С.Рамеева, Г.Камала, Н.Думави, Ф.Туйкина и др.

В отличие от ранних произведений, Г.Г.Исхаки полемизирует здесь с толстовской концепцией непротивления злу насилием, призывает женщину самой решать свою судьбу. Следуя этой идее, главная героиня Сагадат находит силы порвать с безрадостным прошлым, покидает дом богатого мужа Габдуллы, уезжает на учебу в Петербург, готовит себя к народнической миссии.

Главный герой романа, авторитетный имам-богослов Халим, выступает как воплощение народной мудрости и общечеловеческих ценностей.

Национальные ценности в творчестве Г.Исхаки

В 1910-х годах общественно-политические взгляды и художественное мышление Г.Г.Исхаки претерпели существенные изменения. От идей революции и классовой борьбы он перешел на общенациональные позиции, направил силы на сплочение различных слоев татарского общества и рост национального самосознания, так как считал это важным средством прогресса и освоения достижений мировой цивилизации.

Тема национального единства доминировала и в многочисленных публицистических и художественных произведениях Г.Г.Исхаки этих лет, что выдвинуло его в число признанных лидеров татарской национально-освободительского движения.

Национальные проблемы в контексте политической истории России, культурно-цивилизационных, религиозных, семейно-брачных отношений оказались в центре многих его произведений.

Творчество в эмиграции

Истории освободительного движения татар в трудах Г.Исхаки

В книге подробно прослеживается история материальной и духовной культуры Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и дается ее характеристика; повествуется о тяжелом колониальном гнете, под которым оказался татарский народ после падения Казанского ханства, его трудной борьбы за сохранение религии, языка и менталитета.

Г.Исхаки – историк литературы

Большая часть статей посвящено анализу подвижнической деятельности татарских просветителей К.Насыри, Ш.Марджани, И.Гаспринского, Р.Фахретдина; произведений Ф.Карими, С.Максуди, Г.Тукая, Дэрдменда, С.Рамеева, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Ш.Камала, Г.Камала, Г.Кулахметова и др.

Во многих публицистических статьях Г.Г.Исхаки критикует политику большевиков в области литературы.

Наследие

В реабилитацию имени Г.Г.Исхаки значительный вклад внесли литературовед И.Нуруллин и писатель А.Еники; в исследования его творчества – Н.Давлет, С.Чагатай, М.Тахир, И.Нуруллин, Х.Махмутов, Л.Гайнанова, М.Хасанов, Ф.Мусин, М.Сахапов, Х.Миннегулов, Ф.Галимуллин, Ф.Ибрагимова, Р.Ганиева, А.Шамсутова, Р.Харрасова, Р.Яруллина, Б.Т.Гали и др.

Память

Гаяз Исхаки. Путь к свободе. 2009

В 1991 г. была учреждена Премия Союза писателей РТ им. Г.Исхаки.

В село Кутлушкино открыт музей.

Сочинения

Мәҗмугаи асар: 8 томда. К.-М.-СПб., 1911–1918.

Әсәрләр. Казан, 1998–2014. Тома 1–15.

Литература

Нуруллин И. Два письма М.Горького // Вопросы литературы. 1988. № 4.

Гали Б.Т. Щедрый талант. Общественно-политическая деятельность и исторические взгляды Г.Исхаки. Казань, 2002.

Сахапов М. Исхаки и татарская литература ХХ века. Казань, 2003.

Мусин Ф. Гаяз Исхакый. Казань, 1998.

Харрасова Р. Әдәби бәйләнешләр яктылыгында. Казан, 2002;

Шәмсүтова А. Гаяз Исхакый иҗатында феминистик проблемаларның идеал-эстетик эволюциясе. Казан, 2003.

Гаяз Исхаки, классик татарской литературы

У истоков второй волны распространения просветительского движения среди татарского народа конца XIX – начала XX веков стоял Гаяз Исхаки , выдающийся деятель татарского национального движения, непревзойденный писатель и публицист, издатель и политик.

Получив дополнительный импульс, это движение обогатилось политическим содержанием, политической программой, острием которой стала идеология революционных демократов. Среди выдающихся участников этого течения, включающего в себя блестящую плеяду татарских литераторов (Г. Тукай, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов, М. Гафури), отдельное место занимает Гаяз Исхаки.

Классик татарской литературы, выдающийся драматург, крупный национальный политический деятель и известный представитель татарской общественной мысли Гаяз Исхаки родился 22 февраля 1878 года в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губернии в семье авторитетного и образованного муллы Гилязетдина. В возрасте 5 лет Гаяз начинает учиться и в короткие сроки осваивает программу начальной школы. Будучи способным учеником, будущий классик литературы с малых лет отличался высоким уровнем понимания книг на арабском и персидском языках.

В 1890 году родители отдают его в Чистопольское медресе для продолжения учебы. Оставшись неудовлетворенным местным уровнем преподавания, Гаяз Исхаки в 15 лет уезжает в Казань, где и начинается его новая жизнь.

Всю деятельность Гаяза Исхаки можно разделить на три направления:

  • литературная деятельность,
  • политическая деятельность
  • национальное движение.

Во-первых, нужно постоянно проводить работу среди народа, открыть новые учебные заведения и перестроить действующие, где преобладает схоластика, а в медресе должны изучаться наряду с другими и научно-практические дисциплины.

Во-вторых, следует распространять научную литературу, издавать такие книги, которые бы побуждали татар к деятельности по изменению нынешней ситуации, но в то же время не забывать и о многовековых традициях воспитания.

В-третьих, писатель призывает к тому, чтобы начатое дело всегда доводилось до конца.

Вопреки собственному желанию поступить в Казанский университет, в 1903 году литератор возвращается в родную деревню для исполнения обязанностей муллы вплоть до революции 1905-1907 годов.

Русская революция 1905-1907 годов стала переломным моментов для Гаяза Исхаки и кардинально изменила его взгляды. Если ранее молодой писатель зарекомендовал как классический просветитель-джадидист, то уже в 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар.

Когда в феврале 1917 года буржуазно-демократическая революция в России одержала победу, Гаяз Исхаки предстает перед общественностью, перед своим народом в качестве выразителя общенациональных интересов.

О том, на каких принципах возможно объединение татарского народа и тюрко-мусульман России Гаяз Исхаки изложил в докладе на I Всероссийском съезде мусульман, состоявшемся в Москве в мае 1917 года. В основе создания общей платформы тюрко-мусульман он видел три фактора: ислам, демократию и право на самоопределение. Эта программа стала выражением позиций тех кругов интеллигенции мусульманских народов, которые конечную цель революционной борьбы в России видели в осуществлении прав своих народов на выбор собственного пути в условиях демократических свобод.

Гаяз Исхаки скончался в Анкаре, а похоронен был на кладбище Эдернекапы (Стамбул, Турция).


Цель моего исследования – изучение и осознание значения общественной и литературной деятельности Гаяза Исхаки в духовном возрождении татарского народа.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1. Познакомиться с биографией Гаяза Исхаки;

2. Выделить проблематику, тематическую и идейную направленность

творческого наследия писателя;

3. Определить причины забвения и воскрешения имени Гаяза Исхаки

Объект исследования – жизнь и деятельность Гаяза Исхаки

Предмет исследования – монографические статьи о творчестве Г.Исхаки и его произведения

Я предполагаю, что гуманистические мысли Гаяза Исхаки не только не потеряли своего значения и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека, но и приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире.

Академик Ф. Мусин, писатель и литературовед М. Сахапов, литературные критики А.Г. Махмутов и Ф.К. Баширов в своих монографических статьях определяют смысл многосторонней деятельности Гаяза Исхаки, обращая внимание читателей на особенности исторического, социального и духовного развития татарского народа, сохранившего свою национальную самобытность и духовную энергию в непростые времена.

Изучение данной темы может представить материал для уточнения биографических и текстологических аспектов, относящихся к жизни и творчеству Гаяза Исхаки, использоваться на уроках родной литературы в старших классах и внеклассных мероприятиях.

Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I . На пути к истине

Размотав пыльный клубок дорог и,

наконец, оказавшись в Стамбуле,

я подошел к карте и, долго близоруко щурясь, искал на ней голубую ленту Камы, чтобы потом хотя бы приблизительно

очертить то место, где находится моя родная деревня, откуда я когда-то вышел, чтобы больше уже никогда не вернуться…

Гаяз Исхаки (Мухамметгаяз Гилязетдинович Исхаков) родился 23 февраля 1878 года в деревне Яуширма (Кутлушкино) Чистопольского уезда Казанской губернии (прил.1) в просвещенной культурной татарской семье Гилязетдина-хазрата, известного в округе духовного деятеля, и Камарии-абыстай, дочери муллы. Воспитываясь в теплых заботливых объятиях родителей, с младенчества Гаяз Исхаки вдыхал целебный воздух татарской деревни; созерцая богатую родную природу – под воздействием поэтической красоты естественной прелести лесов и полей, озер и рек, он рос, впитывая милые обычаи, национальные традиции родного народа.

В те времена между шакирдами различных медресе проводились диспуты, в которых юный Исхаки принимал активное участие. Это способствовало развитию у юноши самостоятельного мышления.

Русская литература сыграла большую роль в формировании взглядов Исхаки. Гаяз познакомился с произведениями русской и мировой классики, сочинениями по философии и политике. Отныне его любимыми писателями стали Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, Ги де Мопассан, Кнут Гамсун, Оскар Уайльд и другие.

Проба пера и первые шаги в политике

Первый рассказ «Счастье в жизни, или Блаженство познания мира” Г.Исхаки пишет в 17 лет. В 1900 году он завершает еще два произведения: рассказ "Кэлэпушче кыз" ("Вышивальщица тюбетеек") и драму "Оч хатын берлэн тормыш" ("Жизнь с тремя женами") и тем самым заявляет о себе как писатель и драматург. Одновременно с литературой Гаяз Исхаки начинает увлекаться политикой и больше всего идеями партии социалистов-революционеров (эсеров). На ближайших выборах он решает поддержать именно это движение. Как и основная масса татарских писателей того времени, Гаяз Исхаки начинает с призывов к пробуждению, организации обществ, кружковых дискуссий, просветительской деятельности в медресе.

В своих ранних литературных и драматических произведениях он проводит идею о том, что знания, образованность ведут человека к совершенству, а невежество, необразованность, пренебрежение общепринятыми моральными нормами приводят к нравственному падению личности, к деградации. Таким образом, Г. Исхаки свои первые шаги в качестве писателя делает как пропагандист идей просвещения.

В 1901 году Гаяз Исхаки со своими единомышленниками создает тайное студенческое общество "Шэкертлек" и выпускает рукописную газету под названием "Тэрэккый", распространяет среди населения различные письма, пытаясь через просвещение пробудить сознание татарского народа.

Русская революция 1905-1907 годов способствовала изменению взглядов Исхаки. В 1906 году его имя стало одним из самых громких среди политических деятелей освободительного движения татар. Гаяз Исхаки возглавил радикальное крыло этого движения, связавшего себя с революционными партиями, видевшими главное препятствие на пути народов России к демократии и свободе в самодержавии.

Глава II. На службе родной нации

Моя главная цель –показать истину,

заставить вас немного задуматься,

приняться, наконец, за службу родной нации, поскольку от нынешних служителей мало проку.

2.1. Деятельность Г. Исхаки в России

С 21 до 31 июля 1917 года в Казани проходили заседания одновременно трёх конгрессов: Военного Совета мусульман России, конгресса духовенства и Второго общемусульманского конгресса. На совместном курултае этих трёх конгрессов, в организации и проведении которого большую роль сыграл Гаяз Исхаки, 23 июля 1917года было объявлено создание национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала.

Гаяз Исхаки в 1919 году как делегат Версальской конференции (прилож.16,17) выезжает через Дальний Восток в Европу и больше не возвращается.

2.2. Г.Исхаки в эмиграции

Гаяз Исхаки, не приняв Октябрьскую революцию 1917 года, эмигрировал за границу. Как известно, такие люди, особенно после двадцатых годов прошлого века, считались врагами революции и объявлялись предателями. Г. Исхаки не мог воспринимать деятельность большевиков в области национальной политики, так как она противоречила его убеждениям. Он всячески разоблачал политику советского правительства в отношении татарской нации и предлагал свои пути решения этих проблем.

2.3. Просветительские идеи в творчестве Г.Исхаки

Если взять сюжет романа, то там можно найти множество примеров, соответствующих общественно-политическим взглядам Г.Исхаки. В судьбе Сагадат, главной героини романа, отражена суровая действительность того времени. С того момента, когда ее отец Шарий-абзый и мать Хусниджамал-тути, продав нехитрый скарб, покинули деревню и обосновались в городе, безжалостный рок не выпускает Сагадат из своих когтей: похоронив дошедших до крайней степени нужды родителей, она остается сиротой. Из-за голода встает на путь проституции.

В очерке "Идель-Урал", опубликованном в 1933 году во время скитаний в эмиграции, Гаяз Исхаки, опираясь на источники, описывает историю тюрков Волжско-Уральского региона со времен булгарского, золотоордынского периодов. Указывает на те проблемы, которые возникли после Октябрьского переворота большевиков, и вновь поднимает идею Волжско-Уральского штата, впервые выдвинутую еще в 1918 году в Уфе. Автор уверен, что, несмотря на многовековое угнетение, тюркские народы не отказались от стремления к обретению былой независимости и при появлении первой возможности возьмут управление народом в свои руки.

Сегодня все чаще можно услышать, что Гаяз Исхаки - один из самых ярких, выдающихся основоположников новой татарской литературы начала XX века. Он острее всех чувствовал современные проблемы, показывал тесную взаимосвязь богатых народных традиций с современностью, в смутное время играл роль путеводной звезды для своего народа. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, широким кругом философских проблем.

Вполне естественно, что творчество Гаяза Исхаки стало ареной жесточайших сражений полярных идеологических сил XX века. Он выдвигает на первый план национальную идею, уходящую корнями в многовековую историю татарского народа и, руководствуясь ею, создает художественный мир, отражающий самобытную материально-духовную культуру этноса и служащий мощным средством воспитания у читателей нравственно-эстетического, политического мышления и чувства национальной гордости, национального самосознания.

Вся жизнь Гаяза Исхаки была подчинена высоким идеалам служения родному народу. Он всю свою жизнь посвятил борьбе за права татар и тюркских народов, оставив после себя богатое наследие.

И мы не просто должны, а обязаны сохранить и приумножить наследие Исхаки, потому что оно привлекает не только своей уникальностью, но и своеобразным пониманием хода истории, оригинальными взглядами в национальном вопросе, неукротимой борьбой, отстаиванием права татарского народа на самоопределение и восстановление национального государства.

Исхаки — это феномен, который еще предстоит познать нашему обществу через изучение его произведений, публицистических статей, изданных им газет и журналов.

Читайте также: