Кейс по профориентации в школе

Обновлено: 05.07.2024

В средних классах мы продолжаем изучение мира профессий и запускаем наиболее важный для профориентации блок – занятия по личностному самоопределению. Этот длинный период самопознания будет активно продолжаться до 15-16 лет и наша задача – помочь ученику пройти все его этапы, не пропуская, не перепрыгивая, не избегая. В основе нашей методики тезис, что осознанный выбор профессии - это закономерный результат личностного самоопределения. Поэтому все силы мы уделяем именно помощи в самоопределении - в самопознании себя.

Мы приготовили (и продолжаем расширять) набор инструментов, с помощью которых вы сможете помочь подросткам разобраться в самих себе:

Профориентационные притчи "Псифора"

Работа с притчами, мы можем помочь подростку посмотреть на себя с новой стороны, совершить внутренний толчок (открытие, инсайт). Притчи также мотивируют на созидательное отношение к учебе, помогают принять себя, сформировать новые модели поведения в конфликтных ситуациях.

Для работы с притчами подготовлены методические рекомендации и подробный сценарий занятия по каждой притче.

Подробнее про притчи>>>. Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>

Мультфильмы о самоопределении из сериала "Калейдоскоп Профессий".

Вот пример серии, которая находится в производстве. Здесь ее черновой вариант - мы просим вас дать обратную связь по этой серии в комментариях на youtube.


Рекомендуем печатные материалы

— "Беседы о самоопределении" (книга Г.В. Резапкиной);

— материалы по самоопределению Навигатум (продукт появится в ближайшем времени) и другие.

Сейчас мы тестируем дневники самоопределения - Скетчбуки "Я" - скачайте их бесплатно и примите участие в тестировании. В скором времени выйдет онлайн Дневник.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

В начальной школе мы решали такие задачи, как:

  • Расширение кругозора о новой профессии;
  • Изучение её функционала, предметов и атрибутов труда;
  • Изучение взаимосвязи профессии с другими профессиями и отраслями.

В средних классах изучение профессий строится по следующей программе:

  • Изучить профессионально важные качества и их соотношение с личными качествами ученика; окончательно закрепить тему устройства мира труда - отраслей и видов деятельности;
  • Перевести из стадии любопытства в стадию вовлечения, когда искренний интерес ученика направлен на получение дополнительной информации о заинтересовавшей его профессии или виде деятельности;
  • Помочь в прохождении основных этапов самоопределения: изучение самого себя, своих качеств, склонностей, способностей;
  • Увеличить мотивацию к учебе через осмысление и осознание практической пользы от изучаемых предметов.

В старших классах, изучая профессии, акценты ставятся на том, чтобы:

Посмотрите образец знакомства школьников с отраслями на примере мультфильма "Металлург" и знакомства с востребованными профессионально важными качествами на примере профессии "Программист":

Подробнее про мультсериал "Калейдоскоп Профессий">>>. Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ — ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Третье направление в профориентационной программе для средних классов — это получение знаний и комплексных представлений об таких понятиях, как: рынок труда, карьерная лестница, иерархическая структура организации, разряды и категории и др. Чтобы эти новые понятия и знания усвоились, необходима практика их применения. Поэтому мы создали линейку азартных, увлекательных игр, в которых усвоение новых знаний вшито в игровой процесс.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПОНЯТИЯ


Что такое должность и чем она отличается от профессии, специальности и рода деятельности?

Игра состоит из 6 коротких мини-игр, в каждую можно играть от 5 до 15 минут.

Игра существенно расширяет представления о профессиях, а также позволяет взглянуть на них совершенно по новому, что меняет сложившиеся представления о профессиях, навязанных СМИ и устаревшими представлениями прошлого века о рабочих профессиях.

Игра формирует навыки самостоятельного типирования профессий, а также развивает навыки критического и креативного мышления; командных и индивидуальных презентаций.

Подробнее про игру>>>. Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>

КАРЬЕРНАЯ ЛЕСТНИЦА (ВЕРТИКАЛЬНАЯ И ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА)

ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Выбор будущей профессии и сферы деятельности должен происходить с опорой на свои личные качества и психологические особенности: подойдут ли они к тем требованиям, которые предъявляются профессией? Стану ли я успешным, если профессия требует от меня качества, которых у меня нет? Стану ли я удовлетворен своим выбором, если мое самое сильное и развитое качество этой профессии не нужно? Как разобраться?

Подробнее про эти игровые модули >>>. Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>

КАРТА ОТРАСЛЕЙ


Готовится к выпуску VR-приложение, в котором информацию о мире отраслей можно получить с помощью очков виртуальной реальности.

Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>


Чтобы определить склонность к типам профессии, мы разработали компьютерный тест. Тест отличается от других тем, что:

Подробнее больше про тест>>>. Узнать стоимость и заказать можно ниже>>>

ПРОПЕДЕВТИКА ПРОФПРОБ


На этом этапе мы считаем важным организацию профориентационных экскурсий на различные предприятия и организации вашего города, чтобы школьники могли посмотреть на условия труда и деятельность представителей профессий своими глазами, а не ориентируясь только на образы, предлагаемые массмедиа. Порой очень часто, после посещения ветеринарной клиники и осмотра операционного стола, большинство девочек 5-6 классов переоценивают своё желание стать ветеринаром.

В крупных городах России появился новый тренд — "промышленный туризм", когда школьников и взрослых возят на экскурсии на крупные предприятия. Очень важно, чтобы на таких мероприятиях показывали не только красивые и постановочные сцены, но и реальную деятельность, "изнанку" предприятия.

Мы рассказываем о правилах проведения выездных экскурсий, даем рекомендации на наших мастер-классах и в заметках, выходящих в соцсетях.

Всем добрый день!
По моему глубокому убеждению, проофиентация на сегодняшний день становиться очень важным инструментом, который является реальной помощью подростку в самоопределении, выборе будущей профессии, выборе подходящего учебного заведения.
Основных причин, по которым этот инструмент еще только набирает популярность и не введен отдельной дисциплиной в школьную программу, несколько:
- Недоверие со стороны родителей;
- Непонимание важности как подростком, так и родителями
- Излишняя самоуверенность, которая приводит к частым ошибкам и выбора, которые влекут за собой неудовлетворенность профессией, поиском себя и дальнейшими проблемами.

Чтобы поподробнее познакомить Вас с профориентацией и моей методикой работы с этим инструментом, я решил запустить цикл кейсов своих клиентов.

Публикация материалов производится строго по согласованию с клиентами, этика профориентатора и педагога - психолога соблюдается неукоснительно.

- Подросток, девочка, 10 класс. Основной запрос: "Разобраться в себе, понять, что ближе"

Используемые инструменты и методика:

- 2 онлайн встречи с подростком

- 1 онлайн встреча с родителем (мамой)

- Профессиональное тестирование (17 субтестов)

- Методика простых и сложных вопросов

Результаты диагностики:

Хорошо понимает чувства, мысли и намерения участников коммуникации, с которыми уже знаком. Успешно прогнозирует поведение других людей в привычных ситуациях общения. Иногда не совсем внимателен к вербальным и невербальным проявлениям других людей, хотя и способен правильно их интерпретировать. Довольно точно оценивает реакции других людей на свои действия. Затруднения могут возникнуть при необходимости принимать быстрые решения в ситуации коммуникации, использовать жизненный опыт в новых обстоятельствах.

Уверенно чувствует себя в различных ситуациях социального взаимодействия. Быстро усваивает нормы и правила поведения людей в различных социальных группах. Легко находит общий язык с разными людьми.

Лучше всего усваивает информацию в ситуациях прямого взаимодействия с изучаемым предметом, тяготеет к конкретике. Старается оказаться в таких ситуациях, где может пережить определенный опыт. В межличностном общении принимает чувства и переживания партнера по взаимодействию, открыто проявляет свои чувства. Толерантен к чужому мнению.

Способен легко начинать собственную деятельность и поддерживать начинания других людей. Для него характерна активность, стремление к самоутверждению через деятельность, готовность участвовать в деятельности группы.

Ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Прежде всего стремится соединить все главные стороны своей жизни так, чтобы они функционировали вместе, в интегрированном целом. Не хочет, чтобы в его жизни преобладали только интересы семьи или только интересы работы. Выбирает такую работу, которая поддерживает баланс между семьей и карьерой и позволяет вести интересную жизнь. Больше связан с тем, какую жизнь ведет в целом, где живет, как совершенствуется, чем с конкретной работой, карьерой, организацией.

Стремится к самореализации в профессиональной области. Профессия рассматривается как возможность развития своих талантов и способностей, пространство для личностного роста.

Родители поддерживают тестируемого в самостоятельном выборе профессии.

Наиболее подходящие профессии и сферы:

В интересах (то, что привлекает сейчас): сфера медиа (средства массовой информации, выступление перед публикой, актерское мастерство, хореография); сфера силовых структур (защита страны и правопорядка); сфера экономики и управления (менеджмент и госслужба).

В ценностях (где себя видит в будущем): креативная сфера (дизайн, копирайтинг, архитектура); сфера образования (педагог, бизнес - тренер); сфера медиа; сфера экономики и управления

Наиболее подхоядщие профессии:

- Преподаватель русского языка и литературы

- Преподаватель иностранного языка

Исходя из наиболее подходящих профессий, клиенту был предложен выбор соответствующих подходящих высших учебных заведений (клиент территориально рассматривал города Москва, Санкт - Петербург и Казань).

Надеюсь, опубликованный кейс был Вам полезен. Еслы Вы хотите провести такой комплекс профориентационных мероприятий для Вашего ребенка, с удовольствием буду рад помочь!

Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии в работе по ранней профориентацию

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Ознакомление с последовательность действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре

Материал и оборудование:

А для этого предлагаем вам отгадать загадки.

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать?
(Режиссёр.)

Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же (охотник)

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас.
(фотограф)

Он природу охраняет, браконьеров прогоняет,

а зимою у кормушек, в гости ждет лесных зверюшек

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка.

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
(сантехник)

Всей семьей мы в цирк ходили

В цирке всех нас удивили

На попе сидит
И кнутом погоняет.

Теперь сложите первые буквы этих картинок и у нас получиться тема нашего мастер - класса

ПРОФЕССИЯ

- Коллеги! Для начала нам нужно вспомним, что же такое профессия. Как вы можете дать объяснение данному слову? (Ответы педагогов)

- Давайте теперь разберемся, что такое ранняя профессиональная ориентация. (Ответы педагогов)

Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

- Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой стоит игровая деятельность.

- И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? (Ответы педагогов)

- Коллеги, как вы думаете, можно использовать данную технологию, работая в направлении ранней профориентации у дошкольников? (Ответы педагогов)

- Совершенно верно! Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть.

Мы вам рассказали

Мы вам показали

А теперь все дружно

С нами поиграем

«Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся эти группы слов.

1. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).

2. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

3. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).

5. Ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Но непросто врач, посмотрите на слайд. Какая специальность у этого врача? Врач ароматерапевт. ( это врач который лечит заболевания натуральными эфирными маслами)

Есть такие растения, которые помогают своим запахом.

Лимон , хвоя, грейпфрут, лаванда, малина

Малина. Обладает противовоспалительными, восстанавливающими свойствами, прекрасно смягчает и увлажняет кожу, повышает ее иммунитет и улучшает кровообращение.

Лаванда. Ее запах способствует повышению артериального давления, полезен при простудных и инфекционных заболеваниях органов дыхания.

Аромат лаванды полезно вдыхать при головной боли и мигрени.

Грейпфрут. Ее запах помогает активизации кровотока. Улучшение пищеварения


Лимон. Его запах поднимает настроение, улучшает аппетит. Обладает бактерицидным свойством.

Коллеги ответьте на вопрос из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- - - (медработник)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

1. Спецодежда педагога - это

Майка, каска, пистолет

Вечерний наряд от Юдашкина

2.Какой стиль из названных не относится к стилям семейного воспитания?

3.Как называется представление педагогом своих достижений?

4.Как называется процесс приспособления человека к сложившимся условиям и ситуациям?

5.Как называется группа учителей, собравшихся для обсуждения важного вопроса?

7.Когда проходит августовская педагогическая конференция ?

После дождика в четверг.

В середине Вашего отпуска.

В конце августа.

8.Что не входит в здоровый образ жизни?

Родился человек на белый свет,

Нет увлечений и плохого нет.

Он белый незапачканный листок,

Он начинает в своей жизни срок,

В нем проявляются родителей черты,

В нем проявляются родителей мечты

Он начинает мир весь узнавать

И думает кем в жизни ему стать.

Профессий очень много на земле,

Но как найти, чтоб по душе была тебе?

Свои таланты в ней с лихвою раскрывать,

Успешной и востребованной стать?

Любила в детстве я стихи читать,

Дак может мне артисткой все же стать?

Вот представляю сцена, я стою

И в зал огромный с гордостью смотрю

Артистка это хорошо, но я подумаю, а что же есть еще.

Врач, как же мило

Через жизнь нести клятву профессии,

Гуманней которой нет на свете

Лечить своей Любовью, исцелять

И сердца силой чудотворной

Свой повседневный подвиг совершать

А может полицейским?

В погонах женщина прекрасна,

И ум, и доблесть, красота.

Только служить не безопасно.

А профессии журналист?

Это не поэт и не писатель

Статей и очерков создатель

Смогу ли время уделять семье?

Хочу я кем-то важным в жизни быть

И все свои таланты воплотить.

Быть нужной, людям помогать

А может воспитателем мне стать?

Профессия совсем то не легка,

Но кажется как раз она моя.

Здесь можно петь, творить, играть.

Свои идеи в жизни воплощать

И слышать каждый день ребячий смех,

Мне кажется, счастливей буду всех,

Растить детей, весь мир им открывать,

Есть продолжение жизни, точно знать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу.


Мастер-класс "Использование кейс-технологии в работе с дошкольниками"

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу.


Мастер-класс для педагогов по использованию проектной технологии в ранней профориентации дошкольников.


Презентация к мастер-классу «Использование проектной технологии в ранней профориентации дошкольников».


Мастер-класс для родителей по развитию ранней профориентации у детей.

Цель:Привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.Задачи:- обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профес.



История сотрудничества с Никитой началась не банально. Подросток сам меня нашел и проявил интерес к тестированию.

Передо мной сидел маленький взрослый умник: осознанная речь, горящий взгляд, одержимость идеями и не покидающее чувство восхищения. Никита пришел ко мне с запросом о помощи в определении своих сильных сторон.

Как, почему такой запрос, когда все очевидно — мне было непонятно. На момент общения Никите было 16 полных лет, я позвонила маме и мы согласовали возможность тестирования и дальнейшего сотрудничества.

Результаты тестирования подтвердили практически все мои наблюдения.

Подросток — яркий, творческий, амбициозный лидер и стратег, умеющий убеждать и оказывать влияние. Общительный и устойчивый к ситуациям изменений. Никита увлечен робототехникой и у него большие планы на жизнь.

На консультации по итогам тестирования мы раскопали суперсилы (которые, к слову сказать, были видны и очевидны всем, кроме самого Никиты), увидели зоны роста, наметили возможности для профессионального развития.

Никита ушел воодушевленный. Мы договорились поработать над описанием образовательного маршрута — 10-ый класс, нужно точно понимать, что делать дальше.

А мама попросила немного времени для нее. И то, что я услышала, в корне перевернуло красивую картинку. Мама плакала, рассказывая, что Никита невыносим в своих отношениях с родителями. Что в школе не учится, делает, что сам захочет, грубит и хамит учителям. Психологи не помогают, сколько ни обращались. Дома ругань и истерики, в школе вопрос об отчислении и угроза от комиссии по делам несовершеннолетних.

Как так? Что я не увидела? Откручиваю назад. Да, все верно, он сам меня нашел, он все понимает, слышит, результаты тестирования отличные, понятно, куда двигаться дальше. Здесь можно было бы и остановиться. Но тут уже включился мой профессиональный интерес как педагога-наставника.

Во-первых, по тесту стиль обучения подростка совсем не совпадает с привычной системой школьного образования. Никита в прямом смысле мучается в школе. Замечу при этом, что он учится в лучшем лицее региона (топ-10 России), где созданы очень сильные условия для проявленности успеха и талантов ученика.

Но, к сожалению, учитель ушел на повышение в другой город, а замещения не произошло. У Никиты были попытки найти дополнительные кружки или наставника, но не сложилось.

Во-вторых, следует принимать во внимание острую потребность Никиты жить и работать в ситуации вызова. Именно ВЫЗОВ является его ценностным ориентиром в профессиональной деятельности. Пока он не состоялся в профессии — им движет предприимчивость, желание расти профессионально в своем проекте, но нет навыка решать проблемы. Ресурс есть, а инструментов нет.

В-третьих, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — откровенно слабая сторона и как волевое качество личности подростка, и как компетенция будущего сотрудника. А это про системность, самоконтроль и высокую мотивацию к виду деятельности.

Осталось много разных вопросов — например, почему при явной увлеченности собственным инженерным проектом у Никиты такой низкий уровень профессионального развития? А как его высокий уровень эмпатии совмещается с его невнимательностью к вербальным и невербальным проявлениям других людей?

Читайте также: