Щербакова мальчик и девочка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

"Впрыгиваешь" в эту повесть моментально, а "выныриваешь" неожиданно, как будто ударяешься головой о противоположный берег. Ну почему она такая короткая?

Как же они прекрасны, эти герои, мальчик и девочка, как чисты и уязвимы, нежны и великодушны! И по контрасту - их родители, отвратительнее которых и не придумаешь. Такое впечатление, что автор нарочно живописал в противоположность детям две эти супружеские пары - гиперболизированно мерзкие. Тупые. Косные. Жадные. Эгоистичные. И такие мелкие, мелочно-мелкие.

Непонятно, как в такой обстановке могли вырасти такие дети. Говорит ли это хоть сколько-нибудь в пользу родителей? Девочка совсем не похожа на мать и отца, они непонятны ей ничуть. Зачем эта семья живет вместе? Зачем вообще они живут? Страшно читать про таких людей, может быть это и есть те самые "Обыватели", без чувств и мыслей? Мать мальчика была омерзительна мне на протяжении всей повести - и только через отношение к ней сына я воспринимала ее, как человека. Отец же еще хуже - грязно-белесое пятно. И ничего больше. Сын его практически не замечает, не говоря уже о том, что отец ничем не заслужил ни доверия его, ни любви.

Я ужасно боялась, что мальчик не выдержит этого давления со всех сторон. Особенно в истории с собакой. Если бы он сдался, прогнал ее или позволил убить - все бы пропало. Он сравнялся бы со своим гадким окружением. Но он боролся, смог настоять на своем. Он станет настоящим человеком.

В аннотации написано, что это повесть о любви взрослой женщины и подростка. А для меня она прежде всего о том, какими родителями быть нельзя. Чтобы дети не разочаровались и не возненавидели. Это не про трудных подростков, это про трудных родителей.

В контрольной по лексикологии в одном из заданий на определение узуальности-окказионализма у меня был маленький фрагмент из повести Галины Щербаковой "Мальчик и девочка", буквально напичканный коннотативно-насыщенными словами. Я тут же взял другой отрывок, про бутылочное горлышко, для лексикологического анализа. Получилось мало, но с чувством. У писательницы стиль такой - в самой известной повести 1979 года под названиями "Ромка и Юлька" и "Вам и не снилось" язык практически такой же - разговорная речь во всех её изгибах, разумном ёрничестве и живости. Нет ни одного момента, когда читать скучно, потому что сам текст будто мерцает и переливается разными красками. При том, что обычно описываются совершенно, казалось бы, тривиальные вещи.

Для меня всё же и фильм Ильи Фрэза и повесть Щербаковой равноценны. Вот так. Почему-то мне близки перестроечные и доперестроечные и застоешные реалии, как и пьесы с совковым бытом во всю красу ("Ленинградские пьесы", у меня где-то книга была, может быть, я её ещё не успел выкинуть или отдать), например, комедия Семёна Ласкина "Акселераты", которая была поставлена в том же 1980 году, что и вышла на экраны картина "Вам и не снилось", и которая ещё цветочки по сравнению с "Мальчиком и девочкой". "Акселераты" кажутся наивной игрой, где в принципе все взрослые тоже пьют корвалол попеременно, дерзят друг другу до ужаса, трогают мораль устно за живое и вообще атмосфера там меняется каждые полчаса. Только двери успевают хлопать. В прямом смысле. Но всё это происходит на кухне квартирушки в панельной хрущёвке, где за дверью тут же шёпотом разрешают свои тяжкие отношения молодые люди. И где мальчик и девочка заявляют, что после окончания школы сыграют свадьбу. В общем, больная на тот период тема, всё ясно.

А вот если
"Акселераты" Ласкина = мальчик + девочка, то
"Мальчик и девочка" Щербаковой = мальчик |и| девочка,
между которыми не просто забор, или заброшенный участок, или что там было, уже не помню,
а вполне себе стена из полнейшего непонимания, которую пытается пробить девочка.
Кстати, там нет имён. Вообще. Кроме, конечно, двух Дин, но это спойлер будет. И второстепенных персонажей.
То есть вообще неважно даже, как их зовут. Там вообще мрак в отношениях у всех друг с другом.

"Мальчик и девочка" - это повесть, по хронологии переваливающая в наш 21 век (в "Новом мире" печатано в 2001 году), где в речи персонажей по-обязательному упомянуты в качестве элементов фразеологических сращений Березовский, Чубайс и заранее оплёванное Щербаковой лицо Путина ("Он маленький, и глаз у него злой. Дети его не любят"). К этим именам, чтобы, наверно, я, как читатель, не мог потеряться во времени, ещё приплести Бритни Спирс, Балаган Лимитед, Иванушек. Всё же это не главное, просто хочется лишний раз выделаться насчёт времени и места. Место же - дача. Окей.

Атмосфера повести по мрачности уходит далеко за отметки, установленные по произведениям русской классики. Но постоянно среди этого мрака чувствуется детский здравый смысл, который борется с блудом, с ненавистью. Потому что самое светлое - это tabula rasa, по Щербаковой. Дети устанавливают сами для себя границы с помощью своей совести. Примера у них нет вообще - родители и вообще весь мир взрослых позволяют себе что угодно: врать, насиловать, калечить, травить, обвинять детей и других людей и весь мир во лжи, беспутстве, травле и обвинении, ну и так далее, по рекурсивной схеме. Мальчик - единственный, кто обращается к Богу. Хотя бы с помощью созвездия Мицар, как творения, которое не может быть разумнее человека, как и сосна, как и статуя в виде ангела с человеческими фекалиями возле постамента.

Ярко чувствуется передаваемая мысль, что все грешные дела земли кем-то навязаны. Так и есть. ". Вообще цвет, запах, погода, природа, звук, мягкость и твердость — все это не может быть ни плохим, ни хорошим, когда оно отдельно от человека. Человек же все портит."

Единственное ужасное, отвратительное, и как будто неминуемое (хотя это совсем не так), но будто бы оправданное тем, что, несмотря на слова и мысли, мальчик делами доказывал, что любит свою мать. Неуважение к родителям. Но, я уже сказал, делами-то любит, а остальным где? Слова, мысли? Эмоциями - нет, но это эмоции, они уходят, за них прощается человек. Всё же пик эмоций передан в словах, в которых можно. Тем не менее, они по сути своей ничего не значили, кроме слов "определись в мысли - к чеченам меня или к психам". Что ещё раз доказывает, что крепкое слово пусто.

Если совсем кратко - на протяжении всей повести через каждые несколько моментов кого-то тошнит в тазик, кто-то думает о постыдном, все друг на друга по-зверьи кричат. Дети всё терпят и переносят. Они искренне считают, что это правильно и это их участь.

И мне совсем не нравится вся эта история с Диной-учительницей, хотя это стержень повести.

А, ну да, ещё по повести сняли фильм, 2009 год. Унылый до бесконечности, всё по РТР-стайлу. Прокрутил фильм, увидал макбук в руках у почему-то рыжей девочки, смотреть даже не начинал. Искать его не надо. На этом всё.

Мальчик и девочка, Галина Щербакова - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Если молодая мамина подруга-красавица однажды приезжает погостить на дачу, угловатый подросток-сын может совсем потерять покой и влюбиться по уши во взрослую опытную женщину. Станет ли такая любовь взаимной? Принесет ли она счастье любящим? Галина Щербакова балансирует на грани дозволенного, задумываясь о природе настоящей любви и ее месте в обществе. Выводы автора порой неутешительны, но сердцам не прикажешь, и снова, как века назад, будет разыгрываться драма между мужчиной и женщиной, принося горести и радости обоим, а в читателе трогая самые тонкие душевные струны.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Я не ханжа, и очень даже уважаю откровенность и эротику в литературе. Но это, извините, просто вульгарное произведение. Автор пытается докопаться до глубин человеческой души, но всё глубже зарывается в Тени - безрадостной, бездушной, равнодушной. В книге нет души, какую ожидаешь после того же "Вам и не снилось". Нет любви. Есть секс. Тот самый, которым пугали нас в СССР - скучный и грязный в плохом смысле слова. Чувства мальчика тонут в потоке физиологических подробностей больной матери, собаки и некрасивой девочки. Тут видится попытка раскрыть смятые души поколения 90-х, но беда в том, что автор смотрит на них совершенно без уважения, только с брезгливой жалостью. Оттого мне, ровесница героев, читать было неприятно - будто тебе приписывают чужие страхи и собственные выводы из них.
Сюжет топчется на месте: не происходит толком ничего, не выходит никуда.
Пошлое в плохом смысле, странное, не самое приятное произведение

"Мальчик и девочка" - это повесть, в которой Галина Щербакова задаёт вопросы читателю и старается найти на них ответы. Иногда они странные, непонятные, порой глупые, но они все имеют место в жизни каждого из нас. Вы задумывались над тем, "есть что-то, на что можно положиться с полной уверенностью?" Вы скажите, то можно положиться на. "Ничего не приходит в голову". Каждый из нас узнает себя в главных героях-мальчике и девочке, они молоды, неопытны, они ищут ответы на вопросы, их посещают разные мысли и они испытывают разные чувства: от желания счастья, до желания умереть. Мальчик и девочка говорят о том, о чем может быть вы боялись себе признаться.
Повесть содержит нецензурную брань, конечно, это не удивительно, ведь главные герои- подростки.
А вы помните свою первую любовь? Какая она на вкус, цвет, какие у вас были ощущения, когда вы смотрели на любимого человека, что вы были готовы сделать ради него? А была ли любовь взаимной? А были ли у вашей любви препятствия? Как бы вы с ними справлялся? Ответы на эти вопросы вы найдёте в этой повести.
Какого вам будет жалко человека или животное, кого бы вы спасли? И как же это люди просто могут лишить кого-то жизни, как легко могут донести на человека, как в каждом человеке "сидит" жадина, злодей, завистник, не последствия ли это правления Сталина, или же это просто такие люди пошли.
Посоветую прочесть эту повесь парням и девушкам, они узнают в главных героях себя.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Галина Щербакова Мальчик и девочка

Мальчик и девочка: краткое содержание, описание и аннотация

Галина Щербакова: другие книги автора

Кто написал Мальчик и девочка? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Галина Щербакова: Отчаянная осень

Отчаянная осень

Галина Щербакова: Трем девушкам кануть

Трем девушкам кануть

Галина Щербакова: Нескверные цветы

Нескверные цветы

Галина Щербакова: Митина любовь

Митина любовь

Галина Щербакова: Будут неприятности (сборник)

Будут неприятности (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мальчик и девочка — читать онлайн ознакомительный отрывок

Мальчик и девочка

Еще не проснувшись, он понял, что ему снился опять тот же сон. Он один, ему страшно, он зовет маму, а она ушла. И он кричит так, что волны (справа от него много воды — видимо, море), так волны просто выпрыгивают и падают вниз, едва не затаскивая его с собой. Но тут возникает мама и бьет его, бьет. Счастье боли от мамы, пусть бьет, главное — она рядом.

Он спрашивал у родителей, откуда этот сон. Он ведь никогда не был на море.

— Был, — говорит мама. — Тебе было три годика. Я возила тебя укреплять в Анапу. — Типично мамино: укреплять. Как дверь, как полы.

Значит, море было. А раз оно было — было и другое. Мама бросила меня на берегу. Потом испугалась, нашла и побила. Тоже логика мамы.

— Сколько мне было лет?

— Три года, — говорит папа. — У тебя была двусторонняя пневмония, и тебе надо было море.

— Ты был с нами? — Важно выяснить наличие отца, когда тебя бросают на произвол судьбы у волн, стоящих дыбом.

Мальчик не рассказывает матери — зачем? — что с этого сна он понимает ужас брошенности. Раньше он кричал во сне, сейчас — нет. Более того, ему стал нравиться кошмар сна (как страшилки в кино), он полюбил его анализировать. Что делала мама, когда на него делали стойку волны? А где были спасатели? Ведь должны быть спасатели, которые следят за пляжем?

— Мама, а там были спасатели? — спросил через несколько снов-лет. Она его ударила. Но тут-то зачем? С какой стати? Видимо, маме неприятно, что он помнит, как она была невнимательна к нему трехлетнему. Все-таки нехорошо, когда тебя тычут в твою вину.

Потом он увидит на стене свой детский рисунок. Мама тогда решила, что у него талант, и таскала его на занятия к какому-то хромоногому художнику. Мальчик придумал нарисовать en face лицо воробья. Это же надо! En face у воробья практически нет. Но мальчик сжимал крошечное чучело в мастерской учителя и рисовал клюв, который в прямом на него смотрении непостижимым образом вытягивался вперед, мертвые глазки сбегались вместе и между ними не оставалось перемычки.

Читайте также: