Кейс по профориентации в доу

Обновлено: 28.06.2024

2 Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа Задачи: 1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре 2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. 3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми. 4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы 5. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

3 Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении. ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не объекта, а в роли субъекта образования, ребёнок – Личность.

5 Дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логиновой, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Ранняя дошкольная профессиональная ориентация – что это ? Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на: прогнозирование личностного роста ребенка; выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности; Формирование первичных навыков предпринимателя Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы

6 Для чего нужно формировать у дошкольников предпринимательские навыки в разных профессиях ? Профессиональный труд в большем случае рассматривается как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов. Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия о том, что сущности труд в каждом конкретном процессе достигается продуктом деятельности, который имеет ценностную значимость - удовлетворять ту или иную потребность. Происходит связь преобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. На основе представлений о конкретной результативности и ценности каждого процесса труда можно формировать обобщение представления о необходимости того или иного вида деятельности человека. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом является важным для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

Хочу познакомить вас с кейс-технологией и рассказать о некоторых кейсах, которые мы используем в работе с детьми по ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Одной из актуальных задач в дошкольном образовании на сегодняшний день, является создание условий для развития у детей способности анализировать различные проблемы, находить их решение, а также умение работать с информацией. И нами была выбрана современная, интерактивная технология - кейс-технология, которая позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Хотя можно сказать, что элементыэтой технологии мы применяем и сейчас.

Кейс-метод в образовании – представляет собой информационный процесс, который дает возможность осмыслить сложившуюся ситуацию, возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, и главное учиться на ошибках других.

Это соответствует требованиям ФГОС к современному образованию дошкольников

Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований, которые вы видите на слайде:

-соответствовать четко сформулированной цели создания;

- способствовать развитию аналитического мышления;

- иметь разные вариации решения;

- располагать соответствующим уровнем трудности;

- отображать типичные ситуации;

- приводить к дискуссии.

Кейс-метод подразумевает постановку проблемы. А в чем тогда различие проблемного метода обучения, который уже давно используется педагогами в своей работе и кейс-метода?

В проблемном методе обучения проблема ставится самим педагогом, либо героем, присутствующим на занятии и решение проблемы дается в открытом виде. А главное предназначение кейс-метода – развивать способность самостоятельно вычленять и исследовать различные проблемы из предложенной ситуации, находить их решения из множества вариантов и работать с информацией.

Слайд 7 (типы кейсов)

Есть три типа кейсов : обучающие, практические и исследовательские. А так же несколько видов кейсов. В дошкольном детстве авторы рекомендуют использование некоторых из них, и я остановлюсь только на тех, которые мы применяем сейчас в нашем детском саду.

Слайд 8 (наши кейсы фото)

Это такиевиды как:

1) Фото-кейс и кейс-иллюстрация – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;

2) Кейс - игра -Содержит картинку, предмет, по которой дети определяют проблему, находят решения, затем играют в дидактическую игру, ролевую.

Кейс-занятие (соревнование, развлечение)

Такая форма дает возможность закрепить полученные знания, используя дидактические игры, соревнования, викторины, конструирование, напольные игры и т. д. начинается занятие с постановки проблемы с помощью картинки, (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения, либо предметов и т. д.

В нашей программе запланирована работа не только с детьми, которые ходят к нам в детский сад. Но мы так же не забыли детей, которые детский сад не посещают, либо ребенок болеет и сидит дома. А был еще и карантин, пандемия. Для этого на нашем сайте есть ссылки на созданные нашими педагогами видео-кейсы (мультимедийные, интерктивные кейсы-кроссворды, дистанционные кейсы)–

Есть определенные этапы работы с кейсом :

1 этап (исследование ситуации). Детям предлагаем СЛУЧАЙ, либо предмет (реальный, вымышленный, который должен быть проблемным, иметь прецедент, допускать альтернативные варианты решения. (могут быть разные варианты вопросов и проблем)

2 этап (выявление проблемы, анализ информации). ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса (точная постановка проблемы по содержимому) – для этого внутрь кейса помещаем материал (картинки, фотографии, оборудование, игрушки, предметы и т. д.) каким-либо образом связанный с конкретной проблемой. Содержание кейса способствует развитию у детей умения обрабатывать и анализировать информацию.

4 этап. – ПРАКТИЧЕСКИЙ, в процессе, которого апробируем принятые детьми решения, используя дискуссии, дидактические игры, эстафеты, подвижные игры, упражнения.

Слайд 11 (практика)

Слайд 12 (практика (знак вопроса)

Что вы можете спросить или какую поставить проблему, которую вам надо решить (найти ответы на поставленный вопрос?

(Что за дерево?Что из дерева изготавливают? (соответственно КТО изготавливает, профессия)Кто посадил лес? Кто следит за лесом?Какую пользу приносит дерево? (тогда смотрим содержимое кейса и узнаем на какой вопрос будем отвечать и с помощью чего).

А если на ветку закрепить грустный смайлик. Поставьте проблему. (какую опасность может принести дерево около дома, на лице, в лесу).

Давайте посмотрим содержимое кейса и уточним, какую проблему мы можем решить с его помощью. (круг Лулия и пазлы Узнай дерево)

Варианты опасности – дунет сильный ветер и сломает, залезешь на дерево и упадешь. Очень часто деревья, которые растут рядом с домом, мешают проходить дневному свету в квартиры, огромные ветви заслоняют окна. Высокие деревья мешают проводам.

Сами по себе кейсы не занимают много времени, разнообразны, поэтому не утомительны для детей, им интересно всегда, что же внутри кейса.

Кейс – метод мы используем как составную часть образовательной ситуации познавательного, двигательного цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности.

В процессе обсуждения кейса не подсказываем детям, а предлагаем им самостоятельно найти решение, применив свои знания. Даём дошкольникам возможность анализировать, строить предположения.

Слайд 14 (практика) Интерактивный кейс кроссворд

Игра сделана и опубликована на сайте онлайн- сервиса LearningApps

Цель игры: закрепление знаний детей о профессиях и трудовых действиях лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Правила игры: перед началом игры игроки знакомятся с заданием, которое высвечивается на экране. Затем игроки, нажимая на цифру читают вопрос с помощью родителей, вводят ответ в клеточки

1. Лесник, 2. Лесничий, 3. лесоруб, 4. Егерь, 5. Плотник, 6. Столяр,7. Бондарь.

Хочу подвести итог своего выступления выводом о кейс-технологии.

во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу детей или ребенка в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее и правильное решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-технологии обеспечивает высокую активность и личнуювключенность ребенка в деятельность за счет широкого использования методов активного обучения (игра, исследование)

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые дети прорабатывают в малых группах, парах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Дошкольники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.

На этом мое выступление закончено, и я передаю эстафету нашим воспитанникам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Что может содержать кейс? Это: текстовый материал; иллюстративный материал.

Типы кейсов:

- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации (картинка с ситуацией, требующей анализа и разрешения);

- кейсы-драматизации (дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают ситуацию);

- кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений (детям предъявляется начало произведения. … возможность увидеть развитие событий);

- серия опорных картинок, предметные картинки.

- кейсы-варианты развития событий (педагог предлагает детям несколько возможных вариантов развития событий, которые привели к ситуации на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение);

Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Эффективно использовать данный метод для профориентационной работы с дошкольниками.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

Знакомство с ситуацией.

Выделение основной проблемы.

Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

Формулирование правила, вывода по основной проблеме .

В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы, подкреплены исследованиями, оценены экспертами.

Каждый кейс – источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций, таких как:

Каждый кейс по отдельной профессии представлен:

- кейсом-иллюстрациями; ( кейс банкир) которые уточняют представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

- кейсом на основе мультфильмов и литературных произведений;( кейс Незнайка)которые расширяют представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий; обучают детей соотносить действия людей различных профессий;

- фото-кейсом;( кейс моя будущая профессия, кейс профессии родителей) Новизна фото- кейсов заключается в интерактивности. Решение кейсов осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмом, а также интегрируется с игровой развивающей средой профориентационной направленности.

- кейсами-раскрасками, кейсами загадок, пословиц и поговорок; которые закрепляют представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Результаты использования кейсов:

у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, в том числе своих родителей;

разовьется чувство уважения к труду родителей, к людям разных профессий в целом.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Содержимое публикации

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Что может содержать кейс? Это: текстовый материал; иллюстративный материал.

Существует 2 типа кейсов:

-фото-кейсы и кейсы-иллюстрации (картинка с ситуацией, требующей анализа и разрешения);

- кейсы-драматизации (дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают ситуацию);

- кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений (детям предъявляется начало произведения. … возможность увидеть развитие событий);

-серия опорных картинок, предметные картинки.

- кейсы-варианты развития событий (педагог предлагает детям несколько возможных вариантов развития событий, которые привели к ситуации на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение);

Есть 3 вида кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Эффективно использовать данный метод для профориентационной работы с дошкольниками.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

Знакомство с ситуацией.

Выделение основной проблемы.

Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

Формулирование правила, вывода по основной проблеме.

В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы, подкреплены исследованиями, оценены экспертами.

Кейс – это источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций.

Каждый кейс по отдельной профессии представлен:

- кейсом-иллюстрациями; (кейс банкир) которые уточняют представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

- кейсом на основе мультфильмов и литературных произведений; (кейс Незнайка) которые расширяют представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий; обучают детей соотносить действия людей различных профессий.

- фото-кейсом; (кейс моя будущая профессия; кейс профессии родителей) Новизна фото-кейсов заключается в ее интерактивности. Решение кейсов осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмом, а также интегрируется с игровой развивающей средой профориентационной направленности.

Слайд 10,11,12

- кейсами-раскрасками, кейсами загадок, пословиц и поговорок; которые закрепляют представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Результаты использования кейсов:

у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, в том числе своих родителей;

развивается чувство уважения к труду родителей, к людям разных профессий в целом.

Читайте также: