Кейс готовность ребенка к школе физическая культура

Обновлено: 30.06.2024

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Ребенка ожидают несколько возрастных кризисов: первый в возрасте 3-х лет, второй при переходе из дошкольного возраста в младший школьный и третий подростковый. Эти периоды тяжело переживаются как самим ребенком, так и его родителями. Поступление в школу кардинально меняет привычный уклад жизни малыша как в физиологическом, так и в социально-психологическом смысле. Большинство первоклашек в возрасте 7 лет оказываются готовыми к школе, они в состоянии адаптироваться под изменившиеся физические, интеллектуальные, социальные и психологические нагрузки. Но есть дети, для которых адаптация проходит болезненно, а дальнейшее обучение вызывает ряд проблем. Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни. Разные специалисты по-разному оценивают важность развития тех или иных качеств у ребенка для определения готовности его к школе.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.

Подготовка детей к обучению в школе предусматривает, прежде всего, полноценное физическое воспитание, направленное на сохранение здоровья, формирование привычек здорового образа жизни.

Одним из естественных средств, укрепляющих здоровье дошкольников, является использование всего многообразия движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); некоторых видов спортивных упражнений; спортивных игр (футбол, хоккей, городки, бадминтон, баскетбол); элементов акробатики и ритмической гимнастики; подвижных игр. Наряду с формированием двигательных умений и навыков, физические упражнения развивают волю ребенка, физические качества, психическую и эмоциональную устойчивость. (ФГОС ДОУ).

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры

и культуры здоровья. Одной из наиболее актуальных задач обра-зовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста.

Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают : длина тела - 116 см, масса тела - 22 кг, окружность грудной клетки - 57-58 см. Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления.

Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. Д.

Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 30 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.

Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.

Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

Что же является ведущим в определение готовности ребенка к школе? Давайте рассмотрим качества необходимые ребенку, чтобы быть успешным учеником. Во-первых, ребенок должен обладать хорошим физическим здоровьем и выносливостью, у ребенка должен быть выработан режим дня. Во-вторых, ребенок должен обладать хорошей памятью и уметь концентрировать внимание, а также считать, читать, понимать прочитанное и пересказывать это своими словами. В-третьих, ребенок должен уметь управлять своими эмоциями. Бурные реакции, слезы, смех, крики, драки, выяснения отношений, передразнивания недопустимы во время урока. В-четвертых, он должен быть способен общаться в рабочем режиме с одноклассниками и учителем. Игры и занятия своими делами на уроке недопустимы. Он должен выполнять все, что требует от него учитель. В-пятых, ребенок должен осознать ответственность за свою учебу. Он должен понять, что учится для себя, а не для мамы с папой, что результаты учебы зависят от него, и он должен прикладывать к этому усилия.

Психологическая готовность ребенка к школе Психологическая готовность ребенка к школе Выполнила: Дементьева Е. Ю. Психологическая готовность к школе – это система потребностей и.

Психологическая готовность ребенка к школе План: 1. Что такое психологическая готовность к школе 2. Мотивационная готовность к учению 3. Произвольность, уровни развития произвольного.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Речевая готовность ребенка к школе Учитель-логопед Мамаева Н. Л. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Влияние темперамента ребенка на готовность к школе Психологи заверяют, что темперамент ребенка влияет не только на характер человека, но и на все социальные процессы развития. Поговорим сегодня.

Оценить 5475 0

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи.

Физическая культура: Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс – технологии связаны с увеличением нормативов времени на самостоятельную работу школьников. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности школьника в процессе учения.

При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры.

Проблема активизации познавательной деятельности:

Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый школьник имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Предоставление свободы выбора школьникам полезно, потому что

способствует формированию готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в различной деятельности и самообразовании;

квалифицированно и независимо решать учебные задачи; видеть, самостоятельно строить и корректировать урочную деятельность; ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации;

осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.

Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

4. Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс,содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя, представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;

наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;

звуковое сопровождение лекций;

наличие интерактивных заданий;

анимированные примеры решения задач;

возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.

Наша задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и, следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:

Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:

приоритетности целей образования;

специфики содержания обучения;

состава школьников и их количества;

уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды,

Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий.

Тема урока: Обучение техники игры в футбол

Оборудование и дидактический материал:

Программа контроля знаний: тестирование.

Раздаточный материал:

Образовательные:

Дать общие представления о правилах игры и техники игры в футбол;

Научить применять полученные знания на практике, при выполнении теоретических и практических заданий.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем;

Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;

Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами;

Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее;

Воспитательные:

Формировать у школьников собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе:

Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.

Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у школьников:

принимать на себя ответственность за получаемое образование;

выбирать собственную траекторию образования;

получение и обработка информации;

использование отдельных частей заданий и связывание воедино.

После изучения этой темы учащиеся смогут:

Давать определения и понятия в спортивных играх;

Определять параметры спортивной игры;

Соблюдать правила техники безопасности, во время проведения спортивных игр;

Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;

Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;

Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и программами контроля знаний.

Технологическая схема создания кейса:

1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе обучающихся с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание заданной модели.

9. Апробация в процессе обучения.

Итак, при освоении учащимися определённых видов социальной деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение учащихся, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

Список литературы

Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007.

Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010.

Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Методика обучения физической культуре /Л.В. Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Ф. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 2004.

Сегодня ваш малыш еще дошкольник, а завтра идет в первый класс. Ему в скором будущем предстоит терпеливо сидеть за партой, выполнять задания, усваивать программу. Резко возрастает нагрузка на детский организм. И если об интеллектуальной, личностной, волевой готовности будущего первоклассника написано достаточно, то о физической информации немного. В то время как физическая готовность ребенка к школе является той естественной опорой, благодаря которой будет легче включиться в учебную деятельность.

Актуальность физической подготовки ребенка к школе

Переступая порог школы, дети оказываются в совершенно новой среде, где и общение, и деятельность, и нагрузка будут другими, нежели в дошкольном возрасте.

Физическая подготовленность дошкольника

К сожалению, на сегодняшний день количество абсолютно здоровых детей сокращается. При этом школьные нагрузки, связанные с усвоением большого информационного потока, только увеличиваются. Поэтому необходима серьезная подготовка здоровья ребенка к школе.

Из-за проблем со здоровьем, недостаточности физического развития у многих детей возникают сложности с усвоением школьного материала. Ситуацию усугубляет и то, что развитие внимания у дошкольников зачастую не достигает необходимого уровня произвольности.

Повышенная тревожность, отсутствие умения сосредоточиться и найти допущенные ошибки могут быть связаны с нарушением сердечной деятельности.

Неровный почерк, быстрая утомляемость, забывчивость могут быть спровоцированы бронхиальной астмой.

Такой вывод не голословен, он обоснован практическими наблюдениями за первоклассниками. Чтобы принять предупредительные меры, родителям важно знать, что конкретно подразумевается под этим понятием.

Составляющие физической готовности детей к школьному обучению

Проанализируем, какие физические ресурсы понадобятся детскому организму для включения в учебную деятельность в условиях школы:

  • Общая физическая выносливость, связанная с психо-эмоциональной нагрузкой.
  • Умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя.
  • Развитая мелкая моторика рук.
  • Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске.
  • Развитая зрительно-двигательная координация.
  • Развитая пространственная координация.
  • Достаточная ловкость, точность движений и физическая сила.

Перечисленные составляющие можно сгруппировать по направленности и выделить основные компоненты физической готовности ребенка к школе:

  • двигательная подготовка;
  • подготовленность руки к овладению письмом;
  • выносливость и навыки саморегуляции.

Таким образом, физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.

Двигательные навыки старших дошкольников

К моменту поступления в школу очень важно развить у ребенка такие двигательные навыки, как координация, ловкость, гибкость. Также важны сила и выносливость, поскольку они тесно связаны с работоспособностью, необходимой для успешного обучения.

Телефоны и другие гаджеты принесли нашим детям не только дополнительную информацию, но и малоподвижный образ жизни. Технологический прогресс дал возможность выполнять ряд действий, не поднимаясь с дивана. В то время как дошкольнику важны движения, познавательно исследовательская деятельность, игры в реальности, дети замирают у экранов и проводят значительную часть времени в застывшей позе, с огромной нагрузкой для глаз.

Что должно стать альтернативной малоподвижному образу жизни ребенка? Только пример родителей и их активность.

Существует немало средств физического воспитания, которые позволяют развивать двигательные навыки у дошкольников:

  • ежедневно занимайтесь зарядкой с ребенком;
  • ходите на совместные прогулки в парк;
  • играйте в подвижные игры;
  • систематически занимайтесь с дошкольником спортом;
  • определите ребенка в спортивную секцию в соответствии с его способностями и желанием;
  • практикуйте семейный туризм.

И не забывайте, что нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.

Готовность руки к овладению письмом

Важнейший показатель готовности детей к обучению в школе – это подготовленность руки к письму. Письмо – сложный навык, связанный с координацией движений. Поэтому для детей дошкольного возраста важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Чтобы правильно настроить руку на освоение письменной нагрузки, необходимо развивать мелкую моторику, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.

Для этого можно использовать следующие приемы:

Благодаря перечисленным простым приемам, улучшается подвижность кисти ребенка, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Работоспособность и навыки саморегуляции

Если у ребенка низкий уровень работоспособности, он недостаточно активен на уроках, быстро утомляется, снижается качество его работы, появляется неуверенность в себе. Это влечет за собой ряд проблем при усвоении школьного материала и при взаимодействии со сверстниками.

Подготовка руки к письму

Работоспособность зависит от:

  • состояния здоровья ребенка;
  • возраста;
  • внутрисемейных отношений;
  • имеющихся умений и навыков.

На уровень работоспособности влияет саморегуляция — умение произвольно контролировать свою двигательную и эмоциональную сферы.

Родители помогут ребенку развить саморегуляцию и повысить его выносливость к физическим нагрузкам, если создадут соответствующие условия дома:

  • точно придерживайтесь системы правил, введенной в семье;
  • во время совместных занятий с ребенком четко проговаривайте этапы и используемые алгоритмы действий;
  • играйте в игры с определенными правилами;
  • развивайте самостоятельность.

Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Как проверить физическую готовность ребенка к школе

Проверку готовности детского организма к школе осуществляет медицинская комиссия: участковый педиатр и группа узких специалистов (хирург, невролог, психотерапевт и т.д.). Можно ли родителям предварительно определить, насколько готов ребенок к школе физически? Конечно, первичную диагностику физической готовности ребенка к школе могут провести папа или мама, ведь никто лучше не знает их ребенка.

Хорошим показателем является, если:

  1. У ребенка снизилась частота заболеваний или они протекают без осложнений.
  2. Отсутствуют хронические заболевания.
  3. Ребенок активен, хорошо ест, спит.
  4. Владеет своим телом, сохраняет осанку.
  5. У дошкольника хорошо развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
  6. Он может сохранить статическое равновесие (от 15 секунд) стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги).

Для определения уровня подготовленности мелкой моторики рук можно использовать следующий тест.

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3-3,5 см. Слаборазвитая кисть – ребенок не справляется с предложенным заданием. Ошибки заключаются в том, что он фиксирует образец на плоскости; возможно, рисует овал, круг меньшего размера; передвигая руку, рисует в несколько приемов.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень мелких предметов.

Итак, что могут делать родители в период дошкольного детства, чтобы их ребенок стал готов к школе физически?

  • Позаботиться о проверке и укреплении здоровья ребенка (излечить или облегчить хронические заболевания, формировать осанку).
  • Обеспечить режим дня (питание, сон, бодрствование, прогулка).
  • Укреплять физиологическую базу ребенка с помощью посильных спортивных нагрузок.
  • Уделять особое внимание психомоторному развитию.

В современные годы взрослые часто делают акцент на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, порою упуская своевременное физическое развитие. Поэтому важно напомнить родителям, что успешный ученик – это здоровый ученик.


Нелегкие времена переживают учебные заведения системы образования. Рыночная экономика неумолимо и безжалостно вторглась в нашу жизнь, безжалостно разрушив привычные каноны и традиции, общественные связи и просто нормальные человеческие отношения. Множество причин повлияло на качество проведения занятий, а ведь урок признан всеми, основной формой обучения. Все это, естественно, присуще и физическому воспитанию студентов. И все-таки, несмотря ни на какие трудности и преграды, школы, колледжи и вузы функционируют, педагоги несут свой нелегкий труд, и ежегодно из стен учебных заведений вступают во взрослую жизнь новые отряды молодежи. Представляем вам один из инновационных методов обучения — метод Кейс-стади, применяемый на занятиях по физическому воспитанию. Метод Кейс-стади выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группах и взаимный обмен информацией. Метод Кейс-стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств учащихся. Метод Кейс-стади выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии посредствам совместной деятельности учащихся идет процесс разрешения имеющейся проблемы. В Кейс-стади основанием для выявления проблемы и поиска путей ее решения служит Кейс, который выступает одновременно и в виде технического задания, и источника информации для создания вариантов эффективного действия. Кейс-стади, как метод реализует следующие функции:

 обучающую: закрепление знаний по изученному материалу, ознакомление со схемами анализа практических ситуаций, отработка умений и навыков, индивидуального и группового решения проблем и принятия решений;

 развивающую: развитие познавательных и творческих способностей, логического мышления, речи, способности адаптироваться;

 мотивационную: стимулирование готовности к новому, самостоятельному принятию решений;

 воспитывающую: формирование ответственности, самостоятельности, коммуникативности, рефлексии;

 контрольно-аналитическую: проверка качества усвоения учебного материала. Источниками кейсов является общественная жизнь во всем ее проявлении, многообразии и науке. Кейсы классифицируются на:

  1. Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  2. Кейсы, обучающие анализу и оценке;
  3. Научно-исследовательские кейсы.

Основная задача: детально отразить жизненную ситуацию. Такие кейсы максимально наглядны и детальны.

Кейсы, обучающие анализу и оценке:

 Отражают типовые жизненные ситуации, с которыми придется столкнуться специалисту в своей профессиональной деятельности.

 Отражение жизни — с большими элементами условий, на первом месте — обучающие и воспитательные цели.

Научно-исследовательские кейсы: строятся по принципам исследовательской модели. Используются не для обучения, а для повышения квалификации и переподготовки профессионалов. Ситуация — случай, проблема из реальной жизни. Контекст ситуации — хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или ситуации участников. Комментарии ситуации — вопросы или задания для работы с кейсом, приложения.

При использовании Кейс-стади, преподаватель помогает учащимся:

 изучить все аспекты вопроса, ситуации, проблемы предлагаемых практических приемов и методов;

 изменить существующие мнения или представления;

 развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые;

 разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые могут помочь им в работе.

Как выбрать кейс? Хорошая фабула, вызывает интерес, хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет, хорошо подобранный кейс вызывает сопереживание действующим лицам, хороший кейс содержит проблемы, понятные учащимся.

  1. прыжки через скакалку в быстром темпе — 30 раз.
  2. отжимание в упоре о гимнастическую скамейку — 10 раз.
  3. прыжки через препятствие — 20 раз.
  4. поднимание ног в висе на шведской стенке — 10 раз.
  5. лазанье (на радуге) на руках — 3 м.

На одном из этапов (3) студентка перепрыгнула 3 раза и перешла на следующий этап, на 5 этапе, она не смогла дойти до конца. При повторном прохождении круга студентка села на скамейку. Вопросы, которые появились в ходе выполнения задания. Вопрос: почему она села на скамейку? (Поочередно все высказывают своё мнение).

 Педагог проверил пульс.

 Педагог сказал, что она хитрит.

 Педагог не обратил внимание.

 Педагог отправил студентку к врачу.

 Педагог заставил продолжать выполнять задание.

Закончилось занятие. Педагог подводит итоги. Оценивает студентов. Практические занятия в форме Кейс-стади целесообразно рассматривать как дополнение лекционного курса. Желательно объяснить общие проблемы данной темы, дать широкий спектр информации, включая и те сведения, которые не заложены в материалы кейса. Лекция и кейс образуют как бы единое целое, эффективность каждого из этих видов занятий в отдельности снижается, если не провести другое.

Ведется и внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Существует неразрывная связь урочной и внеурочной работы. Умения и навыки, полученные студентами на занятиях, интерес, заложенный у них на занятиях физической культурой, являются определяющими и во включении студентов во внеурочную физкультурно-спортивную работу.

Метод Кейс-стади № 2. Вопрос: какова физкультурно-спортивная работа в новых условиях, что сейчас характерно для нее? Ответы студентов: …

Вопрос: Назовите основные направления в организации внеурочной работы. Ответы студентов: …

Преподаватель: определенно, можно выделить три таких направления:

  1. Преподаватели используют различные виды и средства — как традиционные, так и новые, не отдавая предпочтения какому-либо из них;
  2. Применяя несколько форм работы, преподаватели все же особый акцент делают на какой-то один из них;
  3. Внеурочная работа главным образом строится на одном виде физкультурно-спортивной деятельности или виде спорта.

Вопрос: формы подготовки? Ответы студентов: …

Преподаватель: педагогу для этого необходимо быть и учителем, и психологом, и пропагандистом, и фантазером. И передовым педагогам это удается. Чем больше студентов мы охватим физкультурно-спортивной работой, тем больше нас будут искренне уважать, тем больше нам удастся выпустить из вузов разносторонне воспитанных личностей. А это так важно на современном этапе. Кейс-стади является важной формой совершенствования образовательного процесса. Он позволяет:

 применить результаты обучения в практической деятельности;

 получить опыт позитивного решения учебных задач;

 сплотить группы студентов путем совместной деятельности, направленной на решение поставленной проблемы.

  1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент, 2005.
  2. Вейт М. А. Технологическая организация непрерывного профессионального образования оптимальное условие развития инновационных процессов. Теория и методика образования. История и современность. — Липецк, 2001.
  3. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно-методическое пособие. Под. ред. А. П. Трапициной. СПб.: КАРО, 2006.
  4. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005.
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2005.
  6. Прохоровой М. В., Катрич Е. В., Фёдорова Д. Ю. Характеристика педагогической позиции специалиста по физической культуре учебных заведений нового типа. Санкт-Петербург, 1995.
  7. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебно — методическое пособие. Под. ред. А. П. Трапициной. СПб.: КАРО, 2006.
  8. Теория и технология обучения. — М.: Высшая школа, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ответ студентов, кейс, педагог, преподаватель, внеурочная работа, Действие педагога, занятие, физкультурно-спортивная работа, форма подготовки, хороший кейс.

Читайте также: