Каждое слово сказанное в стенах школы должно быть продуманным мудрым целеустремленным полновесным

Обновлено: 03.07.2024

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

В современной школе различают три типа языковых культур учителей:

1. Носители элитарной речевой культуры.

3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения.

- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

- грамотность речи и лексическое богатство;

- логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

- Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Существуют правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.

Речевая культура современного преподавателя

Список использованной литературы

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми -- факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.

Речевая деятельность в педагогическом процессе, по словам А.Н. Ксенофонтовой, выполняет важную задачу создания условий для стимулирования и проявления активной позиции учащегося. Субъективность позиции учащихся выражается в форме конструктивных предложений, в способности проявить самостоятельность в речевых выражениях. Преподаватель опирается на речевую активность студентов, их самостоятельность и творческие возможности.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

В данной работе рассмотрим особенности речевой культуры современного преподавателя.

Речевая культура современного преподавателя

Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога -- это важный элемент его педагогического мастерства.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Но в работе современных педагогов встречаются типичные ошибки:

- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;

- у детей не формируется умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

- педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику;

В современной школе существует три типа языковых культур учителей:

1. Носители элитарной речевой культуры

3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начну с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

речь педагог языковой культура

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы- общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение.

Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.

1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.

2. Орфоэпически правильной.

3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.

4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

Учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:

1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.

2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.

3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.

4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

5. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.

6. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.

7. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

В заключение нужно отметить, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Учитель не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

Детская психика - самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача настоящего современного учителя.

Коммуникативная культура обусловливает духовное развитие личности, формирует ее нравственный облик и является выражением нравственной жизни человека и составной частью формирования общей культуры личности в целом.

Специфика педагогического общения, как условия создания гуманной развивающей среды в образовательном процессе, определяет приоритет коммуникативного аспекта в личностной культуре учителя.

Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой учителя, стремление к ее совершенствованию - обязательное условие педагогического мастерства.

В психолого-педагогической литературе коммуникативную культуру рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении.

На основе анализа литературы коммуникативная культура рассматривается нами как совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Список использованной литературы

1. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. - С. 83-89.

2. Измайлова М.А. Деловое общение : практическое пособие для всех специальностей / М.А. Измайлова, О.В. Ильина, Рос. ун-т кооперации . - М. : [б. и.] , 2007. - 82 с.

3. Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич . - М. : Дашков и К' , 2008. - 478 с.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов . - М. : Академия , 2002. - 272 с.

5. Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения / М.Ю. Олешков / / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - N2. - С. 43-50.

7. Риторика : учебник / ред. Н.А. Ипполитова . - М. : Проспект , 2008. - 447 с.

Шабарина Ирина Юрьевна


Черемховский медицинский техникум

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз
2. Простота и ясность изложения
3. Выразительность:
а) интонация и тональность;
б) темп речи, паузы;
в) динамика звучания голоса;
г) словарное богатство;
д) образность речи;
е) дикция.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:
а) правильное ударение в словах;
б) исключение местных диалектов.
5. Правильное использование специальной терминологии:
а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;
б) исключение лишних слов;
в) исключение жаргонных и модных словечек.
6. Немногословие.
7. Речедвигательная координация.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого педагогом.

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословие. Некоторые педагоги, вместо того чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.

Конечно, немногословие не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают, прежде всего, мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

В современной школе различают три типа языковых культур учителей:

-содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

-грамотность речи и лексическое богатство;

-логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

-техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

-уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

-литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

-Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Существуют правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

В современной школе различают три типа языковых культур учителей:

1. Носители элитарной речевой культуры.

3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения.

- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

- грамотность речи и лексическое богатство;

- логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.

- Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

Существуют правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.

Речевая культура современного преподавателя

Список использованной литературы

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми -- факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.

Речевая деятельность в педагогическом процессе, по словам А.Н. Ксенофонтовой, выполняет важную задачу создания условий для стимулирования и проявления активной позиции учащегося. Субъективность позиции учащихся выражается в форме конструктивных предложений, в способности проявить самостоятельность в речевых выражениях. Преподаватель опирается на речевую активность студентов, их самостоятельность и творческие возможности.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

В данной работе рассмотрим особенности речевой культуры современного преподавателя.

Речевая культура современного преподавателя

Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога -- это важный элемент его педагогического мастерства.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Но в работе современных педагогов встречаются типичные ошибки:

- педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;

- у детей не формируется умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

- педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику;

В современной школе существует три типа языковых культур учителей:

1. Носители элитарной речевой культуры

3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начну с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

речь педагог языковой культура

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы- общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение.

Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.

1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.

2. Орфоэпически правильной.

3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.

4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

Учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:

1. Монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности.

2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.

3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.

4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

5. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.

6. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.

7. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

В заключение нужно отметить, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Учитель не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

Детская психика - самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача настоящего современного учителя.

Коммуникативная культура обусловливает духовное развитие личности, формирует ее нравственный облик и является выражением нравственной жизни человека и составной частью формирования общей культуры личности в целом.

Специфика педагогического общения, как условия создания гуманной развивающей среды в образовательном процессе, определяет приоритет коммуникативного аспекта в личностной культуре учителя.

Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой учителя, стремление к ее совершенствованию - обязательное условие педагогического мастерства.

В психолого-педагогической литературе коммуникативную культуру рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении.

На основе анализа литературы коммуникативная культура рассматривается нами как совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Список использованной литературы

1. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. - С. 83-89.

2. Измайлова М.А. Деловое общение : практическое пособие для всех специальностей / М.А. Измайлова, О.В. Ильина, Рос. ун-т кооперации . - М. : [б. и.] , 2007. - 82 с.

3. Котова И.Б. Общая психология : учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич . - М. : Дашков и К' , 2008. - 478 с.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи : учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов . - М. : Академия , 2002. - 272 с.

5. Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения / М.Ю. Олешков / / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - N2. - С. 43-50.

7. Риторика : учебник / ред. Н.А. Ипполитова . - М. : Проспект , 2008. - 447 с.


Культура любого человека проявляется во всем, но прежде всего в том, как он общается, как говорит, слушает, как он мыслит и из каких побуждений он действует. Поскольку все это отражается в первую очередь в речи, именно умение общаться принято оценивать как культуру речи в широком смысле. Иначе говоря, культура речи представляет собой культуру речевой деятельности в целом, и, следовательно, культура речи характеризует все ситуации общения, распространяется на все виды речевой деятельности, на вербальную и невербальную составляющие речи, на все стили и жанры речи, отражает систему ценностей личности.

Культура речи в современном понимании — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной речи в заданных или смоделированных условиях общения. Она характеризует образованность (ширину и глубину знаний), воспитанность, интеллигентность (умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответствии с обстановкой себя держать).

Культура речи является составной частью культуры в целом, поэтому чтобы более глубоко понять сущность культуры речи, необходимо вспомнить, что представляет собой любая культура. В общем смысле культура включает в себя все достижения человеческого общества в различных областях жизни.

Важнейшим критерием выраженности культуры человека выступает его общение с коллегами, друзьями, родственниками, учениками, знакомыми и незнакомыми людьми.

Общение — это процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности.

Педагог реализует в общении определенные цели своей деятельности, и при этом хочет быть услышанным и понятым. Педагогическое общение несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми.

Общение — сложный вид человеческих отношений. При кажущейся простоте любой вид общения с любым человеком подчиняется довольно сложным закономерностям объективного и субъективного характера. Знание людьми глубинных оснований различных видов общения — непременное условие их эффективной деятельности. Но особенно в этом знании нуждаются педагоги. От педагога требуются особые способности и умения в культуре речевой деятельности.

Профессиональная культура общения педагога — социально значимый показатель его способностей, умения осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, понимать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью задач. Чем шире творческий диапазон применяемых педагогом приемов и средств общения, тем более высок уровень его культуры.

Культура речевой деятельности в свое содержание обязательно включает как передачу (ретрансляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового — формирование нравственной, гуманной, адаптивной личности.

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Культура речи — совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач обращения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

Но дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова — оболочка мыслей. Культура речи занимает важнейшее место в работе педагога. Ведь слово — это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры и духовного богатства.

Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства.

Речевые огрехи педагогов — явление не столь редкое и не столь безобидное, как кажется на первый взгляд. Произносительные, грамматические и стилистические погрешности в языке учителей школ и вузовских преподавателей воспринимаются как норма и автоматически переносятся в речевые навыки обучаемых.

Итак, правильное произношение и ударение, выбор грамматических конструкций, сочетаемость и правильное употребление слов и выражений — суть неотъемлемые качества культуры речевой культуры педагога.

Умение держаться перед аудиторией — одно из слагаемых ораторского мастерства. Слова и действия едины. У педагога действие выражается мыслью и жестом, позой, мимикой. И жест, и мимика всегда подкрепляют мысль, наглядно ее демонстрируют, проясняют подтекст сказанного. Мимика подчеркивает и эмоциональную окраску слова.

Самому красноречивому оратору будет трудно убедить и зажечь вас, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного — своей страстности и искренности. Значит, им не легко будет найти отклик в душе учащегося. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов — заставляя действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.

Преподаватели с высоким мастерством речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

В ходе педагогического общения педагог овладевает новыми гранями профессиональной позиции как субъект равноправного общения, психотерапевт и актер. Коммуникативные умения и навыки развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности учителя. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой.

Педагогический такт — это чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это простота, искренность без фальши, доверие, рекомендации и советы без навязчивости, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости.

Педагогический такт — это характерная профессиональная особенность педагога. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий.

Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью избежать конфликта, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие. Педагогический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство. Главный признак педагогического такта — нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

В тесной связи с педагогическим тактом стоит педагогическая эмпатия и толерантность. Эмпатия — это достижение эмоционального состояния, понимание и проникновение в переживания другого человека, эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека. Все эти состояния должны основываться на доверии ученика учителю не только во время учебного процесса, но и в любой ситуации общения и в любом речевом жанре.

Богатство речи — качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремлении разнообразить свою речь использованием различных языковых и речевых средств. Богатство речи — обязательное условие успешного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. Точность речи — это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства. Точность речи — необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом.

Логичность речи — это качество речи, которое должно быть ей присуще обязательно, а если логичность соблюдена во всем, то она становится одним из важнейших достоинств речи.

Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность. Языковые нормы коммуникативно ориентированы, т. е. их предназначение — сделать общий языковой код единым и тем самым способствующим наиболее полному взаимопониманию.

Немаловажно и то, что пренебрежение нормами языка может стать причиной коммуникативной неудачи из-за того, что оно свидетельствует о недостаточном уровне культуры.

Культура речи педагога представляет собой культуру его речевой деятельности в целом, которая оценивается главным образом с позиций ее соответствия этическим и коммуникативным нормам, реализуемым через более частные речевые и языковые нормы.

  1. Риторика: учеб. под ред. Н. А. Ипполитовой. — М., изд-во Проспект, 2008
  2. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998
  3. Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М., 2003
  4. Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А.Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России. М., Изд-во РУДН, 2004
  5. Сухомлинский В. А. Избр. Произведения: в 5 т. Киев: Рад. Шк., 1979–1980.
  6. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д: Феникс, 2003
  7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979
  8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955
  9. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2003
  10. Кукушин В.С Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Москва: ИКЦ;Ростов,2005

Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, педагог, речевая культура, слово, умение, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Похожие статьи

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического.

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике. культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей.

Культура речевого общения руководителя дошкольной.

В статье говорится о культуре общения руководителя с педагогами дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого общения руководителя, вежливость.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении.

Формирование коммуникативной компетентности.

Педагогические условия формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения.

Культура педагогического общения - как условие.

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали. Она включает в себя и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи учителя, а главное — комплекс.

культура речи, культура общения, грамотный человек, направленная деятельность, норма, общая культура, речь, современный мир.

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое.

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся, педагогический колледж, обратная связь, научный стиль, научная речь, учебный процесс.

Похожие статьи

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического.

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике. культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей.

Культура речевого общения руководителя дошкольной.

В статье говорится о культуре общения руководителя с педагогами дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого общения руководителя, вежливость.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении.

Формирование коммуникативной компетентности.

Педагогические условия формирования культуры поведения. Культура поведения детей дошкольного возраста включает три составляющих: культуру деятельности, культуру общения.

Культура педагогического общения - как условие.

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали. Она включает в себя и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи учителя, а главное — комплекс.

культура речи, культура общения, грамотный человек, направленная деятельность, норма, общая культура, речь, современный мир.

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое.

умение, коммуникативная компетентность, педагогическое общение, общение, учащийся, педагогический колледж, обратная связь, научный стиль, научная речь, учебный процесс.

Читайте также: