Кавказский пленный краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Почему же возникает этот мотив в этом рассказе, мы, к счастью, знаем. Мака­нин объяснил, в чем причина этой странности. Он задумывал рассказ о том, как солдаты захватили пленную, а не пленного. И в первоначальной сюжетике это было естественное влечение молодого солдата к пленной чеченской девуш­ке, может быть снайперше, может быть разведчице, а может быть слу­чайно захваченной жительнице села. Сюжет вполне традиционный, только выверну­тый наизнанку к толстовскому: там был пленник, которого держат в яме, и го­ренка спасает его (и у Пушкина тоже). А здесь женщина, захваченная в плен сол­датами, должна была стать олицетворением вот этого иного мира, входя­ще­го в русское пространство. Но Маканин почувствовал некоторую на­туж­ность и неестественность этого хода и переменил героя, заменил женщину на муж­чину. Но любовный мотив остался, и он превратил рассказ из локаль­ного эпи­зода, повествующего о войне, в эпизод большой традиции, в эпизод антич­ный в большей степени, чем эпизод из дня сегодняшнего.

Но есть и вторая загадка в этом рассказе, и она как раз связана с датой его на­писания. Мы быстро забываем о том, как движется история. Первая чеченская война началась в декабре 1994 года. А рассказ написан о чеченской войне в июле — сентябре, до того, как война началась. И вот у нас на глазах простой реалистический сюжет превращается, с одной стороны, в некую форму проро­чества о надвигающейся войне. С другой стороны, в античный миф о влюблен­ности мужчины в мужчину. И античный же миф, связанный тайной связью между смертью и влечением. Я процитирую фрагмент, где Маканин описывает, как герой Рубахин убивает пленного при виде чеченского отряда:

Маканин — писатель достаточно холодный, достаточно рациональный, доста­точно жесткий. И сама тема его рассказа не допускает трепета, не допускает профетического пафоса. Начинается с того, что солдаты, участвовавшие в этой войне, не знали фразы Достоевского о том, что красота спасет мир. Но они знали, что такое красота.

А финал рассказа говорит о том, что красота остается. Она разлита в природе, она разлита в человеческом теле, она заключена в нем. Но красота не спасет мир — это холодный, почти ледяной вывод. должен делать и такие вы­воды в литературе.

Два русских солдата, опытный Рубахин и стрелок Вовка, в Чечне. Кругом красота гор (та, что должна спасти мир), а перед ними труп своего. Рубахин просит у подполковника Гурова помощи: их автоколонна застряла в ущелье.

Глава 2

Гуров отказывает в помощи. И обсуждает с чеченцем Алибековым обмен оружия на провиант. По сути, вооружает горцев. Алибеков ставит условия. Он не боится плена: это русские здесь в плену.

Глава 3

Рубахин участвует в засаде и берет в плен юного чеченца. Он нужен как заложник.

Глава 4

Рубахина тревожит красота пленного. Он жалеет его. Объясняет, что не убьет.

Глава 5

Когда на тропе показались боевики, из страха, что доверившийся юноша выдаст, Рубахин задушил его. Красота не спасла… Такова война!

Глава 6

В ущелье боевики по-прежнему блокируют дорогу, требуя оружия. Рубахин забыл парня. И злится на себя: что ему тут надо? Который год (век!) манят эти горы. Будто что-то хотят сказать ему своей красотой и величием.

Сюжет

Боевики в Чечне блокируют проезд русских грузовиков, требуя у солдат оружия. Старшина посылает крепкого опытного Рубахина и стрелка Вовку за подмогой. Но подполковник Гуров отказывает в ней. Рубахин берет в плен заложника, юного очень красивого чеченца. Но душит его, чтоб не выдал, когда боевики проходят рядом. Рубахин задумывается: что он забыл в этих горах, что пытается сказать эта красота.

Отзыв

Рассказ о национальной вражде, человеческой розни на фоне вечных прекрасных гор. Рассказ учит ценить жизнь, искать взаимопонимания, строить отношения на доверии, договариваться, а не проливать кровь, выполнять свой долг, быть мужественным, отзывчивым, совестливым.

Рассказ о противостоянии красоты и войны, вечного и временного, человека и природы, русских и горцев. Автор горько иронизирует, что красота должна спасать, но не спасает. Война, смерть в рассказе сильнее красоты. На словах никто не хочет воевать, но страх толкает на вражду, убийство.

Стремясь накормить вверенных солдат, подполковник в канун чеченской войны меняет оружие на еду. Из этого оружия их придут убивать. Меняют и людей, как вещи. Герой убивает пленного, чтобы выжить самому. Что же говорит Рубахину красота, чего он не может понять? Красота человека – что жизнь бесценна. Красота гор – что человек создан для созидания, а не разрушения. Автор против войны, насилия.


Краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина позволит вам внимательно познакомиться с особенностями этого произведения, даже не читая его. Этот рассказ, написанный в 1994 году, посвящен взаимоотношениям молодого чеченского боевика и русского солдата. К настоящему времени он неоднократно переиздавался, был переведен на несколько европейских языков и даже экранизирован. Писатель получил за него в 1999 году государственную премию в области искусства и литературы.

История создания

Владимир Маканин

Краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина поможет подготовиться к экзамену или семинару по этому произведению. Также стоит знать, что рассказ создавался летом и осенью 1994 года, когда чеченская война еще не началась. Так что можно говорить, что автор предчувствовал надвигающуюся трагедию.

Сам Маканин вспоминал, что закончил работу 1 декабря, ровно за месяц до начала Первой чеченской войны. В 1995 году он был опубликован в четвертом номере журнала "Новый мир". После неоднократно издавался в многочисленных сборниках писателя, а также антологиях современных авторов.

К чеченской теме Маканин вернулся в конце 2000-х годов, написав роман "Асан". За него он получил премию "Большая книга" в 2008 году.

Сюжет

Рассказ Кавказский пленный

Рассказывать краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина начнем с того, что действия произведения происходят на территории Чечни накануне войны.

Боевики блокируют дорогу колонне российских солдат. Опытному вояке Рубахину поручают найти какой-нибудь выход, на помощь он берет Вовку-стрелка. У подполковника Гурова они не находят понимания, так как тот занят переговорами с пленным чеченцем об обмене оружия на продовольствие для солдат.

Даже в кратком содержании "Кавказского пленного" Маканина важно отметить, что чеченец отказывается считать себя пленным. Смеясь, он заявляет Гурову, что это он у него в плену, пленные все его солдаты.

После этого Рубахин принимает участие в засаде на боевиков. Русские солдаты организуют все так, чтобы они бежали по специально организованному для этого коридору в лесу. В этот момент некоторых из них арестовывают. Сам Рубахин берет в плен красивого и молодого чеченского юношу. С Вовкой-стрелком они ведут его в горы, чтобы обменять на возможность прохода для автоколонны.

Развязка

Содержание рассказа Кавказский пленный

В дороге главный герой начинает чувствовать неожиданное притяжение к этому молодому человеку. Он буквально очарован его красотой. Они остаются на ночь в лесу, а утром, попав в ущелье, слышат, что по обеим сторонам проходят два отряда боевиков. Наступает кульминация сюжета "Кавказского пленного" Владимира Маканина. Чтобы не дать себя обнаружить, Рубахин душит юношу, боясь, что он закричит.

В финале рассказа они возвращаются обратно ни с чем. Договориться о проходе колонны грузовиков им так и не удалось.

Художественные особенности

Название и содержание "Кавказского пленного" Маканина отсылает нас к творениям русских классиков. Произведения с подобным названием есть у Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Саши Черного. Только у всех них название "Кавказский пленник".

Также стоит отметить, что одним из основных лейтмотивов для этого произведения стали слова Достоевского о том, что красота спасет мир. Маканин сам дает отсылку к этому, упоминая данную фразу уже в первом предложении рассказа. Однако в финале красота "не спасает", не сумев уберечь юношу от смерти, а Рубахина – от совершения убийства.

Отзывы

Сюжет рассказа Кавказский пленный

Важно, что война в этом рассказе - только спусковой крючок для сюжета. Повествование больше экзистенциально, а основным контрапунктом становится противостояние своих и чужих. Маканин демонстрирует агрессивность, разлитую в мире, наружу она постоянно вырывается убийствами и войнами. Но рассказ не только об этом. Важное место в нем занимает красота, способная действительно спасать мир. Причем именно с этих слов писатель начинает свою историю о насилии, убийствах и агрессии.

В отзывах о рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный" критики отмечали символическую монументальность этого произведения. Автору удалось воплотить архетический конфликт настоящему времени. Это душевные муки человека, который обречен губить то, что любит больше всего. Мотив убийства превращается в глубокомысленную притчу, удивительную по напряжению батальную повесть. Причиной войны оказывается не ненависть, а неразделенная, страстная и извращенная любовь.

Анализ произведения

Писатель Владимир Маканин

Рассказ "Кавказский пленный" В. Маканина сильно хвалили на Западе. Автор опровергает кавказский миф, лишая его романтического ореола. Его герои свыклись с военными буднями, озлобившись и очерствев. Смерть они принимают как данность, спокойно относятся к трупам, закапывая их в землю. Об этом равнодушии Маканин упоминает несколько раз. При этом смерть он описывает максимально жутко и страшно, чтобы читатель не мог воспринимать смерть равнодушно. Для солдат же война превращается в работу, при этом автор ставит перед собой задачу не допустить подобного в мирной жизни.

Очень необычной оказывается временная и пространственная организация произведения. Между настоящим временем и его назначением проходит зыбкая грань. При этом отдельные временные отрезки выбиваются из общего потока, обретая в повести собственное значение. Само пространство при этом разбивается на отдельные отрезки, которые, в конце концов, повторяются и переплетаются между собой. Появляется стойкое ощущение, что герои попали в запутанный лабиринт, выхода из которого просто нет. Они навечно стали его пленными.

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно приобретает иное значение. Суровая и чужая красота кавказских гор становится враждебной и чуждой для русского человека. Горы представляют смертельную опасность для русских солдат. Красота чеченского юноши поначалу пробуждают в Рубахине новые и сильные чувства, появляется ощущение, что они способны сыграть важную роль в жизни русского солдата, изменить его, но и эта красота никого не спасает. Как только у него появляется ощущение опасности, которая исходит от пленного, главный герой жестоко с ним расправляется.

Маканин приходит к выводу, что там, где царит озлобленность и хаос, красоте просто не находится места. Она обретает губительную силу, его красота не спасает, как у Достоевского, а убивает.

Новаторство и уникальность

Отзыв о рассказе Владимира Маканина

Маканин беспощадно разоблачает романтический кавказский миф, который был создан русскими классиками - Пушкиным, Лермонтовым, Толстым. Современный автор открывает читателю глаза на истинный Кавказ, который больше никого уже не очаровывает.

Классическую фразу Достоевского он полностью опровергает, доказывая, что на войне не может быть ничего романтичного и красивого. Повсюду только обезображенные трупы, кровь и искалеченные судьбы тех, кому удалось выжить.

Экранизация

Фильм Пленный

В 2008 году книга "Кавказский пленный" Владимира Маканина была экранизирована режиссером Алексеем Учителем. Кинематографист признавался, что его впечатлило и задело это произведение. Он лично познакомился с автором, поразившись, что уже немолодой человек рассуждал очень современно и актуально. Он четко оценивал современное положение российского кино, более того, у него оказалось сценарное образование. Поэтому Учитель договорился, что он переработает свой рассказ для фильма.

Картина вышла под названием "Пленный". Главные роли исполнили Вячеслав Крикунов, Петр Логачев и Ираклий Мсхалаиа.

Картина участвовала в фестивале "Кинотавр", но не завоевала ни одной награды. На конкурсе в Карловых Варах ленте досталась премия за лучшую режиссуру.

Написан в 1994 году, опубликован в 1995 году. Неоднократно переиздавался, переведён на ряд европейских языков и в 2008 году был экранизирован Алексеем Учителем.

Содержание

История

Рассказ был написан в июне-сентябре 1994 года, то есть незадолго до начала первой чеченской войны. Как говорил сам Владимир Маканин в 2008 году [2] :

Сюжет

Действие происходит в Чечне в преддверии Первой чеченской войны.

Чеченские боевики блокируют дорогу автоколонне российских военных. Найти какой-нибудь выкуп поручают опытному солдату Рубахину, который берёт с собой Вовку-стрелка. Они обращаются к подполковнику Гурову, однако не находят у него понимания — тот занят переговорами с пленным чеченцем об обмене оружия на продовольствие для солдат. Когда полковник называет чеченца пленным, тот говорит подполковнику:

— Шутишь, Петрович. Какой я пленный. Это ты здесь пленный! — Смеясь, он показывает на Рубахина, с рвением катящего тачку: — Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат — пленный!

По пути Рубахин чувствует неожиданное притяжение к юноше и очарование его красотой. После ночёвки в лесу трое оказываются в ущелье и вдруг слышат, что по обеим его сторонам идут два отряда боевиков. Чтобы не обнаружить себя, Рубахин душит юношу, не дав ему закричать. Потом они с Вовкой возвращаются к колонне грузовиков ни с чем.

Художественные особенности

Отзывы

    [3] :
  • Наталья Иванова [4] :
  • Александр Генис [5] :

Экранизация

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Книга Кавказский пленник в кратком содержании доступна в 21 формате Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, TCR, Mobi, PDB, PMLZ, SNB, HTMLZ, AZW3 (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

Читайте также: