Каширская старина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Биографический очерк А.Фомина

Биографический очерк В. Н. Некрасова

АВЕРКИЕВ, Дмитрий Васильевич [30.IX(12.Х) (по другим данным - 11(23).XI). 1836, Екатеринодар - 7(20).I.1905, Петербург] - драматург, беллетрист, театральный критик, публицист. Родился в культурной купеческой семье, впоследствии обедневшей. Учился в Петербурге, где в 1854 г. окончил Коммерческое училище, а в 1859 г. - отделение естественных наук Петербургского университета со степенью кандидата. В университетские годы был знаком с Н. А. Добролюбовым, сблизился с Н. Н. Страховым и уже в это время не разделял радикальных настроений, распространенных в студенческой среде. В 1861 г. в связи со смертью Добролюбова опубликовал о нем сочувственную статью (Русский инвалид. - 1861.-- No 267. - 1 дек.). По окончании университета жил журнальной работой, печатаясь в газетах "Русский инвалид", "Северная пчела", еженедельнике "Якорь" преимущественно как театральный критик, сблизился с А. А. Григорьевым. В 1864 г. стал одним из деятельных сотрудников журнала братьев Достоевских "Эпоха", где опубликовал и первую историческую пьесу "Мамаево побоище" (1864. - № 10). После закрытия "Эпохи" А. несколько лет живет исключительно переводами и компиляциями по истории английской литературы, продолжая писать в свободное от литературной поденщины время, эпизодически печатаясь в различных изданиях.

В это время опубликованы трагедия "Слобода Неволя" об Иване Грозном (1867), стихотворные комедии "Терентий муж Данильевич" (1867), "Леший" (1868) и др. В 1868 г. в бенефис В. В. Самойлова с большим успехом прошла в Александрийском театре "Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве и стольничьей, Нардын-Нащокина, дочери Аннушке". В 1871 г. Аверкиев переезжает в Москву и пишет драму "Каширская старина", прочно вошедшую в репертуар столичных и провинциальных театров. В 70 гг. был постоянным театральным рецензентом газеты "Московские ведомости", а в 80 гг., вернувшись в Петербург, - рецензентом газет "Голос" и "Новое время". С 1874 г. стал членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1877 - 1878 гг. Аверкиев опубликовал в "Русском вестнике" серию статей по теории драмы, изданную им впоследствии в виде теоретического трактата отдельной книгой, получившей в 1893 г. Пушкинскую премию Академии наук. Среди переводов Аверкиева "Разговоры с Гете, собранные Эккерманом" (СПб., 1891), "Гамлет" У. Шекспира (М., 1895) и мн. др.

В 1881 г. в связи с ожидавшимся созывом Земского собора Аверкиев создает "Записку о назначении наших государственных учреждений", предназначавшуюся для печати. Охранительная по своим намерениям, она содержит, однако, критику настоящего состояния государственных учреждений, в связи с чем не могла быть напечатана ни в ультраконсервативных катковских изданиях, ни в газете И. С. Аксакова "Русь", куда ее послал Аверкиев. Аксаков ответил письмом с разбором (текст "Записки" и письмо Аксакова см.: Исторический вестник. - 1916,- № 9). В конце 1881 - 1882 г. Аверкиев вместе с А. Н. Островским и А. А. Потехиным был членом Комиссии по составлению проекта положения об управлении императорскими театрами, где был единомышленником Островского. В 1882 г. Аверкиев был назначен членом Театрально-литературного комитета, учреждения, в обязанности которого входило следить за художественным качеством репертуара императорских театров. В 1885 - 1886 гг. издавал журнал "Дневник писателя" (вышло 12 номеров), продолжая тип издания, предпринятого Достоевским: автором всех материалов был сам Аверкиев. Публицистика в журнале имела реакционно-охранительный характер, но театральная критика и мемуарные материалы сохраняют значительный интерес (в частности, воспоминания о работе с Достоевским в "Эпохе" (1886. - № 9), статья об А. Н. Островском (1885 - № 1) и др.). В 1887 - 1898 гг. Аверкиев предпринял издание своих сочинений, имеющее итоговый характер.

Положение Аверкиева в литературе было сложным и противоречивым. В идейной борьбе 60 гг. он выступал как ожесточенный противник революционных демократов, находясь сам на позициях, близких почвенничеству. Но в почвенничестве он скорее представляет консервативное течение, оставаясь далеким от свойственного Достоевскому радикализма с его ярким социальным критицизмом. Нескрываемый политический консерватизм Аверкиева сделал его предметом резких насмешек передовой печати (Д. И. Писарев "Прогулка по садам российской словесности"; М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города", "Современная идиллия"). Заслуженная Аверкиевым-публицистом репутация реакционера современниками писателя, а позднее и историками литературы распространялась на его литературную деятельность в целом и сделала его имя одиозным. Между тем наследие Аверкиева заслуживает дифференцированного подхода. На Аверкиева как театрального критика большое влияние имел А. А. Григорьев, в свою очередь продолжавший в этой области традиции Белинского. Театральная критика Аверкиева опирается на определенные общеэстетические требования и чужда описательного эмпиризма. Он был сторонником реализма в литературе и театральном искусстве, боролся за высокий литературный уровень театра. Его рецензии дают выразительное описание спектаклей и серьезный анализ актерской игры, и сейчас сохраняя значение ценного театроведческого источника.

О творчестве

Драма в 5-ти действиях
Женских ролей — 5; Мужских ролей — 8. Эпизодические роли.
Россия вторая четверть XVII века.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

КОРКИН ПАРФЕН СЕМЕНЫЧ , богатый вотчинник.
ВАСИЛИЙ, сын его, молодой царский сокольник.
БОРОДАВКА ИВАН СИЛЫЧ ,помещик небогатый, Коркину ближний сосед.
САВУШКА, однодворец, сын названого брата Ивана Силыча.
АБРАМ, Савушкин брат двоюродный.
ЖИВУЛЯ ,подьячий.
ПЕТРУНЬКА Пелепёлихин сынишка.
ДВОРЕЦКИЙ Коркина.
СЛУГИ, ГОСТИ, МУЖИКИ, ПАРНИ Коркина.
ДАРЬИЦА Ивана Силыча жена.
МАРЬИЦА, дочка Иванова.
ГЛАША, сирота, с Марьицей выросла.
ПЕЛЕПЁЛИХА , у Коркина ключница.
ДУНЬКА , его же сенная.
ГОСТЬИ, ДЕВУШКИ, БАБЫ, СЕННЫЕ.

Между третьим и четвертым действиями больше полугода. Время — вторая четверть XVII века.

Д.В. Аверкиев. Драма в 2-х действиях. Гастроли! Московский Государственный Историко-Этнографический Театр.

Полнота представленной жизни XVII века отразилась в ярком, реалистичном и страстном изображении человека ушедших эпох. По своему сюжетному размаху перед нами мощная трагическая драма, рассказывающая о том, как богатый и амбициозный вотчинник Парфён Семёнович Коркин ломает жизнь своему сыну, молодому царскому сокольнику Василию. Василий хочет жениться по любви на дочери небогатого помещика, красавице Марьице. Однако отец, против воли сына, женит его на богатой родовитой наследнице. Это столкновение отцов и детей, искренней любви и практического расчёта достигает высокого трагического напряжения. Беззаветая и чистая любовь попрана; от унижений, постигших его семью, умирает отец Марьицы Иван Силыч; Василий оказывается на грани помешательства, Марьица кончает жизнь самоубийством…

Эта человеческая трагедия, где любовь и смерть ходят рядом, а виноватых найти непросто, величественна и серьёзна, и обращает нас к вечным размышлениям о человеке, его таинственной душе, страстях и заблуждениях, а также поисках недостижимой гармонии с миром. Именно так она поставлена на сцене МГИЭТа – глубоко, истово и серьёзно. Зритель вновь увидит и вспомнит, что такое истинная любовь в её русской неистовой силе, в порывах муки и страдания, восторга и неизбывной надежды. Любовные диалоги Василия и Марьицы, отрываясь от быта и прозы, взмывают ввысь страстным поэтическим стихом – приближая любящих к Богу и утверждая божественную правоту любви как основы мироздания. Так повелел Аверкиев, слив в своей драме и прозу, и поэзию. Так поступил и МГИЭТ, соединив музейный мир русской старины с полётом высокой романтики.


У него руки вися отболтались.
Голым родился, гол и умру.
Разбейся, кувшин, пролейся, вода, пропади, моя беда!
Жить плохо, да ведь и умереть не находка.
Бодливой корове бог рог не дает.

Дмитрий Аверкиев. Каширская старина (1946)



Д рама "Каширская старина" Аверкиева Д.В., впервые была поставлена в Малом театре Москвы в 1871 году и имела успех наравне с "Ревизором" и "Горе от ума". В пьесе прекрасно показан старинный русский быт второй четверти XVII века, а стиль и лексика "Каширской старины" полностью погружают читателя в ушедшее время.

Постановка: Московский театр драмы и комедии.

Действующие лица и исполнители:
Парфён Семёныч Коркин, богатый вотчинник - Александр Щагин
Василий, его сын, царский сокольничий - В. Исаев
Иван Силыч, небогатый помещик - Алексей Темерин
Дарьица, его жена - Анна Павлихина
Марьица, его дочь - Надежда Федосова
Глаша, сирота - Маргарита Докторова
Саввушка, однодворец - Н. Власов
Абрам, его двоюродный брат - Юрий Заостровский.

Композитор - Александр Голубенцев.

Год выпуска: 1946
Формат: MP3
Продолжительность: 01:08:33
Битрейт аудио: 128 kbps
Размер: 62 Mb

Если ссылка устарела, пишите - постараемся восстановить.

Добавить комментарий

Сегодня по календарю

Читайте также: