Карты почв мира растительности и природных зон в школьном атласе выполнены с использованием способа

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зенькина Надежда Михайловна–

учитель географии высшей квалификационной категории,

МОУ Пирочинской ООШ

Цель : Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.

-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны

-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Что называют почвой? (почва- это особое естественно-историческое тело)

Основное отличительное свойство почвы? (плодородие)

С чего начинается формирование почвы? ( с выветривания горных пород)

Назовите факторы почвообразования. (материнская порода, рельеф, климат, разнообразие растительности и животного мира)

Какие из них является главными? (разнообразие растительности и животного мира)

Основоположник науки почвоведения. (В.В.Докучаев)

Что такое почвенный профиль? (набор почвенных горизонтов, отличающихся по способу образования, цвету, составу, свойствам)

Как образуется гумус? (после отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в органическое вещество-гумус)

Нарисовать почвенный профиль.(у доски)

I П Изучение нового материала.

Какую информацию несёт нам эта карта?

Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично.

Есть ли закономерности в размещении почв? (Она знакомит нас с главными типами почв и их размещением на территории России)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока…………………………………………………..

Предлагаю совершить путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно - Европейской равнины. Что заметили? (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)

Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.

А как вы понимаете: что же такое тип почвы? Работа с учебником. стр.139

(Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.) (Запись в тетради.)

Условия на территории нашей страны одинаковые? (нет)

Почвы будут одинаковые ? (нет, разные)

Какова же цель нашего урока?

Наша главная цель сегодня на уроке? Сформировать представление о закономерностях распределения и характерных чертах почв России.

-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны

-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);

Закономерности размещения почв.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.

Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче.

С чем это связано? Работа с учебником. стр.139 В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий

Работа с почвенной картой России.

(Устно.) С севера на юг на территории России сменяют друг друга следующие зональные типы почв: арктические, тундровые глеевые, подзолистые, мерзлотно-таежные, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, светло-каштановые и бурые почвы , серо-бурые., солонцы и солончаки.

Наибольшую площадь России занимают ….подзолистые почвы. (Запись в тетради.)

Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность . Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа. (Запись в тетради.)

Работа в парах. Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.

Природная зона

Содержание гумуса

Условия почвообразования

Природная зона

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктический

Мало тепла и растительности

1. Арктическая пустыня

имеют слой глеевой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода

Кувл>1, растительные останки -хвоя

Б) тайга Вост.Сибири

Б) тайга Вост.Сибири

Больше, чем в подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков

Самые плодородные почвы, зернистая структура

Кувл=1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла

Бурые полупустынь, серо-бурые

Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл,

Почвы Московской области. Работа с атласом Московской области.

Типы почв Московской области

Хозяйственное использование почв

IV Закрепление изученного материала.

Тундрово-глеевые .

Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.

Подзолистые почвы.

Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др.,которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.

Дерново-подзолистые почвы.

Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.

Серые лесные .

Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;

– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.

Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.

Каштановые почвы.

Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно

влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.

Бурые полупустынные почвы.

Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.

Серо-бурые пустынные почвы.

Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см).содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.

Проверка таблицы по образцу.

5. Закрепление.

1. Тип почвы - это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

2. Главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны - это протяженность страны с севера на юг.

3. Наибольшую площадь России занимают ….. подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км 2 , что составляет 40,9% от общей площади почв.

4. Разнообразие почв – это портрет разнообразия природы нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше

1. Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.

2. Чернозем - самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

б) почва хорошо увлажнена;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о растительности;

в) об увлажнении почв.

5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра; а) подзолистые;

2) тайга; б) черноземы.

3) степь; в) тундрово-глеевые;

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф;

б) На территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

7. Какие почвы формируются при увлажнении K = 0,3-0,4?

а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.

Проверка теста:

7. Рефлексия:

Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов.

Оценки за работу на уроке, устные ответы. тест.

Оцените работу на уроке.Поднимите соответствующий смайлик.

8. Домашнее задание :

V Домашнее задание §21, ключевые слова и выражения стр.139.


Чистая вода, воздух и энергия солнца – основополагающие условия жизни на земном шаре. Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы. Рассмотрим, какие почвы характерны для природной зоны для того или иного климатического пояса.


Природные зоны мира

Природные зоны – это природные комплексы, которые занимают большие площади и характеризуются общим типом ландшафта. Большое влияние на их формирование оказывает климат, с особенностями соотношения влаги и тепла.

Основной характеристикой любой природной зоны является уникальные растения и животные, населяющие данную территорию, но, прежде всего – неповторимый состав почвы.

Структура почвы, особенности ее происхождения и уровень плодородия лежат в основе почвенной классификации.

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

Мало тепла и растительности

мало, не плодородные

Маломощные, глеевый слой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение

А) Тайга Европейской части

К>1, растительные остатки – хвоя

Б) Тайга Восточной Сибири

В) Смешанные леса

Больше, чем в подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков

Г) Широколиственные леса

К=1, много растительных остатков, много тепла


Сухой климат, разреженный растительный покров, K Рис. 1. Растительность тундры весьма скудная.

Для нее характерны подзолистые, глеево-подзолистые и дерново-подзолистые почвы – как правило, кислые, очень влажные, с небольшим содержанием гумуса. Климат в меру холодный и достаточно влажный, способствующий распространению болот и лесов.

Гумус – это важнейшая составная часть почвы, органическое вещество, содержащее в себе все питательные компоненты, необходимые для развития растений.

Делятся на выщелоченные и оподзоленные черноземы, бурые лесные и серые лесные почвы. Благодаря значительному содержанию гумуса они умеренно плодородны, а относительно теплый и влажный климат создает благоприятные условия для лесных массивов, которые перемежаются со степными территориями.

Благодаря глубокому слою гумуса в этой зоне главенствует самая плодородная почва – чернозем. Мягкий климат и отсутствие морозных зим позволяет выращивать многие культуры, однако для получения высоких урожаев необходимо обеспечить обильное увлажнение. Подавляющую часть территории степной зоны занимают равнины.

Преобладающие почвы – каштановые. Гумуса в них достаточно, однако засушливый климат с редкими и скудными осадками вызывает сильное испарение влаги с поверхности земли. Для поддержания стабильной урожайности в такой зоне необходим регулярный и очень обильный полив.

Зона представлена коричневыми аридными почвами, с повышенным засолением и эрозией. Незначительное содержание гумуса обуславливает низкое плодородие, и этому также способствует крайне засушливый климат с недостаточным количеством осадков.

Характерные для этой зоны почвы – сероземы, которые определяются низкой концентрацией гумуса. Климат очень жаркий, засушливый.

Характерный вид почвы – красноземы, в которых особенно остро чувствуется дефицит азота и фосфора. Содержание гумуса – незначительное.

Для этой климатической зоны характерна стабильная температура в течение всего года, повышенная влажность и обилие осадков.

Главной характерной чертой пойменных почв является их частое затопление близлежащими реками. Концентрация гумуса в них может быть весьма высокой, но при этом неравномерной.

Что мы узнали?

Появление различных природных зон стало возможным благодаря климату. Как следствие, различается не только растительный и животный мир этих территорий, но и состав почвы. Изменения ее связаны с различными температурами и неравномерным количеством выпадения осадков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: формирование умения читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять и объяснять причины природной зональности на Земле, прогнозировать изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Рекомендации

2. Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

Примерная форма таблицы:

Характеристика природных зон Земли

Название природной зоны

ГП на карте мира (материки, о-ва)

Круглый годочень жарко,очень многодождей

Леса - джунгли:густые деревья

Жестколистные леса и кустарники

4. Сравнить виды хозяйственной деятельности человека в природной зоне степей и тундры (тайги и пустыни).

По окончании работы учащиеся делают вывод о выявленных закономерностях.

Примерные выводы:

- природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности;

- главная причина изменения природных зон - изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги);

- тип преобладающей растительности зависит от климатических условий;

- в горах происходит смена высотных поясов от подножия к вершине (вертикальная зональность, или высотная поясность);

- количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты

Дома учащиеся должны провести сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах на основе дополнительных источников информации и дополнить характеристику природных зон.

1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.

2. Образовательные задачи:

1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.

2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.

3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.

3. Содержание работы:

Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.

4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:

5. Способы познавательной деятельности учащихся:

Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.

6. Задание учащимся:

2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:

а. Географическое положение.

б. Природные условия: а) рельеф б) климат.

в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.

г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.

7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.

Природные условия и природные компоненты комплекса

Влажные экваториальные леса

1. Географическое положение

Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.

Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.

2. Природные условия

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.

Экваториальный, жарко и влажно круглый год.

Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.

3. Природные компоненты

Красно- желтые ферраллитные

Б) внутренние воды

Река Амазонка и её притоки

Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.

Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея

Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.

Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи

Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду

Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.

Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа содержит текст практической работы и критерии оценивания данной работы.

Итоговые практические работы по географии России

Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии.

Итоговые практические работы по географии России

Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии.


Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД.


Итоговые практические работы по географии В 7 классе.

Мной разработаны итоговые практические работы по УМК В.П Дронов.


Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с налич.


Читайте также: