Карты почв мира растительности и природных зон в школьном атласе выполнены с использованием способа
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Зенькина Надежда Михайловна–
учитель географии высшей квалификационной категории,
МОУ Пирочинской ООШ
Цель : Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.
-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны
-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
I . Организационный момент.
II . Проверка домашнего задания.
Что называют почвой? (почва- это особое естественно-историческое тело)
Основное отличительное свойство почвы? (плодородие)
С чего начинается формирование почвы? ( с выветривания горных пород)
Назовите факторы почвообразования. (материнская порода, рельеф, климат, разнообразие растительности и животного мира)
Какие из них является главными? (разнообразие растительности и животного мира)
Основоположник науки почвоведения. (В.В.Докучаев)
Что такое почвенный профиль? (набор почвенных горизонтов, отличающихся по способу образования, цвету, составу, свойствам)
Как образуется гумус? (после отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в органическое вещество-гумус)
Нарисовать почвенный профиль.(у доски)
I П Изучение нового материала.
Какую информацию несёт нам эта карта?
Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично.
Есть ли закономерности в размещении почв? (Она знакомит нас с главными типами почв и их размещением на территории России)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока…………………………………………………..
Предлагаю совершить путешествие (по почвенной карте) с севера на юг по территории Восточно - Европейской равнины. Что заметили? (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)
Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.
А как вы понимаете: что же такое тип почвы? Работа с учебником. стр.139
(Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.) (Запись в тетради.)
Условия на территории нашей страны одинаковые? (нет)
Почвы будут одинаковые ? (нет, разные)
Какова же цель нашего урока?
Наша главная цель сегодня на уроке? Сформировать представление о закономерностях распределения и характерных чертах почв России.
-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны
-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
Закономерности размещения почв.
Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.
Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче.
С чем это связано? Работа с учебником. стр.139 В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий
Работа с почвенной картой России.
(Устно.) С севера на юг на территории России сменяют друг друга следующие зональные типы почв: арктические, тундровые глеевые, подзолистые, мерзлотно-таежные, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, светло-каштановые и бурые почвы , серо-бурые., солонцы и солончаки.
Наибольшую площадь России занимают ….подзолистые почвы. (Запись в тетради.)
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность . Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа. (Запись в тетради.)
Работа в парах. Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.
Природная зона
Содержание гумуса
Условия почвообразования
Природная зона
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктический
Мало тепла и растительности
1. Арктическая пустыня
имеют слой глеевой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
Кувл>1, растительные останки -хвоя
Б) тайга Вост.Сибири
Б) тайга Вост.Сибири
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Самые плодородные почвы, зернистая структура
Кувл=1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла
Бурые полупустынь, серо-бурые
Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл,
Почвы Московской области. Работа с атласом Московской области.
Типы почв Московской области
Хозяйственное использование почв
IV Закрепление изученного материала.
Тундрово-глеевые .
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др.,которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Дерново-подзолистые почвы.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Серые лесные .
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Каштановые почвы.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см).содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Проверка таблицы по образцу.
5. Закрепление.
1. Тип почвы - это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.
2. Главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны - это протяженность страны с севера на юг.
3. Наибольшую площадь России занимают ….. подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км 2 , что составляет 40,9% от общей площади почв.
4. Разнообразие почв – это портрет разнообразия природы нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше
1. Основатель науки о почвах:
а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.
2. Чернозем - самая плодородная почва, так как:
а) в ней содержится больше гумуса;
б) почва хорошо увлажнена;
в) она дает высокие урожаи.
4. Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о растительности;
в) об увлажнении почв.
5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра; а) подзолистые;
2) тайга; б) черноземы.
3) степь; в) тундрово-глеевые;
6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?
а) Россия имеет равнинный рельеф;
б) На территории преобладает горный рельеф;
в) Россия вытянута с севера на юг.
7. Какие почвы формируются при увлажнении K = 0,3-0,4?
а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.
Проверка теста:
7. Рефлексия:
Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов.
Оценки за работу на уроке, устные ответы. тест.
Оцените работу на уроке.Поднимите соответствующий смайлик.
8. Домашнее задание :
V Домашнее задание §21, ключевые слова и выражения стр.139.
Чистая вода, воздух и энергия солнца – основополагающие условия жизни на земном шаре. Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы. Рассмотрим, какие почвы характерны для природной зоны для того или иного климатического пояса.
Природные зоны мира
Природные зоны – это природные комплексы, которые занимают большие площади и характеризуются общим типом ландшафта. Большое влияние на их формирование оказывает климат, с особенностями соотношения влаги и тепла.
Основной характеристикой любой природной зоны является уникальные растения и животные, населяющие данную территорию, но, прежде всего – неповторимый состав почвы.
Структура почвы, особенности ее происхождения и уровень плодородия лежат в основе почвенной классификации.
Природная зона
Типы почв
Содержание гумуса
Свойства почвы
Условия почвообразования
Мало тепла и растительности
мало, не плодородные
Маломощные, глеевый слой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение
А) Тайга Европейской части
К>1, растительные остатки – хвоя
Б) Тайга Восточной Сибири
В) Смешанные леса
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Г) Широколиственные леса
К=1, много растительных остатков, много тепла
Сухой климат, разреженный растительный покров, K Рис. 1. Растительность тундры весьма скудная.
Для нее характерны подзолистые, глеево-подзолистые и дерново-подзолистые почвы – как правило, кислые, очень влажные, с небольшим содержанием гумуса. Климат в меру холодный и достаточно влажный, способствующий распространению болот и лесов.
Гумус – это важнейшая составная часть почвы, органическое вещество, содержащее в себе все питательные компоненты, необходимые для развития растений.
Делятся на выщелоченные и оподзоленные черноземы, бурые лесные и серые лесные почвы. Благодаря значительному содержанию гумуса они умеренно плодородны, а относительно теплый и влажный климат создает благоприятные условия для лесных массивов, которые перемежаются со степными территориями.
Благодаря глубокому слою гумуса в этой зоне главенствует самая плодородная почва – чернозем. Мягкий климат и отсутствие морозных зим позволяет выращивать многие культуры, однако для получения высоких урожаев необходимо обеспечить обильное увлажнение. Подавляющую часть территории степной зоны занимают равнины.
Преобладающие почвы – каштановые. Гумуса в них достаточно, однако засушливый климат с редкими и скудными осадками вызывает сильное испарение влаги с поверхности земли. Для поддержания стабильной урожайности в такой зоне необходим регулярный и очень обильный полив.
Зона представлена коричневыми аридными почвами, с повышенным засолением и эрозией. Незначительное содержание гумуса обуславливает низкое плодородие, и этому также способствует крайне засушливый климат с недостаточным количеством осадков.
Характерные для этой зоны почвы – сероземы, которые определяются низкой концентрацией гумуса. Климат очень жаркий, засушливый.
Характерный вид почвы – красноземы, в которых особенно остро чувствуется дефицит азота и фосфора. Содержание гумуса – незначительное.
Для этой климатической зоны характерна стабильная температура в течение всего года, повышенная влажность и обилие осадков.
Главной характерной чертой пойменных почв является их частое затопление близлежащими реками. Концентрация гумуса в них может быть весьма высокой, но при этом неравномерной.
Что мы узнали?
Появление различных природных зон стало возможным благодаря климату. Как следствие, различается не только растительный и животный мир этих территорий, но и состав почвы. Изменения ее связаны с различными температурами и неравномерным количеством выпадения осадков.
Цель работы: формирование умения читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять и объяснять причины природной зональности на Земле, прогнозировать изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.
Рекомендации
2. Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
Примерная форма таблицы:
Характеристика природных зон Земли
Название природной зоны
ГП на карте мира (материки, о-ва)
Круглый годочень жарко,очень многодождей
Леса - джунгли:густые деревья
Жестколистные леса и кустарники
4. Сравнить виды хозяйственной деятельности человека в природной зоне степей и тундры (тайги и пустыни).
По окончании работы учащиеся делают вывод о выявленных закономерностях.
Примерные выводы:
- природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности;
- главная причина изменения природных зон - изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги);
- тип преобладающей растительности зависит от климатических условий;
- в горах происходит смена высотных поясов от подножия к вершине (вертикальная зональность, или высотная поясность);
- количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты
Дома учащиеся должны провести сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах на основе дополнительных источников информации и дополнить характеристику природных зон.
1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.
2. Образовательные задачи:
1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.
2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.
3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.
3. Содержание работы:
Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.
4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
5. Способы познавательной деятельности учащихся:
Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.
6. Задание учащимся:
2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:
а. Географическое положение.
б. Природные условия: а) рельеф б) климат.
в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.
г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.
7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.
Природные условия и природные компоненты комплекса
Влажные экваториальные леса
1. Географическое положение
Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса.
Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий.
2. Природные условия
Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье.
Экваториальный, жарко и влажно круглый год.
Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом.
3. Природные компоненты
Красно- желтые ферраллитные
Б) внутренние воды
Река Амазонка и её притоки
Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу.
Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея
Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо.
Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи
Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду
Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.
Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная работа содержит текст практической работы и критерии оценивания данной работы.
Итоговые практические работы по географии России
Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии.
Итоговые практические работы по географии России
Инструктивные карты итоговых практических работ по географии России к учебнику Е.М. Домогацких. Материалы для освоения практических умений и навыков по географии.
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД.
Итоговые практические работы по географии В 7 классе.
Мной разработаны итоговые практические работы по УМК В.П Дронов.
Итоговая практическая работа по географии России 8 класс «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении региона, связанных с налич.
Читайте также: