Карлос кастанеда путешествие в икстлан краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Также Кастанеда понимает, что психотропные растения, которые были существенной частью его обучения шаманизму, на самом деле не имеют той важности, которую он им приписывал. Во вступлении он пишет:

Моим основным положением в обеих книгах было то, что основными моментами в учении на мага были состояния необычной реальности, производимые приёмом психотропных растений.

Моё восприятие мира под воздействием этих психотропных веществ было таким запутанным и внушительным, что я был вынужден предположить, что такие состояния являлись единственной дорогой к передаче и обучению тому, чему дон Хуан пытался научить меня.

Это заключение было ошибочным.

My basic assumption in both books has been that the articulation points in learning to be a sorcerer were the states of nonordinary reality produced by the ingestion of psychotropic plants.

My perception of the world through the effects of those psychotropics had been so bizarre and impressive that I was forced to assume that such states were the only avenue to communicating and learning what Don Juan was attempting to teach me.

That assumption was erroneous.


Во всех этих тезисах Дона Хуана есть что-то предельное, окончательное, словно он уже навсегда распрощался с обычным миром. Например, Кастанеда недоумевает: ну стер ты, Дон Хуан, свою личную историю. Теперь про тебя никто ничего не знает. Но сам-то ты все про себя помнишь и знаешь! Нет, отвечает Дон Хуан, я тоже не знаю. Важная идея Кастанеды, когда он обсуждает эзотерический путь вообще, состоит в том, что будущий воин как бы и не выбирает, будет он воином или нет. Выбор уже сделан и воин уже избран. Кастанеда встал на этот путь фактически против своей воли, принужденный Доном Хуаном. Но и про себя Дон Хуан говорит, что в самом начале вовсе не хотел искать силу и обладать ею. Сила появилась и изменила его.

Эзотерическая система Дона Хуана похожа в отдельных своих аспектах на другие эзотерические системы или психологические теории. Например, сама идея силы вполне распространена в верованиях коренных жителей Африки. Или можно посмотреть, как устроен мир согласно Дону Хуану. Тот говорит, что реальность – это поток интерпретаций восприятия и у многих людей он схож, что и предопределяет одинаковое отношение к жизни. Но разве не похожа эта идея на то, как воспринимают мир дзен-буддисты? Далее можно обратить внимание на то, как человек ощущает перемены в себе, когда встает на путь охотника за силой. Дон Хуан говорит, что изменение будет скачкообразным. Не напоминает ли это теорию качественного развития личности у Серена Кьеркегора, которую тот противопоставлял ненавистной ему постепенной диалектике Гегеля?

Самая безопасная точка зрения – считать эти произведения волшебными историями об ином мире. Вера в такой мир по-настоящему может привести как ко взлетам духа, так и на койку психоневрологического диспансера. К сожалению, узнать это заранее трудно. Чувство избранности для высшей задачи может быть результатом самообмана. Поэтому читать Кастанеду можно и нужно, а вот идти за ним или нет – это вопрос уже к юнговской Самости. Только вот кто может похвастаться, что слышит именно ее голос?

Путешествие в Икстлан, Карлос Кастанеда - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Путь воина (Карлос Кастанеда)

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

Тот, кто ступил на Путь Воина, путь с сердцем, уже никогда не станет простым обывателем. Дон Хуан открывает Карлосу аспекты этого Пути - искусство быть недостижимым, стирание личной истории, концепцию "смерти как советчика", принятие ответственности за свои поступки. В "Путешествии в Икстлан" мы впервые встречаемся с союзниками - устрашающими неорганическими существами, которых маг, имеющий достаточно личной силы, может превратить в незаменимых помощников. Читатель, послушай совет: для более точного восприятия Учения Толтеков начни знакомство с ним с третьей книги, "Путешествие в Икстлан", и лишь потом вернись к первым двум, ибо было бы слишком грустно, с одной стороны, испугаться неточного описания Пути и отбросить его, с другой - не ознакомиться с теми важнейшими положениями Учения, которые попали именно в первые две книги.

Journey to Ixtlan.jpg

Также Кастанеда понимает, что психотропные растения, которые были существенной частью его обучения шаманизму, на самом деле не имеют той важности, которую он им приписывал. Во вступлении он пишет:

Моим основным положением в обеих книгах было то, что основными моментами в учении на мага были состояния необычной реальности, производимые приёмом психотропных растений.

Моё восприятие мира под воздействием этих психотропных веществ было таким запутанным и внушительным, что я был вынужден предположить, что такие состояния являлись единственной дорогой к передаче и обучению тому, чему дон Хуан пытался научить меня.

Это заключение было ошибочным.

My basic assumption in both books has been that the articulation points in learning to be a sorcerer were the states of nonordinary reality produced by the ingestion of psychotropic plants.

My perception of the world through the effects of those psychotropics had been so bizarre and impressive that I was forced to assume that such states were the only avenue to communicating and learning what Don Juan was attempting to teach me.

That assumption was erroneous.

Примечания

  1. ↑ Oates, Joyce Carol. Anthropology-or fiction? (Letter) New York Times Book Review, 1972 (Nov 26)
  2. Путешествие в Икстлан, стр. 123

Литература

Ссылки

  • Книги по алфавиту
  • Учение Кастанеды
  • Эзотерические сочинения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Путешествие в Икстлан" в других словарях:

Икстлан — Икстлан, правильнее Иштлан, аст. Ixtlan, в испанском произношении Истлан мексиканский топоним ацтекского происхождения. Путешествие в Икстлан книга К. Кастанеды Иштлан де лос Эрворес город в мексиканском штате Мичоакан Иштлан… … Википедия

Кастанеда, Карлос — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda … Википедия

Внутреннее безмолвие — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Карлос Аранья Кастанеда — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Карлос Кастанеда — Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Карлос Цезарь Сальвадор Аранья Кастанеда — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Кастанеда, Карлос Аранья — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Кастанеда, Хуан — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Кастанеда, Хуан Карлос — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Кастанеда К. — Карлос Кастанеда Carlos Castaneda Фотография Карлоса Кастанеды, 1962 год Дата рождения: 25 декабря 1925(19251225) Место рождения … Википедия

Учение Кастанеды

Просто магия

Но сам Карлос Кастанеда до такой степени никогда не упрощал.

Учение подробно изложено в книгах этого автора, главными героями которых являются сам Карлос и его учитель — индеец-шаман дон Хуан. Собственно, учение Кастанеды — это на самом деле учение дона Хуана. На протяжении действия всех книг автор является именно учеником — и далеко не самым понятливым и способным.

Трудность как раз в том, что воспринимать знания дона Хуана с позиции обывателя, руководствуясь привычной логикой и стереотипами, нельзя. Всё, чему учит дон Хуан — магия в чистом виде, для разума она непостижима. Это не кидание огненными шарами и не превращение камня в золото — никакой материальной цели она не имеет. Можно сказать, что это магия ради магии. Нет, не так, это магия ради Свободы — в самом широком и даже запредельном понимании этого слова.

Правда или нет?

Неизвестно, был ли дон Хуан на самом деле. И если был, насколько правдиво всё сказанное о нём в книгах. Ведь там он — могущественный шаман, способный делать вещи совершенно невозможные. Ему даже смерть удаётся обмануть.

Кастанеда постарался всех запутать — невозможно точно описать события его собственной биографии, невозможно подтвердить или опровергнуть сам факт его путешествий в Мексику, где в основном и происходило всё действие. А личность дона Хуана тем более остаётся неуловима для искателей правды.

Я, как и многие скептики, склонен думать, что Кастанеда — один из самых больших мистификаторов всех времён и народов, которому удалось выдумать и в подробностях описать мир магии, всерьёз и надолго завладев умами миллионов людей. Тысячи и тысячи последователей проповедуют его учение, применяют практики, описанные в книгах. Карлос Кастанеда, однозначно, вписал своё имя в историю.

Сложность для тех, кто стремится докопаться до истины, заключается ещё и в том, что книги его — это не беллетристика, это не сказка, которую хочется с благоговением слушать и в которую хочется верить. Независимо от того, в каком переводе вы будете читать книги Кастанеды, вы увидите сложный, сумбурный язык. Это больше всего похоже на документалистику, на реальные записки человека, который на протяжении долгого времени сталкивается с непостижимым, стремится этим непостижимым овладеть. Кажется, что всё написано невероятно честно — наружу лезут все комплексы, заморочки, страхи автора.

Есть ещё такое явление как ченнелинг, когда люди с помощью своего мозга общаются с существами из нематериального мира, которые могут надиктовывать целые тома своих мыслей как бы без участия самого человека.

Взгляд скептиков на жизнь Карлоса Кастанеды в фильме BBC:

Книги

Здесь приведу список книг Карлоса Кастанеды по порядку —в той хронологии, в которой они были изданы изначально и дам краткое описание.

-пожалуй, самое сложное для восприятия произведение Кастанеды.

Если вы хотите ознакомиться с его учением, но у вас нет желания пробираться через дебри
смыслов и долгих странных описаний, НЕ начинайте с этой книги.

Автор, будучи студентом Калифорнийского университета в поисках информации о лекарственных растениях знакомится с индейцем из племени Яки доном Хуаном Матусом. Через год дон Хуан говорит автору о том, что обладает магическими знаниями и о том, что выбрал Карлоса своим учеником.

Автор оказывается не готов к принятию новой реальности, которая совершенно не вписывалась в привычную картину мира. Написав первую книгу, Карлос старается забыть всё, что пережил. Но через пару лет после последних событий, описанных в предыдущей книге, он всё-таки возвращается.

Эта книга во многом повторяет уже описанное в предыдущей — для Кастанеды это довольно типично. Он часто возвращается к сказанному и рассматривает это немного с других углов.

Notice

Вообще, стоит сказать, что книги Кастанеды наделены каким-то удивительным качеством: вы можете читать произведение уже десятый раз подряд, погружаясь в, казалось бы, хорошо знакомые вам события и диалоги, но каждый раз вы не то, чтобы открываете для себя что-то абсолютно новое… Нет — вы поражаетесь тому, что отдельные отрывки вы вообще будто впервые читаете. И это происходит снова и снова, когда вы берёте зачитанную до дыр книгу.

Название книги — это аллегория, которую рассказал автору дон Хенаро. Икстлан в его рассказе — это родина, на которую пытается вернуться маг, приобретший Знание. Но оказывается, что возвратиться к прежнему образу жизни, став другим человеком, уже невозможно. Находиться в старой картине мира, общаться с обычными людьми, теперь кажущимися призраками, становится совершенно неинтересно.

В книге описываются стадии Пути Воина — мага, охотящегося за Силой. В её поисках Карлос путешествует с доном Хуаном по горам Мексики. Продолжая описывать своё обучение у наставника, Кастанеда рассказывает о практиках Остановки мира, Стирания Личной Истории и Сновидения.

Из книги Кастанеды

Одно из самых интересных произведений мастера.

Дон Хуан обучает Карлоса входить в изменённое состояние сознания с помощью Остановки Внутреннего Диалога. Карлос узнаёт, что маги могут быть в двух местах одновременно с помощью создания двойника (Дубля). Дон Хуан также рассказывает о Тонале и Нагвале.

Обучение Карлоса подходит к концу и ему необходимо совершить самый настоящий прыжок в бездну— вместе с двумя другими учениками он должен прыгнуть с вершины горы. Сами же дон Хуан и дон Хенаро покидают этот мир навсегда.

Прыгнув со скалы в пропасть, Карлос выжил. Он возвращается в Мексику и знакомится с несколькими ученицами дона Хуана. Он открывает способность покидать собственное тело, продолжает осознавать и вспоминать многое из того, чему его учил дон Хуан.. Всё идёт к тому, чтобы Карлос взял на себя функции лидера нового отряда магов.

Карлос решается стать лидером отряда магов, но всё идёт не очень хорошо. Ученики начинают вспоминать события, которых не было в мире привычного восприятия реальности. Кастанеда ссорится со своими подопечными. В итоге выясняется, что Карлос не может быть лидером в связи с необычной структурой своего энергетического тела.

Ученики покидают Кастанеду, а сам он направляется в Лос-Анджелес.

Карлос переживает новый этап — происходит очередной переворот в восприятии учения дона Хуана. Сдвигая свою Точку Сборки в состояние повышенного осознания, автор продолжает вспоминать события, связанные с его обучением. Читателя знакомят с концепцией Мелких Тиранов, дающей возможность рассматривать любую негативную ситуацию в качестве средства обучения.

Продолжения воспоминаний Карлоса, в которых дон Хуан рассказывает о своих учителях, о Намерении — главной силе во вселенной, о Сталкинге — искусстве поведения Воина в обычном мире.

“Искусство сновидения” (1995 г.)

В этой книге раскрываются методики вхождения в осознанное сновидение, путешествия с его помощью в другие миры. Описываются посещение Карлосом иных реальностей, встречи с их обитателями — неорганическими существами. В конце книги автор встречается с древним шаманом — Бросившим Вызов Смерти.

Эта книга интересна тем, что здесь не содержит не только уже ставшие привычными беседы с доном Хуаном и магические практики, но и описание жизни и работы автора в Лос-Анджелесе — в условиях далеко не магических.

Это уже не полноценное призведение, а сборник цитат.

Стоит также упомянуть, что помимо книг Кастанеды существуют книги его учениц, известных под псевдонимами Тайша Абеляр и Флоринда Доннер.

Основы учения Кастанеды

Базовые понятия учения Кастанеды

Герой Кастанеды

Несгибаемое Намерение — одно из ключевых качеств, которым обладает Воин и без которого невозможно достижение его цели.

Знание — искусство овладения Намерением, поиска полной свободы, магией.

Личная Сила — то, что позволяет Воину двигаться по своему Пути. Всё, что совершает человек, определяется уровнем его Личной Силы. Можно сказать, что это некий энергетический ресурс, который маг может собирать и накапливать различными способами.

Индульгирование — в широком смысле это то, что подменяет собой действие, адекватное моменту. (например, рефлексия, страх) Индульгирование отнимает столько же или даже больше Личной Силы, чем требуется для совершения действия.

Чувство Собственной Важности — одна из ключевых проблем, которая мешает магу достигать его цели. Кастанеда описывает ЧСВ как чувство превосходства над кем-либо или чем-либо, значимости себя и своих поступков.

Точка Сборки — это точка, в которой формируется восприятие живого существа. Описывается как округлое пятно интенсивной светимости на тонком уровне. Сдвигая Точку Сборки, маг меняет своё восприятие (или вовсе перемещается в иною реальность) — входит в изменённое состояние сознания, в котором способен иначе совершать действия, невозможные для него в обычном состоянии.

Неделание — магическая практика, которая заключается в совершении абсурдных действий. Её цель — сдвинуть Точку Сборки.

Сталкеры и Сновидящие — типы, на которые делятся маги в зависимости от совершаемых магических практик.

Сновидящие взаимодействуют с миром с помощью практики Осознанных Сновидений. С её помощью они перемещаются между мирами, могут одновременно находится в разных местах, превращаться в животных и совершать другие невероятные вещи.

Сталкеры же взаимодействуют с реальностью с помощью Контролируемой Глупости. С точки зрения обывателя Сталкеры не совершают ничего сверхъестественного. Например, они могут очень естественно и правдоподобно играть роль совершенно другого человека, легко договариваться с людьми и вообще получать то, что им нужно, в пределах обычной повседневной реальности.

Сновидение — практика, которая известна как Осознанное Сновидение. По Кастанеде это, однако, более обширное явление. Он различает, семь Врат Сновидений, под которыми подразумевается уровень мастерства сновидящего. Под четвертыми вратами, например, понимается возможность, выходя из собственного тела, путешествовать в другие места — то есть по сути Астральные Полёты в эзотерической терминологии.

Тональ — по сути всё восприятие, которое человек может хоть каким-нибудь образом озвучить и обозначить.

Нагваль — всё, что лежит за пределами какого-либо осмысления. Всё, что находится за пределами разума и чувств. То, что невозможно назвать и обозначить.

Также понятие Нагваль Кастанеда часто употребляет в другом значении: это учитель, лидер магов (Воинов), ведущий их к постижению неизвестного.

Энергетическое тело – спутник физического тела, представляющий собой призрачную конфигурацию, которая состоит из чистой энергии. Оно имеет внешний облик (отдалённо напоминающий яйцо), который могут видеть маги (с помощью, собственно, Видения), — Светящийся Кокон.

Неорганические существа — существа в виде бесформенных энергетических полей, обладающие осознанием.

Неорган

Союзники (Олли) — неорганические существа, населяющие Землю наряду с органическими, которых маги могут использовать, чтобы углубить Знания и накопить Личную Силу.

Чем поможет учение Кастанеды в обычной реальной жизни?

Хватит индульгировать!

Остановка Внутреннего Диалога

Способы остановки Внутреннего Диалога, которые приводит Кастанеда, вряд ли будут мегаэффективными для новичков. Легче воспользоваться простейшими медитациями из йоги.

Практика Пересмотра Личной Истории

Личная История — это всё, что вы знаете о себе и своей жизни. Учение Кастанеды предполагает её Стирание, и Пересмотр — это лишь ступень к этому. Но всё же полезность. полного Стирания Личной Истории можно поставить под сомнения. А вот Пересмотр многие психологи считают довольно полезной практикой. Что она собой представляет? Это вспоминание всех более или менее значительных моментов своей жизни.

Причем вы не просто всё вспоминаете- вы переживаете это всё заново, воспроизводите все свои мысли и чувства, которые имели место быть во время того или иного события.

При этом вы как бы снимаете энергетический заряд со всего пережитого и возвращаете эту энергию себе. Можно представлять и проговаривать этот процесс. Имеет смысл подольше задерживаться на сильных, особенно негативных, воспоминаниях.

По завершению, если сделали всё правильно, вы получите небывалый энергетический подъем — ресурсное состояние.

Практика это длительная. Вам придется посвятить этому много часов — или, скорее, даже дней. Придется пользоваться ручкой и блокнотом, чтобы записывать все воспоминания, останавливаться на каждом поподробнее, тщательно его прорабатывать, делать перерывы и возвращаться к исходной точке.

Important!

Подобная практика может оказаться полезной и в контексте отдельного, только что произошедшего с вами события. Например, вы с кем-то поругались. Вы можете осознаться и сделать практику Пересмотра этого события — верните себе потраченную энергию, восстановите своё спокойствие, равновесие и продолжайте делать свои дела.

Избавиться от Чувства Собственной Важности

Чувство Собственной Важности не позволяет адекватно воспринимать окружающий мир и себя в этом мире, становится причиной обид и раздражения. ЧСВ сопоставимо с таким понятием как Гордыня. Хотя Кастанеда трактует его несколько шире. ЧСВ порождает слишком серьёзное отношение к своим мыслям, чувствам и вообще ко всему происходящему.

ЧСВ сопровождается беспокойством, страхом сделать что-то не так. Вообще копится огромное количество напряжения, если вы считаете что-то важным. Это напряжение связывает и не даёт действовать расслабленно, беспристрастно.

«Я спросил, означает ли это, что он никогда не действует искренне, и что его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил дон Хуан. — Но они — не больше, чем актёрская игра.

— Но ведь тогда абсолютно всё , что ты делаешь, должно являться контролируемой глупостью, — поразился я.

Избавиться от ЧСВ помогает практика Контролируемой Глупости, когда вы относитесь к тому, что делаете, осознанно и легко. Точнее, вы сами выбираете как именно относиться к чему-либо. Если произошло, например, что-то плохое, вы включаете осознанность и сами выбираете, что именно хотите чувствовать и как хотите относиться к произошедшему: испытывать горе, радость или безразличие.

Постоянная практика Контролируемой Глупости позволяет относиться к жизни как к игре и тем самым жизнь сильно облегчает.

Избавиться от ЧСВ помогает регулярное спокойное осознание того, что ты смертен. Дон Хуан называет смерть лучшим советником Воина и призывает постоянно помнить о ней.

Перечисленные практики относятся к Сталкингу — по сути искусству взаимодействия с повседневной реальностью, согласно учению Кастанеды.

Осознанные сновидения

Их имеет смысл выделить отдельно. Осознанные сновидения, т. е. Сновидения, в которых вы себя полностью осознаете и способны управлять событиями, могут обогатить и сделать ярче вашу жизнь. Однако вряд ли стоит начинать с Кастанеды — новичка он может напугать и внушить немалый страх перед ОС. Если хотите ими заняться, предлагаю почитать статьи о моём опыте ОС и о техниках вхождения в ОС.

Error!

Стоит сказать, что само учение Дона Хуана в свете произведений Кастанеды выглядит порой довольно пугающе. Чего стоят одни неорганические создания, способные не только убить, но и похитеть и навсегда запереть ваше тонкое тело в своих мирах. Карлос в процессе обучения почти всегда чего-то боится, опасается или как минимум находится в недоумении. Так что, если вы подходите к этим книгам с практической целью, фильтруйте информацию.

При этом Дон Хуан представляется больше в образе весёлого старика-провокатора, который постоянно смеётся над своим учеником-неумехой и строит ему всевозможные козни.

Итог

Несмотря на обилие интересных философских суждений и магических практик, суть учения Кастанеды вовсе не сводится ни к тому, ни к другому. Да, если вы зададитесь целью найти как можно больше мудрых мыслей, вы их найдёте. Если хотите заняться саморазвитием, техники здесь есть.

Безупречный Воин

Точно также как есть мистически откровения, приключения, забавные диалоги, хотя, повторюсь, лёгкой для чтения эту литературу можно назвать с натяжкой.

Все эти невероятные возможности, сверхспособности привлекают обывателя. Особенно, если его реальность — серая и обыденная. Он стремится в этот волшебный мир, порой собирая по пути всё, от чего предостерегал Кастанеда, ещё больше наращивая своё Чувство Собственной Важности, хвастаясь своими достижениями (перед собой и другими), индульгируя на каждом шагу,

По Кастанеде же, конечная цель пути — это Свобода. В том числе свобода от потребности в самоутверждении, признании, утешении. Путь Воина — это всегда неизвестность и одиночество.

Читайте также: