Кардини истоки средневекового рыцарства краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Однако первые же строки этой книги заставляют усомниться в привычном стереотипе. Автор буквально ошеломляет читателя вопросом о том, что думал римский император Валент во время гибельной для него битвы с готами при Адрианополе. Закат Рима, сражение с варварами и рыцарство? Какая между ними связь? Но дальше — больше! Ф. Кардини увлекает нас за собой в глубины времени — от Адрианополя к проигранной триумвиром Марком Крассом битве с парфянами при Каррах, а затем и к не запечатленным в анналах истории, а лишь сохранившимся в поэтической памяти народов да в археологических свидетельствах сражениям древнейших иранских, индоевропейских, германских и славянских племен, к их военному искусству, технике, магии. Педантично настроенный читатель может не без оснований заметить: а при чем здесь рыцарство? Ведь общеизвестно, что рыцарство как особый слой средне­векового общества в Западной Европе сложилось лишь к XI в., а достигло своего расцвета в XII — XV вв. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение и развитие которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства.

История средневекового рыцарства — сюжет, имеющий в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем в последние десятилетия он переживает определенный ренессанс. Исследования А. Борста, Р. Барбера, Д. Барни, Ж. Дюби, Л. Женико, Р. Килгура, П. Ван-Люйна, Ж. Флори и других 2 вскрыли новые пласты этой проблематики, выявили оригинальные подходы к интер­претации источников. Книга Ф. Кардини, сравнительно молодого преподавателя флорентийского университета, не затерялась, однако, среди прочих работ. Появившись впервые в 1981 г., она вызвала большой интерес и уже через несколько месяцев вышла вторым изданием. Ее автор и раньше занимался историей рыцарства, особенно

1)Манн Т. Иосиф и его братья. Т. I. М., 1968, с. 35—36.

крестовыми походами, опубликовал по этим вопросам ряд статей, его также интересовала история духовной культуры средневековья, особенно менталитета, социальной психологии и мироощущения той эпохи.

В книге предпринята попытка показать историю возникновения и развития конного воинства на огромной территории — от Великой китайской стены до стен Рима, от начала первого тысячелетия до н. э. до последних веков существования Римской империи. Для этого привлекаются свидетельства письменных источников, археологический и иконографический материал, значительная научная литература, в том числе работы советских ученых. Ф. Кардини считает, что германцы были прямыми наследниками военно-кавалерийской техники и искусства иранских племен (тезис, нуждающийся, как представляется, в более солидной и всесторонней аргументации, ибо он далеко не бесспорен). Этот ирано-германский комплекс стал своеобразным фундаментом для развития конного воинства Европы, а в дальнейшем и средневекового рыцарства. Особую роль в его распростране­нии сыграли готы, которые во многом определяли судьбу европейской цивилизации в раннем средневековье. Конгломерат племен, довольно быстро исчезнувший со сцены европейской истории, тем не менее оставил память о себе не только в названии знаменитого средневекового архитектурно-художественного стиля — готике, но во многих явлениях и процессах средневековой жизни вообще. Готское наследие — один из существенных корней средневековой цивилизации в Европе.

Военная структура средних веков во многом определялась тем, что происходило в эпоху Великого переселения народов (IV —VII вв.). Автор выделяет три аспекта исследования: варвары на стороне Рима, варвары в Риме и варвары против Рима. Военные уроки варваров не могли быть усвоены погибающим Римом, но победители отчасти впитали культуру античного мира, в том числе и отдельные элементы его военного опыта, однако для будущего рыцарства определяющее значение имело не римское, а варварское наследие, как в военном, так и в идейном и культурном отношениях.

Христианство, изначально весьма неоднозначно относившееся к войне и воинам, тем скорее должно было изыскивать компромиссные решения в мире, погруженном в стихию непрерывных боевых действий. Выработка собственной теоретически, вернее, теологически обоснованной позиции по этому вопросу диктовалась социальными условиями и необходимостью не только доктринального, но и политического самоутверждения церкви. Меч и крест должны были соединиться в рамках одного учения.

При всей своей привлекательности идеал куртуазности далеко не всегда воплощался в жизнь. С упадком рыцарства он становится элементом модной игры. На излете средневековья усиливается моральное осуждение рыцарства, цеплявшегося за чисто внешние проявления этикета, рыцарская честь уступает место выгоде, рыцари подчас превращаются в объект насмешек, а рыцарский роман вырождается в пародию.

Однако лучшие черты рыцарского эпоса и рыцарской культуры были восприняты и переосмыслены последующими поколениями, вошли они и в духовный мир XX века. Образ настоящего рыцаря, пусть даже и весьма идеализированный, остается привлекательным и для наших современников. Думается, что книга Ф. Кардини не разочарует их в этом.

Перевод некорректен-надо писать просто всадники-термина рыцарь-в Западной Европе не было в принципе. Кавальери,Шевалье,Найты.(В Германии риттер заимствовано из славянских языков) В Польше-рыцарь,лыцарь Украины.

Роман Кладковой

Сергей, в средние века и сама "Западная Европа" была не там где сейчас, а на наших землях - землях древней Германии и Галлии.

Эта история произошла в другую эпоху, когда еще не было интернета с его бесконечным информационным многообразием с его изобилием любых текстов, любых фильмов и вообще всего.

В середине 90-х годов прошлого века я учился в восьмом классе в обыкновенной провинциальной южно-русской школе. Рядом громыхала первая чеченская война, градообразующие предприятия разрушались, зарплату людям не платили по полгода, криминал расправил плечи, а те ценности, на которых базировалась по инерции еще советская школа превратились в пыль. Наши учителя - женщины уже тогда в возрасте были потеряны в этой новой жизни, их опыт, их труд оказался не востребован, и они как блеклые тени бродили по школе. Их занимали горькие мысли о том, что же теперь будет в грядущем, и чем кормить семью в день насущный? Мы же дети оказались предоставлены сами себе, всем было плевать на учебу, и в школу ходили скорее по привычке, нежели за знаниями, которые тогда были уже никому не нужны, так во всяком случае казалось.

И вот в это наше затхлое болото пришла молоденькая, только что закончившая институт учительница по истории. Она разительно отличалась от своих коллег в возрасте. Яркая, красивая, бойкая, умная и острословая , она умела хорошо рассказывать и сильно любила свой предмет. Своей энергией она вольно или невольно заряжала детей, аморфная масса, которая плевать хотела на все остальные предметы, но на её уроках все же переставала болтать и слушала как Ольга Анатольевна рассказывала нам что-нибудь из истории, и именно тогда я и полюбил этот предмет. С жадностью я ловил каждое её слово, а она была блестящим оратором, я готовился к каждому её уроку, мог не подготовиться к любому другому предмету, но история. история — это святое! Ольга Анатольевна же заметила эту мою страсть (к предмету или к ней, кто знает?) и однажды оставила меня после уроков. С заговорщическим видом она протянула мне книгу, заботливо завернутую в газету и сказала: - вот , возьми! Если ты по-настоящему хочешь заниматься историей, то читать нужно такие книги!

Это, как вы поняли, был новенький том Франко Кардини “Истоки средневекового рыцарства”. Сейчас я понимаю, каким безумием было в те времена, когда зарплату педагогам не платили по нескольку месяцев, покупать не самое дешевое научное издание. Насколько сильна была жажда знаний у этой молодой женщины, что она потратила кругленькую сумму денег из своих небольших сбережений не на платье, не на развлечения или еду, а на этот фолиант, и тогда же она от щедрот своих поделилась со мной этим своим сокровищем. Сейчас я это понимаю умом, но и тогда мое юношеское сердце подсказало мне, что она не просто дала мне прочесть книгу, она поделилась со мною чем-то сокровенным, чем-то по-настоящему для неё дорогим. И я с благодарностью принял этот её дар.

По началу мне очень тяжело давалось чтение труда Франко Кардини , все же научная монография не предназначена для чтения школярами, но со временем, я овладел этой работой и для меня открылся удивительный мир научного знания, а история предстала во всем своем многообразии. Эта книга буквально перевернула представление об исторической науке и с тех пор я страстно люблю эту дисциплину, и с благодарностью вспоминаю эту нашу учительницу по истории и тот ценный урок .

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Истоки средневекового рыцарства"

Описание и краткое содержание "Истоки средневекового рыцарства" читать бесплатно онлайн.

Истоки средневекового рыцарства

"Истоки средневекового рыцарства"

Сокращенный перевод с итальянского В.П.Гайдука

Вступительная статья и общая редакция

кандидата исторических наук В.И.Уколовой и

доктора исторических наук Л.А.Котельниковой

Рыцарство и его предыстория

Часть I. Шаманы, воины, миссионеры

Из глубины времён / Месть кентавра / Меж двух стен / Ветер степей

Подземными путями / Конь, сокровенный друг / Вотан, повелитель мёртвых / Прометей, Гефест, Шаман

От ватаги к строю / "Вотан сиречь бешеный" / Воинская семья / Комитат: дух и форма

Рим и варвары / Варвары на стороне Рима / Варвары в Риме / Варвары против Рима

Варвары и христианство / Бог-миротворец среди народов-воинов / Франки, "первородные сыновья" церкви / Поэзия и обращение в новую веру

Часть II. Меч и крест

Христианство перед лицом войны

Часть III. В начале была сила

Конный воин в "тёмные века" (VI-IX вв.) / Техника и общество на Востоке / Техника и общество на Западе / Что стоит за мифом о Пуатье

Новое нашествие "варваров": мессия-защитник / Плоды страха / Уповая на воина / Рождение средневекового рыцаря

Рыцарство и его предыстория

[ вступительная статья, автор - В.И.Уколова]

Читатель, открывший эту книгу, быть может, сначала испытает чувство удивления. Ее название обещает увлекательное повествование о рыцарстве, романтизированный образ которого у многих сложился под влиянием прочитанных еще в ранней юности сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о Тристане и Изольде, романов Сервантеса и Вальтера Скотта. Еще больше начало книги Ф. Кардини может озадачить тех, кто свои представления о рыцарстве составил на основе научной литературы. В любом случае понятия "рыцарь" и "рыцарство" в нашем сознании прочно связаны со зрелым средневековьем (XI-XV вв.) в Западной Европе. А уж если речь заходит об истоках рыцарства, то естественно было бы предположить, что они должны быть отнесены к раннему средневековью, а еще точнее - ко второй его половине (VIII -Х вв.).

Однако первые же строки этой книги заставляют усомниться в привычном стереотипе. Автор буквально ошеломляет читателя вопросом о том, что думал римский император Валент во время гибельной для него битвы с готами при Адрианополе. Закат Рима, сражение с варварами и рыцарство? Какая между ними связь? Но дальше - больше! Ф. Кардини увлекает нас за собой в глубины времени - от Адрианополя к проигранной триумвиром Марком Крассом битве с парфянами при Каррах, а затем и к не запечатленным в анналах истории, а лишь сохранившимся в поэтической памяти народов да в археологических свидетельствах сражениям древнейших иранских, индоевропейских, германских и славянских племен, к их военному искусству, технике, магии. Педантично настроенный читатель может не без оснований заметить: а при чем здесь рыцарство? Ведь общеизвестно, что рыцарство как особый слой средневекового общества в Западной Европе сложилось лишь к XI в., а достигло своего расцвета в XII - XV вв. Это было военно-аристократическое сословие, возникновение и развитие которого было вызвано укреплением феодализма и возвышением новой служилой знати и дворянства.

Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом упрощенном виде мыслило его состоящим из трех разрядов - молящихся, воюющих и работающих. Первые два, по существу, охватывали господствующий класс - феодалов, духовных и светских. Эти разряды были сложнейшими социальными образованиями, связанными внутри разветвленной сетью экономических, политических, юридических и личных отношений, имевшими свои достаточно специфические общественные и духовные интересы. Рыцари входили в разряд "воюющих".

В развитом средневековье статус рыцаря предполагал благородное происхождение (на более раннем этапе в число рыцарей проникали и представители низших, зависимых слоев населения; Ф. Кардини, однако, как представляется, преувеличивает возможность такого продвижения вверх), включение в систему сеньориально-вассальных связей и профессиональное занятие военным делом. Первоначально рыцарство было светским воинством, идеалы которого во многом противостояли официальной церковной морали, но постепенно церковь усиливала свое влияние на рыцарство, все активней использовала его для защиты своих интересов. Рыцарство, включавшее феодалов разного ранга - от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей, которых с XII в. становилось все больше,- было привилегированной социальной кастой. Сами рыцари считали себя "цветом мира", высшим слоем общества. Итак, связь рыцарства с "классическим" средневековьем не подлежит сомнению. Ф. Кардини же посвящает свое исследование сюжетам, зачастую не только "досредневековым", но даже "доантичным". Нет ли в этом чего-то ненаучного, этакого своеобразного исторического "лихачества"? Думается, что нет. Есть другое - страстное желание проникнуть в тайное тайных истории, докопаться до самых глубинных корней исторических явлений, показать, что история есть великая и неразрывная связь времен и поколений. Ф. Кардини - сторонник такого подхода к истории, о котором столь впечатляюще некогда сказал Томас Манн: "Прошлое - это колодец глубины несказанной. Не вернее ли будет его назвать просто бездонным. Ведь чем глубже тут копнешь, чем дальше проберешься, чем ниже спустишься в преисподнюю прошлого, тем больше убеждаешься, что первоосновы рода человеческого, его истории, его цивилизации совершенно недостижимы, что они снова и снова уходят от нашего лота в бездонную даль. Да, именно "снова и снова"; ибо то, что не поддается исследованию, словно бы подтрунивает над нашей исследовательской неуемностью, приманивая нас к мнимым рубежам и вехам, за которыми, как только до них доберешься, сразу же открываются новые дали прошлого.

Поэтому практически начало истории той или иной людской совокупности, народности или семьи единоверцев определяется условной отправной точкой, и, хотя нам отлично известно, что глубины колодца так не измерить, наши воспоминания останавливаются на подобном первоистоке, довольствуясь какими-то определенными, национальными и личными, историческими пределами" .

История средневекового рыцарства - сюжет, имеющий в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем в последние десятилетия он переживает определенный ренессанс. Исследования А. Борста, Р. Барбера, Д. Барни, Ж. Дюби, Л. Женико, Р. Килгура, П. Ван-Люйна, Ж. Флори и других 2 вскрыли новые пласты этой проблематики, выявили оригинальные подходы к интерпретации источников. Книга Ф. Кардини, сравнительно молодого преподавателя флорентийского университета, не затерялась, однако, среди прочих работ. Появившись впервые в 1981 г., она вызвала большой интерес и уже через несколько месяцев вышла вторым изданием. Ее автор и раньше занимался историей рыцарства, особенно

1)Манн Т. Иосиф и его братья. Т. I. М., 1968, с. 35-36.

2) Обзор литературы конца 60-70-х гг. см. в статье: Бессмертный Ю. Л. Рыцарство и знать Х-XIII вв. в представлениях современников.- Сб. ИНИОН АН СССР "Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной историографии". М., 1980, с. 196-22).

крестовыми походами, опубликовал по этим вопросам ряд статей, его также интересовала история духовной культуры средневековья, особенно менталитета, социальной психологии и мироощущения той эпохи.

Итальянский исследователь опирается на богатый опыт историографии, предшествующей и современной. (К сожалению, в русском переводе, рассчитанном на широкого читателя, пришлось снять обширный историографический материал и специальную научную полемику, представленные в книге, так же как и детальные сноски на исторические источники, которые в оригинале занимали более трети объема.) Сочинение Ф. Кардини заведомо дискуссионно, автор порой до предела заостряет свою позицию, высказывает мысли, на первый взгляд способные произвести впечатление "разорвавшейся бомбы", однако постепенно логика и аргументация ученого заставляют если и не принять их полностью, то по крайней мере задуматься над существом той или иной проблемы, взглянуть на нее по-новому, представить в неожиданном, но в конечном итоге исторически оправданном ракурсе. Чего стоит только хронологический охват исследования от Х в. до н. э. до Х в. н. э.! А его географический ареал - от Китая до Пиренеев! Но эта книга написана вовсе не для того, чтобы эпатировать ученого читателя, она написана, чтобы заставить задуматься над тем, что корни кажущихся хорошо знакомыми исторических явлений столь же глубоки, извилисты, сложно переплетены, как корни древнего могучего дерева, которые в свою очередь переплетаются с корнями других деревьев и растений и питают великолепную крону, ничем не напоминающую своих скрытых во тьме кормильцев, устремленных к недрам земли. Ф. Кардини показывает, что рыцарство в пору своего расцвета очень далеко отстоит от своих истоков, но тем не менее питается ими. И эти истоки, постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, и есть живые артерии истории. Рассечь их - значит представить не подлинно историческое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие, лишь напоминающее оригинал.

Читайте также: