Карамора краткое содержание по главам

Обновлено: 06.07.2024

Макар Чудра, сидя на морском побережье, рассказывает автору цыганские былины. Макар уже очень стар. Его мудрые советы говорят о том, человек слаб и ему нужно опасаться любовных отношений. Воля влюбленных бывает очень слаба. В подтверждение он поведал быль про Лойко Зобара.

Молодого цыгана знает во многих странах, благодаря его ловкости в конокрадстве. Из-за этого и врагов у Зобара было много. Больше всего цыган любил коней, к деньгам совсем равнодушен и расставался легко от них.

В таборе, по просторам Буковины кочует Данила – пожилой солдат. Красивая дочь у солдата. Зовут ее Радда. Многие мужчины были влюблены в красавицу. Один из богачей просил ее руки, кидая деньги к ее ногам. Орлица не живет в гнезде вороны – таков был ее ответ этому мужчине.

Случай привел Зобара в этот табор. Мужчина он был видный и красивый. Своей игрой на скрипке многих довел Лойко довел до слез. Радде тоже скрипач понравился и похвалила она скрипку. Ответил ей Зобар, пошутив в адрес девушки. Радда тоже была остра на язык.

Поселился цыган в этом таборе. Жили люди в нем хорошо и молодой мужчина тоже. Полюбили Зобара люди. А когда играла скрипка Зобара, то люди слушали музыку с замиранием сердца. Крепко Лойко полюбил Радду, но неприступна была девушка. Запел как-то цыган прекрасную песню и всех покорил своим пением. Только Радде смешно было.

Попросил Лойко у старого солдата руки его дочери. Получив согласие, цыган сказал Радде, что нельзя перечить воле мужа. Улыбалась в ответ Радда, повалив его кнутом на землю.

Убежал гордый цыган в степь. Несколько часов пробыл один. И пришла к нему Радда, и сказала, что любит его, но волю любит сильнее. Поставила девушка Лойко условие – поцеловать ее руку на глазах у всего табора.

Собрался весь табор. Все ждут поцелуя цыгана. Вдруг, в одно мгновение, вонзает Зобар нож в сердце Радды. Отец девушки поднимает нож и убивает молодого цыгана в спину.

Не смог уснуть автор после рассказа Макара Чудры. В мыслях его были влюбленные и гордые – молодой красивый Лойко и гордая девушка Радда.

Подробный пересказ

На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода. Он методически тянул из своей громадной трубки дым, выпуская его кольцами, и о чем-то думал. Мы неспешно говорили о жизни, свободе и вере. Макар не понимал утверждений верующих о том, что могут попросить у Бога все, и Он подаст им. Почему же они не попросят себе новую одежду взамен дырявой и слушают учения тех, кто сам не соблюдает своих наставлений?

Неподалеку слышался красивый густой голос дочери Макара, Нонки. Она всегда говорила с одинаковой интонацией, в которой слышались требовательные нотки девушки, привыкшей к поклонению ее красоте. Чудра поглядел на нее, а потом сказал, что от женщин нужно держаться подальше, если не хочешь, чтобы поработили, убив волю в сердце. В подтверждение словам Макар рассказал одну быль.

Был среди цыган Лойко Зобар. Во многих землях знали его, и многие люди хотели его смерти. Дерзок был и удачлив парень, если понравится чей-то конь, то хоть сто солдат будут сторожить его – уведет. Лошади были единственной страстью и любовью Лойко. Но недолго радовался он очередной игрушке, когда надоедала, то продавал, а вырученные деньги отдавал тому, кто попросит. Не нужно ему было богатство, а из всех радостей жизни ценил одну лишь свободу.

В то время табор Макара кочевал по Буковине. Среди всех женщин выделялась Радда, девушка сказочной красоты. Много сердец разбила она. Увидел ее как-то старый магнат на Мораве, кошель денег давал за один поцелуй, но отвергла его своевольная красавица. Отчаявшись, проскакал он тогда два дня следом за снявшимся табором и стал просить отца отдать в жены, но Радда рассмеялась и отказалась.

Как-то в ночи раздалась игра скрипки. Из темноты появился конь, а на нем играющий человек. Это был Лойко. Потрясла его музыка цыган, и не одна женщина не осталась равнодушной к горящим глазам и улыбке, подобной солнцу. Кроме Рады. Зевнув, ушла она, пожаловавшись на скуку. С тех пор стала она поддевать Лойко. А тот все чаще уезжал в степь и скрипка его пела печальные песни.

Вскоре Зобар, задетый Раддой в очередной раз, вспыхнул, вскочил и перед всем табором заявил о своей любви к ней и желании взять в жены. Одно условие поставил – останется он свободным человеком, будет жить по своему желанию, а Радда не должна перечить.

Подошел он к девушке, протянул руку и упал, скованный кнутом, захлестнувшим его ноги. А Радда стояла и молча усмехалась.

Снова в степь ушел Лойко. А цыгане стали переживать, чтобы не вышло чего и послали Макара Чудру приглядывать за парнем.

И увидел Макар, как спешно от табора идет Радда. Подошла она к Лойко, протянула к нему руку, а он вскинулся да за нож схватился. Хотел уже Чудра бежать на помощь, но заметил в руках девушки пистоль.

Спрятали они оружие, и Радда сказала свое условие: пойдет она за Лойко, если тот при всех отречется от вольной жизни, поклонившись ей в ноги как старшему и поцеловав правую руку.

Цыганка ушла, а Лойко пал на землю, плача и смеясь. Следующим вечером пришел он к костру и сказал перед всеми, что поклонится Радде в ноги, поскольку любит ее больше воли. Только вначале должен он узнать, крепко ли ее сердце настолько, как она показывала. С этими словами он вонзил ей нож в грудь. Умирая, Радда улыбнулась и сказала, что обо всем знала заранее. И тогда поклонился Лойко ей в ноги, поцеловав мертвую, а отец девушки, Данило, поднял нож и вонзил его в спину парню. Тот на это и рассчитывал, потому что не видел больше жизни без своенравной цыганки.

Для некоторых людей свобода имеет цену большую, чем жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

Макар Чудра. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Личность главного героя повествования Шпинеля полна утонченности, вместе с тем прямолинейна и достаточно поверхностна. Его автор называет миром духа и искусства. Он без стеснения смеется над внешним видом Детлефа Шпинеля

Действие сказки разворачивается на собрании различных насекомых, среди которых разгорается спор о смысле жизни. Каждое животное - это собирательный образ какого-то слоя людей

В первой части книги читатель знакомится с главным героем - Уинстоном. Ему 39 лет, он партийный работник, живет в Лондоне, в Океании - в стране, где все находится под постоянным контролем и вниманием Старшего брата

Однажды в лесу старый дровосек Андрон Кузьмич рубил деревья. Но, был он уже старый, тяжело давался ему каждый новый удар топором. Еле-еле слышно было, как Кузьмич лес валит.

Старый цыган Макар Чудра беседует с рассказчиком и вслух размышляет о смысле жизни. Плавно поток его мыслей переходит в историю, которую старику удалось увидеть своими глазами, о Лойко Зобаре и Радде.

Много лет назад славный цыган Лойко влюбился в девушку по имени Радда. Нет такой красавицы, как Радда в целом свете, но и такой дерзкой и свободолюбивой девушки тоже не найти.

Превыше всего Радда ценила свою честь и независимость и разбила много мужских сердец.

Однажды, когда ее родной табор приехал в Буковину и заночевал там, к ним присоединился молодой человек и то и дело смотрел на прекрасную Радду. Удалой цыган влюбился в красавицу и та тоже начала испытывать ответные чувства.

Зобар сделал возлюбленной предложение выйти за него замуж, но та предпочитает свободу любым чувствам и задумывает проверить Лойко. Девушка поставила условие: мужчина должен просить ее руки на коленях перед всем табором, и он согласился.

Но когда пришло время выполнять уговор, Лойко отказался унижаться перед Раддой и ударил её ножом в грудь – девушка тут же погибла, только после этого Лойко упал перед ней на колени. Отец Радды старый солдат Данило отомстил за дочь, убив этим же кинжалом Зобара.

Молодые и теперь абсолютно свободные люди – Лойко и Радда умирают и отправляются в иной мир вместе.

Рассказав эту историю, старый Макар Чудра засыпает, а рассказчику еще долго не спится – он долго думает о паре гордых цыган.

Главные герои и их характеристика:

  • Макар Чудра – старый цыган, который своими глазами видел кровавую историю, произошедшую с Лойко и Раддой.

У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.

Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.

  • Лойко Зобар – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.

Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.

  • Радда – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.

Второстепенные герои и их характеристика:

Биография Максима Горького

Автор: Максим Горький

В тишине ночи раздается нежное и страстное пение. Это поет Нонка – дочь Макара. Цыган советует собеседнику не доверять коварным женщинам и по возможности избегать их. Потому что полюбив, перестаешь быть свободным. Чтобы подтвердить свои слова, он рассказывает быль о юных и влюбленных, но очень независимых Лойко и Радде.

Жил на свете молодой и дерзкий цыган Лойко Зобар. Знали о нем во всех цыганских общинах. Он был бесстрашен, ничего не любил сильнее свободы и коней, которых ему удавалось искусно красть. Ценности деньгам тоже не придавал никакой – мог спокойно расстаться с ними, если встречал кого-то, кому они были нужнее.

Десятилетие назад, когда только начиналась эта история, табор Чудры приехал в Буковину. Были с ними Данила солдат, воевавший с Кошутом и его дочка Радда. Не передать словами, какой она была прекрасной, но в то же время невероятно своенравной и горделивой девушкой, способной запросто разбить сердце.

Радда отметила его прелестную игру и задалась вопросом, где же он достал такую скрипку? На что Зобар ответил, что смастерил ее сам, из груди некогда любимой женщины, а струны свил из ее сердца. Однако, Радду совсем не впечатлили эти романтические речи, она лишь зевнула, отвернулась и сказала, что не так уж и умен Зобар, как слагают о нем люди.

Заночевал Лойко у Данилы, а на утро весь табор увидел бинты на его голове. Юноша сказал, что конь его лягнул, но все понимали, что так с ним обошлась Радда. И предупредили: как бы Лойко не ухищрялся добиться ее расположения, ее характер ему не подчинить.

Табор остался в Буковине и дальше не поехал, зажил хорошо, и Лойко с ними. Обладал этот парень невероятной силой убеждения да был очень мудр. Если бы захотел, любой бы за него умер, так его все уважали. Одна Радда только посмеивалась над ним.

Краткое содержание

Тогда юноша гордо подошел к любимой и раскрыл свои пылкие чувства: он готов взять ее в жены, но только если она не посмеет ограничивать его волю своими правилами. Радда замешкалась и все решили, что она покорилась, но не тут-то было!

Обвила она кнутом его ноги да так дернула, что свалился Зобар на землю. Мужчина молча поднялся и стремительно удалился в степь, а Радда, довольная собой, прилегла на траву. С ее лица не сходила ехидная улыбка.

За Лойко незаметно пошел Макар, проследить, чтобы он не натворил чего дурного. Лойко молча сидел у ручья несколько часов, а спустя время, к нему присоединилась Радда. Лойко замахнулся на нее кинжалом, но девушка оказалась быстрее: она приставила ко лбу Зобара оружие и заявила, что пришла с миром.

Радда призналась в ответных чувствах, но какой бы крепкой не была любовь, свою независимость она всегда будет ценить сильнее. Девушка выйдет за юношу замуж только если он исполнит ее прихоть. Лойко должен был поклониться ей в ноги и поцеловать ручку. Хотя такой обычай не принят у цыган и показался Лойко унизительным, он принял предложение.

На следующий день, когда все уселись у костра, Лойко сделал громкое заявление о том, что, распахнув свое сердце, не нашел там ничего, кроме чувств к Радде. Он готов исполнить ее желание и заодно проверить, крепко ли ее сердце, которым она хвастается.

Лойко вплотную приблизился к красавице и неожиданно для всех вонзил нож по самую рукоятку, Радда вырвала кинжал и отбросила его в сторону, а затем с улыбкой закрыла рану прядью густых волос и призналась, что ожидала от Зобара такой поступок.

Только после этого молодой цыган был готов прильнуть к ее ногам и опустившись, застыл на месте. Тогда Данило поднял отброшенный нож и заколол, в качестве мести за дочку, Лойко Зобара. Два молодых тела лежат на сырой земле – Радда, закрывающая волосами рану в груди и Лойко у ее ног.

Закончив рассказ, Макар Чудра задремал, а его слушателю еще долго не спалось, уставившись на морскую гладь, он представлял перед собой царственную и надменную Радду, за которой по пятам плывет Лойко и у него никак не получается ее догнать.

Спустя более чем тридцать лет в письме Александру Калюжному Горький отметил, что именно благодаря данному им толчку служит отечественному искусству уже не один десяток лет.

Действительно, это герой без неба, без второго дна, без совести. И такие герои начинают необычайно интересовать Горького, потому что сущность русской революции, которая открылась ему в это время, — это, конечно, провокатор­ство. И на примере этого рассказа можно задуматься, почему вообще прово­катор — любимый герой русской литературы начала XX века?

Это, кстати, дает нам ответ на вечный вопрос о том, почему в России было так много провокаторов и почему эта тема так всех занимала. Наверное, самая популярная фигура среди русских революционеров этого времени — это Евно Азеф, руководитель Боевой организации эсеров и одновременно секретный агент полиции. Не случайно Маяковский писал, что ночь пришла черная, как Азеф, и этот образ был абсолютно понятен любому читателю. Азеф — явный прототип Караморы именно потому, что всех пора­жало его полное отсутствие совести. Он с радостью, с гордостью разоблачал сам себя, рассказывая о своих похождениях, если абсолютно дове­рял человеку. Во всяком случае, после своего разоблачения он уже особенно не прятался.

Очень интересно, что и Гапон, который тоже был двойным агентом, и Азеф были героями общественного мнения даже после того, как их провокация раскрылась. Интересно, что эта подлость, эта мерзость — предателям отдан девятый круг ада — вызывала у людей лютый интерес и, пожалуй, уважение. Особенно интересно, что, скажем, Борис Савинков, человек, который знал Азефа как родного, продолжал верить ему даже после того, как публицист Владимир Бурцев разоблачил его с подачи случайно проговорившегося шефа полиции. По большому счету даже разоблачение Азефа Бурцевым два-три года многими не принималось всерьез. Глава Боевой организации эсеров, человек, который решает вопросы о жизни и смерти, посылает на смерть героев, чело­век, в кото­рого страстно верили множество погибших, — и вдруг оказывается, что это агент полиции. Причем очень многие теракты он продолжал готовить, оста­ваясь в это время революционером и будучи, наверное, вполне искренним. Готовил сам — и рапортовал о них сам.

Что его заставляло так действовать? Горький не находит ответа на этот вопрос и лишь к концу повести (а рассказ довольно пространный) приходит к пора­зительному выводу. Ведь на самом деле ни за русскими революционерами, ни за русскими контрреволюционерами нет моральной правды: все эти люди ограниченны, у всех сектантское сознание. А правда — за тем, кто на обеих сторонах, правда — за провокатором. Провокатор выше не только потому, что он манипулирует этими людьми, орудует ими, не участвует в их играх и так далее. Провокатор выше потому, что он не с этими и не с теми. А быть с этими или с теми — значит наверняка быть неправым.

Возникает естественный вопрос: как Горький, поняв эту человеческую при­ро­ду, стал потом советским писателем, классиком, вернулся в Советский Союз? Да вот в и причина, что, увидев внутри у человека сплошную труху и гниль, он верил только в силовые, крайне радикальные способы перековки. У Горького была очень простая альтернатива: если человек не становится ком­мунистом, он становится фашистом. И поэтому СССР для него — естест­вен­ный выбор, а возвращение — единственный ответ на происходящее в Европе.

Главные герои

Автор создает яркие образы, воплощающие свободу и гордость. Главными действующими лицами романтического повествования являются:

Лойко Зобар — молодой цыган

  1. Макар Чудра — цыган, рассказавший историю любви Радды и Зобара автору. Писатель отмечает его высокий рост и крепкое телосложение. Старик ведет философское повествование, рассуждая о том, что каждый человек волен самостоятельно определять, как прожить жизнь и распорядиться своей судьбой. Он считает неприемлемым соблюдение условностей и следование законам, навязанным обществом. Главной ценностью человека, по мнению героя, является независимость.
  2. Лойко Зобар — молодой цыган, умевший радоваться жизни. Для него не было важно, что скажут другие люди. Его любимым занятием были игра на скрипке и конокрадство. Героя отличают гордость и непокорность, которые не позволили ему исполнить волю возлюбленной и встать перед ней на колени.
  3. Радда — невероятно красивая, гордая девушка, ценившая волю.
  4. Данило — отец Радды.
  5. Рассказчик — человек, которому Макар Чудра рассказал историю любви Зобара и Радды.

Главные герои любят друг друга, но не могут быть вместе потому, что любовь может лишить их единственной ценности — личной свободы, которую они ставят выше вспыхнувшего чувства. Каждый из персонажей, признаваясь в любви, старается поставить условия. Такая позиция приводит к трагедии.

Они выясняют отношения на глазах у табора. Подчинившись Радде, Лойко признает ее главенство, но после этого он берет кинжал и убивает возлюбленную. Сам он погибает от руки отца Радды, для которого смерть дочери становится страшным ударом.

Краткое содержание

С моря дул влажный и холодный ветер. На берегу около костра вместе с писателем сидит старый цыган. Он советует остерегаться любви, которая лишает человека воли. Подтверждением этому является история, рассказанная Макаром Чудрой.

Жил на свете молодой цыган Лойко Зобар. В Чехии, Венгрии и Бессарабии его хорошо знали как ловкого конокрада. Многие желали ему смерти. В своей жизни он ценил только красивых скакунов. Деньги не имели для него никакого значения. Он раздавал их тем, кто в них нуждался.

У солдата Данилы была красавица-дочь Радда

Однажды в Буковине остановился цыганский табор. У солдата Данилы была красавица-дочь Радда. Веселый нрав и невероятная красота девушки сразили множество мужских сердец. Один богач был готов заплатить любые деньги, чтобы она согласилась стать его женой, но гордая цыганка отвергла его предложение.

В табор приезжает Зобар. Его игра на скрипке привлекла внимание Радды. Он поведал историю о том, что инструмент сделан из груди юной девушки, а струны — из ее сердца. Цыганка посмеялась над ним, а Лойко удивился ее уму и острому языку.

Молодой цыган остался в гостях у Данилы. Всей душой он полюбил дочь старого солдата. Лойко полюбили в таборе все, кроме Радды. Однажды он запел трогательную песню. Многие из слушавших цыгана заплакали, только девушка стала смеяться. Отец захотел наказать ее кнутом. Однако Зобар сказал не делать этого, а попросил Данилу отдать ему дочь в жены.

Солдат согласился с ним. Тогда Лойко подошел к девушке и сказал, что она заняла все его сердце. Он готов взять ее в жены, но она не должна противиться его воле. Радда улыбнулась, и все подумали, что она покорилась ему. Но девушка обвила кнутом его ноги и дернула. Лойко упал на землю, как подкошенный.

Зобар убежал далеко в степь. Через три часа его нашла Радда. Она пришла мириться и сказать, что тоже любит его, но свободу она любит больше. Девушка готова признать его власть, если он перед всем табором преклонит колени и поцелует ее руку, как у старшей. Не раздумывая, Зобар согласился, но предупредил, что проверит, действительно ли ее сердце такое крепкое, как она говорит.

Молодой цыган воткнул в грудь строптивой девушки нож

Не успели присутствующие опомниться, как молодой цыган воткнул в грудь строптивой девушки нож. Рада вырвала из груди кинжал и сказала, что ждала именно такую смерть. Нож поднял Данило и ударил им Зобара прямо в спину

. На большой поляне лежит красавица цыганка и зажимает рукой рану на груди, а около ее ног умирает Лойко.

Основные темы

  1. Свобода. Высшая ценность для персонажей. Ради нее они готовы пожертвовать собственной жизнью.
  2. Любовь. Чувство имеет особую ценность. Для Зобара оно стоит на первом месте. Он готов отказаться от воли, чтобы быть рядом с любимой.
  3. Природа. Сюжет разворачивается на фоне красивых пейзажей. Неслучайно Горький использует образы моря и степи, которые являются символами простора и свободы. Они напоминают о природном происхождении человека, который не привязан к определенному месту и не следует бездумно навязанным правилам.

Краткое содержание по главам можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы в школе.

Читайте также: