Канон базару краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

вазе нельзя н е л ь з я

+

Акто вам нравится больше всех? про него и напишите. расскажите о его чертах характера, о его особенностях, почему он вам нравится и т.д. я бы написал про

Другие вопросы по Литературе

Категория

Категория

Категория

Категория

Сочинение-размышление о стихах твардовского: "снега потемнеют синие", "июль-макушка лета" и "на дне моей жизни" всё это в одном сочинение. 10-15 предложений.

Категория

Категория


Т. е. канон – это нечто незыблемое, композиционно четкое и всегда одинаковое. Канон – это аксиома, не требующая доказательств. Нечто само собой разумеющееся.

Употребляется это слово широко в православных литургике и гимнографии. Каноны – это длинные молитвословия, которые имеют очень четкую, композиционно завершенную структуру. Эти молитвословия составляют важную часть как общественного храмового богослужения, так и частной (келейной, домашней) молитвы.

История создания канонов

Как уже было сказано выше, канон – это молитвенное произведение, состоящее из молитвословий ветхозаветного и новозаветного содержания, которые объединены вокруг фигуры Господа нашего Иисуса Христа, показанного в каноне Спасителем Человечества. Именно Искупительный Подвиг Богочеловека по спасению людей является центром сюжета любого канона, несмотря на то, кому он посвящен: Господу Богу, Пресвятой Богородице, празднику или святому.

Можно выделить четыре составляющие канона:

1. Ирмос.
2. Тропарь.
3. Припев.
4. Молитва.

Также по третьей и шестой песне употребляются краткие песнопения: кондаки, икосы, седальны, которые также имеют своей целью прославление Бога (Пресвятой Богородицы, святого) и настрой души человека на покаяние. Канон имеет всегда девять больших частей, они именуются песнями – девять песней.

Первый ирмос – это событие ветхозаветной Пасхи – избавление евреев посредством святого пророка Моисея от египетского плена. Это благодарственная песнь Моисея Богу или вариации на ее тему за то, что Всевышний провел народ Израильский через Чермное море (Исх. 14:21–15:21). Это событие, конечно, прообразует собой Воскресение Христово: избавление всего человечества от рабства сатане и открытие ему Христом дороги в рай.

Вторая песнь фактически отсутствует. После первой сразу поется третья песня. Вторая песнь есть только в Великий пост (например, в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского). И в другие великопостные службы. Ее изначальное авторство также принадлежит святому пророку Моисею. Она имеет покаянный скорбный характер обличения пророком еврейского народа в нечестии. Из-за своего покаянного скорбного характера песня появляется во время богослужения только в период Святой Четыредесятницы.
Ирмос третьей песни – это вариация на тему благодарственной песни святой праведной Анны, матери пророка Самуила. У нее долго не было детей. Она просила у Бога, чтобы Он послал ей ребенка, и женщина посвятит его Богу. У Анны родился великий пророк Самуил. И вот в благодарность за этот дар святая воспела свою песнь Господу (1 Цар. 2:1–10). Конечно, здесь есть и символ Рождества Христова. Милосердный Создатель пошлет Сына Своего Единородного в мир для спасения страждущих от греха людей.

Ирмосы четвертой и пятой песен являются пророческими. Они представляют собой песни святых пророков, которые воспели также грядущее пришествие в мир Христа и спасение Им людей. Ирмос четвертой песни – это молитва пророка Аввакума (Авв. 3:1–19), пятой – песнь пророка Исаии (Ис. 26:9–19).

Тему Светлого Христова Воскресения продолжают и ирмосы седьмой и восьмой песни канона. Они повествуют о еврейских отроках Анании, Асарии и Мисаиле, которых царь Навуходоносор бросил в раскаленную печь за то, что праведники не захотели поклониться языческому идолу. Но Ангел Божий преложил огонь в росу и оставил благочестивых юношей в огне живыми и совершенно невредимыми. Этой теме и посвящены вышеуказанные ирмосы. И, конечно, здесь также есть символ Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа: козни диавола, оковы греха и сама смерть – весь этот лютый огонь не повредит человеку, если с ним Бог, Который изводит его в покой, в Царствие Небесное.

И, наконец, ирмос девятой песни, который всегда Богородичен и всегда говорит о том, что посредством Девы Марии Второе Лицо Святой Троицы – Бог Сын вочеловечился для спасения человечества.

Все эти девять ирмосов являются этапами Священной истории и раскрывают молящимся с верою великое чудо спасения Богом падших людей.

Тропари, припевы, молитва

Основное наполнение канонов – это, конечно, тропари. Они имеют преимущественно новозаветное содержание. И уже повествуют нам о празднуемом событии или о житии святого, которому посвящено богослужение в этот день.

Каноны представляют собой очень важную часть богослужения, как церковного, так и домашнего. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Не воспринимайте их как антракт в театре между полиелеем и великим славословием. Не томитесь ими во время подготовки ко причастию Тела и Крови Христовых. Но лучше остановитесь, уделите им время, вчитайтесь в них, и сквозь эти чистые и огненные словеса вам откроются законы Царствия Небесного и жизни души человеческой во благодати Святого Духа. Вам откроется сокровище!

Значение и понимание покаянного канона Иисусу Христу

В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).

История формирования правила.

На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V- VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

Структура канона.

Канон состоит из:
 ирмосов;
 запевов;
 тропарей;
 седальна;
 кондака;
 икоса;
 молитвы.

Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.

Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.

Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.

После третей песни читается седален.

Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.

По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.

По окончании девятой песни читается покаянная молитва.

Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.

Подготовка к Исповеди и Причастию.

Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.
Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.

Заключение:
Читать покаянный канон, как и остальные молитвы, нужно неспешно со вниманием и с сокрушением сердца. Важно стараться понять значение канона, чтобы настроиться на молитвенное состояние.

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.


Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.


Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Читайте также: