К уходу за животными и растениями разрешается привлекать детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

Организация экологического образовательного пространства в ДОО

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы, то есть научиться экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определенные условия и, прежде всего, систему работы воспитателя и его коллег, которая состоит из взаимосвязанных компонентов.

Компоненты системы экологическою воспитания в детском саду


Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:

• игры экологического содержания;

• словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;

• трудовой отряд маленьких экологов;

• лаборатория юного эколога;

• инсценировки, театрализованные представления.

С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших т или иное явление.

Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что 3-4-й годы жизни характеризуются двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.

У ребят появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых - быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренный характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, надо создать благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей.

Для этого прежде всего необходимо переоборудовать уголок природы в групповой комнате. Советуем отвести большую площадь и центральную стену для эколого-биологического воспитания, на которой ребята смогут увидеть Дерево времен года, а живущая на нем белка пригласит ребят поработать с календарем погоды; изготовленный ландшафт (горы, низменность, пустыня, степь) ознакомит детей с рельефом Земли. Водный мир даст возможность детям окунуться в его просторы, а его хозяин Водяной будет непрочь поиграть с детьми цветными мелками (развитие творческих способностей, умение фантазировать). Ребятам понравится наблюдать за рыбками в аквариуме. А сухопутная черепаха Тартила и две водные черепашки приведут детей в восторг. Живущая птица попугай вызовет у детей интерес и желание общения с ней.

В группе должно быть много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих. При подборе рекомендуем использовать принцип: один вид - от двух до трех различий. Такой подход в оснащении природной зоны позволяет широко использовать прием анализа-синтеза в сравнении и изучении многообразия флоры и фауны.

Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, то есть место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы. Этот метод поможет активизировать познавательный интерес.

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Н. А. Рыжовой: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомлением с экосистемами парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсии, работу с календарями.

Раскроем работу на примере игровых обучающих ситуаций. Обучение в этом случае проходит как регламентируемая игра. Воспитатель предлагает детям сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяют между детьми и коллегами, поддерживает игровую ситуацию. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач, занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольные персонажи: Буратино, Лесовичка, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет с наступлением весны.

Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется с помощью наблюдений за кошкой, собакой, рассматривания картинок. Представления о жизни животных у детей постепенно становятся реалистичными. Они узнают о детенышах животных, об особенностях их внешнего вида.

• Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Систематичность и последовательность организации тематических бесед, наблюдений позволяют развивать у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под наблюдением воспитателя (взрослого), дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

• Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длится достаточно долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности (видят явления природы, изменения, одеваются для прогулки, играют соответствующим сезону образом). Каждая тема преподносится детям маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.

В средней группе можно продолжить разговор о красоте природы, но уже усложняя задачи, цели занятия.

На осенней прогулке старайтесь показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объясняйте, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам, земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы.

• Интересные наблюдения, занятия, увлекательные экскурсии и прогулки в природу, работы в уголке живой природы, как бы хорошо они ни были поставлены воспитателем, все-таки не позволят детям обойтись без чтения книг.

Живая интересная книга, научно правильно освещающая жизнь природы, ее отдельные явления, а также деятельность человека, преобразующего природу, совершенно необходима для того, чтобы в одном случае пробудить интерес у детей к природным явлениям, в другом случае, наоборот, углубить интерес, возникший у ребенка в процессе живого общения с природой, расширить знания и представления ребенка, привести эти знания в систему.

Разнообразную литературу известных детских писателей- природоведов Пришвина, Бианки можно использовать на занятиях, тематических чтениях.

Почаще с детьми разучивать стихи о природе известных поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.

Среди книг о природе советуем разместить и кукол - сказочных персонажей, которых вы сможете использовать на занятиях по экологии.

Экология - это наука, изучающая взаимоотношение организмов и окружающей среды.

Совместно с физинструктором детского сада рекомендуем составить перспективный план эколого-оздоровительной работы. В план необходимо включить не только занятия по физкультуре, но и оздоровительную лечебную гимнастику, закаливание, пальчиковую гимнастику (коррегирующую), упражнения для профилактики ангины и простудных заболеваний, плоскостопия, комплексы упражнений для бодрости.

Все занятия с детьми младших и средних групп должны проводиться в игровой форме.

В особую группу задач эколого-оздоровительной работы следует отнести воспитание у детей нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме).

Экологическое воспитание должно сопровождаться диагностикой уровня сформированности экологического образования у детей - в начале (сентябре) и в конце (мае) учебного года. Изучая отношение детей к окружающему природному миру, остановитесь на следующих моментах:

1) наличие у детей интереса к природе:

- изучают ли они вообще растения и животных, замечают сами или по просьбе воспитателей;

- задают ли вопросы;

- огорчаются ли, если имеется неблагополучие в состоянии растений и животных;

2) наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями (по просьбе воспитателя или самостоятельно);

3) наличие элементарных знаний о жизни растений и животных из уголка природы: название, необходимость определенных условий, способы ухода, способы передвижения и питания.

По результатам заданий диагностики определите отношение детей к природе.

Дети не реагируют на растения. Они относятся к ним, как к чему-то неживому. Растения безмолвны, неподвижны, и малышам трудно осознать, что они живые. Однако с первых дней необходимо сформировать понимание того, что обитатели уголка природы — живые существа. Это будет началом формирования у детей младшей группы правильного отношения к природе.

Для того чтобы определить результативность вашей работы, проведите в группе сравнительный анализ того, что было в начале учебного года и что стало в конце учебного года. Вычерченный график позволит сделать следующий вывод: начальный период учебного года, не имеющий показателя достаточного уровня знаний, идет по линии повышения.

Занимаясь вопросами экологического воспитания с детьми, старайтесь сделать обучение интересным, увлекательным. В связи с этим найдите новую, интересную литературу по этому разделу, высказывания различных современных педагогов.

Программа Н. А. Рыжовой включает в себя комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предполагаемых знаний, это позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным. Рекомендуем опираться на ряд разработанных Н. А. Рыжовой и ее коллегами форм по разделу диагностики, что облегчит работу по исследованию каждого блока отдельно и по программе в целом.

Ответы детей были разделены на три группы:

1) прагматическая или потребительская (дети отвечали: пить, стирать, мыть руки, готовить суп и т.д.);

2) смешанная - наряду со значением для человека, указывалось значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы люди пили, чтобы животные пили, рыбки плавали);

3) природоцентрическая - указывает только значение воды для объектов природы (ответы детей: чтобы поливать цветы, чтобы птички пили и т. д.).

В начале диагностики преобладала потребительская группа. Знаний у детей мало, а повседневный опыт ребят и личный интерес отражались в ответах: пьет чаи, моет руки и только изредка поит животных, поливает растения.

Остановимся еще раз на важных моментах:

1) Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

2) Главной задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически правильного поведения.

3) Помещение и участок детского сада должны быть хорошо озеленены. Групповую комнату необходимо разделить на функциональные зоны. Выделите зону для занятий, зону для выставок детских работ, зону для природоведческой библиотечки, зону для игр.

4) Групповая комната - это, прежде всего, помещение для детей, где им будет интересно. По этой причине можно оформить как можно больше коллекций: камней, ракушек, семян растений, перьев, сухих листьев. Собирайте материал вместе с детьми, к таким коллекциям они будут совершенно по другому относиться.

5) Постарайтесь найти небольшое помещение для лаборатории. Там хранятся оборудования и материалы, необходимые для проведения опытов.

6) Живой уголок - это прекрасное место для организации наблюдений. Такой уголок очень любим детьми и играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждает детей заботиться о них.

В живом уголке следует содержать животных, которые в наших условиях не могут прожить без человека: морская свинка, черепашки, волнистый попугай. Также устанавливается аквариум с рыбками и соответствующей растительностью.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, желательно на территории детского сада разбить огород для выращивания овощей.

7) Экологическая тропа для дошкольников имеет свою специфику. Объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Цель ее создания - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

8) Главное - воспитатель должен творчески подходить к своей работе и активно включать в нее других сотрудников детского сада: воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

10) Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований.

Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им.

11) Учитывая младший и средний возраст детей, в планирование можно включить разделы опытнической работы, совместной деятельности с детьми.

Содержание труда по уходу за животными и растениями

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

По мнению Николаевой С.Н., в дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

Одним из важных факторов формирования экологической культуры дошкольников является принцип экологического похода к содержанию животных в детском саду.

По определению Снакина В.В., экологический подход – это общенаучный подход, ориентирующий в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов и в частном случае человека с окружающей средой.

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологической среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению Николаевой С.Н., экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически - нравственного воспитания детей.

В таких условиях животные активны, что позволяет организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т.д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Самый распространенный объект экологической среды в ДОУ – аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Частыми обитателями уголков природы в ДОУ бывают птицы (канарейки, попугайчики, амадины, рисовки (рисовые воробьи). Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте.

Экологически значимое условие для содержания птиц – это чистый сухой песок, который кладут на дно клетки. У птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают.

Разнообразные корма – еще одно важное условие жизни птиц.

Соблюдение определенных жизненно важных условий необходимо для содержания морских свинок и хомячков, а также для самых распространенных представителей живых уголков – черепах.

Экологический подход необходим не только при содержании животных, но и для растений.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Как отмечают ученые – естествоиспытатели, экологически значимый фактор для нормальной жизнедеятельности комнатных растений – человеческий. Только при благоприятных взаимоотношениях, в спокойной обстановке и при общении людей, в частности детей, с растениями, представители флоры хорошо себя чувствуют: цветут и благоухают.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

1. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М., 2005.

4. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М., 1988.

5. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

6. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

7. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

ЛЕКЦИЯ № 6. Общая характеристика методов и форм экологического образования

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

2. Значение и место занятий в системе работы. Виды и типы занятий по ознакомлению с природой.

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии про­водятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятель­ности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется фор­мирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании детей широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диа­фильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей пол­нотой соответствуют возможностям познавательной деятельнос­ти детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опы­ты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предме­тами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и де­тей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому образованию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, кото­рые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует ис­пользования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

В последние годы в экологическом образовании дошкольников используются нетрадиционные формы организации педагогического процесса: уроки доброты, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, уроки мышления, экологические экскурсии, экологический музей, работа на экологической тропе, составление экологического паспорта ДОУ и др.

Уроки доброты.Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботься о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

· Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

· Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенца. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.Цель их– ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Экологический музей.Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции:

─ растительный мир (гербарий);

─ редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии);

─ минералы и горные породы (коллекции детей);

─ вода, ее использование; охрана (иллюстрации);

─ зеленая аптека (лекарственные травы);

─ экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Экологические наблюдения.Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдаемых за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Практическая деятельность детей. Ее цель – закрепление норм поведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.

Экологические тропы.В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты.Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т.д.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

По мнению Николаевой С.Н., в дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

Одним из важных факторов формирования экологической культуры дошкольников является принцип экологического похода к содержанию животных в детском саду.

По определению Снакина В.В., экологический подход – это общенаучный подход, ориентирующий в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов и в частном случае человека с окружающей средой.

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологической среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению Николаевой С.Н., экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически - нравственного воспитания детей.

В таких условиях животные активны, что позволяет организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т.д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Самый распространенный объект экологической среды в ДОУ – аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Частыми обитателями уголков природы в ДОУ бывают птицы (канарейки, попугайчики, амадины, рисовки (рисовые воробьи). Их содержат в больших клетках (или вольерах): им нужно воздушное пространство для полета или порхания. Клетка должна быть установлена в светлом, спокойном месте.

Экологически значимое условие для содержания птиц – это чистый сухой песок, который кладут на дно клетки. У птиц нет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые они глотают.

Разнообразные корма – еще одно важное условие жизни птиц.

Соблюдение определенных жизненно важных условий необходимо для содержания морских свинок и хомячков, а также для самых распространенных представителей живых уголков – черепах.

Экологический подход необходим не только при содержании животных, но и для растений.

Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Как отмечают ученые – естествоиспытатели, экологически значимый фактор для нормальной жизнедеятельности комнатных растений – человеческий. Только при благоприятных взаимоотношениях, в спокойной обстановке и при общении людей, в частности детей, с растениями, представители флоры хорошо себя чувствуют: цветут и благоухают.

Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

1. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 2009.

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. –М., 2005.

4. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. М., 1988.

5. Рыжова Н.А. На экологической тропинке // Дошкольное воспитание. 2000, №4.

6. Рыжова Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 2000, №2.

7. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999, №3.

ЛЕКЦИЯ № 6. Общая характеристика методов и форм экологического образования

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

2. Значение и место занятий в системе работы. Виды и типы занятий по ознакомлению с природой.

1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии про­водятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятель­ности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется фор­мирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании детей широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диа­фильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей пол­нотой соответствуют возможностям познавательной деятельнос­ти детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опы­ты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предме­тами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и де­тей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому образованию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, кото­рые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует ис­пользования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

В последние годы в экологическом образовании дошкольников используются нетрадиционные формы организации педагогического процесса: уроки доброты, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, уроки мышления, экологические экскурсии, экологический музей, работа на экологической тропе, составление экологического паспорта ДОУ и др.

Уроки доброты.Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботься о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

· Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?

· Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенца. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции.Цель их– ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Экологический музей.Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции:

─ растительный мир (гербарий);

─ редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии);

─ минералы и горные породы (коллекции детей);

─ вода, ее использование; охрана (иллюстрации);

─ зеленая аптека (лекарственные травы);

─ экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Экологические наблюдения.Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдаемых за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Практическая деятельность детей. Ее цель – закрепление норм поведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.

Экологические тропы.В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты.Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т.д.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также: