К представителям педагогики сотрудничества движения за обновление и перестройку школы в конце 1980 х
Обновлено: 04.07.2024
На третьем этапе развития педагогики в XX в. ее научная мысль развивалась бурными темпами.
На Западе интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь задуманных целей.
Виднейшими представителями американской педагогики являются Д. Дьюи (1859-1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Э. Торндайк (1874-1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.
В нашей стране хорошо известно имя современного американского педагога Б. Спока. Задав публике второстепенный на первый взгляд вопрос: "Что в воспитании детей должно превалировать - строгость или доброта?" - он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике - авторитарной или гуманистической. Ответ пока не очевиден. Свой взгляд Б.Спок предлагает в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др.
В целом западная педагогика ориентировалась на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение прежде всего проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев.
На Востоке, прежде всего в СССР, педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики.
В 1940-1960 гг. на ниве народного образования активно трудился М.А.Данилов (1899-1973). В 1970-1980 гг. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством Л.В. Занкова (1901-1977). В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.
В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это ярко выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества. Среди ее представителей - известные ученые-педагоги и самобытные творческие учителя Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.
Труды видных российских педагогов, активно разрабатывавших актуальные проблемы воспитания в 1960-1990 гг., известны во всем мире. Среди них методологические работы Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Г.И. Щукиной и других видных ученых.
В целом в настоящее время развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует прежде всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части.
К основным отраслям педагогики относятся следующие. История педагогики - отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов.
Содержание
История. Встречи педагогов-новаторов
Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как: [источник не указан 51 день]
и другие советские педагоги 1980-х годов.
Вторая встреча прошла в 1987 в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования, итоговые тезисы встречи были опубликованы в "Учительской газете" от 17 октября 1987 г. под заголовком "Демократизация личности". [2]
Основные идеи
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 октября 2012.
Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.
На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
- обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
- учение без принуждения
- набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
- идея опережения
- идея крупных блоков
- идея свободы выбора
- идея диалогического размышления
- идея интеллектуального фона класса
- идея совместной деятельности учителей и учеников
- идея добровольности в досуговой деятельности
На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:
- была обоснована вариативность обучения
- было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
- было предложено развивать у учеников творческие способности
- обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития
- организация детской половины дня
- идея самоуважения школьника
См. также
Литература
- Амонашвили Ш. А., Единство цели. Пособие для учителя.- Москва.: Просвещение, 1987
- Шаталов В. Ф., Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1979
Ссылки
Сноски
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Педагогика сотрудничества" в других словарях:
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися … Большой Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. Направление в отечественной педагогике 2 й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Педагогика сотрудничества — система педагогических взглядов, а также общественно педагогическое движение в отечественной педагогике 80 90 х годов ХХ го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
педагогика сотрудничества — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в середине 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися. * * * ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА… … Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отеч. педагогике 2 й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к ром в середине 70 х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения,… … Педагогический словарь
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь
Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие … Википедия
Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия
Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц. вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и… … Педагогический словарь
3Выдвинул и проверил на практике принципы создания ипедагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
a. В.А. Сухомлинский
b. А.С. Макаренко
c. Ю.К. Бабанский
4Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
b. К.Н. Вентцелем
6Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
a. К.Д. Ушинский
7Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
b. детоводство
8Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
b. вовторой половине XVII века
9Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
c. в философии
1В качестве объекта педагогики выступает:
a. образование как социальный феномен
2В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
c.образование как целостный педагогический процесс
3К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
4К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
b. проектирование педагогических теорий и технологий
5К задачам современной педагогической науки относитсятакая группа задач, как:
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
7Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
b. закономерность
8Описательный уровень, диагностическийуровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
3В систему педагогических наук не входят:
a. школьная гигиена
b. социальная работа
d. психология воспитания
Возникновение педагогической науки связывают с именем:
Выберите один ответ:
a. французского учёного Жана Жака Руссо
b. чешского педагога Яна Амоса Коменского
Выберите один ответ:
a. педагогического процесса
b. воспитательного процесса
c. образования и воспитания
Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
c. В.А. Сухомлинский
Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
Выберите один ответ:
c. П.П. Блонским
К представителям педагогики сотрудничества - движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России - относятся известные учёные и творчески работающие учителя:
b. Ш.А. Амонашвили
e. В.А. Караковский
Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
b. В.А. Сухомлинский
Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
d. детоводство
Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
a. в середине XVIII века
b. в первой половине XVI века
c. во второй половине XVII века
Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
b. практическая педагогическая деятельность
c. искусство преподавания
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
В качестве объекта педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитательный процесс
b. образование как целостный педагогический процесс
c. образование как социальный феномен
В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитание и образование
b. педагогическое явление
c. образование как целостный педагогический процесс
Выберите один ответ:
a. выявление и описание возрастных особенностей детей
b. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. проектирование педагогических теорий и технологий
b. проектирование способов работы со школьниками
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
К функциям педагогической науки относятся:
d. теоретическая
Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
c. закон
Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно - корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
В систему педагогических наук входят:
a. сравнительная педагогика
d. военная педагогика
В систему педагогических наук входят:
a. философия и история образования
b. психология обучения
c. общая педагогика
d. возрастная педагогика
В систему педагогических наук не входят:
a. психология воспитания
c. социальная работа
d. школьная гигиена
e. социальная педагогика
Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:
Выберите один ответ:
b. теория обучения и воспитания
c. социальная педагогика
d. семейная педагогика
Выберите один ответ:
a. медицинская педагогика
b. лечебная педагогика
c. гендерная педагогика
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. сравнительная педагогика
b. социальная педагогика
c. история педагогики и образования
Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:
Выберите один ответ:
К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:
Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:
Выберите один ответ:
Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как педагогический процесс
c. образование как социальное явление
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как результат
c. образование как педагогический процесс
Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как социальное явление
c. образование как педагогический процесс
Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:
Выберите один ответ:
a. философские понятия
b. частнонаучные понятия
c. общенаучные понятия
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:
Выберите один ответ:
b. воспитание в педагогическом значении
c. воспитание в узком социальном смысле
Баллов: 1,00 из 1,00
Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
a. многоаспектное явление
b. сложный и многогранный процесс
c. процесс, тесно связанный с обучением
Баллов: 1,00 из 1,00
Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:
Выберите один ответ:
a. развитие личности
b. формирование личности
Баллов: 1,00 из 1,00
Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:
Выберите один ответ:
b. педагогический процесс
Баллов: 1,00 из 1,00
Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:
Выберите один ответ:
a. в узком социальном смысле
b. в педагогическом значении
c. в широком социальном смысле
Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая технология
b. педагогическая система
c. педагогическая задача
Баллов: 1,00 из 1,00
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогическое взаимодействие
Баллов: 1,00 из 1,00
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогическое взаимодействие
Баллов: 1,00 из 1,00
Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:
Читайте также: