К представителям европейских школ естественного права и общественного договора не относится

Обновлено: 02.07.2024

В новое время теории естественного права и общественного договора освобождаются от своего предшествующего теологического обоснования. В то же время они становятся основой рационального понимания общества и государства.

Принятие теории общественного договора правовой мыслью создает возможность для различных политических концепций - в пользу монархической власти и против нее (в пользу общества). Г. Гроций, видный представитель школы естественного права в раннее новое время, разделял и ее общую теорию возникновения государства из договора. Гроций и Гоббс стояли вместе во главе той школы естественного права, которая в соответствии с общими тенденциями эпохи стремилась сконструировать целостное здание права путем рациональной дедукции от фиктивного - естественного состояния - за которым следовало заключение общественного договора.

Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский философ, выводил государство из идеи естественного состояния людей. По Гоббсу, естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер.

Дж. Локк, отталкиваясь от пессимистической теории Гоббса, стал склоняться к интерпретации естественного состояния как равенства и свободы индивидов. Во Франции Монтескье считал, что естественные законы представляют собой do-социальное явление, а потому стоят выше религии и государства, а Руссо доказывал, что именно дикарь является носителем добродетели благодаря своей изолированности от цивилизации. Поэтому идеи Гоббса оказываются источником различных интерпретаций общественного договора. Теория Гоббса, оказавшая заметное влияние на философию права XX в., имеет ряд общих черт с отдельными ее течениями, в частности, с теорией систем и структурно-функциональной школой в объяснении общества и государства, что, в частности, объясняет особый интерес к данному мыслителю в современной науке.

Свое учение Гоббс представил в трех основных трудах - "Основы философии" (1642), "Левиафан, или Природа, форма и власть правительства" (1651 г.), а также "Бегемот" (1668). В них была дана философская теория, являющаяся в значительной степени результатом анализа событий Английской революции и диктатуры Кромвеля. Можно сказать, что учение Гоббса - это анатомия революции, написанная ее убежденным противником.

Главной проблемой, которую стремится решить философ - возникновение и природа гражданской смуты, а также пути ее преодоления, причины появления из ее недр авторитарного режима. Отправной точкой размышлений Гоббсу служит природа индивида как первичного элемента общежития. Человек является существом с двойственной природой: с одной стороны, он является физическим телом (и в этом отношении служит объектом изучения естественных наук), с другой - составляет часть государства, политического тела, в котором выступает в качестве гражданина. Эта вторая сторона его природы изучается особыми разделами философии - этикой и политикой. Согласно логике номиналистского подхода, который Гоббс последовательно обосновывает, он видит свою задачу в создании на этой основе единой концепции общества, из которой путем дедукции выводятся основные понятия - "естественное состояние", "общественный договор" и "государство".

Другое направление в теории общественного договора восходит к Локку и политической мысли эпохи Просвещения и Французской революции. Оно использовало теорию общественного договора для обоснования ограничения монархической власти со стороны общества, создав теоретические предпосылки либеральной демократии и конституционализма.

Вклад Локка заключается в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу, обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества, наконец, выразил эти идеи в ясной и доступной форме, что способствовало их распространению и превращению в идеологические постулаты в ходе американской и французской революций, а также в последующей либеральной традиции европейской политической мысли.

Социально-политическим проблемам посвящен труд Локка "Два трактата о правительстве" (1660), над которыми он работал более десяти лет. Первый трактат появился как полемический ответ консервативному монархическому писателю Р. Филмеру и вышел вскоре после издания его основного сочинения - "Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа". Второй трактат был написан в период с 1679 по 1689 гг. и содержит развернутое позитивное изложение философии права мыслителя. Если учение Гоббса можно рассматривать как результат теоретического осмысления первой Английской революции, то, с позиций философии права, Локка - идеолог второй или "славной" английской революции 1688 - 89 гг., когда в результате смещения с престола Якова II Стюарта и провозглашения королем Вильгельма III Оранского были существенно ограничены права короны и заложены основы парламентарного строя. Его концепция явилась теоретической основой борьбы парламента против абсолютной власти монарха. Локка не смущает даже упрек в том, что эта теория ведет к гражданской войне. По его мнению, винить следует тех, кто своими действиями привел к ней, а не тех, кто отстаивает в ней свои права. Объектом его критики становится в этой связи королевская власть. В своем учении о формах правления Локка выделяет несколько основных типов в соответствии с тем, в чьих руках находится верховная или законодательная власть. Это совершенная демократия, олигархия, монархия (которая разделяется на наследственную и выборную) и, наконец, смешанная форма правления, которой мыслитель отдает предпочтение. Сам Локк склоняется к той форме правления, которая традиционно существовала в Англии: король, палата лордов и палата общин.

Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье)

Рационалистическая трактовка теории естественного права в эпоху Просвещения связана с появлением альтернативных, а во многом даже взаимоисключающих концепций.

Теория общественного договора служила Руссо для обоснования особого типа отношений общества и государства, при которых правительство имеет легитимный характер. Общественный договор есть ассоциация, образуемая для защиты личности, имущества и гражданской свободы индивидов, каждый из которых безраздельно подчиняет себя общей воле. В результате заключения общественного договора возникает единый общественный и моральный организм, имя которому государство. Восстановить общественную гармонию, утраченную со времени естественного состояния, возможно путем реализации нового политического принципа - народного суверенитета, который встал на место суверенитета государственного. Именно поэтому учение Руссо, казалось бы противоположное абсолютистской доктрине Гоббса, имеет с ней так много общего. Как и Гоббс, начав с индивидуалистической природы человека, Руссо пришел к апологии общественного, коллективистского начала, что нашло у него отражение в тиранической власти большинства над меньшинством. Общая воля, к которой апеллирует Руссо, отличается от индивидуальной воли человека, не совпадает она и с волей большинства, которая является лишь совокупностью составляющих ее частных воль. Общая воля, следовательно, есть некоторый метафизический абсолют, постулат общей цели, который, в принципе, не поддается никакой эмпирической верификации, не может быть проверен или измерен, скажем, с помощью конкретных социологических методов. Поэтому при внешней простоте и демократизме теории Руссо, его постоянных ссылках на общественный договор и народную волю, его учение, как отмечали многие критики, начиная с Э. Берка, является крайне метафизическим и глубоко авторитарным, представляя собой одну из наиболее тоталитарных доктрин в истории человечества. Исследователи творчества Руссо неоднократно подчеркивали, что основные положения его теории не доказываются, а скорее декларируются как нечто очевидное. На самом деле они лишь упрощенное отображение действительности. Это относится прежде всего к тезису об общей воле, оказавшему огромное влияние на последующие политические доктрины Гегеля, Маркса, Ленина.

Верховная власть, образованная с согласия всех членов общества и выражающая общую волю, не может уже в силу этого противоречить их интересам, а потому постановка вопроса о возможности какого-либо контроля над властью со стороны общества теряет всякий смысл. Руссо избегал мысли о возможности несоответствия интересов общества и групп или лиц, стоящих у власти, противоречиях между ними, которые как раз являются центральной проблемой современной философии права и политической социологии. Общественный договор Руссо наделяет политическую власть неограниченными возможностями и обосновывает ее право на всеобъемлющее применение принудительной силы по отношению к оппонентам.

Идея Руссо о неразрывности общей воли и верховной власти, с одной стороны, различных составляющих ее властей - с другой, оказала значительное влияние на последующую, прежде всего немецкую, политическую мысль. Оно прослеживается в учении об обществе и государстве Канта, но особенно во взглядах Гегеля, Фихте и Маркса, стремившихся на этой философской основе решить проблему соотношения общества и государства.

Учению Руссо в науке традиционно противопоставляется теория другого французского мыслителя - Ш. Монтескье, изложенная им в знаменитом труде "О духе законов" (1748). Продолжая традиции Локка в политической мысли, Монтескье сформулировал принципы государственного устройства, разительно отличавшиеся от авторитарной доктрины Руссо и представшие собой скорее ее антитезу - либеральную демократию. Если основной вклад Руссо усматривается в его теории народного суверенитета, оправдывавшей борьбу народов против тирании монархов, то основным достижением Монтескье следует признать концепцию правового государства и разделения властей, нашедшую выражение почти во всех конституциях демократических государств современного мира. Поэтому, доктрина Руссо носит прежде всего разрушительный, деструктивный характер и преобладает в периоды революционных взрывов, а теория Монтескье имеет большее значение для конструктивной созидательной работы по созданию государства современного парламентского типа.

В период Французской революции учения Руссо и Монтескье одновременно являлись идеологическим основанием преобразования общества и сочетались в воззрениях многих ведущих теоретиков (например, Мабли и Сийеса). Современная наука и исторический опыт XX в. убеждают, что учения Руссо и Монтескье представляют собой две принципиально различные концепции, первая из которых стала прообразом тоталитарного государства, а вторая - либеральной демократии. В этой перспективе важнейший вклад Монтескье в политическую науку и практику состоит, без сомнения, в разработанной им (главным образом на материале английского политического опыта) теории разделения властей.

Взаимодействие между обществом и государством обеспечивает коммуникативная подсистема политической системы

Под политическим рекрутированием понимают избрание в выборные органы власти

В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на правящие и оппозиционные

По характеру протекания изменений в рамках политического процесса выделяют революционные и эволюционные процессы.

К структуре политического сознания не относят политическое участие

Современное политическое развитие характеризуется плюрализмом возможностей и неравномерностью развития

Наиболее точно суть понятия политические технологии отражает определение:

методы решения политических проблем, выработки политики ее реализации, осуществления практической политической деятельности

Полицентризм в международных отношениях проявляется в росте влияния разных субьектов

Метод, не относящийся к прикладным методам в политической науке, -это структурно-функциональный анализ

Под мониторингом понимают систему сбора информации, регулярного наблюдения, оценки и прогноза

К моделям политической экспертизы не относится нормативно-правовой акт

.Моделирование избирательного процесса используют для, составления электорального прогноза

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Определение естественного состояния Гоббсом, объяснение разницы между естественным правом и законами. Неотъемлемость естественного права по Локку. Главная цель существования государства. Теория естественного права и общественного договора у Руссо.

Рубрика Государство и право
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 30.01.2013
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У ГОББСА

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У ЛОККА

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У РУССО

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Теории естественного права и общественного договора сыграли огромную роль в дальнейшем развитии человечества. Идея общественного договора значительно демократизировала политические системы различных стран и сформировала в данный момент уже устоявшееся мнение о том, что в государстве решения принимаются согласно воле народа, и государство призвано обеспечивать помощь в достижении общих для всех граждан целей. Не смотря на это, не все государства стремятся к использованию этих принципов.

Обоснование необходимости объединения людей по принципу всеобщего согласия для достижения общего блага и способы заключения такого соглашения были описаны такими философами, как Гоббс, Локк, Руссо. У каждого из них присутствует суждение о естественном состоянии человека, после чего описываются естественные права, затем обосновывается заключение общественного договора. Однако каждый из философов по-своему дает определение естественному состоянию (состояние равенства и свободы, состояние войны), а так же все они по-разному размышляют о причинах и целях заключения общественного соглашения.

Понятие естественного права заключается в том, что от природы с момента своего рождения человек обладает рядом определенных прав. Эти права не зависят ни от социальных, ни от политических изменений. Кроме того, никто не имеет свободы посягнуть на права другого. Естественные права являются неотъемлемыми, ибо природы не подвластна человеку, соответственно, производное природы - естественное право, так же не должно быть испорчено, упразднено, либо нарушено человеком.

Понятие естественного права было обозначено еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако наиболее четкое обоснование теория естественного права получила в XVI-XVIII веках, когда философы Гоббс, Локк и Руссо опубликовали свои размышления на эту тему.

Важно отметить, что эти понятия легли в основу многих современных теорий и концепций и внесли свой вклад в развитие политических систем различных стран.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У ГОББСА

Гоббс начинает обоснование теории естественного права и общественного договора с определения естественного состояния. Он утверждает, что все люди равны от природы, обладают равными правами и свободами. При чем равны как физически, так и умственно. Однако, как известно, в любом обществе, построенном на абсолютном равенстве, рано или поздно появляется социальное неравенство. История показала, что все попытки построения обществ равных были утопичны. Гоббс осознавал это и писал, что в условиях равенства очень быстро зарождаются разногласия. Некоторые стремятся к завоеванию дополнительного имущества, другие хотят власти и стремятся к захвату чужих земель и людей там проживающих и так далее. Причины могут быть разными, но волнения в обществе неизбежны. Таким образом, Гоббс приходит к заключению, что естественное состояние людей - это состояние войны всех против всех. Ситуация, когда в обществе отсутствуют правила, законы, которые регулировали бы общественные отношения. В таком обществе власть не значит ничего, а личный интерес руководит поведением человека.

Томас Гоббс объясняет разницу между естественным правом и естественными законами. Естественным правом он называет свободу человека делать всё, что потребуется для сохранения его жизни. Закон же - это запрет делать то, что пагубно для жизни. Гоббс описывает эти естественные законы, первым из которых называет обязанность человека стремиться к миру и спокойствию и защита своей жизни.

Власть в государстве может быть лишь абсолютистской, так как, считает Гоббс, только в таком случае, можно убрать недостатке в обществе, то есть избавиться от естественного состояния. Главной функцией государства является обеспечение защиты общества, прав людей, а так же обеспечение общего блага. Оно гарантирует гражданам свободу делать всё то, что не запрещено законом.

Гоббс отмечает, что общественный договор не может быть разорван. Люди, перейдя из естественного состояния в гражданское, не вправе ослушаться суверена. Однако есть один случай, в котором возможно восстание подданных против суверена. Это ситуация, когда правитель нарушает первый и основной, по мнению Гоббса, естественный закон о защите жизни граждан.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У ЛОККА

Как и другие философы, Локк начинает обоснование возникновения государства с объяснения, что есть на его взгляд естественное состояние. Для него это состояние свободы поступать как угодно человеку, состояние равенства, никто не имеет больше, чем имеет другой. Однако, свобода для Локка - не есть своеволие. А ограничителем в действиях человека должны выступать законы природы, которые возникли на основе морали. Человек вправе защищать свою жизнь, своё имущество, но не вправе посягать на другого и его имущество. Однако не все люди считают нужным придерживаться законов природы. Зачастую в обществе появляется группа людей, желающих завладеть имуществом других, завоевать новую землю, а так же власть. Такой ход событий приводит к тому, что в обществе начинается борьба, война. Возникает социальное неравенство. Через некоторое время, говорит Локк, люди начинают понимать, что такие общественные отношения не приведут к свободе и миру. В этот момент они решают заключить общественное соглашение, и, соответственно, создать государство.

Общественный договор - это объединение людей по согласию каждого, в ходе которого создаются законы, призванные регулировать общественное взаимодействие. Посредством заключения общественного договора, государство становится силой, которая будет защищать естественные права человека. Возникший институт регулирует отношения между гражданами, руководствуясь общепринятыми законами.

Естественное право по Локку является неотъемлемым. А заключается оно вправе защищать свою жизнь, имущество и права. При образовании государства люди не отказываются от естественных прав и не должны их приносить в пользу суверена. Во-первых, потому, что главная функция государства по Локку - это защита естественных прав. А во-вторых, потому, что, в отличие от Гоббса, абсолютистская власть неприемлема для Локка. Доверять власть одному человеку неразумно, так как возможно правитель воспользуется своим положением, что приведет к нарушению естественных прав других граждан.

В случае, если государство не защищает прав и свобод людей они могут расторгнуть договор, а затем заключить новый. Главной целью существования государства является достижение общего блага, которое, по Локку состоит в сохранении естественных прав. Кроме того, государство должно осуществлять правосудие. Локк различает несколько видов власти и становится первым, кто выдвинул принцип разделения властей.

Стоит так же сказать, что естественное состояние для Локка - не есть нечто отрицательное. И, в отличие от Гоббса, он считает, что общественный договор - единственный выход к спасению общества. Однако, он замечает, что взаимодействие людей лучше проходит в организованном обществе, где им обеспечено сохранение естественных прав, жизнь урегулирована с помощью законов, принятых в ходе подписания общественного соглашения. Государство обладает лишь обязанностями, оно призвано лишь служить своим гражданам, носит функцию опекуна.

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА У РУССО

Однако со времен появления частной собственности возникает борьба между богатыми и бедными, которые появились так же в ходу появления частной собственности. Тогда люди осознают, что необходимо объединиться. Таким образом, создается одно целое, государство, со своими законами и правилами. При подписании общественного соглашения каждый человек должен передать часть своих естественных прав государству. Главным у Руссо смыслом существования государства является достижение общего блага, защита индивидуальной свободы. При образовании государства люди теряют естественную свободу, однако, получают новую, гражданскую свободу, соглашаются соблюдать некоторые правила и законы. Каждый человек во имя достижения общего блага должен отказаться от некоторых своих свобод в пользу других людей. В гражданском состоянии все люди имеют право на всё, что не запрещается законами, которые граждане приняли самостоятельно в процессе создания государства. В государстве создаются условия равенства для всех.

Однако, власть государства является абсолютной. Этой властью обладает народ. Суверенитет народа является для Руссо неотчуждаемым и неделимым. Кроме того, люди не вправе расторгнуть общественное соглашение, так как суверен, в пользу которого люди отказались от своих естественных прав и которому доверили правление народом, является носителем общей воли.

Для Руссо предпочтительным политическим устройством является республика. Здесь следует разъяснить понятие республики, которое дает Руссо. Он называет республикой любую форму правления, которая основана на общественном договоре. Форма правления зависит от размера государства. Если оно территориально мало, подойдет демократия, так как она предполагает участие всех граждан в правлении, что зачастую проявляется в общих собраниях. Для более крупного государства подходит аристократия. Для больших по территории государств - монархия.

Стоит так же добавить, что частная собственность, по мнению Руссо, является врагом для людей. Она приводит к разногласию между людьми.

Итак, все вышеописанные теории естественного права и общественного договора схожи между собой. Однако, существует и ряд различий. В следующей таблице я представлю сравнение теорий естественного права и общественного договора трех различных философов.

Что такое общественный договор? Суть кратко, простыми словами. Теория общественного договора: концепция и суть. Общественный договор и государство. Сторонники и представители теории общественного договора: Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак-Руссо.

Фото Общественный договор - это. Теория общественного договора Руссо, Гоббса и Локка

Джон Трамбулл. Представление Декларации независимости США на заседании континентального конгресса (1817-19 гг.)

Что значит общественный договор. Простыми словами

Общественный договор - это концепция, гласящая, что люди добровольно отказываются от некоторых своих прав в пользу общества и государства, чтобы те защищали их права и обеспечивали безопасность.

Изначально люди жили в состоянии полной свободы, объясняли авторы данной теории: например, сильный мог убить слабого или забрать его имущество. Тогда, чтобы обеспечить безопасность и справедливость, люди заключили неформальный договор друг с другом о правах и обязанностях. Так появилось общество, а затем и государство.

Суть теории общественного договора в том, что государство служит людям - они согласились подчиняться законам и власти в обмен на безопасность и защиту своих прав. Если же власти станут нарушать договор с народом, нарушать права людей, то граждане вправе расторгнуть договор и свергнуть правительство, потерявшее легитимность.

Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.

Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.

Теорией общественного договора вдохновлялись участники революций, свергнувших монархию в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке, а также участники Войны за независимость в Северной Америке. Идеи общественного договора легли в основу государственности США - они отражены в Декларации независимости и Конституции.

Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк

Наиболее известные представители теории общественного договора - Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо.

Все изменилось, когда возник общественный договор - люди стали добровольно отказываться от части своих прав, писал Гоббс. Например, от права убивать друг друга. Так появилось общество, а затем и государство, защищавшее права людей. Инструменты государства - принуждение и сила.

У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.

Государство не может нарушать законы и покушаться на естественные права людей. Если оно это делает, то народ имеет право на восстание против тиранической власти, считал мыслитель. Даже состояние естественной свободы - анархии - лучше, чем деспотизм, полагал Локк. Ведь при анархии каждый может защищать себя от чужих посягательств, а при тариническом режиме защититься невозможно.

Локк выступал сторонником конституционной монархии, правового государства и гражданского общества. Также Джон Локк - автор идеи о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая сегодня считается обязательным признаком демократии.


Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста

Народ является источником власти, и эта власть неотчуждаема, поэтому необходимо прямое народное представительство, писал Руссо. Английский представительный парламент вызывал у него насмешку - люди избирают депутатов, а затем оказываются у них в рабстве. Граждане должны сами определять нормы, по которым будут жить, а в случае необходимость - пересматривать эти нормы, учил просветитель.

Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.


Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images

Читайте также: