К наиболее распространенной проблеме одаренного ребенка в школе относится

Обновлено: 02.07.2024

Достаточно большое число исследований, выполненных в рамках изучения одаренности, посвящено выделению и описанию факторов, способствующих развитию и реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка, его ранней диагностике и прогнозу его развития в дальнейшем. Данные исследования явились основной предпосылкой к зарождению особого направления психологии способностей и одаренности - психологии скрытой одаренности, которая занимается изучением и разрешением проблемы не выявленных и заблокированных талантов учащихся. Выясняя причины возникновения данной проблемы, необходимо обратиться к анализу личностных особенностей одаренных подростков и изучению процесса развития этих особенностей в ходе взаимодействия одаренного ребенка с социумом на разных ступенях его взросления.

Во многих работах подчеркивается важная роль социальной среды для формирования творческой и интеллектуальной одаренности. Именно требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять интеллектуальные и творческие способности людей.

В 70-е годы группой психологов во главе с Е. Торренсом и Дж. Гилфордом в рамках данного вопроса был проведен ряд исследований, результаты которого свидетельствуют о том, что около 30 % учащихся, отчисляемых из школы, являются талантливыми или одаренными. К концу школьного обучения многие подростки испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Исследования С. Майлс, С. Ладжоула и Б. Шора показали, что самоубийство среди одаренных подростков встречается в 2,5 раза чаще, чем у их обычных сверстников.

В своих работах Е. Торренс указывает на то, что наследственный потенциал является важнейшим показателем дальнейшей творческой продуктивности. Степень, в которой творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, будет зависеть уже от того, какое влияние на ребенка окажет его семья и школа. И тот и другой социальные институты способны как развить, так и уничтожить творческий потенциал ребенка. Следовательно, талант может быть загублен на любом этапе своего становления, даже не до конца проявившись.

Е. Торренсом были выделены условия, которые, по его мнению, тормозят развитие творческой одаренности в детском возрасте:

- ориентация на успех, когда ребенок боится дать правильный ответ;

- ориентация на мнение сверстников, когда ребенок боится выглядеть в глазах сверстников необычным, оригинальным;

- представление родителей или окружающих людей о креативности как отклонении от нормы;

- запрет на вопросы и ограничение инициативы;

- жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.

В этой связи интересными представляются результаты, которые были получены в исследовании, проводимом Н.Б. Шумаковой. Н.Б. Шумакова выделила два критических периода в способности детей задавать вопросы. Первый период относится к тому времени, когда дети идут в школу. При переходе к школьному обучению около 25 % детей становятся пассивными в постановке вопросов. Вместе с тем, у 25 % детей наблюдается резкий всплеск активности. Второй период падения активности зафиксирован в возрасте 12-14 лет. По данным исследования, до 40% подростков становятся еще более пассивными в познавательном плане и только у 10-15% учеников зафиксирован переход на более высокий уровень познавательной активности. Результаты исследования, безусловно, свидетельствуют о значительном воздействии, которое оказывает школьное обучение на развитие детской одаренности.

Н.С. Лейтес, посвятивший проблематике одаренности множество работ, отмечает, что у детей с ранним умственным подъемом есть свои специфические трудности. Так, в семье часто бывают встревожены необычайностью такого ребенка. В результате одаренный ребенок наталкивается на непонимание со стороны самых близких ему людей - родителей. Часто бывает и по-другому. Ребенка в семье окружает атмосфера захваливания, происходит неумеренная демонстрация его успеха. Обе эти ситуации оказывают одинаково травмирующее воздействие на психику ребенка. В школе такому ребенку тоже нелегко, поскольку приоритеты расставлены таким образом, что учителя больше проявляют внимание и оказывают помощь тем детям, которые имеют различные проблемы в интеллектуальном и психическом развитии. Следовательно, чаще всего одаренный ребенок в школе оказывается предоставленным самому себе.

Современная культура школы, господствующие в ее стенах стереотипы оказывают самое серьезное влияние на Я-концепцию одаренного ребенка. Основными ценностями для системы школьного обучения долгие годы оставалось, да и сейчас является приоритетным, соответствие усваиваемых знаний определенным правилам, предопределенность (и потому правильность) ответа. Следует отметить и преобладание в школе словесного характера обучения. Академические достижения часто связываются с владением навыками устной и письменной речи. То есть важно не только и (или) не столько оригинальность, точность идеи, а, прежде всего форма, в которую облечена эта идея. Для одаренного ребенка такое положение вещей совершенно неприемлемо. Для него более важна суть, а не оболочка. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обогащения, любознательность и независимость суждений тратятся вхолостую под влиянием уже освоенной скучной программы. В результате, одаренный ребенок будет приспосабливаться к своим обычным сверстникам, и его поведение будет походить на поведение его одноклассников. Он начнет подстраивать выполнение этого задания по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителей.

Однако учителя и родители, памятуя о необходимости многостороннего развития личности, выражают серьезные опасения по поводу того, что у ребенка отсутствуют отличные оценки по всем предметам. Специфика структуры одаренности может рассматриваться такими взрослыми просто как каприз. Наконец, познавательные интересы ребенка могут находиться вне сферы академических предметов, изучаемых в школе. И ему попросту бывает жаль тратить время на те занятия в школе, которые отвлекают его от того, чем они в настоящий момент увлечены. Наконец, он может решить для себя заниматься только тем, что ему интересно и ново. В этом случае мы видим проявление одной из показательных черт характера ребенка - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Давление со стороны взрослых, ставящих скорее перед собой цель добиться высоких показателей по всем школьным предметам, безусловно, самым негативным образом отразится на самовосприятии ребенка, на оценивании им собственных знаний и способностей. Стоит добавить, что ребенку, обладающему высокими способностями, вообще сложно бывает свыкнуться с теми требованиями, которые предъявляются ему в школе. Ведь отметки ставят не только за знания, но и за поведение, и за почерк.

Факторами, способствующими формированию заниженной самооценки, являются объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив.

Результаты психологических исследований показывают, что у подростков, обладающих незаурядными умственными способностями, часто обнаруживаются трудности в общении, более низкий уровень социальной компетентности, они более интровертированы. Таким образом, можно говорить о наличии интеллектуально-социальной неравномерности, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и недостаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыками.

Проблема социальной дезадаптации одаренных подростков в условиях обучения в общеобразовательной школе является предметом пристального изучения в психологии на протяжении последних десятилетий.

Степень осознания актуальности и важности этой проблемы обществом в настоящий момент не приводит пока к ее решению. Часто дети вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых пытаться решать возникающие сложности во взаимоотношении их с окружающим миром. Степень эффективности данной деятельности различна. Так, А. Маслоу выделяет следующие уровни функционирования одаренных детей:

Второй уровень - оборона. Здесь ребенок сохраняет уже самовосприятие, найдя собственную нишу безопасности, тратя также массу энергии на удержании своих позиций и того, что воспринимается им, как угроза.

Третий уровень - уверенность. На этом уровне одаренный ребенок уже находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную долю на приспособление.

Четвертый уровень - процветание. Это конечная цель для одаренных детей в процессе их взаимодействия с окружающим миром. В психологическом климате, которым обеспечивается ребенок на этом уровне, всю энергию он спокойно может отдать творческим продуктивным занятиям.

Таким образом, проанализировав ряд исследований, посвященных проблеме становления и развития детской одаренности, можно сделать ряд выводов и обобщений.

1. Генезис детской одаренности отличается особой проблематикой, возникающей как результат взаимодействия одаренного ребенка, обладающего рядом достаточно специфических особенностей, и различными социальными факторами, формирующимися на различных уровнях: семья, школа, группа сверстников. Среди существующих в данном направлении проблем необходимо отметить наиболее острые:

1.1 Проблема несоответствия индивидуально-психологических особенностей одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов, которые предъявляются по отношению к нему системой среднего образования. Данная проблема имеет в свою очередь несколько аспектов своего выражения:

- сохранившаяся направленность на унификацию образования, которая противоречит специальной одаренности;

- существующая система оценивания, ориентированная в основном на словесный характер ответа;

- установка на развитие преимущественно конвергентного мышления;

1.3 Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих одаренных детей и подростков, что порождает дополнительные сложности, связанные с выделенными выше двумя проблемами, а именно:

- стремление родителей к собственной самореализации за счет своего одаренного ребенка, что приводит к возникновению перенапряжения детского организма в силу интеллектуально-личностной диссинхронии, свойственной многим одаренным детям и формированию определенных комплексов, связанных с высокой ответственностью за результаты собственной деятельности;

- незнание и непонимание учителями личностных особенностей, специфики интересов и основных закономерностей развития детской одаренности являющееся основной предпосылкой подавления высокой познавательной активности одаренных учащихся;

- формирование стереотипных ожиданий под влиянием различных стереотипных представлений о том, что одаренный ребенок развит во всех сферах, включая и интеллектуальную, и сферу академических достижений, и эмоциональную, и социальную и т.д.

2. Отсутствие реальных шагов на пути к решению отмеченных здесь проблем может привести к серьезным негативным последствиям, которые самым непосредственным образом отразятся на одаренных детях. А именно:

- формирование комплекса вины под воздействием родительских, а впоследствии и учительских установок;

- возникновение установок конформности в отношениях со сверстниками;

- снижение познавательной активности;

- отказ от проявления и использования неординарных способов решения различных проблем;

- повышение риска возникновения у одаренного ребенка невротического состояния или даже психоза, как результат длительного подчинения своей индивидуальности требованиям окружающих.

Исходя из этого, мы считаем правомерным вывод о необходимости создания в рамках образовательного процесса вариативной модели, позволяющей поддерживать экологическое равновесие между ориентацией общества на поддержку творческой элиты и сензитивности одаренных личностей к глобальным проблемам общества для их дальнейшего решения. А значит, программы для одаренных учащихся должны быть максимально ориентированы на сохранение неадаптивной активности во всех ее проявлениях: способность личности к неадаптивному раскрытию своей уникальности в различных сферах творческой деятельности, установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, возможность непрагматического риска при ситуации с незначительной степенью определенности, возможность сохранения приоритета духовных ценностей. Выполнение этой задачи создаст условия для персонализации творчески одаренного ребенка, то есть позволит осуществить вклад в культуру посредством создания собственного оригинального продукта, даже в том случае, если этот продукт будет диаметрально противоположен сформулированной на первоначальном этапе цели.

Аннотация.В статье рассматриваются аспекты личности одаренного ребенка, способствующие формированию проблем социально-психологического характера. Установлены цели и задачи по выявлению и развитию детской одаренности, а также определяются проблемы развития одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы.

Ключевые слова:одаренные дети, школа, развитие одаренных детей, детская одаренность, проблемы развития одаренных детей.

На сегодняшний день все также не угасает внимание к выявлению и развитию одаренных детей. Однако наибольший интерес вызывают проблемы, связанные развитием одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы, поскольку именно школьный возраст является наиважнейшим периодом формирования личности ребенка, его умений и способностей.

В связи с этим одной из приоритетных задач современной образовательной школы выступает организация наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей, а также детей, одаренность которых еще не проявилась, что и обуславливает актуальность исследования.

Целью данной статьи выступает определение проблем развития одаренных детей, а также выявление путей их решения в условиях образовательной школы.

На современном этапе жизни проблема обучения одаренных детей тесно связана с возникающими требованиями быстро изменяющейся мировой конъюнктуры, которая стала источником концепции по созданию целенаправленного образования людей, обладающих выдающимися способности в определенной сфере деятельности.

Для взаимодействия с одаренными детьми требуются специально созданные программы, переквалифицированные и подготовленные педагоги, образовательные учреждения, в частности, школы, где имеют представление и принимают во внимание особенности и проблемы одаренного ребенка и он сможет развиваться в соответствии с уровнем его потенциала, знаний и способностей [6].

Важнейшей потребностью одаренного ребенка выступает накопление и усвоение приобретаемых знаний. Одаренные дети могут ощущать комфорт только в том случае, когда у них есть возможность без каких-либо препятствий развиваться.

Отметим, что в процессе обучения зачастую одаренные дети испытывают дискомфорт. Это обуславливается тем, что учитель, ввиду отсутствия серьезных проблем в усвоении учебного материала, не считает необходимым акцентировать свое внимание на таком ученике. Однако, именно данный факт выступает источником их будущих неудач в жизни, поскольку познавательная деятельность одаренных детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в процессе которого происходит развитие интеллекта и способностей ребенка, притом этого не достаточно для формирования у него умений преодолевать трудности.

Отличительной чертой воспитания, развития и обучения одаренных детей выступает совокупность проблем, образующаяся вследствие влияния на одаренного ребенка различных социальных факторов, среди которых главными являются: школа, семья, сверстники и пр.

Изучив данный вопрос с разных сторон, можно составить следующий вывод: у одаренных детей присутствует ряд проблемных аспектов, обусловленные их уникальными возможностями и выступают обратной стороной существующих положительных характеристик их уникальной развивающейся личности.

Таким образом, среди отрицательных личностных черт одаренных детей присутствуют такие, как:

s отсутствие способности принимать позицию другого человека, в особенности, если он интеллектуально слабее;

s неприязненное отношение к школе, в случае, когда учебная программа скучна и неинтересна;

s отставание в физическом развитии сравнительно со сверстниками, поскольку одаренный ребенок склонен, как правило, занятиям интеллектуального характера;

s отсутствие культуры диалога и присутствие вместе с тем желания завершать мысль собеседника, поскольку уже с первых слов ясна суть проблемы;

s желание прерывать и исправлять собеседника во время беседы, если тот совершает логические ошибки либо неверно ставит ударение в словах;

s желание всегда быть правым в дискуссиях по причине отсутствия конформизма и умения идти на компромисс;

s желание командовать сверстниками, в противном случае с ними становится скучно.

Данные аспекты личности одаренного ребенка способствуют формированию круга социально-психологических проблем, которые представлены на рисунке 1 [6].

Социально-психологические проблемы одаренных детей
Сложности в поиске близких по духу друзей
Проблемы ощущения комфорта, т.е. попытки подстроиться под других, казаться такими, как все, отрицание своей индивидуальности
Высокий уровень развития как определяющее условие мотивации к обучению
Проблемы участия в играх и развлечениях сверстников
Очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе

Рисунок 1. Социально-психологические проблемы одаренных детей

С целью выявления проблем и путей их решения в условиях образовательной школы, настраивания образовательного процесса и взаимодействия учителей с одаренными детьми, программы по развитию и поддержке одаренных детей должны придерживаться ряда основных положений:

s индивидуализация обучения (создание индивидуального курса развития одаренных детей);

s наличие возможности у одаренных детей свободно выбирать спектр дополнительных занятий и соответствующих педагогов;

s широкий ряд предлагаемых образовательных услуг;

s индивидуальные методы обучения и воспитания;

s деятельностный метод обучения, привлекающие к самостоятельному обучению одаренных детей, соответствующее их потенциалу.

Подчеркнем, что данные мероприятия приобретают актуальный характер в условиях образовательной школы, так как именно школа занимает главное место в развитии высоко замотивированных учеников, несет ответственность за выявление одаренных детей и их последующую поддержку, в том числе за организацию необходимых условий для достижения учащимися высоких достижений и результатов.

Главными целями учебно-педагогической работы учителей с одаренными детьми выступают поиск и развитие одаренных детей, учитывая их уровень возможностей и умений.

С целью выявления проблем и путей их решения, в первую очередь, требуется установить ряд соответствующих мероприятий.

Таким образом, мероприятия по выявлению одаренных детей состоят из нескольких этапов:

На первом этапе, учителю необходимо обратиться к научным данным о психологических особенностях одаренного ребенка и к эффективным методикам обучения таких детей, реализуя следующие мероприятия: курсы и семинары; повышение квалификационного уровня; подборка соответствующих учебных материалов, необходимых для самостоятельного изучения и проведение научно-методического исследования по данному вопросу.

На следующем этапе проводятся исследования урочной и внеурочной деятельности школьников с целью выявления детей, склонных изучать различные предметы и конкретные направления деятельности, за счет проведения следующих мероприятий: выявление критериев, позволяющих совершить анализ и оценку наличия одаренности; использование методик целенаправленного научно-педагогического наблюдения; выяснение у родителей точек зрения о склонностях, сферах наибольшей успешности и круге интересов, об отличительных чертах личностного развития их ребенка; регулярное проведение опроса учителей по отдельным дисциплинам и классных руководителей о присутствии одаренных детей в их классах.

При реализации третьего этапа осуществляется подбор материалов и проведение тестирований, результаты которых помогут выявить грани одаренности у ребенка. Также для данного этапа характерно выполнение таких мероприятий, как: выявление имеющегося практического опыта в определенной сфере; продолжительное наблюдение за изменениями результативности согласно результатам тестов и истинных достижений школьника; реализация массовых внеурочных мероприятий, к числу которых относятся различные конкурсы, олимпиады, предоставляющие ученику возможность продемонстрировать свои способности.

Задачи по организации условий, оказывающие эффективное влияние на развитие одаренных детей, представлены следующим образом:

1. Составление методик и подбор такой формы обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативности и творческого потенциала. Вместе с тем в отношении одаренных детей применять их необходимо следующим образом:

s осуществить сравнительный анализ предлагаемой информации и выбирать инструменты для ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

s не акцентировать свое внимание на том, как информация, а напротив, делать упор на конкретные приемы и методики выполнения учебных заданий, а также предоставить учащимся возможность на самостоятельном уровне изучать и обсуждать интересующие их темы.

2. Создание персональных обучающих систем для одаренных детей, учитывая, что их главное предназначение сводится к развитию личности одаренного ребенка, и тот факт, что в роли разработчиков и инициаторов создания специальных курсов обучения могут быть непосредственно родители, учителя-предметники, классные руководители, психологи, наставники и т. д, то есть те люди, которым не безразлична судьба одаренного ребенка;

Выделим главные факторы эффективного взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной школы:

s Каждый учитель должен осознавать, насколько важна роль развития одаренных детей, и ввиду этого акцентировать свое внимание на проблеме становления положительной мотивации учебного процесса.

s У каждого педагога должно быть понимание, что реализация программы по работе с одаренными детьми наиважнейшее направление в их деятельности.

s При работе с одаренными детьми рекомендуется подключать учителей с соответствующей специализацией и наиболее высоким уровнем квалификации [4].

Выполнив данные условия, появится возможность наиболее верно сформировать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между этапами учебной деятельности, в том числе способствовать адаптации одаренных детей в общеобразовательной системе.

Следовательно, можно сказать, что организация психолого-педагогических условий для выявления современных проблем развития одаренных детей и путей их решения в условиях образовательной школы, а также повышенной познавательной активности одаренного ребенка выступает сегодня определяющей и приоритетной задачей его обучения в школе. Главным таким условием служит обогащенная и развивающая образовательная среда, которая отвечает исключительным когнитивным потребностям и возможностям одаренных детей, включая отличительные черты их личности.

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Богданова В.П. Педагогические условия работы с одаренными детьми // Современные проблемы науки и образования. -2016. - №1. - С. 1-9.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы одаренности детей и пути их решения

Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?

Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 6070 %, то к четырнадцати годам — 3040 %, а к семнадцати — только 1520 %. Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.

Поэтому учителя начальных классов призваны создавать развивающую, творческую среду, способствующую раскрытию природных возможностей детей.
Одарённость детей является одной из важных проблем общества. Дело не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни нового поколения.

Какие проблемы возникают у одаренных детей? Как они решаются?
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Размышляя над данной темой, опираясь на собственный опыт, пришла к убеждению, что в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Проблемы одаренных детей.

Как научить детей видеть проблему?

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы ее устранить, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Существует несколько видов проблем одаренных детей. Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Ощущение неудовлетворенности.

Нереалистические цели.

Сверхчувствительн ость. И т д

Размышляя над данной темой, я пришла к убеждению, что в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Преднамеренное сталкивание жизненных представлений учащихся с научными фактами позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения.

ЗАДАНИЯ—РАССУЖДЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворе. Медведь зимой не заснул.


Третий способ – библиотерапия – лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективным средством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а также проблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых для достижения успеха в жизни. Их благотворное влияние объясняется тем, что при надлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способы толковании жизненных событий и межличностных отношений.

Библиотерапия особенно эффективна при работе с одаренными благодаря тому, что:

1) они рано начинают читать и интересуются книгами;

2) книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы.

Библиотерапию в классе можно использовать в зависимости от потребностей класса и/или отдельных учащихся. Например, это может быть проблема всего класса – скука на каких-то уроках из-за учебной программы, не учитывающей особенности конкретной аудитории; проблема отдельной ученицы или ученика – например, трудности взаимоотношений с одноклассниками; личностные трудности – например, в развитии положительного самовосприятия. Успешная библиотерапия требует:

1) прочтения специально подобранной книги, отражающей в той или иной мере аналогичную проблему;

2) последующего обсуждения прочитанного.

Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемому результату. Важно, что бы одаренный ребенок принял участие в обсуждении прочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от проблемы обсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах, только с одним человеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на книге, можно использовать ролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов решения проблем.

Библиотерапия не может решить всех проблем, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организации она предлагает широкие возможности для решения многих существующих трудносте й и предотвращения будущих.

Задание учителям! Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,

которые учитель встречает у своих учеников.

Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Достаточно большое число исследований, выполненных в рамках изучения одаренности, посвящено выделению и описанию факторов, способствующих развитию и реализации творческого и интеллектуального потенциала ребенка, его ранней диагностике и прогнозу его развития в дальнейшем. Данные исследования явились основной предпосылкой к зарождению особого направления психологии способностей и одаренности - психологии скрытой одаренности, которая занимается изучением и разрешением проблемы не выявленных и заблокированных талантов учащихся. Выясняя причины возникновения данной проблемы, необходимо обратиться к анализу личностных особенностей одаренных подростков и изучению процесса развития этих особенностей в ходе взаимодействия одаренного ребенка с социумом на разных ступенях его взросления.

Во многих работах подчеркивается важная роль социальной среды для формирования творческой и интеллектуальной одаренности. Именно требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять интеллектуальные и творческие способности людей.

В 70-е годы группой психологов во главе с Е. Торренсом и Дж. Гилфордом в рамках данного вопроса был проведен ряд исследований, результаты которого свидетельствуют о том, что около 30 % учащихся, отчисляемых из школы, являются талантливыми или одаренными. К концу школьного обучения многие подростки испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Исследования С. Майлс, С. Ладжоула и Б. Шора показали, что самоубийство среди одаренных подростков встречается в 2,5 раза чаще, чем у их обычных сверстников.

В своих работах Е. Торренс указывает на то, что наследственный потенциал является важнейшим показателем дальнейшей творческой продуктивности. Степень, в которой творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, будет зависеть уже от того, какое влияние на ребенка окажет его семья и школа. И тот и другой социальные институты способны как развить, так и уничтожить творческий потенциал ребенка. Следовательно, талант может быть загублен на любом этапе своего становления, даже не до конца проявившись.

Е. Торренсом были выделены условия, которые, по его мнению, тормозят развитие творческой одаренности в детском возрасте:

- ориентация на успех, когда ребенок боится дать правильный ответ;

- ориентация на мнение сверстников, когда ребенок боится выглядеть в глазах сверстников необычным, оригинальным;

- представление родителей или окружающих людей о креативности как отклонении от нормы;

- запрет на вопросы и ограничение инициативы;

- жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.

В этой связи интересными представляются результаты, которые были получены в исследовании, проводимом Н.Б. Шумаковой. Н.Б. Шумакова выделила два критических периода в способности детей задавать вопросы. Первый период относится к тому времени, когда дети идут в школу. При переходе к школьному обучению около 25 % детей становятся пассивными в постановке вопросов. Вместе с тем, у 25 % детей наблюдается резкий всплеск активности. Второй период падения активности зафиксирован в возрасте 12-14 лет. По данным исследования, до 40% подростков становятся еще более пассивными в познавательном плане и только у 10-15% учеников зафиксирован переход на более высокий уровень познавательной активности. Результаты исследования, безусловно, свидетельствуют о значительном воздействии, которое оказывает школьное обучение на развитие детской одаренности.

Н.С. Лейтес, посвятивший проблематике одаренности множество работ, отмечает, что у детей с ранним умственным подъемом есть свои специфические трудности. Так, в семье часто бывают встревожены необычайностью такого ребенка. В результате одаренный ребенок наталкивается на непонимание со стороны самых близких ему людей - родителей. Часто бывает и по-другому. Ребенка в семье окружает атмосфера захваливания, происходит неумеренная демонстрация его успеха. Обе эти ситуации оказывают одинаково травмирующее воздействие на психику ребенка. В школе такому ребенку тоже нелегко, поскольку приоритеты расставлены таким образом, что учителя больше проявляют внимание и оказывают помощь тем детям, которые имеют различные проблемы в интеллектуальном и психическом развитии. Следовательно, чаще всего одаренный ребенок в школе оказывается предоставленным самому себе.

Современная культура школы, господствующие в ее стенах стереотипы оказывают самое серьезное влияние на Я-концепцию одаренного ребенка. Основными ценностями для системы школьного обучения долгие годы оставалось, да и сейчас является приоритетным, соответствие усваиваемых знаний определенным правилам, предопределенность (и потому правильность) ответа. Следует отметить и преобладание в школе словесного характера обучения. Академические достижения часто связываются с владением навыками устной и письменной речи. То есть важно не только и (или) не столько оригинальность, точность идеи, а, прежде всего форма, в которую облечена эта идея. Для одаренного ребенка такое положение вещей совершенно неприемлемо. Для него более важна суть, а не оболочка. Быстрое схватывание, великолепное запоминание информации, сила обогащения, любознательность и независимость суждений тратятся вхолостую под влиянием уже освоенной скучной программы. В результате, одаренный ребенок будет приспосабливаться к своим обычным сверстникам, и его поведение будет походить на поведение его одноклассников. Он начнет подстраивать выполнение этого задания по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителей.

Однако учителя и родители, памятуя о необходимости многостороннего развития личности, выражают серьезные опасения по поводу того, что у ребенка отсутствуют отличные оценки по всем предметам. Специфика структуры одаренности может рассматриваться такими взрослыми просто как каприз. Наконец, познавательные интересы ребенка могут находиться вне сферы академических предметов, изучаемых в школе. И ему попросту бывает жаль тратить время на те занятия в школе, которые отвлекают его от того, чем они в настоящий момент увлечены. Наконец, он может решить для себя заниматься только тем, что ему интересно и ново. В этом случае мы видим проявление одной из показательных черт характера ребенка - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Давление со стороны взрослых, ставящих скорее перед собой цель добиться высоких показателей по всем школьным предметам, безусловно, самым негативным образом отразится на самовосприятии ребенка, на оценивании им собственных знаний и способностей. Стоит добавить, что ребенку, обладающему высокими способностями, вообще сложно бывает свыкнуться с теми требованиями, которые предъявляются ему в школе. Ведь отметки ставят не только за знания, но и за поведение, и за почерк.

Факторами, способствующими формированию заниженной самооценки, являются объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив.

Результаты психологических исследований показывают, что у подростков, обладающих незаурядными умственными способностями, часто обнаруживаются трудности в общении, более низкий уровень социальной компетентности, они более интровертированы. Таким образом, можно говорить о наличии интеллектуально-социальной неравномерности, которая характеризуется наличием высокого уровня развития интеллекта и недостаточно сформированными и (или) апробированными социальными навыками.

Проблема социальной дезадаптации одаренных подростков в условиях обучения в общеобразовательной школе является предметом пристального изучения в психологии на протяжении последних десятилетий.

Степень осознания актуальности и важности этой проблемы обществом в настоящий момент не приводит пока к ее решению. Часто дети вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых пытаться решать возникающие сложности во взаимоотношении их с окружающим миром. Степень эффективности данной деятельности различна. Так, А. Маслоу выделяет следующие уровни функционирования одаренных детей:

Второй уровень - оборона. Здесь ребенок сохраняет уже самовосприятие, найдя собственную нишу безопасности, тратя также массу энергии на удержании своих позиций и того, что воспринимается им, как угроза.

Третий уровень - уверенность. На этом уровне одаренный ребенок уже находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную долю на приспособление.

Четвертый уровень - процветание. Это конечная цель для одаренных детей в процессе их взаимодействия с окружающим миром. В психологическом климате, которым обеспечивается ребенок на этом уровне, всю энергию он спокойно может отдать творческим продуктивным занятиям.

Таким образом, проанализировав ряд исследований, посвященных проблеме становления и развития детской одаренности, можно сделать ряд выводов и обобщений.

1. Генезис детской одаренности отличается особой проблематикой, возникающей как результат взаимодействия одаренного ребенка, обладающего рядом достаточно специфических особенностей, и различными социальными факторами, формирующимися на различных уровнях: семья, школа, группа сверстников. Среди существующих в данном направлении проблем необходимо отметить наиболее острые:

1.1 Проблема несоответствия индивидуально-психологических особенностей одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов, которые предъявляются по отношению к нему системой среднего образования. Данная проблема имеет в свою очередь несколько аспектов своего выражения:

- сохранившаяся направленность на унификацию образования, которая противоречит специальной одаренности;

- существующая система оценивания, ориентированная в основном на словесный характер ответа;

- установка на развитие преимущественно конвергентного мышления;

1.3 Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, воспитывающих и обучающих одаренных детей и подростков, что порождает дополнительные сложности, связанные с выделенными выше двумя проблемами, а именно:

- стремление родителей к собственной самореализации за счет своего одаренного ребенка, что приводит к возникновению перенапряжения детского организма в силу интеллектуально-личностной диссинхронии, свойственной многим одаренным детям и формированию определенных комплексов, связанных с высокой ответственностью за результаты собственной деятельности;

- незнание и непонимание учителями личностных особенностей, специфики интересов и основных закономерностей развития детской одаренности являющееся основной предпосылкой подавления высокой познавательной активности одаренных учащихся;

- формирование стереотипных ожиданий под влиянием различных стереотипных представлений о том, что одаренный ребенок развит во всех сферах, включая и интеллектуальную, и сферу академических достижений, и эмоциональную, и социальную и т.д.

2. Отсутствие реальных шагов на пути к решению отмеченных здесь проблем может привести к серьезным негативным последствиям, которые самым непосредственным образом отразятся на одаренных детях. А именно:

- формирование комплекса вины под воздействием родительских, а впоследствии и учительских установок;

- возникновение установок конформности в отношениях со сверстниками;

- снижение познавательной активности;

- отказ от проявления и использования неординарных способов решения различных проблем;

- повышение риска возникновения у одаренного ребенка невротического состояния или даже психоза, как результат длительного подчинения своей индивидуальности требованиям окружающих.

Исходя из этого, мы считаем правомерным вывод о необходимости создания в рамках образовательного процесса вариативной модели, позволяющей поддерживать экологическое равновесие между ориентацией общества на поддержку творческой элиты и сензитивности одаренных личностей к глобальным проблемам общества для их дальнейшего решения. А значит, программы для одаренных учащихся должны быть максимально ориентированы на сохранение неадаптивной активности во всех ее проявлениях: способность личности к неадаптивному раскрытию своей уникальности в различных сферах творческой деятельности, установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин, возможность непрагматического риска при ситуации с незначительной степенью определенности, возможность сохранения приоритета духовных ценностей. Выполнение этой задачи создаст условия для персонализации творчески одаренного ребенка, то есть позволит осуществить вклад в культуру посредством создания собственного оригинального продукта, даже в том случае, если этот продукт будет диаметрально противоположен сформулированной на первоначальном этапе цели.

Читайте также: