К 19 краткое содержание

Обновлено: 01.07.2024

Основные характеристики:

Тип корабля - ПЛАРБ 1 поколения

Обозначение проекта - проект 658, 658М, 658С

Главный конструктор - С.Н. Ковалев

Скорость (надводная) - 18 узлов

Скорость (подводная) - 26 узлов

Рабочая глубина погружения - 240 м

Предельная глубина погружения - 300 м

Автономность плавания - 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой

Экипаж - 104 человека

Размеры:

Водоизмещение надводное - 4030 т

Водоизмещение подводное - 5300 т

Длина наибольшая - (по КВЛ) 114,0 м

Ширина корпуса наиб. - 9,2 м

Средняя осадка - (по КВЛ) 7,5 м

Силовая установка - 2 ядерных реактора типа ВМ-А

Вооружение - Торпедно- минное

Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61;

Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.

Ракетное вооружение - Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.

17 сентября 2009 года в Московской области состоялось открытие памятника атомной подводной лодке К-19. Бывший старший матрос АПЛ К-19, выкупивший рубку подлодки, установил ее на берегу Подмосковного Пяловского водохранилища и обустроил мемориал, который служит и местом встречи бывших подводников К-19, и памятником всем погибшим.

В 1979 году атомная подводная лодка К-19 была признана утратившей значение как крейсер-ракетоносец и переоборудована в лодку связи по проекту 658С.

15 ноября 1969 года в результате маневра АПЛ К-19 произошло столкновение с американской подлодкой USS Gato, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка все же смогла самостоятельно вернуться на базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Позже стало известно, что командир торпедного отсека лодки США, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. После этого в американских ВМС ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира корабля.

15 октября 1963 года АПЛ К-19 была спущена на воду после ремонта и модернизации.

13 июля 1960 года Военно-морским флотом начаты ходовые испытания подводной лодки К-19 в Балтийском и Северном морях. Активно проводилась отработка различных возможностей и чрезвычайных ситуаций, а также обучение личного состава подводной субмарины.

12 июля 1960 года на первой атомной подводной лодке Советского Союза с баллистическими ракетами К-19 поднят флаг Военно-Морского флота. С этого дня, судно вошло в состав ВМФ.

11 октября 1959 года на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге торжественно спущена на воду К-19, первая Советская атомная подводная лодка, проекта 658, с ядерным оружием.

17 октября 1958 года в городе Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония закладки атомной подводной лодки проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами К-19.

25 августа 1956 года принято постановление Совета министров СССР № 1601-892 о разработке атомного подводного ракетоносца проекта 658. Для ускорения разработки эскизный проект не выполнялся. Первоначальным техническим заданием предполагалось вооружение ракетоносцев ракетами Р-11ФМ и Р-13 с надводным стартом. Позднее требование об использовании ракет Р-11ФМ было снято. Головной организацией по разработке лодки было назначено ЦКБ-18.

Памятник погибшим членам экипажа атомной подводной лодки К-19 на Кузьминском кладбище, Москва.

50 лет назад, 24 февраля 1972 г., во время несения боевой службы в Северной Атлантике на АПЛ К-19 начался пожар. Вскоре пожар через систему вентиляции перекинулся к пульту управления главной энергетической установки. Гибель казалась неотвратимой.

Спасти отсек

За несколько дней до этого в отсеке произошла протечка трубопровода, масло просочилось на нижний уровень и воспламенилось. Из-за пожара лопнула воздушная магистраль высокого давления, огонь забушевал с новой силой.

Советская подлодка К-19, сфотографированная в 1972 году у берегов Ирландии.

Длина подлодки составляла 114 м, ширина 9,2 м, глубина погружения 300 м.

Аварийная хроника

Повреждённая взрывом К-219 в море.

Прощай, К-19!

С июня по ноябрь 1972 г. К-19 прошла ускоренный аварийный ремонт. И снова начались неприятности. При возвращении в пункт базирования после ремонта загорелись пиломатериалы, погруженные на лодку на ремонтном заводе. Огонь потушили сами подводники и матросы подошедшего на помощь буксира. В ноябре 1978 г. снова пожар — загорелся шестой отсек. С огнем быстро справились с помощью системы объемного химического пожаротушения. В 1979 г. лодка прошла средний ремонт с модернизацией, получив тактический номер КС-19. Ещё одна смерть на лодке в небоевой обстановке случилась в августе 1982 г., когда в результате короткого замыкания погиб подводник. В апреле 1990 г. лодка была выведена из боевого состава ВМФ, а в 2003-м приняли решение об ее утилизации. В 2018 г. бизнесмен Владимир Романов на собственные средства выкупил рубку К-19. В 1960-х годах он служил на ней старшим матросом. Рубка стала частью мемориала К-19, расположенного на берегу Пяловского водохранилища в Подмосковье.

Подводная лодка К-19 — первый советский подводный ракетоносец, носитель баллистических ракет. На флоте ее прозвали “Хиросима” — но вовсе не за то, что она была носительницей баллистических ракет, каждая из которых несла в себе по нескольку Хиросим. Она сама была частым источником разнообразных аварий.

Лодка вступила в строй 12 ноября 1960 года, а уже в июле 1961 года во время первого боевого похода на К-19 случилась авария реактора. Сначала на реакторе была утечка, а затем радиация распространилась по всему кораблю, был облучен весь экипаж, реакторщики оказались облучены очень тяжело. Реактор удалось заглушить, экипаж был снят на подошедшие суда флота, лодка отбуксирована на базу. Вскоре от радиации умерло 8 членов экипажа, всех остальных матросов, старшин и офицеров корабля лечили от лучевой болезни.

Подводная лодка К-19. Помните песню об аварии в 9-м отсеке? Это про нее

К-19 в 1972 г.

В тот раз лодку дезактивировали, отремонтировали, выяснили причины аварии, это помогло правильно проектировать и безопасно эксплуатировать атомные подводные лодки следующих поколений.

Несколько лет лодка служила без серьезных происшествий, но потом аварии начались снова. 16 ноября 1969 года в Баренцевом море подводная лодка К-19, следуя в подводном положении, столкнулась с американской АПЛ USS Gato. К-19 получила при этом некоторые повреждения, но на базу вернулась самостоятельно.

Наконец 24 февраля 1972 года на К-19 случилась тяжелейшая авария, которая, вопреки строжайшей секретности, окружавшей эту лодку и все ее аварии, осталась в памяти народной — в песне “9-й отсек”.

По окончании очередного боевого дежурства в Атлантике лодка возвращалась домой, на базу. Шла она на глубине 180 метров. Неожиданно на ней случился пожар, он начался в девятом отсеке. Вахтенный матрос Кабак, обнаружив очаг загорания, вместо того, чтобы сразу включить тревогу и начать тушить пожар, начал будить ответственного за загоревшийся прибор (для дожигания угарного газа). Пока они разбирались, пожар усиливался. Наконец, пламя расплавило трубу, по которой подавался сжатый воздух, и пожар начал выходить из-под контроля.

Девятый отсек имел усиленные переборки, он был задуман как убежище для экипажа. В нем размещались камбуз, вспомогательные помещения и кубрик. За несколько дней до этого был поврежден трубопровод рулевого управления, довольно много гидравлического масла из трубы вылилось наружу. Его, в основном, собрали, но часть просочилась вниз — и пожар начался, когда это масло попало на раскаленный прибор для дожигания угарного газа.

Пожар усиливался. Угарный газ попал в систему вентиляции и распространился по всей лодке. Лодка начала всплывать с глубины 180 метров, все это время электрики и реакторщики спасали лодку, задыхаясь в противогазных масках от угарного газа, ведь противогазы от него не слишком хорошо защищают, а ИДУ для экипажа оказались на боевых постах, и для борющихся с пожаром этих устройств не хватило.

Благодаря самоотверженности экипажа, лодка смогла всплыть на поверхность, а реакторщики смогли заглушить реактор, радиоактивного заражения удалось избежать. Но корабль потерял ход, а все члены его экипажа были отравлены угарным газом и различными продуктами сгорания.

После того, как лодка всплыла, к ней начала подходить помощь. Первым был сухогруз “Ангарлес”, а затем подоспели и корабли Северного флота, началась спасательная операция, которую сильно осложнил начавшийся шторм.

Во время пожара и ликвидации аварии погибло 30 матросов, старшин и офицеров экипажа К-19. Лодка была отбуксирована на базу, отремонтирована и вернулась в строй.

Подводная лодка К-19. Помните песню об аварии в 9-м отсеке? Это про нее

Мемориал погибшим в результате аварии реактора на К-19 подводникам, Кузьминское кладбище

Пожар показал фатальные недостатки в подготовке экипажа к пожаротушению. Многие моряки оказались дезориентированы и не знали, что им делать и куда бежать, тема “тушение пожара” была у экипажа недостаточно хорошо оттренирована. Большое количество погибших и отравленных угарным газом объясняется неправильным размещением аппаратов ИДУ на корабле. Да и вентиляция К-19 в условиях пожара натворила дел — и с учетом опыта этого пожара в нее были внесены кардинальные изменения.

В дальнейшем тренировки на всех последующих атомных подводных лодках велись с учетом опыта пожара и его тушения на К-19. Не думаю, что с тех пор на подводных лодках СССР, а позднее — России, не было ни одного пожара, но новые системы пожаротушения во всех опасных случаях сработали надежно, спасая и лодку, и ее экипаж.

Конечно, К-19 была первой. Первый атомоход — подводный линкор (ПЛАРБ), первая лодка с атомным реактором таких больших размеров. Она была во многом первой, опыт ее экипажа был бесценен, их наработки легли в основу подготовки экипажей атомоходов на десятилетия вперед… И все же — а надо ли было так спешить?

K-19.jpg

Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.

Содержание

История строительства

Закладка состоялась 17 октября 1958 года. Спуск на воду — 11 октября 1959 года. 12 июля 1960 года поднят Военно-Морской флаг, на следующий день начаты ходовые испытания. 12 ноября 1960 года Государственной комиссией подписан приемный акт о завершении государственных испытаний, вступила в строй.

Первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года

Через сутки после начала аварии, в 4:00, весь личный состав был снят на дизельную подлодку С-270, а затем и на С-159, но позже передан на подошедшие эсминцы. На случай появления иностранных кораблей К-19 была подготовлена к затоплению.

К-19 была отбуксирована в базу. В результате сильного переоблучения в течение нескольких ближайших суток скончалось 6 человек, а впоследствии — ещё 2 человека.

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 1961 года

Имя Звание и должность Доза облучения Дата смерти Примечание
Борис Корчилов лейтенант 5400 бэр [1] 10 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде
Борис Рыжиков главный старшина 720 рентген 25 июля 1961 похоронен на Зеленогорском кладбище под Ленинградом
Юрий Ордочкин старшина 1-й статьи около 3000 бэр 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Евгений Кошенков старшина 2-й статьи 845 рентген 10 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Семён Пеньков матрос 890 рентген 18 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Николай Савкин матрос 930 рентген 13 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Валерий Харитонов матрос 935 рентген 15 июля 1961 похоронен в Москве на Кузьминском кладбище
Юрий Повстьев капитан-лейтенант,
командир дивизиона движения
629 рентген 22 июля 1961 похоронен на Красненьком кладбище в Ленинграде

Дальнейшая история службы


Столкновение с USS Gato 15 ноября 1969 года

Лодки столкнулись в результате манёвра К-19, которая увеличивала глубину с 60 до 90 метров. Получив значительные повреждения носовой части, лодка всё же смогла самостоятельно вернуться в базу в надводном положении. Пострадавших на борту не было. Много позже стало известно, что командир торпедного отсека американской лодки, приняв столкновение за намеренный таран, пытался торпедировать К-19, но американский капитан вовремя отменил его приказ. Считается, что именно после этого в американском ВМФ ввели запрет на самостоятельные решения офицеров об атаке без разрешения на то командира судна.

Пожар 24 февраля 1972 года

Члены экипажа К-19, погибшие в результате аварии 24 февраля 1972 года

  • старшина 1-й ст. Алексеев А. П.
  • матрос Бабич А. Н. Борисов Ф. К.
  • главный старшина Васильев А. П. Волошин Х. А.
  • старшина 2-й статьи Галкин Н. И.
  • старшина 2-й статьи Глушаков П. И.
  • матрос Гринько В. В.
  • старший матрос Губарев В. Ф.
  • матрос Ефимов Н. А.
  • старший матрос Захаров А. Н.
  • старший матрос Кильдюшкин В. А.
  • матрос Кондратенков М. И.
  • старшина 2-й статьи Марач К. П.
  • матрос Мисько И. П.
  • старшина 1-й статьи Мосолов В. Е.
  • старший матрос Муслимов Р. Ю.
  • мичман Николаенко В. Г.
  • мичман Новичков А. И.
  • старший матрос Расюк В. В.
  • старший матрос Сербин И. А.
  • старший матрос Сидоров Л. Н.
  • матрос Ситников С. А.
  • лейтенант Хрычиков В. В.
  • матрос Худяков Б. Е. Цыганков Л. Г.
  • матрос Шевчик М. В. Ярчук С. Г.

Список аварий и катастроф на К-19

Публикации

  • Оригинальное название: K-19: The Widowmaker;
  • Студия: First Light Production (2002);
  • Режиссёр: Кэтрин Бигелоу;
  • В ролях: Харрисон Форд, Лиам Нисон, Питер Сарсгаард.

Экипаж

Командиры

См. также

    — во время аварии 3 июля 1961 года занимал должность дублёра командира.

Примечания

Литература

Ссылки

К-19 | К-33 | К-55 | К-40 | К-16 | К-145 | К-149 | К-178

Читайте также: