Й чапек трудный день пер с чешск г лукина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия; учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность беглость, выразительность.

  • развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли;

развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям писателя.

  • воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку;

Оборудование : учебник, карточки с заданием, портрет писателя.

Ребята, давайте вспомним, как называется раздел, который мы с вами начали читать. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним произведением о дружбе.

Чтобы узнать фамилию автора, с рассказом которого мы сегодня с вами познакомимся, зачеркните все нерусские буквы, а те буквы которые остались обведите и прочитайте фамилию автора.

DGQF Й YJ О HS З DU Е FVW Ф SV Ч FJD А UY П GSB Е W K

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Йозифа Чапека.

Краткие сведения о писателе.

Как вы думаете, кто является главным героем этой книги? ( Кошечка и пёсик).

А как живут кошка с собакой?

Расскажите это стихотворение. ( несколько детей читают стихотворение наизусть,)

Как вы думаете, почему он так называется? Бывали ли у вас трудные дни?

***1часть читает учитель.

- Как жили пёсик и кошечка?

- Что они решили сделать?

- Как распределили обязанности?

*** 2 часть читают дети.

- Что произошло, когда песик вернулся домой?

- Что увидела кошечка, когда вышла из чулана?

- Какая проблема появилась у кошечки и котика?

- Как они решили эту проблему?

- Что стало с кошечкой и котиком, когда они помыли пол?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Так, что придумали герои рассказа?

*** 5 часть чтение про себя.

- Какие вопросы вы могли бы задать к этой части рассказа?

-Что сделали кошечка и песик, после того как постирали друг друга?

4. Анализ текста.

- Ребята, прочитайте еще раз название рассказа. Почему у кошечки и песика был тяжелый день?

- Всегда ли кошка с собакой являются врагами. А у вас есть истории, когда кошка с собакой дружили?

На опушке леса в небольшом домике жили-были пёсик и кошечка. Они очень дружили и почти никогда не ссорились. Однажды кошечка сказала:

— Послушай, пёсик, тебе не кажется, что пол у нас в домике очень грязный?

— Кажется, — ответил пёсик. — Ты только посмотри на мои лапы. И всё от этого грязного пола.

— Ой, стыд какой! Придётся вымыть пол.

— Давай, — сказал пёсик. — А как это делается ты знаешь?

— Очень просто! Ты сходи за водой, а дальше — не твоя забота.

— Что с тобой, пёсик? Здоров ли ты?

— Здоров-то я здоров, да съел что-то очень-очень розовое и очень-очень невкусное.

— Какой же ты глупый! — закричала кошечка. — Ведь это мыло. Скорей напейся воды, а потом как следует вытри морду.

Хорошо, что у кошечки нашёлся ещё один кусок мыла. Его пёсик, конечно, есть не стал.

— А как мы будем мыть пол, ведь у нас нет щётки! — спросил он.

— Я уже думала об этом, — ответила кошечка. — У тебя такая толстая мохнатая шерсть. Ты и будешь вместо щётки.

— Хорошо, — согласился пёсик.

Кошечка взяла мыло, ведро с водой и вымыла весь пол пёсиком, как щёткой. Пол стал чистым-пречистым, но зато очень мокрым.

— Теперь хорошо бы наш пол чем-нибудь вытереть, — сказала кошечка и глубоко вздохнула.

Тут пёсик закричал:

— А я придумал! Я мокрый, а ты-то совсем сухая. И у тебя очень мягкая шёрстка, вроде полотенца. Давай я тобой вытру наш пол!

Так он и сделал. Пол стал чистым, сухим, но зато сами они — такими мокрыми, такими грязными!

— Ужасно ты выглядишь, — сказала кошечка, посмотрев на пёсика.

— А ты? И ты неважно выглядишь.

— Давай постираем друг друга, — тотчас придумала кошечка. — Сначала я тебя выстираю, а потом ты меня выстираешь.

— Это ты отлично сообразила, — согласился пёсик.

Натаскали они полное корыто воды. Пёсик влез в корыто, и кошечка принялась за стирку. А когда пёсик был дочиста вымыт, в корыто влезла кошечка, и пёсик её хорошенько выстирал.

— А теперь придётся нам сушиться, — сказала кошечка.

Они развесили во дворе длинную бельевую верёвку и, схватившись за неё лапами, стали раскачиваться.

— Хорошо греет солнышко, — сказал пёсик, поворачиваясь к солнцу то одним боком, то другим. — Я скоро высохну, а ты?

Только он это сказал — кап-кап-кап! — и пошёл дождик.

— Ой, намокнем! — закричала кошечка. — Скорее домой.

И они побежали прятаться от дождя.

— Все ещё моросит? — спросила кошечка, выглянув в окно.

— Опять светит солнышко, — сказал пёсик.

Они снова выбежали во двор и повисли на верёвке. Вдруг — кап- кап-кап! — снова пошёл дождик. Так у них было до самого вечера: то светит солнышко, и они скорей бегут сохнуть, то начинается дождь, и они бегут под крышу. Но к вечеру они всё-таки совсем высохли.

— Ну вот, — сказали они, поглядывая друг на друга. — И сами мы сухие, и пол у нас чистый. Теперь можно и отдохнуть!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ольга Михайловна Дегтерёва

Аккольская средняя школа № 2

Акмолинская область

познакомить с произведением, дать краткие сведения о биографии писателя.

обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия; учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность беглость, выразительность.

развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли;

развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, интерес к произведениям писателя.

воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку;

Прозвенел звонок для нас

Все зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели , спинки прямо,

Вижу, класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал.

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Как вы понимаете последние строчки?( высказывания детей)

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть всё зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

-Что вы ждёте от этого урока?

II . Подготовка к восприятию новой темы.

-Как называется раздел, который мы начали с вами читать?

- Какие произведения вам особенно понравились? Назовите их

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением о

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова известного

-Чтобы узнать фамилию автора, с рассказом которого нам

предстоит работать , в цепочке букв зачеркните все буквы

английского алфавита ,а те буквы которые остались обведите и

прочитайте имя и фамилию писателя

DGQF Й YJ О S З DU Е FVW Ф SV Ч FJD А UY П GSB Е W K

Правильно. Это известный писатель Йозиф Чапек

-Какие цели мы поставим перед собой?

-Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и

рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое увлечение

III .Слово об авторе

Йозеф Чапек родился в 1887-м году в городе Гронов в семье врача

Детство он провел в живописном городке Упице Уже в юности увлёкся литературой Художник работает и для детей, он иллюстрирует

-Как вы думаете, кто является главными героями этой книги? (Кошечка и пёсик).

-А как живут кошка с собакой?

-Расскажите это стихотворение.

-Как вы думаете, почему он так называется? Бывали ли у вас трудные дни?

В) Анализ произведения

***1часть читает учитель.

- Как жили пёсик и кошечка?

- Что они решили сделать?

- Как распределили обязанности?

*** 2 часть читают дети.

- Что произошло, когда песик вернулся домой?

- Что увидела кошечка, когда вышла из чулана?

- Какая проблема появилась у кошечки и пёсика?

- Как они решили эту проблему?

- Что стало с кошечкой и котиком, когда они помыли пол?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Так, что придумали герои рассказа?

*** 5 часть чтение про себя.

- Какие вопросы вы могли бы задать к этой части рассказа?

-Что сделали кошечка и песик, после того как постирали друг друга?

- Всегда ли кошка с собакой являются врагами.

V Групповая работа - А теперь откройте конверты. В них вы найдёте картинки к разным частям текста , Ваша задача расположить их в

–Давайте проверим, чья группа выполнила работу без ошибок.

-Каждый возьмите по одной картинке и расскажите своему

соседу отрывок из рассказа, соответствующий этому эпизоду

Одновременно несколько учащихся выполняют индивидуальную работу

VI Мы с вами проделали большую работу ,готовясь к этому уроку: писали сочинения, провели опрос среди своих знакомых.

В нашем классе многие ребята любят рисовать. И вот целая серия рисунков кошек разных пород и окрасок.

Мы с ребятами создали фотомастерскую. Для неё все наши ребята приносили нам интересные фотографии кошек и собак.

А сейчас я хочу пригласить ребят Я думаю что они расскажут нам много интересного из жизни этих животных

Ученица Сначала мы провели опрос среди своих одноклассников, родственников, соседей, друзей. Мы спросили у них - Есть ли у вас кошка или собака?- Какое влияние они на вас оказывают – положительное или негативное? Все, у кого есть кошки или собаки, сказали, что животные положительно влияют на их жизнь. , делают жизнь человека более интересной..

Ученик Они очень умные животные.

У них есть какое-то шестое чувство, с помощью которого они понимают нас, наше настроение, поэтому, когда у нас что-то болит, или мы плачем – пожалеют, а если весело – прыгают и радуются вместе с нами.

. Мы отобрали самый интересный материал.

Например, ученые доказали, что дети, растущие в контакте с кошкой, менее подвержены аллергии. Кошки снимают стресс. Они способны ускорять заживление ран и переломов, излечивать болезни, благодаря свойствам звука при мурчании.

Взять животное в дом — это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить — не одно и то же. Любовь к животным требует и времени, и терпения, и труда, и забот, и средств.

По вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и очень несчастными. Они тоскуют по хозяину. Без тепла и из-за недостатка пищи многие из них начинают болеть.

Бросая своих домашних животных или унося от дома, глупых котят и щенят, бросая их на произвол судьбы, человек поступает очень безответственно.

VII . Работа в группах

Продолжая разговор о дружбе я предлагаю вам выполнить

Р- радость
У- удовольствие удача, успех
Ж -жизнь
И- интерес, игра
Т- тепло, терпение
Ь

2 группа составить правила дружбы

*Не бояться просить прощения, если обидел друга

*Помогать друг другу

3 группа Прочитав начало пословицы должна найти её

*Человек без друзей, что дерево без корней

*Нет друга ищи , а нашёл береги

*Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь

Добавьте этот список

4 группа Выбрать слова, которые на ваш взгляд, характерны для настоящих друзей

Добрый, вежливый, честный, трусливый, жадный, не бросит друга в беде, завистливый, умеющий хранить секреты, терпеливый, злой, сторгий, эгоист, хвастливый

Мне бы не хотелось заканчивать наш урок на этой грустной ноте поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы викторины

-В какой сказке кот съел людоеда? ( Кот в сапогах)

- В какой сказке мышка взяла кошку в няньки?( сказка о глупом мышонке)

Один из самых обаятельных котов жил в деревне Простоквашино. Как его звали? ( Кот Матроскин)

-В какой сказке кошка вместе с Жучкой помогала хозяевам в нелёгком труде? ( Репка)

-Вспомни приметы: -если кошка у порога умывается? ( придут гости)

- Лежит на спине? ( к жаре)

- свернулась клубком? (к вьюге)

- Оправдались ли ваши ожидания?

-Что нового вы узнали? Выполнили мы те цели и задачи , которые поставили перед собой ?

- с чем можно сравнить дружбу?( с цветком, с бабочкой , с солнцем, с камнем , с деревом…)

На столе лежат цветочки выбери себе один

Желтый У меня все получилось, я чувствовал уверенность и спокойствие

Розовый У меня были ошибки, но я всё понял и исправил

Красный У меня ещё не всё получается , мне нужна помощь

Учитель ; Я хочу чтобы ваша дружба была крепкой как этот дуб и вас всегда согревало тепло рук ваших друзей.

Йозеф Чапек - Приключение пёсика и кошечки

Йозеф Чапек - Приключение пёсика и кошечки краткое содержание

Всемирно известная сказка Йозефа Чапека, пересказанная по-русски Галиной Лукиной. По мотивам этой чешской книги сняты мультфильмы в разных странах.

Приключение пёсика и кошечки - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

На опушке леса в небольшом домике жили-были пёсик и кошечка. Они очень дружили и почти никогда не ссорились. Однажды кошечка сказала:

— Послушай, пёсик, тебе не кажется, что пол у нас в домике очень грязный?

— Кажется, — ответил пёсик. — Ты только посмотри на мои лапы. И всё от этого грязного пола…

— Ой, стыд какой? Придётся вымыть пол.

— Давай — сказал пёсик. — А как это делается, ты знаешь?

— Очень просто! Ты сходи за водой, а дальше — не твоя забота.

Пёсик взял ведро и пошёл за водой. Кошечка достала кусок мыла, положила его на стол, а сама отправилась в чулан.

Что с тобой, пёсик? Здоров ли ты?

— Здоров-то я здоров, да съел что-то очень-очень розовое и очень-очень невкусное.

— Какой же ты глупый! — закричала кошечка. — Ведь это мыло. Скорей напейся воды, а потом как следует вытри морду.

Хорошо, что у кошечки нашёлся ещё один кусок мыла. Его пёсик, конечно, есть не стал.

— А как мы будем мыть пол, ведь у нас нет щётки? — спросил он.

— Я уже думала об атом, — ответила кошечка. — У тебя такая толстая мохнатая шерсть… Ты и будешь вместо щётки.

— Хорошо, — согласился пёсик.

Кошечка взяла мыло, ведро с водой и вымыла весь пол пёсиком, как щёткой. Пол стал чистым-пречистым, но зато очень мокрым.

— Теперь хорошо бы наш пол чем-нибудь вытереть, — сказала кошечка и глубоко вздохнула.

Тут пёсик закричал:

— А я придумал! Я мокрый, а ты-то совсем сухая. И у тебя очень мягкая шёрстка, вроде полотенца. Давай я тобой вытру наш пол!

Так он и сделал. Пол стал чистым, сухим, но зато сами они — такими мокрыми, такими грязными!

— Ужасно ты выглядишь, — сказала кошечка, посмотрев на пёсика.

— А ты? И ты неважно выглядишь…

— Давай постираем друг друга, — тотчас придумала кошечка. — Сначала я тебя выстираю, а потом ты меня выстираешь.

— Это ты отлично сообразила, — согласился пёсик. — Давай, давай…

Натаскали они полное корыто воды. Пёсик влез в корыто, и кошечка принялась за стирку. А когда пёсик был дочиста вымыт, в корыто влезла кошечка, и пёсик её хорошенько выстирал.

— А теперь придётся нам сушиться, — сказала кошечка.

Они развесили во дворе длинную бельевую верёвку и, схватившись за неё лапами, стали раскачиваться.

— Хорошо греет солнышко, — сказал пёсик, поворачиваясь к солнцу то одним боком, то другим. — Я скоро высохну, а ты?

Только он это сказал — кап-кап-кап! — и пошёл дождик.

— Ой, намокнем! — закричала кошечка. — Скорее домой.

И они побежали прятаться от дождя.

— Всё ещё моросит? — спросила кошечка, выглянув в окно.

— Опять светит солнышко, — сказал пёсик.

Они снова выбежали во двор и повисли на верёвке. Вдруг — кап-кап-кап! — снова пошёл дождик.

Так у них было до самого вечера: то светит солнышко, и они скорей бегут сохнуть, то начинается дождь, и они бегут под крышу. Но к. вечеру они всё-таки совсем высохли.

— Ну вот, — сказали они, поглядев друг на друга, — и сами мы сухие, и пол у нас чистый. Теперь можно и отдохнуть! И они сладко уснули.

Однажды летом пёсик и кошечка решили прогуляться. Солнце светило ярко, и кругом было очень хорошо.

— Куда мы пойдём? — спросил пёсик. — Может быть, в лес?

— Можно и в лес, — ответила кошечка.

— Только долго не собирайся, — сказал пёсик.

— Но ведь должна же я привести себя в порядок! А ты? На кого ты похож? Одно ухо у тебя смотрит вверх, а второе — вниз!

— Ну и пусть! — гордо сказал пёсик. — Мне нравится, когда одно ухо смотрит вверх, а другое — вниз.

Дорогой они стали думать, что они будут делать в лесу.

— Сначала поиграем в прятки, — сказал пёсик.

— И в жмурки, — сказала кошечка.

— Потом полежим на травке, — сказал пёсик.

— И посмотрим на небо, — прибавила кошечка. Вдруг в кустах они увидели зайца. И заяц увидел их.

— Эхе-хе, — засмеялся заяц, — у этого пса одно ухо смотрит вверх, а второе — вниз! Умора, да и только!

Кошечка очень обиделась за пёсика:

— Неужели ты стерпишь? Ведь он же над тобой смеётся!

— Нет, этого я не потерплю, — и бросился за зайцем в кусты. Но зайца и след простыл.

— Если бы не колючки на кустах, я бы его проучил, этого грубияна, гав-гав…

— Жаль, что ты его не проучил, — сказала кошечка, — стоило бы!

В лесу они встретили детей, которые собирали малину.

— Ой, — закричала одна девочка, — у этого пёсика разорваны штанишки!

— И в прореху рубашка видна! — воскликнул мальчик.

Пёсик очень смутился и даже покраснел.

— Это правда, что у меня штанишки разорваны?

Кошечка оглядела его со всех сторон:

— Правда, разорваны. И рубашка в прореху видна. Стыд какой!

Пёсик ещё больше смутился:

— Что же делать? У тебя нет с собой иголки и ниток?

— Нет у меня ни иголки, ни ниток, — ответила кошечка. — Но, может, по дороге мы найдём что-нибудь подходящее?

Они пошли дальше, но пёсик так стеснялся своих разорванных штанишек, что всё время закрывал дыру лапой. Уж какая там прогулка! Наконец на краю леса они увидели дом, где жила самая настоящая портниха.

— Ну и дыра, — сказала портниха, разглядывая штанишки. — Где это тебя угораздило, а? Я, конечно, зашью твою дыру, но и вы мне помогите. Прогоните мышей из моей кладовки!

Повела она их в свою кладовку, но мыши испугались и попрятались в норки.

— Сейчас я их оттуда достану, — прошептала кошечка. — Становись-ка, пёсик, посреди кладовки и танцуй повеселей!

Пёсик стал посреди кладовки и давай пританцовывать и так, и сяк, и вприсядку.

Мыши вылезли из пор, чтобы посмеяться над пёсиком. Тут их кошка всех и выловила. Ни одной мыши не осталось в кладовке.

— Молодцы, — похвалила их портниха.

Они зашили пёсику дыру на штанишках, и они весело зашагали домой.

Наступила осень. День-деньской шёл дождь. Пёсик и кошечка не смели и носа высунуть на улицу.

Читайте также: