Изучение уровня школьной мотивации 2 3 кл гинзбурга

Обновлено: 08.07.2024

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Содержимое разработки

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИК ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по УД ОП.01 Педагогика

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Мельниковой Валерии Дмитриевны

Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика 3. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагаются написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

- Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

- Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

- Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

- Я хочу окончить школу и учиться дальше.

- Я хочу иметь хорошую работу.

- Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

- Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

- Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

- Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

- Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

- я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

- Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

- Я не хочу получать плохие отметки.

- Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

- Мне нравиться учиться.

- Мне нравиться делать домашнее задание.

- Мне нравиться рассуждать на уроке.

- Мне нравиться решать трудные задачи.

Суждения 1-3 – мотивы долга

4-6 – мотивы самосовершенствования

7-9 – мотивы благополучия

10-12 – мотивы престижности

13-15 – мотивы избегания

16-18 – мотивация содержанием

19-20 – мотивы познания.

Как выглядит лесная школа?

Какие предметы есть в расписании лесной школы?

Кто учит зверят в лесной школе?

Какой он - учитель в лесной школе?

Какие отметки ставят в лесной школе?

Как учатся зверята в лесной школе?

Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Диагностика 5. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.(бланк в приложении)
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).
Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь" (рис. д).
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Мотивы:
1. внешний (а),
2. учебный (б),
3. игровой (в),
4. позиционный (г),
5. социальный (д),
6. мотив - оценка (е).

Внешний мотив - 0 баллов;
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В.Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

№1. «Мальчики (девочки) разговаривали о школе.

Первый мальчик сказал:

Демонстрируется слайд №1 в презентации:

женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)


Демонстрируется слайд №2 в презентации:


№3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и

Демонстрируется слайд №3 в презентации: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)



Демонстрируется слайд №4 в презентации:

Демонстрируется слайд №5 в презентации:фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)


Демонстрируется слайд №6 в презентации: фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1) А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Обработка результатов методики:

Мотивы: внешний (а), учебный (б), игровой (в), позиционный (г), социальный (д), мотив — оценка (е).

Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.

Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Когда ребенок выбирает 3 разные картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.

Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив – 0 баллов;
игровой мотив – 1 балл;
получение отметки – 2 балла;
позиционный мотив – 3 балла;
социальный мотив – 4 балла;
учебный мотив – 5 баллов.

Анализ результатов подразумевает:

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.


Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Методика реализуется в процессе наблюдения за деятельностью детей. Оцениваются следующие показатели:

- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;

- целенаправленность деятельности, ее завершенность;

- степень инициативности ребенка.

Цель:определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.

Возраст: 4-6 лет

Метод оценивания: наблюдение за продуктивной деятельностью детей.

Инструментарий: материалы для продуктивной деятельности (конструктор).

Инструкция.В совместной работе со взрослым детям предлагается построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т.п. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, оценивает их деятельность по указанным ниже показателям выраженности мотивации.

Оценка результатов.Выраженность трех показателей мотивации(эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность; целенаправленность деятельности, ее завершенность; степень инициативности ребенка)оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества – 3 балла – до 0 баллов – полного его отсутствия).

Уровни оценивания.Суммируя баллы по этим трем показателям, получаются выводы об уровне развития мотивации к деятельности:

11-12 баллов – очень высокий уровень развития;

5-7 баллов – средний уровень;

2-4 баллов – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий уровень.

Методика определения мотивов учения (М.Р.Гинзбург)[10]

Цель:определение сформированности мотивов учения.

Возраст: 6-7 лет

Метод оценивания: чтение рассказа в индивидуальном обследовании

Инструментарий: текст рассказа

Инструкция:Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки) разговаривали про школу.

Первый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы мама не за­ставляла, я бы в школу не ходил. (На столе перед ребёнком выкладывается карточка со схемати­ческим рисунком, который характеризует внешний мотив - рис. 1).

Второй мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уро­ки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Выкладывается карточка с рис.2, характеризующимучебный мотив).

Третий мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть. (Карточка с рис.3 - игровой мотив).

Четвёртый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. (Рис.4 - позиционный мотив). Пятый мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь. (Рис.5 - социальный мотив). Шестой мальчик сказал: Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки. (Рис.6 - мотив полу­чения отметки). После прочтения экспериментатор задаёт ребёнку вопросы.

1) Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

2) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

3) С кем из них ты хотел бы подружиться? Почему?

Ребёнок осуществляет последовательно три выбора, соответствующих вопросам.

Оценка результатов.

Экспериментатор фиксирует выборы, они рассматриваются как актуальная приоритетная учебная мотивация ребёнка, особое внимание уделяется первым двум выборам и соотношению их содержания.

Уровни оценивания:

§ высокий уровень - мотив 2 в обоих существенных выборах;

§ средний уровень - мотив 2 в одном из существенных выборов, мотивы 4, 5, 6 - в другом суще­ственном выборе;

§ низкий уровень - мотив 2 отсутствует в существенных выборах или есть в одном из них, но в другом существенном выборе или в двух из них присутствуют мотивы 1, 3.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Цель: определение особенностей мотивации к обучению в школе.

Возраст: 6-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Оценка результатов.

А - Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)

Б - Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)

В - Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)

Уровни оценивания.

- 10-9 баллов сформирована школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

- 4-0 баллов - ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Наблюдая за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения, педагог сможет сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольника. Педагог читает ребёнку незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки, задаётся вопрос о желании ребенка что-либо спросить.

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы.

Возраст: 6,5-7 лет

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Инструментарий: текст незнакомой для ребёнка сказки

Оценка результатов.

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

Предлагается несколько серий заданий, предполагающие выполнение непривлекательных занятий для ребенка с обещанием поощрения. Наблюдают за поведением ребенка при выполнении непривлекательного занятия за получение поощрения.

Цель: изучение особенностей соподчинения мотивов в дошкольном возрасте.

Возраст: 3-7 лет

Метод оценивания: наблюдение за ребенком в индивидуальном обследовании.

Инструментарий: яркие, красочные игрушки

Инструкция.Исследование проводится индивидуально и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой – содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например, расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять ее можно только после завершения работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Оценка результатов.

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

Перед ребенком ставится конфликтная ситуация выбора между малопривлекательной, но общественно значимой деятельностью и привлекательной игрой или личной выгодой. Наблюдение ведется за поведением ребенка в ситуации выбора.

Возраст: 6-7 лет

Метод оценивания: наблюдение в игровой деятельности.

Инструментарий: набор игрушек.

Инструкция.Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге 2 круга диаметром не менее 50 см с расстоянием между ними 20 см; над первым кругом нарисовать 1 человека, над вторым — 3.

Проведение диагностики.Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию – они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть интересными игрушками. Эксперимент проводится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в 2 группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция:

Обработка данных

Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотивации устойчивы, в какой степени общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации. При этом учитывается, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во втором – в присутствии сверстников.

Проводятся две серии заданий, в которых дети изготовляют игрушку. Затем детям необходимо принять решение оставить игрушку себе (личный мотив) или подарить игрушку малышам (общественный мотив).

Цель: изучение уровня проявления общественного и личного мотивов.

Возраст: 5-7 лет

Метод оценивания: наблюдение в игровой деятельности.

Инструментарий:скорлупа грецкого ореха, цветная бумага.

Инструкция.Диагностикасостоит из двух серий.

Оценка результатов

По сериям подсчитывается количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших ее себе (действуют по личному мотиву). Результаты можно оформить в виде таблицы.

Ребенку предлагается несколько вариантов взаимодействия со взрослым. Оцениваются предпочтения ребенка в общении со взрослыми.

Цель: изучение особенностей мотивов взаимодействия со взрослыми.

Возраст: 2-7 лет

Метод оценивания: наблюдение в игровой деятельности.

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Оценка результатов.

В соответствии с выказанным ребенком предпочтением экспериментатор делает выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослыми, а именно: получение новых впечатлений, ласка взрослого, совместная игра, слушание сказки, беседы на личные темы.

Для проведения исследования приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.

Детям необходимо выполнить одну и ту же работу с разными целями. Оценивается активность и сила желания выполнения работы детьми при разных целях.

Цель: изучение особенностей мотивации деятельности.

Возраст: 5-7 лет

Метод оценивания: наблюдение.

Инструментарий: материалы для изготовления флажков и салфеток.

Инструкция.Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна: флажок и салфетку. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлагается выполнить при разном целевом содержании мотива:

• сделать подарок маме,

• сделать подарок малышам,

• подготовиться к предстоящей игре со сверстниками,

Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки. Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких – нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов (мотиваторов) более значим для ребенка.

Список литературы

3. Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда /Д.Бергер, Л.Бергер; пер. А.Верди. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 761 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.

5. Вачугов Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2007. – 192 с.

6. Виноградова Е.Л. Диагностика и развитие познавательной мотивации дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1999. – № 6. – С.11-14

7. Гаудж П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж; пер. М.А. Свиридюк. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. – 272 с.

8. Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: дис. . канд. пед. наук / В.А. Гуров // Калининград, 2005. – 196 с.

9. Гуманитарное исследование вобразовании: опыт, размышления,проблемы// под ред.Г.Н.Прозументовой. – Томск: Томский университет, 2002. – 342 с.

10. Гуткина Н.И.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению /Н.И. Гуткина.– М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с.

11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000.

13. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.

14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

15. Коваленко Н.В. Мотивация и система стимулирования педагогов / Н.В. Коваленко // Завуч. – 2008. – № 8. – С. 32-34.

18. Колтырева, Л.Ю. Мотивационно-смысло-целевая сфера профессионализма педагогов / Л.Ю. Колтырева // Психологические проблемы развития личности (теория и практика) : сборник статей. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – С. 126-136.

20. Колтырева, Л.Ю. Особенности динамики мотивации педагогов с различным стажем работы / Л.Ю. Колтырева // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 2 (29). – С. 336-337

21. Колтырева, Л.Ю. Теоретические предпосылки проектирования персонифицированной модели повышения квалификации педагога / Л.Ю. Колтырева, Л.С. Самсоненко, О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл.монография / под. ред. Н.К. Зотовой. – М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. – С. 27-47.

23. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2008. – 176 с.







© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.021)

Читайте также: