Фетисыч краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

Повествование ведется во время Рождества. Зима окутала весь мир холодом и снегом. Но общество и без зимы превратилось в чуждый социум, где люди перестали заботиться друг о друге. Яков – главный герой произведения, которого все называют Фетисычем. Он один из последних жителей деревни, который действительно знает, что такое честь и достоинство.

Все вокруг забыли о том, что такое мораль и справедливость. Для деревни, где проживал Яков, все взрослые мужчины выпивали, в числе которых был и его отец. Они занимались расхищением богатства чужих людей, общего и государственного. Их ничто не останавливало. Единственное, что осталось нетронутым – это школа, где все дети находили спокойствие и покой. Но умерла учительница, и пьяницы уже были готовы атаковать школу в поисках денег.

Фетисыч стоит перед выбором: бежать в село, дальше от отца или остаться, чтобы сберечь школу. Он решает остаться и отдать долг чести своей учительнице. Конец рассказа остается открытым: автор рисует картину рассвета, который освещает белоснежный снег.

Фетисыч — это ещё совсем маленький мальчик. Ему девять лет. На самом деле его зовут Яковом, но все называют его Фетисычем. Он надеется на возрождение России.

В их хуторе скоро наступит Рождество. Раньше была традиция соблюдать рождественский пост, готовиться к встрече этого светлого праздника, а нынче в хуторе только воры и пьяницы. Они грабят все подряд и растаскивают больницы, сады, школы. Они снимают со зданий окна, рамы, двери и продают их, а деньги пропивают.

Умирает старая учительница. Фетисыч очень беспокоится за судьбу школы, ведь её тоже растаскают. Но в Рождество мальчик надеется на лучшее.

libking

Борис Екимов - Фетисыч краткое содержание

Фетисыч - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Без него все пойдет прахом. Ни Марина Капустина, ни братья ее, ни тем более Кроха без Якова ничего не смогут. Лишь он знает, как тетради проверять, ставить отметки. Его Мария Петровна учила.

То, что прежде было гордостью мальчика, стало вдруг горем. Потому что нельзя было уйти в Алешкин, к Галине Федоровне. И от бессилья что-либо изменить Яков заплакал. Он плакал редко. "Бычок упористый. " - говорила мать. А теперь хлынули слезы, и казалось, не будет им конца. Горячие, волна за волной, они накатывались из груди. И мальчик плакал и плакал, пока не уснул.

Снова снилась ему школа, теперь своя, но такая похожая на алешкинскую: с просторными светлыми коридорами, с плетучей зеленью по стенам и потолку, со стеклянной оранжереей. И будто он, Яков, вел по школе и показывал ее своей старой учительнице, Марии Петровне. Учительница ахала, удивлялась и хвалила Якова: "Молодец. " А вокруг шумела детвора. Много ребят. И за стенами школы, на хуторской улице, было людно. Просто кипел народ, как на базаре. Голова от людей кружилась. А Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила: "Молодец, молодец. " - и гладила его по голове горячей ладонью. Было сладко на душе от этих похвал, слезы подступали. И Яков не сдержался, заплакал. А горячая ладонь гладила голову мальчика и лицо, вытирала слезы, и добрый голос шептал и шептал: "Ну чего ты, сынок. Ну чего ты плачешь. Ну проснись, не плачь. " И горячие слезы сушили слезную влагу.

Это мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:

- Я здесь, мой сынок. Не плачь. Ну не плачь.

А за окном менялась погода. С вечера прежде обычного смерклось. Дождь пошел сильнее, гулко барабаня по крышам. Но с вечера же явственно потянул холодный северный ветер. И вдруг в ночи застучала по окнам ледяная крупа. Не та снежная, белая, словно пшено. А ледяная склянь. Это шел дождь и замерзал на лету. Секло и секло по окнам, словно шрапнелью. А потом пошел густой снег. К утру насыпало его по колено.

К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор лежал вовсе тихий, в снегу, как в плену. Несмелые печные дымы поднимались к небу. Один, другой. За ними - третий. Хутор был живой. Он лежал одиноко на белом просторе земли, среди полей и полей.

МИКОЛАВНА И "МИЛОСЕРДИЯ"

Который год уже по утрам в зеленой глухой чащобе вишен и слив, что стоят вдоль забора, поет садовая славка. Солнца восход. Прохлада и тишина. И вот зажурчала негромкая птичья песнь. Это - славка. Голос ее негромок, словно тихий ручей, журчит и журчит. Комочек легкого пуха: с ветки на ветку, с ветки на ветку, что-то склюнет - и снова журчит. Никто ее не тревожит.

Окраина поселка. В нашем дворе - покойно. В соседском и вовсе глухая тишь. Там старая Миколавна живет одиноко.

За высоким забором, за зеленой стеной деревьев ни с улицы, ни с нашего двора Миколавну не видать. Тем более что ходок из нее - никакой. Телом тучная, тяжелая, с трудом она движется на подпорах: костыль да клюка, а чаще - табурет, который толкает перед собой, на него опираясь. Горе - не ходьба. И потому дороги ее коротки: от дивана, на котором ночует и днюет - то лежа, то полулежа, - до кухонного, обеденного же, стола. А если по летнему времени на волю захочется из жаркой комнатной духоты, то с кряхтеньем и стонами выбирается Миколавна на крыльцо, надежно укрытое от сквозняков стеклянными рамами и дверями. В летнюю пору она подолгу сидит в этом стеклянном прогретом скворечнике, вздыхая и охая, порою что-то мурлычет. Песни ее - словно птичьи, слов не понять. И сама она будто большая старая птица, облезлая, обескрылевшая, еле живая, прячется, словно в дупле, в глухой огороже стен, высокого забора, густой зелени.

Только я слышу ее. Порой она меня окликает:

- Милосердию мою не видал?

- Не видал, - отвечаю ей.

- Увидишь, перекажи, пусть зайдет. Все мыкается.

"Милосердия" - это Дуня ли, тетка Дуня, а для молодых - давно уже бабка Дуня, которая живет против нас, через улицу. Она - казак вольный, в вечных походах. Ранним утром торопливо шлепают ее просторные калоши через улицу, в соседский двор.

- Миколавна! - окликает она. - Живая.

- Слава Богу, дышу. А всю ночь промучилась. Лишь чуток комариным сном задремлю - и враз меня жаром осыпает.

И пошли речи известные, стариковские: о ночных хворях да недобрых снах.

С веранды моей видна лишь крыша дома соседского да верх стены. Все остальное заслоняет высокий забор да зелень. Но голоса и речи ясно слышны. И словно вижу картину привычную: на крыльце, на низкой скамеечке, - большая оплывшая Миколавна в просторной ночной рубахе, а рядом - тетка Дуня, худая и востроносая, словно воробей. Она не присядет. Костлявые черные ноги в просторных калошах покоя не ведают, с утра тем более. Сучит тетка Дуня ногами, уже занудившись. Соседкиным жалобам сострадает участливым быстрым говорком:

Беседа течет обычная, она не смолкает. Но слышится по двору шлепанье тетки Дуниных калош. Помойное ведро убрать, свежей воды принести. Летят короткие приказы с крыльца:

- Постановь. Прибери в сарай. Ведрушку - на крылец. Подотри. Подай.

Шлепанье калош убыстряется. Вихревыми кругами носится тетка Дуня по двору и скоро убегает, на ходу взахлеб передавая дела предстоящие:

- Макарьевна из проулка, ты ее знаешь, они кур помногу держали, вроде помирает, надо бежать глядеть. Мишка вчера бутылок привез два мешка, а в нашем магазине их не берут. Сваха переказала.

И вот уже калоши зашлепали вон со двора. Снова тишь. Лишь Миколавна в голос бурчит:

- Прозвонила - и нет ее. Коза комолая. Черти ее поджигают, лётом летит. Милосердия называется.

Это уже - для меня, чтобы я посочувствовал.

Спустя час ли, другой услышу я зов:

- Покличь мою милосердию. Увеялась.

Но где ее сыщешь, бегучую тетку Дуню? Надежный замок на воротах. Кобель хрипло лает, видно, пошла впрок наука. Хозяйка же - вольный ветер.

- Милосердия называется. - желчно цедит в своем дворе Миколавна. - Денежки любит получать.

- Не глядел? - порой снова окликает меня. - Нету ее?

- Не видать, - отзываюсь я.

"Милосердия" - это тетки Дунина официальная должность при хворой соседке. Миколавна - человек одинокий. Таким людям с недавних пор собес нанимает помощниц. Оплата - сущие копейки, отсюда и круг забот: заглянуть раз-другой в неделю, хлеба купить да молока; иная полы подотрет - спасибо и на этом. Но старые люди мудрят: всяк - свое. Отсюда и споры. Обязана "милосердия" с огородом помогать или не обязана? Щи варить. В хате прибирать. Обязана - не обязана. Деньги им платят.


Интерес писателя к жизни стариков и детям особый, пристальный.

В связи поколений, в умении удержаться на родной земле в лихую годину, не сбежать в город на поиски лёгкой жизни видит Екимов спасение деревни сегодня.

Екимов в “дитяти” видит надежду на возрождение России из сегодняшней трясины меркантильности и бездуховности.

Пейзаж, обрамляющий рассказ, явно символичен.

Неуютный промозглый декабрь — время Рождественского поста.

В прежние времена на Руси все православные, а в деревне тем более, вели себя строго, в трудах, отказываясь от мирских радостей, постились ; до Рождества — ни капли спиртного.

Теперь же деревенские жители, забыв уклад жизни предков, пребывая в безверии и безделии, оскудели душой, безобразничают.

Холодная осень в душах людей, равнодушие.

Вот отчим Фетисыча.

Он пьёт, сквернословит.

Вместе с другими мужиками разворовывает бывшее колхозное добро.

Уже украдены и рамы из медпункта, и полы из бывшего клуба, доски и шифер из колхозного свинарника.

Лишь школа, где учится Фетисыч, уютный дом для хуторских ребятишек, пока ещё цела.

Но вот умирает старая учительница.

И погибла бы школа от рук пьяниц и воров, не будь в опустевшем хуторе маленького хозяина Фетисыча.

Писатель ставит его в ситуацию нравственного выбора.

У Фетисыча появляется возможность переселиться в большое село, по - человечески жить подальше от пьяницы - отчима.

Только не таков этот почти некрасовский “мужичок с ноготок”.

Стал он требовать : “Учительницу бы нам найти”.

Ведь на хуторе были и другие дети, помладше, что не осилили бы дорогу в большое село.

А пока взял он “руководство” классом в свои руки.

“Не будет уроков, повесят замок, цветы помёрзнут, — рассуждает мальчик.

— А через неделю… школу разгромят.

Сначала вынут стёкла.

Говорят, они дорогие.

Потом снимут двери, окна выдерут.

И пойдут курочить… ” Ребята вспоминают, как с этими горькими мыслями проснулся ночью Фетисыч, как представил он, что “к Новому году от школы останется лишь пустая коробка с чёрными проёмами.

Так растаскивали клуб, детский садик, медпункт.

Так будет и со школой.

Без него всё пойдет прахом”.

И полились из его глаз слёзы.

Фетисычу под силу сохранить и передать людям то, чему учила его когда - то учительница Мария Петровна.

Это она привила ему чувство долга, чувство хозяина своей земли.

Рассказ заканчивается пробуждением Фетисыча.

Просыпаясь, мальчик плачет чистыми детскими слезами, горюя об ушедшей учительнице, переживая за ребят, за свою школу.

Открытый лирический финал рассказа с его пейзажной зарисовкой : “К рассвету прояснилось.

Заря вставала уже зимняя, розовая.

Хутор лежал вовсе тихий, в снегу… ” Цветообраз чистого белого снега — та художественная деталь, которая напоминает о скором Рождестве, а вместе с ним — и возможном исцелении души тех, кто погряз в грехах человеческих.

Читайте также: