Изучение природных зон россии в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятии “природная зона”, о природных зонах России.

Предполагаемые результаты:

Предметные:формирование чёткого представления о понятиях “природная зона”, “пояса освещённости” или “климатические пояса”, “полярный круг”;овладение умениями работы с физической картой России и картой природных зон России.

  • личностные: формирование интереса к урокам окружающего мира, готовности преодолевать школьные затруднения;
  • регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
  • коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

Оборудование: схема “Вращение Земли вокруг Солнца”, физическая карта России, полушарий, карточки с заданиями для работы в группах, разрезной материал для составления плана изучения природной зоны, оценочные листы, мультимедиа, презентация, учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова , часть 1.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел звонок весёлый,

Предлагает нам урок начать.

Будем путешествовать по знаньям,

Что-то новое мы будем открывать.

Р - организация своего учебного места;

Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать.

- Что такое “природные зоны”?

- Почему существуют природные зоны?

умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

- Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов.

Посмотрите ещё один фрагмент.

- А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой?

Прочитаем материал учебника на стр.103.

Задания для групп.

1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конструкт урока окружающего мира

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

Гайсиной Карины Евгеньевны

Дата: 26.10.18 г.

Учитель: Абакшина Ольга Николаевна
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна Подпись__________

Тема: Природные зоны России.

Планируемые результаты

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к природным зонам России, природным явлениям, демонстрируют бережное отношение к окружающей среде.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: (умение самоконтроля и саморегуляции); коммуникативные УУД (умение полно и точно высказывать свои мысли в устной и письменной речи; работать в парах); познавательные УУД (умение формулировать цель; умение анализировать и делать выводы, работа с различными схемами). Выполняют упражнения с опорой на зрительное и слуховое восприятие; способны осуществлять самоконтроль и осознанную саморегуляцию познавательной деятельности в ходе урока; умеют выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные: обучающиеся имеют представление о природных зонах России и особенности труда и быта людей; умеют определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Цель: закрепить представления об особенностях природных зон, о неживой природе и живых существах, о взаимосвязях в природе, о влиянии человека на экологическое состояние природных зон.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к природным зонам Росси, природным явлениям, бережное отношение к окружающей среде.

Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение самоконтроля и саморегуляции); коммуникативные УУД (умение полно и точно высказывают свои мысли в устной и письменной речи; работать в парах); познавательные УУД (умение формулировать цель; умение анализировать и делать выводы, работа с различными схемами). Корректировать зрительное и слуховое восприятие посредством наглядности; развивать умения самоконтроля и осознанной саморегуляции поведения посредством упражнений и художественного слова учителя; развивать умения выражать свои мысли с условиями коммуникации посредством упражнений, наглядного материала.

Образовательные: актуализировать у обучающихся знания и представления о природных Зонах России и особенностях труда и быта людей, а так же умение определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему: "Природные зоны России".

Технологическая карта урока

Тема урока: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ


Дата проведения:15.12.2017

овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока; знать и уметь называть основные природные зоны России; пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации; приборами (теллурий); объяснять, почему происходит смена природных зон.

добывать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, обобщать полученные знания и формулировать выводы из изученного материала; взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; оценивать свои достижения на уроке.

осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

Цели для учителя

способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

сотрудничать в совместном решении задачи. Уважительно относиться к позиции другого ученика.

Открытие нового знания.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Опорные понятия, термины

Географический объект, земной шар, солнце, основные природные зоны, промежуточные природные зоны.

Новые понятия

Природные зоны, теллурий.

Формы контроля

Работа с физической картой и картой природных зон;

Домашнее задание

Учебник с. 30-34, раб. Тетрадь с. 38 задания 3, 4, 5.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

(сотрудни-чества)

Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности

В самолете нам лететь,

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

- В чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? (Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.)

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные:

проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Организация рабочего места, устные ответы.

II. Актуализация знаний

- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? (Картой полушарий, физической картой).

- Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

- С помощью чего мы можем прочитать карту? ( С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов)

- Проверим д/з:

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Ладожское, Онежское, Каспийское, Марс

(4 -я планета в порядке удаления от солнца, названа в честь Марса – древнеримского бога войны, красная имеет такой цвет из-за поверхн., насыщ. оксидом железа. Имеет 2 спутника – Фобос и Деймос т.е. страх и ужас);

В) Кавказ, Алтай, Северный Ледовитый, Урал.

Рассказывают о России, показывают на карте географические объекты (равнины, плоскогорье, горы).

Соревнуются, кто быстрее найдет лишний географический объект. Дополнительная информация.

Познавательные:

Осуществляют логические действия, извлекают необходимую информацию, строят осознанные речевые высказывания.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая с трудолюбием, приложенными усилиями; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Устные ответы на заданную тему.

Изучение нового материала

Демонстрация опыта.

- Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?

(Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше).

- Как вам кажется, влияет ли такое яв


ление на природу земного шара? (Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг).


-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России.


-Исходя из самого понятия, определите цели урока.

Знакомство с природными зонами.

(Демонстрация слайдов с признаками каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте).


В настоящее время среди основных природных зон выделяют (карта в учебнике с.72-73):

-Арктических пустынь


Тундра


- Лесотундра


- Тайга

- Смешанные леса и


широколиственные леса


- Лесостепи


- Степи

- Полупустыни и пустыни


-Субтропическая зона


Области высотной поясности

Дополнительная информация учителя об области высотной поясности.

Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой.

Это явление называется высотной поясностью (с. 75 в учебнике).

- Обратите внимание на особую красоту каждой природной зоны и уникальность природного многообразия России, составляющего общее достояние всех граждан России.

Тип урока : урок контроля знаний.

Тема. Природные зоны России.

Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне пустыни;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью карты и атласа-определителя;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Давай погуляем по нашей планете,

Отправимся прямо сейчас, не робей,

Посмотрим, а что происходит на свете,

На птиц необычных и наших зверей.

Дружок, в викторине сегодня у нас

О зонах природных ведется рассказ.

Тебе отгадать непременно придется,

О ком же сегодня рассказ наш ведется.

Теперь на вопросы, дружок, отвечай

И разные зоны скорей вспоминай.

Ведь ты их немало учил, согласись.

Итак, начинаем, за ручку берись!

II. Введение в тему.

- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок.

- Как вы считаете, какая тема нашего урока? (Природные зоны России).

Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

Какие цели и задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

Работа будет состоять из двух блоков.

Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.

- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние.

Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.

- Наша дорожка состоит из нескольких этапов.

- Я зачитываю описание природной зоны, а вы записываете ответ.

(дети работают на листочках)

1) Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день.

2) Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песками. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая.

4) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны.

5) Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир.

Проверка (если ответ неверный, слово зачёркиваем)

Сейчас подведём итоги 1 этапа, отметим результаты на дорожке.

5 клеточек и т. д. 1 клетка – это 100 км. Сколько километров вы прошли?

1 этап дорожки прошли. Привал.

- Природная зона арктических пустынь до конца ещё не исследована и мы будем её исследовать.

Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.

1. Природная зона арктических пустынь расположена…

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Северного ледовитого океана

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения

3. В Арктике для растений и животных сложились…

а) суровые условия;

б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут…

а) черника, морошка, карликовая берёза;

б) лишайники, мхи, полярные маки

5. В Арктике обитают животные…

а) моржи, тюлени, белые медведи;

б) волки, бурые медведи, рыси

6. Большое скопление птиц на скалах называют…

Проверка. Ответы: б, б, а, б, а, б.

Подведение итогов 2 этапа, отметить на дорожке.

- Мы посвятим этот этап зоне тундры.

Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите +, если неверно –

1) Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

2) В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

3) Растения тундры тянутся высоко к солнцу.

4) Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола – сапсана, тундрового лебедя, белого журавля.

5) Главное занятие населения тундры – оленеводство.

6) В тундре добывают нефть и газ.

Подведение итогов 3 этапа, отметить на дорожке.

- Вы должны зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке. (У каждого ученика карточка)

1) Амурский тигр, тюлень, белый медведь.

2) Клён, лиственница, дуб.

3) Тополь, саксаул, берёза.

4) Серая куропатка, кедровка, глухарь.

5) Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан.

6) Ящерица, черепаха, бархан.

Проверка. Дети объясняют, почему это слово лишнее.

Подведение итогов на дорожке.

1) Хвойный лес называют (тайгой)

2) В степи дуют горячие сухие ветры (суховеи)

3) Лесным исполином называют (лося)

4) Растрескавшийся глинистый участок в пустыне называется (такыр)

5) Самое умное морское животное (дельфин)

6) В Арктике создан заповедник (остров Врангеля)

Проверяем. Подведение итогов на дорожке.

Самостоятельная работа. Контроль со стороны учителя.

Ребятам предлагается самостоятельно выполнить задания и ответить на вопросы теста.

1. Природная зона арктических пустынь расположена:

1) на островах Тихого океана

2) на островах Индийского океана

3) На островах Северного ледовитого океана

2. В Арктике для растений и животных сложились.

1) суровые условия

2) комфортные условия

3. В ледяной зоне растут…

1) кедры, берёзы, черёмуха

2) лишайники, мхи, полярный мак

3) бузина, орешник, айва

4. В Арктике обитают животные:

1) бобры, нутрии, хомяки

2) волки, белые медведи, рыси

3) моржи, тюлени, белые медведи

5. Найди верную цепь питания:

1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь

2) водоросли – рачки – сайки – тюлени

1. Зона тундры расположена.

а) севернее арктических пустынь;

б) южнее арктических пустынь.

2. Растения тундры.

а)высокие с мощными корнями и широкими листьями;

б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

3. К тундровым растениям относятся.

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

4. В тундре обитают.

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

5. Укажи верную цепь питания:

а) растения - лемминги - полярные совы;

б) комары, мошки —полярные куропатки —песцы;

в) растения —кречеты - волки.

1. Природная зона лесов состоит из.

2. Самую большую территорию занимают.

а) смешанные леса;

в) широколиственные леса.

3. Лесным исполином называют.

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а)овцебык, морж, розовая чайка;

б)краснозобая казарка, кречет, стерх;

в)зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

1. Зона степей расположена на. нашей страны:

2. На карте природных зон зона степей закрашена. цветом:

3. К степным птицам относятся.

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

4. Для растений степи характерны:.

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые

мясистые стебли и такие же листья.

5. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:.

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство,

неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный

а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

в) ярко выделяются все четыре времени года.

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает малое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.

3. Растения пустыни.

а) высокие, широколиственные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

4. Животные пустыни.

а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;

в) в основном, низкорослые (грызуны, и птицы.

5. К растениям пустыни относятся:

а) ковыль, полынь, тюльпан;

б) морошка, брусника, черника;

в) колосняк, солянка, джузгун.

Сколько километров прошли вы по дорожке знаний?

IV. Итог урока

- Кому понравился урок?

- Что особенно понравилось?

Прикреплённые файлы:

Читайте также: