Адаптация дошкольников к школе

Обновлено: 05.07.2024

Школа – это очень важный период, ведь именно в школьные годы ребенок приобретает знания и навыки, которые помогут ему добиться успеха во взрослой жизни, развить профессиональные, творческие и духовные качества.

Психологи уверяют, что даже успешные и активные в детском саду малыши могут воспринять школьный режим тяжело: новый коллектив, строгие требования и необходимость учебы способны стать причиной настоящего стресса.

Что такое адаптация к школе и сколько она длится?

Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения, то есть малыш привыкает к регулярным урокам, порядкам и новым людям (учителям и одноклассникам).

Специалисты называют примерные сроки адаптации от 5 недель до 7 месяцев. Длительность будет зависеть от сложившейся атмосферы в семье, психологических особенностей и характера крохи, уровня его знаний, а также от типа школы и сложности обучающих программ.

Какие существуют этапы адаптационного периода?

Существуют три основных этапа адаптации:

Ориентировочный. Малыш осторожно присматривается к незнакомой обстановке, ее условиям и правилам. Он напряжен, может реагировать на новшества ярко и резко. Такой этап занимает около 2-3 недель.

Неустойчивое приспособление. Ребенок приспосабливается к школе и старается выстроить оптимальное поведение в новых условиях. Реакции меняются на менее эмоциональные. Этап длится 2-3 недели.

Особенности адаптации первоклассников

Адаптироваться к школьным условиям малышу очень сложно без поддержки взрослых. Разъяснения, уточнения, понимание и объятия – те родительские действия, которые необходимы для облегчения и ускорения процесса адаптации в 1-м классе.

Как пройдет адаптация – зависит еще и от обстановки в классе. Если первокласснику интересно и комфортно, он не испытывает страх и тревогу, то быстро привыкнет к школе и ее порядкам. Создать такой дружелюбный климат для каждого ученика – главная цель педагога в адаптационный период. Учитель первоклассников должен сохранять спокойствие, а малышам предоставить возможность осваивать школьные нюансы в удобном темпе и режиме. Очень важно замечать успехи и поощрять учеников, следить за показателями их психофизического здоровья.

Если у учителей или родителей возникает подозрение, что адаптация проходит тяжело или долго, следует обратиться за помощью к психологу или даже показать ребенка медицинскому специалисту.

Идеальным решением будет начать подготовку к школе еще в дошкольный период. На дистанционных курсах обучения педагогов предшкольной подготовки наши преподаватели подробно рассказывают, как психологически подготовить малышей к школе и эффективно развить у них навыки, необходимые для школьной жизни.

Условия для успешной адаптации малыша к школе

С большой долей вероятности ребенок адаптируется к школе быстро, если:

он растет в полной семье;

его родители имеют хорошее образование;

в семье поддерживают адекватные воспитательные методы;

взрослые уважают права детей;

малыша готовили к школе специалисты и родители;

в семье родители уделяют повышенное внимание к образованию детей, занимаются развитием, прививают любовь к знаниям.

Педагоги-психологи и медицинские специалисты для ускорения и облегчения периода адаптации к школе советуют следовать следующим семи рекомендациям:

придерживаться стабильного распорядка дня (часы занятий и отдыха должны чередоваться);

следить, чтобы сон ребенка был спокойным и продолжительным (в возрасте от 7 до 10 лет малыш должен спать ночью примерно 10 часов);

организовать комфортное рабочее место для выполнения школьных заданий (выбрать удобную мебель в соответствии с ростом, подумать о правильном освещении стола);

обеспечить малышу регулярные прогулки (от двух часов в день);

составить рацион здорового и систематического питания;

стараться позитивно относиться к окружающим людям, подавая ребенку пример дружеских взаимоотношений;

исключить игры на компьютере и смартфоне (и другую активную деятельность, возбуждающую нервную систему) перед сном.

Простые советы психологов родителям школьников

Родители первоклассников или школьников, которые по каким-то причинам поменяли класс или школу, зачастую теряются и не знают, чем они могут помочь своему чаду побыстрее освоиться в незнакомых условиях, чтобы начать дружить с одноклассниками и плодотворно осваивать школьную программу.

Хвалите своего ребенка даже за незначительные достижения. В период адаптации не следует обращать внимание на оценки и вести строгие воспитательные беседы. Пусть малыш чувствует ваши любовь и поддержку.

Старайтесь, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка.

Дайте малышу уверенность в себе, акцентируя внимание на тех действиях, которые получаются у него лучше всего.

Проводите с ребенком побольше времени: погуляйте вместе в детском парке или посмотрите добрую сказку.

Создайте дома условия для полноценного отдыха и абсолютного спокойствия. Дом должен стать для малыша той самой безопасной крепостью, где все тревоги уходят, а все люди понимают и любят друг друга.


Как понять, что адаптация позади?

Можно считать, что малыш полноценно освоился и адаптировался к школьной среде, если он:

с радостью делится школьными событиями, своими победами и неудачами;

спокойно спит ночью, а днем активен и любопытен;

не испытывает сложностей в самостоятельном выполнении школьных заданий;

дружит с одноклассниками и без страха общается с педагогами, знает всех по именам;

не стесняется обратиться к учителям за помощью;

знает, где расположены в школе столовая, туалет, раздевалка и без проблем их посещает.

Период адаптации к школе – это непростой путь к новой ступени развития, который потребует серьезных затрат сил и энергии не только у ребенка, но и у окружающих взрослых. И от того, кто именно будет сопровождать малыша на этом пути, зависят его сложность и продолжительность.

Татьяна Верухина


Содержание:

Адаптационный период


Этапы адаптации

Условно процесс адаптации ребёнка к школе принято разделять на три основных этапа, каждому из которых свойственны свои особенности.

Ребёнок присматривается к новым условиям, изучает обстановку, границы, нормы и т.д. Это даётся ему довольно сложно. Ребёнок часто напряжён: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.

Длится этап, чаще всего, около двух-трёх недель.

Название говорит само за себя: ребёнок начинает приспосабливаться. Он уже близок к поиску оптимального поведения в предложенных условиях. В маленькой голове выстраиваются схемы поведения – это даёт возможность организму затрачивать меньше сил, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.

Длительность: около двух-трёх недель.

Длится последний этап от пяти-шести недель до года.

Особенности адаптации первоклассников


Адаптация ребёнка к школьной жизни – сложный и многогранный процесс, благодаря которому ребёнок приспосабливается к новым условиям и новому статусу. Гармоничное протекание процесса невозможно без помощи взрослого, от которого ждут разъяснений и уточнений, а также помощи, слов поддержки или просто объятий. Родитель должен понимать, что процесс адаптации – временный, и от того, сколько усилий приложит именно он, родитель, зависит длительность адаптации и дальнейшая успешность обучения его ребёнка.

Во многом адаптация ребёнка к школе зависит от обстановки в классе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.

Дружелюбная атмосфера в классе – главная задача учителя в этот период. В это время у ребёнка наблюдается повышенная тревожность, внутреннее напряжение, самооценка становится низкой. Важно дать возможность ребёнку работать в удобном ему режиме. Учитель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимания на успехи и достижения детей. Если учитель не учитывает специфику данного периода, это может привести ребёнка к нервному срыву. Поэтому так важно мониторить состояния физического и психического здоровья первоклассника.

Если у родителя появилось сомнение, что у его ребёнка адаптация протекает тяжело, то он обязательно должен поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т.д.)

Особенности адаптации школьников (пятиклассников) к среднему звену


Любого школьника, переходящего из начальной в среднюю школу, ждёт ещё один период – адаптация к новым условиям уже привычной школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребёнок больше не младший школьник, он становится подростком. В это время начинает активно формироваться личностное новообразование – обретение чувства взрослости и обретение себя, как личности. Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребёнок начинает отгораживаться от близких, которые до этого времени играли важнейшую роль в его жизни. Проявляется это в том, что подросток противостоит любым вмешательствам в его жизнь и зачастую идёт наперекор чувствам и желаниям взрослых.

Теперь подросток готов выстраивать новые отношения со сверстниками. Именно через дружеские отношения у ребёнка формируются модели социальных взаимоотношений, моральные ценности и т.д.

В этот период претерпевает изменения и самооценка ребёнка. Раньше она была напрямую связана с учебной деятельностью, с уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Теперь главным критерием самооценки становится уровень общения со сверстниками. Ведущей деятельностью становится общение.

На данном фоне снижается учебная мотивация, успеваемость падает, случаются конфликты с учителями.

Родителям стоит помнить о том, что умственная активность подростков в этот период довольно высокая. Но её развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые испытывает ребёнок во время обучения.

То есть, когда ребёнок переходит из начальной ступени школьного обучения в среднее звено, он подвергается не только внешним изменениям, но и глубинным, внутренним.

Виды адаптации


Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:

Социально-психологическая адаптация

Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.

Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:

Познавательные способности

Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.


Креативное мышление

Самоорганизация

С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.

Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.

Физиологическая адаптация

На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.

Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьники и их родители


Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые могут ожидать их в начальной школе:

Проблема утреннего пробуждения


Опасные домашние задания

Очень важно ребёнку выполнять домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после просьбы об этом. Поддержка с родительской стороны в этот момент обязательна: он может просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребёнка. Первоочередной задачей взрослого является помощь в организация учебного пространства: где будут лежать учебники и тетради, ручки и карандаши и т.д.

Условия для успешной адаптации


К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:

  • наличие полной семьи;
  • высокий уровень образования родителей;
  • адекватные методы воспитания;
  • уважение прав ребёнка;
  • готовность ребёнка к школе;
  • положительное отношение в семье к статусу школьник.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворённость от процесса обучения

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

2. Освоение программы

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.


3. Степень самостоятельности

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

Общие рекомендации для родителей


Советы психолога

Похвала

Каждая мама, помогая делать уроки своему ребёнку, замечает его ошибки. А ведь так хочется, что бы ребёнок писал и выполнял все задания правильно! В этот момент мамин внутренний критик, исключительно из любви к ребёнку, начинает придираться, указывая на ошибки…

Родителю важно подмечать то, что у ребёнка хорошо получается, делать на этом акцент. Это придаст уверенности – у ученика появится желание и стремление сделать лучше!

График работоспособности при подготовке домашнего задания

Для того, чтобы понять, как лучше подойти к выполнению домашнего задания, родителям нужно понаблюдать за своим ребёнком и ответить на несколько вопросов:

Для тех детей, кто с трудом включается в выполнение домашнего задания, лучше начинать с литературного чтения. А тем, кто быстро истощается – с математики и обязательно делать перерывы.

Не требуйте слишком много!


Ставка на уверенность

Помогая ребёнку стать уверенным школьником опирайтесь на то, в чём он силён.

Всегда должна быть возможность успокоиться

Многие родители не знают, как правильно успокаивать ребёнка в случае его огорчения, разочарований и слёз. Очень важно в такие моменты разделить чувства ребёнка и позволить ему их выразить.

Кроме этого, родителям желательно выполнять следующие рекомендации:

Медицинские рекомендации

sleeping_child

  1. Стабильный режим дня. Важно подводить ребёнка к этому режиму не сразу, а постепенно.
  2. Полноценный сон.
  3. Удобное рабочее место. Важно правильно выбрать мебель (соответствующую росту ребёнка), источник освещения должен быть слева от ребёнка.
  4. Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
  5. Отдых после уроков (желательно со сменой деятельности).
  6. Рационально здоровое питание.
  7. Позитивное отношение к окружающим людям.
  8. Стремление к успеху.
  9. Исключить просмотр ТВ и компьютерных игр перед сном.

Подводя итог, следует сказать, что адаптация к школе – это серьёзный путь, пройдя который ребёнок встаёт на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженно работающие родители, учитель, психолог и медицинский работник, то этот путь не будет слишком долог и тернист.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адаптация дошкольников к условиям обучения в школе.

Памятка для родителей и педагогов

«С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей ?

3) Демонстративный негатив. Ученик демонстративно ведет себя негативно по отношению к одноклассникам и учителям. Такой ребенок получает самые плохие отметки в классе за успеваемость и за поведение. Своими поступками он пытается привлечь внимание взрослых, в том числе и учителей. Таким образом, он компенсирует внимание недополученное в семье. Самое лучшее наказание за негативное поведение для такого ребенка – это полное лишение внимания.

4) Развитие вербализма . Дети с высоким уровнем вербализма отличаются от других высокоразвитой речью и задержкой мышления. Чаще всего это случается с теми детьми, чьи родители делали упор, прежде всего, на развитие речи, отводя на второй план занятия по рисованию, лепке, конструированию, ролевые игры. В начале обучения в школе таким детям становится сложно решать какие-то задачи и заниматься деятельностью, где требуется логика и мышление. Поэтому родителям перед поступлением их чада в школу стоит уделять большое внимание логическим играм, изобразительному искусству, конструированию.

Адаптация ребенка к школе. Советы психолога

Школа — самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.

Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.

Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе

Подготовку ребенка к школе необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно — малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.

Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:

  • Создание правильной психологической атмосферы и нацеленность на комплексный обучающий процесс. Следует в доступной форме объяснить и регулярно повторять чаду, зачем нужна школа, что он будет там делать, каких правил необходимо придерживаться и как себя вести. Отдельно необходимо акцентировать внимание на явных плюсах школы перед ДОУ, особенно если малышу не нравились отдельные аспекты посещения дошкольного учреждения (необходимость спать днём, нахождение в заведении до позднего вечера и так далее);
  • Имитация школьного обучающего процесса в домашних условиях. При наличии выходных и свободных дней у ребенка, можно поиграть в школу дома. Роль учеников и учителя могут играть как дети, игрушки, взрослые;
  • Нормализация суточных ритмов и приведение их в соответствие со школьным расписанием. Данный нюанс особенно актуален для тех детей, кто не посещал ДОУ и не привык к стандартному расписанию с ранним вставанием, чётко обозначенными периодами для употребления пищи, сна и так далее;
  • Сопряжение усилий родителей и будущего учителя. С учителем, педагогическим коллективом и родителями других детей необходимо поддерживать обратную связь, совокупно обсуждая потенциальные проблемы и пути их разрешения в сфере адаптации ребенка, дисциплины и иных факторов;
  • Соблюдение классических медицинских рекомендаций. Чадо должно быть готово к школе не только психологически, но и физически.

Особенности адаптации ребенка к школе

Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) — сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.

Психологическая адаптация ребенка к школе

Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.

В современной практике приоритетными считаются три компонента:

  • Личностная готовность. Указывает на то, хочет ли ребенок учиться, ходить в школу, устанавливать новые уровни отношений сотрудничества со сверстниками, реализовывать иные потребности в контексте общественно значимой деятельности;
  • Наличие воли и мотивации. Коррелирует со способностью контролировать поступки и действия усилием воли, слушать, понимать и вникать в указания учителя, действовать в рамках правил, удерживать внимание определенный промежуток времени;
  • Общий интеллектуальный уровень. Интерпретируется уровнем познавательного развития, способностью усваивать новые объективные знания, различать отдельные стороны предмета, уметь формировать собственное мнение, сравнивать, обобщать, проявлять иную умственную активность.

Адаптация детей начальной школы

Адаптация детей начальной школы

Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми — атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы — если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.

Комплексная работа по оказанию помощи в период привыкания к школе должна вестись в двух направлениях — это мероприятия со стороны педагогического коллектива, учительницы и психолога, а также оказание поддержки дома.

Основные процедуры в рамках школы:

  • Диагностика первоклассников и их семей на предмет готовности к учебному процессу;
  • Оказание персонифицированной помощи детям, с выраженными признаками дезадаптации;
  • Организация и правильная реализация психолого-педагогических занятий (как индивидуальных, так и групповых), которые направлены на освоение нового социального пространства, умения взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила и нормы школьной жизни;
  • Правильное позиционирование первой учительницы с акцентом на систематический учебный процесс, разбавленный периодами отдыха, непринуждённого общения и плавным переходом от концепции воспитательницы с амплуа преподавателя с точки зрения детей.

Период адаптации ребенка в школе

Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует — слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако современные психологи условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:

  • Группа 1. Дети адаптируются к школе на протяжении первых двух месяцев учебного процесса. Ребенок, относящийся к данной категории, быстро вливается в коллектив сверстников, осваивает азы поведения и учебы в школе, заводит новые знакомства. Психологический фон его устойчив, требования учителя выполняются без напряжения. Первые недели они могут ощущать некоторый дискомфорт в отношениях с детьми либо классным руководителем, однако уже к концу октября полностью осваиваются с новым для себя статусом, имеют преимущественно хорошее настроение, внешне и внутренне спокойны, доброжелательны и добросовестны;
  • Группа 2. Дети этой категории имеют больший период адаптации — как правило, до полугода. Они сложно воспринимают новый для себя процесс обучения, имеют проблемы с дисциплиной, часто играют на уроках, негативно реагируют на замечания учителя, имеют небольшие или средние трудности с усвоением базовой школьной программы, часто идут на конфликты со сверстниками. К концу первого полугодия основные негативные вышеозначенные проявления значительно ослабевают либо исчезают вовсе;
  • Группа 3. Социальная и психологическая адаптация этой группы детей сопряжена с серьезными трудностями. Негативные и отрицательные эмоции у них преобладают вне зависимости от обстоятельств, часто даже ко второму полугодию наблюдается частичное либо же полное невосприятие школьной программы и знаний. На уроках ребенок третьей группы практически не контролируем, более того, он систематически мешает учебному процессу и работе учителя. В данном случае классическими адаптационными мерами ощутимых результатов достичь не получается — необходима индивидуальная системная работа психолога и социального педагога, притом как в отношении первоклассника, так и его семьи (в подавляющем большинстве случаев именно семейный фактор оказывает ключевую роль в неприятии школы как таковой).

Трудности адаптации детей к школе

Трудности адаптации детей к школе

В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:

Успешная адаптация ребенка к школе

Успешная адаптация ребенка к школе

Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:

  • Школьные нормы поведения. Мониторингу поддаётся поведение ученика согласно нормам школьной дисциплины, усидчивость на занятиях, соблюдение режима;
  • Эффективность познавательной деятельности. Насколько сильные усилия необходимо прилагать ребенку для выполнения начальных школьных заданий, как проходит самостоятельная работа первоклассника над материалами, какие общие характеристики успешности обозначает учитель;
  • Наличие социальных контактов. Оценивается уровень взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогическим коллективом;
  • Общее эмоциональное благополучие. Уровни спокойствия, благожелательности и настроя на учебный процесс, а также оценочные суждения ребенка о школе в целом.

Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.

Советы психолога

Советы психолога

Ниже, перечислены базовые рекомендации профильных специалистов (социального педагога и детского психолога), направленные на максимально мягкую, быструю и легкую адаптацию ребенка к 1 классу школы.

Методика адаптации детей к школе

Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.

  • Хвалить, а не ругать. Временная неуспеваемость первоклассника, особенно на начальном этапе посещения школы, объяснима сложностями интеграции в новый для него социум. Нельзя ругать ребенка за плохие результаты или как-либо выражать недовольство — это вызовет в нём массу негативных эмоций и снизит интерес к учебе. Хвалите чадо при малейшей возможности и даже малом успехе;
  • Сравнение с другими — недопустимо. Довольно часто, не слишком дальновидные родители начинают публично сравнивать способности и таланты своего ребенка с каким-либо другим (сыном подруги, дочерью знакомой и так далее), указывая на недостатки чада. Делать это не допустимо! Таким образом, существенно снижается самооценка и исчезает мотивация к дальнейшей учебе. Сравнивать ребенка можно только с ним самим, делая акцент на улучшении собственных результатов;
  • Щадящая оценка. Не ждите быстрых и высоких результатов в учебной деятельности ребенка — первый год познавательный процесс сформирован таким образом, чтобы привить ребенку интерес и любовь к школе, оценки же отходят на второй план. Более того, для смягчения процесса адаптации в 1 классе начальной школы вообще не проводится официальное оценивание, а домашние задания — минимальны;
  • Развитие скрытого потенциала. Если ребенок любит публичное внимание, очень любознателен и имеет нерастраченную в школе энергию, то стоит найти ему наиболее подходящую сферу, где он сможет реализовать себя в рамках продуктивного процесса. Это может быть спорт, танцы, различные кружки. Естественно, дополнительные занятия и род деятельности должны в обязательном порядке согласовываться с чадом и не мешать отдыху, а также основному школьному обучению;
  • Награда. Лучшая награда для первоклассника — это не игрушки и сладости (они должны предоставляться в меру и не как плата за хороший результат в учебе либо поведении), а доверительное, открытое общение и похвала.

Признаки успешной адаптации детей к школе

Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!

Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество:

  • Ребенку нравиться ходит в школу, он с большим удовольствием рассказывает обо всех аспектах нахождения в классе, своих маленьких победах и неудачах;
  • Малыш хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые), редко болеет;
  • Чадо самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе), хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
  • У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам;
  • Чадо положительно относится к основному учителю и иным преподавателям, а на предложение вернуться в дошкольное учреждение отвечает решительным отказом.

Вопрос-ответ

Посоветуйте игры на адаптацию детей в начальной школе.

Процесс адаптации ребенка к будущему поступлению в 1 класс существенно упрощается, если часть мероприятий проводить в доступной коллективной игровой форме — дома либо же классе. Наиболее эффективные и простые игры:

Легко ли проходит адаптация ребенка в школе 1 класс?

Адаптация ребенка зависит не только от маленького члена общества, но также от усилий родителей и педагогического коллектива, который будет работать со школьником на протяжении многих лет вплоть до выпускного класса. Чем более основательно, ответственно и грамотно подойти к данному процессу, тем легче чаду будет влиться в новый для себя социум.

Как проверить готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе невозможно просчитать с высоким уровнем точности — даже профессиональная предварительная оценка социального педагога и психолога, иногда оказывается ошибочной. Более-менее точно можно выявить лишь уровень знаний, активной познавательной деятельности и общее дисциплинарное поведение в рамках посещения ДОУ — однако даже эти минимальные факторы не дают гарантии того, что чадо легко приспособиться к абсолютно новым для себя условиям.

Реальная эффективная оценка первоклассника в данном контексте возможна лишь после начала занятий — при слишком длительной адаптации необходима комплексная психологическая и социальная коррекция, усилиями как родителей, так педколлектива, иногда с привлечением профильных специалистов.

Как узнать легко ли пройдет адаптация ребенка к школе?

Если ребенок имеет положительный настрой на будущее посещение школы, легко идёт на контакт со сверстниками, быстро усваивает новый для себя материал, не имеет комплексов, то с большой долей вероятности он легко пройдет период адаптации в 1 классе.

Какие вопросы адаптации нужно обсуждать на родительском собрании?

В современных школах практикуют проведение родительского собрания, темой которого выступает именно адаптация первоклассника к школе. Обычно данное мероприятие организуют до 1 сентября, проводится анкетирование мам и пап, а также предлагается задавать вопросы.

Что стоит обсудить? В первую очередь — будущее взаимодействие педагогического коллектива учебного заведения и родителей, потенциальные схемы решения проблем. Стоит поинтересоваться необходимостью дополнительных материалов для адаптационных занятий, выслушать предложения учителя по правильной организации времяпровождения ребенка вне школы. Если у чада есть какие-либо проблемы со здоровьем или особенностями поведения — стоит сообщить об этом преподавателю при личной беседе. Немаловажно послушать других и описать собственный опыт помощи малышу в подготовке к 1 классу — это будет полезно всем.

Наша семья переехала в новый район. Как облегчить адаптацию детей 5 класса в школе?

Переход в новую школу — это всегда стресс для любого возраста. Чем можно помочь ученику со своей стороны:

Читайте также: