Изучение геометрических величин в начальной школе с использованием икт

Обновлено: 08.07.2024

Ишмухаметова Лейсан Раяновна , студент 5 курса
Город Стерлитамак, РБ.

Развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

Применение ИКТ на уроках математики при изучении геометрических величин в начальной школе

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков в качестве основных результатов обучения произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки ученика к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные проблемы, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.

Необходимость оптимизации начального образования признается обществом актуальной задачей в условиях значительного разрыва между новой системой требований к результатам обучения и реальными результатами образовательной программы.

Чтобы использовать новые компьютерные технологии в жизни, необходимо новое мышление, которое нужно воспитывать в ребенке из начальной школы. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе - актуальная проблема современного школьного образования.

Педагоги нового поколения должны уметь грамотно выбирать и применять именно те технологии, которые полностью соответствуют содержанию и целям изучения той или иной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Дети обладают исследовательскими навыками с раннего возраста, и все, что им нужно сделать, это научить их использовать ИКТ для достижения своих целей.

При использовании компьютерных программ повышается интерес учащихся к обучению, возрастает эмоциональность восприятия, дети с интересом начинают работу, более активно включаются в учебный процесс, что напрямую влияет на эффективность обучения.

Занятия с использованием ИКТ могут частично снять высокое эмоциональное напряжение и оживить учебный процесс. Обучение с использованием ИКТ постепенно превращается из экзотики в одну из стандартных составляющих образовательного процесса.

Цели использования ИКТ на различных уроках в начальной школе:

развивать у учащихся умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

освоить практические способы работы с информацией;

развивать навыки обмена информацией с использованием современных технических средств;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне; подходить к ученику индивидуально, используя многоуровневые задания.

развитие творческих способностей школьников при обучении математике с использованием интерактивных геометрических сред;

использование интерактивной среды GeoGebra на различных этапах работы;

использование системы динамической геометрии GeoGebra в качестве инструмента компьютерного моделирования;

функционал GeoGebra в контексте поддержки учебно-методической деятельности и др. Интерактивные геометрические системы обладают качественно новыми дидактическими возможностями по сравнению с традиционными средствами обучения, позволяя изменить традиционные подходы к изучению многих областей математики и развить познавательный интерес у младших школьников.

Таким образом, использование информационных технологий в процессе обучения математике позволяет усовершенствовать методы обучения математике в тесной связи с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями. Информационные технологии позволяют визуализировать учебную информацию, моделировать изучаемые объекты и экспериментально наблюдать их свойства, иллюстрируя динамику изучаемых процессов и явлений.

Интерактивная геометрическая система обладает такими качественно новыми дидактическими возможностями, как наглядность, моделирование, динамика, которые позволяют менять традиционные подходы к изучению геометрических величин, развивать познавательный интерес младших школьников и навыки исследовательской деятельности.

Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_matematiki_kak_sredstva_formirovaniya_geometricheskoy_gramotnosti_uchashchikhsya_nachalnoy_shkoly.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала. Так же, как и в любой педагогической стратегии, компьютерное обучение требует специальной подготовки к занятиям, организации процессов взаимодействия и логического завершения предпринимаемой работы. Поскольку не существует какого-то одного способа построения такой модели обучения, важно, чтобы учитель заранее планировал типы учебных ситуаций, в которых будет использоваться компьютер [3,181].

Современная информационно- коммуникационная технология (ИКТ) по мнению Г.К.Селевко, может быть реализована в трех вариантах:

На сегодняшний момент одним из перспективных направлений может стать комплексный подход к использованию ИКТ. Именно такое, а не эпизодическое использование позволит учащимся осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания.

Одной из основных задач при изучении геометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно

применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. На уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности можно предложить учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития определенной темы геометрии, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Благодаря использованию ИКТ на уроках математики у учащихся формируются следующие компоненты геометрической грамотности:

  • навыки черчения и измерения;
  • навыки построения фигур;
  • измерение величин углов и отрезков;
  • выполнение различного рода движений фигур.

Таким образом, использование средств ИКТ на уроках геометрии – один из методов, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока, сформировать геометрическую компетентность учащихся.

Автор: Костомарова Алена Романовна
Дети изучают свойство диагоналей прямоугольника (разбиение прямоугольника диагональю на два равных треугольника). В этот период много времени уделяется для ознакомления учащихся с площадью прямоугольника, площадью произвольного счета треугольника (способом разбиения на прямоугольные треугольники и счета по формуле S = a* h/2), площадью произвольного счета многоугольника счета (разбиением его на прямоугольники и треугольники), площадью полной поверхности призмы и пирамиды, площадью счета счета счета боковой счета счета счета поверхности счета счета цилиндра. Одновременно дети продолжают счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета строить счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета развертки призм, счета счета счета счета счета счета счета счета пирамид, счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета цилиндров счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета и конусов [1, с. 121-129].

Таким образом, краткий анализ содержания различных программ обучения начальному курсу математики по вопросу изучения геометрического материала позволяет сделать следующие выводы:

1. Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе.

2. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно.

3. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.

Автор: Костомарова Алена Романовна

Дети изучают свойство диагоналей прямоугольника (разбиение прямоугольника диагональю на два равных треугольника). В этот период много времени уделяется для ознакомления учащихся с площадью прямоугольника, площадью произвольного счета треугольника (способом разбиения на прямоугольные треугольники и счета по формуле S = a * h/2 ), площадью произвольного счета многоугольника счета (разбиением его на прямоугольники и треугольники), площадью полной поверхности призмы и пирамиды, площадью счета счета счета боковой счета счета счета поверхности счета счета цилиндра. Одновременно дети продолжают счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета строить счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета развертки призм, счета счета счета счета счета счета счета счета пирамид, счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета цилиндров счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета счета и конусов [1, с. 121-129].

Таким образом, краткий анализ содержания различных программ обучения начальному курсу математики по вопросу изучения геометрического материала позволяет сделать следующие выводы:

1. Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе.

2. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно.

3. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.

Цель исследования – изучить особенности применения информационных технологий при изучении геометрических фигур в начальной школе.

Задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • провести исследование по применению информационных технологий в процессе обучения младших школьников при изучении геометрических фигур в начальной школе;
  • разработать практические рекомендации для педагогов по применению информационных технологий при изучении геометрических фигур в начальной школе.

Объект исследования — процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования – содержание деятельности учителя по применению информационных технологий при изучении геометрических фигур в начальной школе.

В работе представлены теоретические и практические результаты исследования по применению информационных технологий при изучении геометрических фигур в начальной школе. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Разработаны практические рекомендации для педагогов по применению информационных технологий при изучении геометрических фигур в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через понятие величины происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать целостные представления об окружающем мире. Изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Курс математики в начальной школе имеет ярко выраженный

интегративный характер. В нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Содержание курса имеет концентрическое строение. Важная особенность – включение элементов алгебраической пропедевтики. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку УУД.

•Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

•Формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний.

•Формирование знаний и представлений необходимых для целостного восприятия объектов и явлений природы, памятников культуры и искусства.

•Обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении.

Читайте также: