Актуальность робототехники и конструирования в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Педагоги ДОУ, воспитанники, руководители кружков, родители.

Построение системы инновационной работы в ДОУ

направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.

2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.

3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.

4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.

5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.

6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.

7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта

2018 – 2019 уч. г.

Перечень основных мероприятий проекта

ü Создание творческой группы по реализации проекта

ü Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию и робототехнике

ü Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

ü Исследование первичных конструктивных способностей детей

ü Организация материально-технического обеспечения

ü повышение квалификации педагогов по данному направлению

ü Повышение качества образовательного процесса и научно -методической работы в ДОУ

ü Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями

ü Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне

ü Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды

ü Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

  • Обоснование проблемы. Актуальность.

Мир стоит на пороге новой технологической революции, основанной на достижениях кибернетики, которая является одним из направлений развития современной науки, и в частности, робототехники. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, в том числе и к ее образовательной составляющей.

Актуальность LEGO –технологии, робототехники значима и актуальна так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
  • Позволяет педагогу сочетать обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в режиме игровой деятельности;
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества у детей дошкольного возраста;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет детям дошкольного возраста возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию образования в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO -конструкторов.

Постановка и обоснование проблемы проекта

  • Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием конструкторов;
  • Необходимостью создания в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников;
  • Требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ и недостаточным пониманием педагогами ДОУ влияния LEGO- конструирования и робототехники на развитие интеллектуальноличностного развития детей дошкольного возраста.

1.3. Цель проекта

Цель проекта: Построение системы инновационной работы в ДОУ направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через LEGO–конструирование и робототехнику

1.4. Задачи проекта

  1. Создать в дошкольном образовательном учреждении Центр развития начального технического творчества для удовлетворения индивидуальных интеллектуальных и личностных потребностей воспитанников.
  2. Повысить квалификацию педагогов дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества детей.
  3. Разработать рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования робототехнических и других видов конструкторов, способствующую повышению качества дошкольного образования.
  4. Апробировать, внедрить рабочую программу, направленную на развитие конструктивной и исследовательской деятельности, технического творчества воспитанников 5-и-7-и лет.
  5. Организовать работу по подготовке и диссеминации опыта работы ДОУ.
  6. Совершенствовать материально-технические условия для внедрения разработанной системы педагогической работы.
  7. Повысить информированность родителей о положительном влиянии конструкторов нового поколения на интеллектуально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

1.5. Новизна проекта.

Новизна проекта заключается:

- в реализации рабочей программы по развитию конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет;

- в адаптации конструкторов нового поколения

в образовательную деятельность ДОУ для детей дошкольного возраста.

Инновационность предлагаемого проекта будет заключаться в разработке и реализации рабочей программы, реализации системы взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Ивантеевки.

1.6. Принципы реализации проекта.

Принципы реализации проекта: гуманизм, научность, системный подход, перспективность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители)

1.7. Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

  • Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в ДОУ
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Образовательная программа по робототехнике для детей 5-7 лет

1.8. Сроки реализации проекта.

Сроки реализации проекта 2018 – 2019г.

2.1. Описание проекта.

Проект предусматривает совершенствование методических подходов обучения робототехники для воспитанников ДОУ, а также организацию и проведение обучающих практических семинаров, мастер-классов для педагогов по использованию конструкторов и робототехнике в образовательном процессе, организацию и проведение различных мероприятий по робототехнике.

Введение робототехники в ДОУ неизбежно изменит картинку восприятия дошкольников. Игры в роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования послужат хорошей почвой для дальнейшего изучения данного направления.

Возможность прикоснуться к неизвестному миру роботов для современного ребёнка является очень мощным стимулом к познанию нового. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

2.2. Основные направления проекта.

  • инновации в управленческой деятельности
  • профессиональное развитие педагогов
  • семинары
  • мастер-классы
  • курсы повышения квалификации
  • укрепление материально –технической базы
  • внедрение робототехники в учебно-воспитательный процесс МБДОУ
  • формирование современной качественной предметно-развивающей среды в МБДОУ

2.3. Механизм реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно

Задачи

Действия (наименование мероприятий)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1.

Организационно – подготовительный

Январь 2018г

1

Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство

1.Создание творческой группы по реализации проекта;

Определение участников проекта.

Вторая неделя января

1. Издан приказ, разработано и утверждено положение о творческой группе.

обязанности членов творческой группы

-родители (законные представители)

детей старшего дошкольного возраста,

2.Выбор темы, разработка структуры модели внедрения LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта

Вторая неделя января

1.Определена тема, составлен план реализации проекта.

2. Создана структура модели и разработана система работы по внедрению LEGO-технологии в образовательное пространство ДОУ

3.Определение возможности внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ:

-изучить, анализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу

- анализ методической литературы, наглядно –

дидактических пособий, ресурсов сети

интернет по LEGO-конструированию и

- анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной

- исследование первичных конструктивных способностей детей.

Третья неделя января

2.Создан электронный банк методических, наглядно-дидактических пособий; подобрана литература

3. Разработан план обновления и оснащения развивающей предметно - пространственной среды по

формированию навыков технического творчества дошкольников

5. Выявлены первичные конструктивные способности детей

4.Организация материально-технического обеспечения

-дополнили Центры конструирования

5. Определить механизм внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательную деятельность:

- в платные образовательные услуги;

-в режимные моменты;

- в самостоятельную деятельность;

- в кружковую деятельность.

- практический и методический материал;

- планы проведения совместных мероприятий.

Организовать информационное обеспечение

В течение всего проекта

1. Созданы на сайте ДОУ:

2. Составлены буклеты.

2

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта

уровня профессиональной компетентности

детского сада по освоению LEGO-технологий.

2. Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,

удостоверения, справки педагогов

3.Создать методический центр для педагогов ДОУ.

В течение проекта

План проведения педсовета,

протокол, практический и методический

Организовать работу с родителями воспитанников по освоению Лего-технологии и робототехники.

Определить содержание и формы работы с родителями

В течение проекта

Семейные Техно-проекты; акции; совместные мероприятия.

Этап 2. Практический (реализационный)

Сентябрь - май, 2018 – 2019 года

Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков технического творчества дошкольников средствами

LEGO- конструирования и образовательной робототехники в ДОУ.

В течение всего периода

Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.

В течение всего периода

1. Повышен познавательный интерес у детей.

3. Интеграция LEGO-конструирования и

робототехники с различными

В течение всего периода

1. Организованы презентации, мастер-классы.

2. Создан электронный банк методических материалов.

5. Повышение профессиональной компетенции

педагогов через различные формы методической

В течение всего периода

6. Разработка методических пособий для работы

с детьми дошкольного возраста по LEGO-

конструированию и робототехнике.

7. Разработка сценариев и проведение

мероприятий (соревнования, выставки и т.д) по

LEGO-конструированию и робототехнике.

В течение всего периода

1. Практические материалы, сценарии, фото и видео материал.

2. Участие в соревнованиях и конкурсах по лего-моделированию и робототехнике

8. Проведение для родителей практико-ориентированных занятий по освоению LEGO-технологии, совместных праздников, акций, семейных проектов.

1. День открытых дверей.

Этап 3. Заключительный (итоговый)

май 2019 года

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования Лего-технологии в образовательный процесс.

1. Организация и проведение мониторинга результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса по проекту.

Презентация полученных результатов по проекту.

2. Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер классы для педагогов ДОУ, а так же обучающие семинары с привлечением социальных партнеров.

1. Издание методического пособия для работы с детьми по теме проекта.

3. Итоговый педагогический совет по теме: «Подведение результатов работы учреждения по

Пополнение информационного банка методического материала собранного в ходе работы по проекту

4. Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту

2.6. Краткая аннотация проекта программы.

По итогам реализации проекта, на данный момент, в качестве продукта, разработаны две рабочие программы, по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-и-7-и лет, которые могут быть интегрированы в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

В каждой рабочей программе есть пояснительная записка, в которой представлена информация о её концептуальной основе, содержании и структуре, принципах организации работы с дошкольниками.

Также представлены методические рекомендации по созданию условий для развития детей по направлению проекта: организация предметно-развивающей среды, организация работы с родителями, организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников.

В завершении реализации проекта, для распространения опыта работы мы представим разработки следующих мероприятий:

2.7. Технологические особенности организации образовательного процесса.

При разработке системы работы с воспитанниками мы опираемся на основные принципы современного дошкольного образования, способствующие повышению его качества:

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования воспитанников;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры;

- наглядные (просмотр учебных презентаций, показ образцов деталей и способов действий, рассматривание таблиц, др.);

- словесные (проблемные и поисковые вопросы, инструкции, пояснения, объяснения др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, физкультурные минутки, др.).

Приёмы организации работы с воспитанниками в рамках проекта:

- наглядные (просмотр обучающих презентаций, рассматривание иллюстраций, схем, таблиц, фотоматериалов, дидактические игры, выставки, личный пример, др.);

- словесные (пословицы¸ загадки, чтение художественной литературы, вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуаций, др.);

- практические (игровые ситуации, поисковая деятельность, опыты, обыгрывание построек, моделирование ситуаций, конкурсы, др.).

2.8. Оценка эффективности реализации проекта.

Основной целью при реализации проекта является достижение показателей современного качества дошкольного образования в конструктивной деятельности воспитанников 5-7 лет, а также устойчивое функционирование в ДОУ Центра начального технического творчества

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Риски при реализации проекта.

  1. Недостаточное финансирование.
  2. Прохождение КПК педагогами (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению).

3.2. Эффекты от реализации проекта.

- для воспитанников – повышение доли детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе, сформированность у воспитанников устойчивого интереса к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством;

- для родителей воспитанников - показатель удовлетворённости ДОУ родителями вырастет;

- для родителей воспитанников - позитивный имидж ДОУ на рынке образовательных услуг в городе;

- распространение опыта работы педагогов ДОУ по развитию начального технического творчества;

- для работников ДОУ – повышение профессиональной компетентности, профессиональный рост.

3.3. Формы трансляции опыта.

Опыт ДОУ будет распространяться через:

- публикации на сайте ДОУ

- участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

В качестве продукта будут представлены две программы по развитию конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования и робототехники, которая может быть интегрирована в общеобразовательную программу любого дошкольного образовательного учреждения.

Опыт работы ДОУ может быть использован руководящими и педагогическими работниками дошкольного образования, родителями воспитанников.

СЛАЙД 2 –АКТУАЛЬНОСТЬ

В чём актуальность робототехники?

Во время информационных технологий мы наблюдаем интенсивное использование роботов и в быту, и на производстве. Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей и т. д.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, людей.

А как, нам педагогам, помочь ребёнку в этом?

СЛАЙД 4 – КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности. Именно конструктивная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка.

Конструктор способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка.

СЛАЙД 5 – КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, разные виды конструкторов.

Лего конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме. Используются разные виды конструктора. В младшем возрасте с крупными деталями, а в старшем, более сложные с мелкими деталями.

СЛАЙД 6 – ВЛИЯНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

Создание образовательной среды для творчества – это наличие разнообразных конструкторов.

СЛАЙД 7– НАБОРЫ КОНСТРУКТОРОВ

В 2015 году в наше дошкольное учреждение поступили наборы конструктора LEGOEDUCATION :

После получения наборов LEGOEDUCATION, деятельность по конструированию усложнилась и, тем самым, стала ещё более увлекательной.

Чтобы систематизировать работу в данном направлении, мы поставили цель и задачи.

Цель: развивать творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам конструирования и робототехники.

Задачи:1. Формировать у детей умение планировать будущую работу; конструировать в соответствии поставленной целью: по инструкции, заданной схеме, по замыслу;

2. Развивать познавательную и исследовательскую активность детей;

• коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности.

• интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения; художественно – эстетический вкус.

Составили календарно-тематический план реализации проекта на первый и второй год обучения.

СЛАЙД 9 – НАЧАЛО РАБОТЫ

Начинали с простых конструкций. Затем стали делать подвижные конструкции. Освоили разные виды передач. Дети с интересом осваивали разные механизмы.

Во время экскурсий по селу дети обратили внимание на благоустроенную детскую площадку и высказали предположение, что пустую площадку нужно дополнить новыми конструкциями. Свою идею мы предложили главе местной администрации, во время экскурсии. Он одобрил нашу идею благоустройства центра села и пообещал рассмотреть все предложения и по возможности их реализовать.

Опыт по созданию макета площадки был представлен на семинаре руководителей детских садов Кузнецкого района.

СЛАЙД 28 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ В ИГРЕ

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх — театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Внедрение лего — технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

Дети любят конструировать из мелких деталей и собирают поделки в детском саду и дома, которые мы потом можем увидеть на выставках поделок.

СЛАЙД 31 – РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

В завершении моего выступления хочется обратить внимание на результаты, которых мы добились при реализации этого проекта. У детей появился устойчивый интерес к робототехнике, они умеют собирать модели по инструкции, анализировать и исследовать их.

Мы надеемся, что интерес к робототехнике у детей останется и в школе, где будет продолжена дальнейшая работа в техническом направлении. Ведь, за робототехникой будущее!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Место проведения: Детский сад № 9

Дата выступления: __________

Провела воспитатель: Странина Светлана Владимировна

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка конструктивной деятельности

1.Актуальность ЛЕГО - конструирования в современном ДОУ

2.Характеристика конструктора ЛЕГО

1. Актуальность ЛЕГО - конструирования в современном ДОУ

Актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:

являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

Использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

Цель: Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

Особое значение имеют следующие задачи:

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

формировать:

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

-предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

-пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

2. Характеристика конструктора ЛЕГО

Вот характеристика, которой соответствует лучший в мире конструктор:

· Неограниченный потенциал игры.

· Подходит для девочек и мальчиков.

· Подходит для всех возрастов.

· Подходит для любого сезона.

· Здоровые и спокойные игры.

· Можно долго играть.

· Развивает воображение и творческие способности.

· Чем больше кирпичиков Лего – тем лучше.

· Качество видно в каждой детали.

Строится на интегративных принципах.

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности

Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Виды конструирования:

1.Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по условиям (образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

3.Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Лего-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Вывод: внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

3. Виды конструктора ЛЕГО.

Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО- Дупло.

Они представляют собой детали большого размера. Являются безопасными для детей, так как изготовлены из прочного и упругого материала - полимера, который удобно мыть. Развивают физические способности - общую и мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию и воображение. Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных. Используются для изучения формы и цвета.

С наборами DUPLO ваш ребёнок сможет создать персонажей и декорации к своим любимым историям из комиксов, мультфильмов, сказок и телефильмов. Хорошо знакомые ребёнку супер-герои, исследователи космоса и принцессы помогут ему собирать, играть и придумывать новые бесчисленные приключения, разгадывать тайны и рассказывать забавные истории, продолжая так полюбившиеся всем нам сюжеты!

Преимущества марки

- безопасность: крупные детали без острых углов и граней изготовлены из экологически чистых и прочных материалов;

-продуманность конструкции каждой детали: кубики легко скрепляются , а получившиеся конструкции отличаются надёжностью;

- функциональность: открывающиеся - закрывающиеся двери и окна, стреляющие пушки, сами ездящие и воспроизводящие звуки поезда т. д.

Серия LEGO Juniors разработана для того, чтобы предоставить детям 4–7 лет соответствующий их возрасту уровень сложности и творческой игры. Интуитивно понятные игровые инструкции помогут детям собрать каждую часть набора и подскажут много весёлых ситуаций и идей, которые дети могут воссоздать. Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты с кубиками для различных частей модели. Ребёнок может выбрать, какую часть набора ему строить в первую очередь, и легко найти нужные кубики.

Великолепная серия наборов LEGO для девочек! История серии Подружки LEGO сосредоточена вокруг повседневных дел пяти девочек в вымышленном городе под названием Хартлэйк Сити. У каждой из подружек есть своя индивидуальность и интересы. Большие наборы помогают создать различные части города, где девочки могут работать и отдыхать: центр города, пригород, пляж, площадки для кемпинга и горы. Благодаря наборам Лего Френдс девочки могут создать настоящий город-мечту!

Нет еще одной такой игрушки, которая бы так детально и точно описывала город и жизнь в нем, как развивающие конструкторы серии Лего Сити. Эти наборы непременно понравятся как мальчишкам, так и девчонкам. Наверное, каждый маленький строитель мечтает о собственном городе, построенном по индивидуальному проекту. Именно эту детскую мечту и исполняют конструкторы серии Лего Сити, дающие возможность создавать неповторимые, особенные здания, своеобразные улицы и всевозможные различные сооружения.

Из разных элементов можно создать целый мир, со своими уникальными персонажами и строениями.

LEGO Disney Princess — одна из самых популярных серий для девочек! Серия Лего Принцесс посвящена самым популярным героиням — Золушке, Эльзе, Рапунцель, Ариэль, Авроре, Мериде, Софии Прекрасной. Конструктор ЛЕГО Принцессы Диснея представляет собой классический набор, в котором есть кубики ЛЕГО и аксессуары для строительства замка или крепости, мини-фигурка Принцессы и дополнительные составляющие для декора.

Конструкторы Лего Эльфы открывают деткам волшебный мир стихии и магии. Начинается история с девочки Эмили Джонс, которая чудесным образом попадает в страну Эльфов. Эльфы — добрые существа и с радостью показали ей свой магический и уютный мир. Но Эмили скучает по своей семье и хочет вернуться в мир людей, что, к сожалению, сделать не так просто. Эльфы помогают ей, собирая волшебные ключи для того, чтобы Эмили могла вернуться домой.

Несмотря на то, что конструкторы данной серии рассчитаны на детей от 6 лет, у них есть огромное количество взрослых поклонников. Это происходит благодаря безграничному вымышленному миру, окутывающему серию. Противостояние добра и зла, параллельные миры, вымышленные вселенные, технические новшества, мутации и фантазийные образы не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.


2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М: РУДН, 2007.

3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов/С.А.Филиппов. – СПб.: Наука, 2010.

4. Шайдурова В.Н. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие / В.Н. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Научно-технический прогресс влечет за собой современных детей, которые шагают в ногу со временем и стремятся не отставая идти вслед за ним. Ребенок нового времени – это исследователь и изобретатель.

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Работа с образовательными конструкторами дает ребенку возможность через познавательную игру легко овладевать способами и методами конструирования, сопоставления, проектирования. При этом у ребенка развиваются личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что считается в настоящее время результатом образовательной деятельности в ДОО [4].

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

Ожидаемый результат: Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования.

Виды и формы образовательной деятельности по направлению основы робототехники:

• методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;

• экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;

• деятельностные виды практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов моделей;

• предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая, представленная в детских проектах.

В процессе работы кружка мы проводили разные формы организации обучения:

1. Конструирование по образцу.

Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

2. Конструирование по модели.

В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.

3. Конструирование по заданным условиям.

Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

5. Конструирование по замыслу.

Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Заниматься робототехникой в детском саду можно уже со 2 младшей группы, дифференцируя задания и виды занятий в соответствии с возрастными особенностями.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище – не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях, сегодня собачка, а завтра дрессировщик. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.

Что такое образовательный конструктор?

Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, он не должен ограничивать воображение.

Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.

В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования.

В четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.

В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Отвечающий этим критериям конструктор способен выполнить серьезную задачу по развитию логического мышления, умственных способностей и творчества.

При этом важно, что, с одной стороны, ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.

У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.

В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

Возникает необходимость в организации образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, направленной на удовлетворение потребностей ребёнка, требований социума в тех направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса, т.е. начинать формировать инженерное мышление целесообразно начинать с первого уровня образования – дошкольного.

(сл.3) Для этого идеально подходит LEGO-технология.

LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.

(сл.4) Использование LEGO -технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе .

(сл.5) Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.

LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

(сл.6) Цель : Создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.

(сл.7) Особое значение имеют следующие задачи :

создать комплекс максимально благоприятных условий для развития технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;

-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));

-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;

-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);

- предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники

- пространственное и конструктивное мышление

-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

(сл.8) С троится на интегративных принципах .

доступность и наглядность

последовательность и систематичность обучения и воспитания

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

от простого к сложному

активности и созидательности

(сл.9) Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов :

Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;

Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

(сл. 10) Виды конструирования:

(сл.11) 1. Конструирование по образцу (когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

(сл.12) 2. Конструирование по условиям ( образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.

(сл.13) 3. Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности, которая позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные ранее.

(сл.14) Л его-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение замысла из деталей лего-конструктора;

речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;

физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Социально-коммуникативное развитие

создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Речевое развитие

Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

(сл.15) Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями :

- сфомированность познавательных процессов (мышление, восприятие, воображение);

- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);

- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);

- сформированность произвольности, моторики и координации;

- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);

- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.

(сл.16) Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста

Читайте также: