Изучение экологического состояния школьных кабинетов

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы подробно изучить условия нашего обучения, так как мы проводим в школе большую часть времени суток, около 7-8 часов. Поэтому создание оптимальных условий обучения и труда, которые способствуют благоприятному процесс росту и развитию детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить мой проект.

Исследовать и оценить санитарно-гигиенические условия школьных кабинетов как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.

1) изучить литературу о проведении исследований по изучению экологического состояния школьных кабинетов, критерии и нормы оценок исследуемых объектов; 2) провести и проанализировать опрос учащихся по оценке эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов;

3) исследовать санитарно-гигиенические условий обучения, учащихся в школьных кабинетах;

6) Определить запыленность воздуха школьных кабинетов;

7) проанализировать экологическое состояние школьных кабинетов;

8) разработать по результатам исследования предложения для улучшения условий обучения учащимся школы.

Гипотеза. Если число здоровых детей в нашем классе уменьшилось с 60 % до 13 %, то можно предположить, что экологическое состояние исследуемых кабинетов не является полностью оптимальным. Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской СОШ. Объектом данного исследования являются учебные кабинеты, в которых учащиеся нашего класса проводят больше всего учебного времени: литературы, английского языка № 1, истории, математики № 2, географии.

При работе над проектом были использованы следующие методики:

1. Теоретическая – изучение специальной литературы по данной проблеме;

2. Инструментальная – измерение относительной влажности воздуха; определение показателей температуры; определение искусственной освещенности.

3. Санитарная – установление соответствия санитарного состояния исследуемых параметров школьных кабинетов принятым нормам; установление путей устранения обнаруженных недостатков.

4. Визуальная – определение запыленности воздуха в школьных помещениях (с использованием лупы); исследование озелененности школьных кабинетов.

5. Статистическая – анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся шестых и седьмых классов.

Практическая значимость исследования. Причинами снижения уровня здоровья может быть наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Но также нужно учитывать влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, так как школьные помещения это мощный фактор, воздействующий на ребенка и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Поэтому исследование и оценка экологического состояния школьных кабинетов поможет выявить благоприятные и неблагоприятные факторы школьных кабинетов, как модели экосистемы и предложить оптимальные рекомендации по улучшению их экологической среды.

1. Выводы по результатам проведенного исследования

– кабинеты имеют лишь допустимые параметры температуры (100 %), а оптимальных нет;

– соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов соблюдается во всех помещениях школы (100 %); – кабинеты имеют лишь допустимые параметры относительной влажности воздуха (100 %), а оптимальных нет;

– во всех кабинетах искусственная освещённость не соответствует норме;

– во всех исследуемых кабинетах не правильно подобраны комнатные растения;

– кабинеты имеют малая степень запыленности и повышенную;

– учащиеся отмечают наибольшую привлекательность кабинетов литературы, английского языка № 1 и истории; по дизайну лучшими стали кабинеты – истории, английского языка № 1. Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что экологическое состояние кабинетов не по всем исследуемым параметрам является оптимальным и это может быть одной из причин снижения здоровья моих одноклассников.

2. Предложения по улучшению экологического состояния кабинетов.

I. Ознакомить с полученными результатами исследований:

– педагогический коллектив, сотрудников и рабочих школы;

II. Соблюдать санитарно-гигиенические требования в школьных кабинетах.

III. Улучшить воздушный режим в школьных помещениях, где в результате проведенных исследований нет оптимальных параметров:

– установить выполнение режима проветривания школьных помещений и учет длительности проветривания;

– контролировать влажную ежедневную и генеральную уборку 1 раз в две недели во всех школьных помещениях и, особенно в помещениях, где производится самообслуживание с помощью учащихся;

– усилить контроль за сменной обувью учащихся, не допускать к занятиям без сменной обуви или в грязной сменной обуви.

IV. Должно быть пересмотрено озеленение школьных кабинетов:

– нужно правильно подбирать комнатные растения, лучше всего использовать растения, которые сразу выполняют несколько санитарно-гигиенических или экологических функций.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Актуальность проблемы………………………………………………………….. 3
2. Цель, задачи и гипотеза исследования…………………………………………3- 4
3. Материал и методика исследования…………………………/………. 4
4. Практическая значимость исследования……………………………………. 4-5

Основная часть.

1. Обзор литературы. Здоровье школьников и экологическое состояние школьных кабинетов ………………………………………………………………5-11

2. Оценка эмоционального и визуального восприятия учащимися школьных кабинетов .………………………………………………………………………. 11-12

3. Санитарно-гигиеническая оценка школьных кабинетов: ……………… ….12-18

А. Определение показателей температуры в школьных кабинетах………….12-13 Б. определение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных кабинетов…………………………………………………13

В. Определение относительной влажности школьных кабинетов……………13-14

Г. Определение искусственной освещенности школьных кабинетов……. 14-15

Д. Изучение озелененности кабинетов…………………………………………15-17

Е. Определение запыленности воздуха школьных кабинетов………………. 17-18

2. Предложения по улучшению экологического состояния кабинетов……….. 19

«Мы должны развивать в себе сознание

ответственности и приучаться возлагать,

как можно больше на самих себя

I . Введение. 1. Актуальность проблемы

Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями [1, с. 3]. За последние годы у 30 – 35 % детей, поступающих в первый класс, уже имеются хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число больных детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата; в четыре раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в три раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта [2, с. 32].

Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы подробно изучить условия нашего обучения, так как мы проводим в школе большую часть времени суток, около 7-8 часов. Поэтому создание оптимальных условий обучения и труда, которые способствуют благоприятному процесс росту и развитию детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей и снижение заболеваемости на данный момент очень актуальны. Именно этим целям и призван послужить мой проект.

2. Цель работы:

Исследовать и оценить санитарно-гигиенические условия школьных кабинетов как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.

Задачи:
1) изучить литературу о проведении исследований по изучению экологического состояния школьных кабинетов, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;
2) провести и проанализировать опрос учащихся по оценке эмоционального и визуального восприятия школьных кабинетов ;

3) исследовать санитарно-гигиенические условий обучения, учащихся в школьных кабинетах;

6) Определить запыленность воздуха школьных кабинетов;

7) проанализировать экологическое состояние школьных кабинетов;

8) разработать по результатам исследования предложения для улучшения условий обучения учащимся школы.

Гипотеза. Если число здоровых детей в нашем классе уменьшилось с 60 % до 13 % , то можно предположить, что экологическое состояние исследуемых кабинетов не является полностью оптимальным. 3) Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской сош . Объектом данного исследования являются учебные кабинеты, в которых учащиеся нашего класса проводят больше всего учебного времени: литературы, английского языка №1, истории, математики № 2, географии.

При работе над проектом были использованы следующие методики:

1) Теоретическая:

изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) Инструментальная:

измерение относительной влажности воздуха;

определение показателей температуры;

определение искусственной освещенности.

3) Санитарная:

установление соответствия санитарного состояния исследуемых параметров школьных кабинетов принятым нормам;

установление путей устранения обнаруженных недостатков.

4) Визуальная:

определение запыленности воздуха в школьных помещениях (с использованием лупы);

исследование озелененности школьных кабинетов.

5) Статистическая:

анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся шестых и седьмых классов.

4. Практическая значимость исследования. Здоровье – это ключевая характеристика человека и важная составляющая нашей жизни. Оно влияет на продолжительность жизни, общее состояние и возможности организма. Поэтому охрана и укрепление нашего здоровья является одной из насущных проблем нашего общества. Причинами снижения уровня здоровья может быть наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Но также нужно учитывать влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени , так как школьные помещения это мощный фактор, воздействующий на ребенка и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Поэтому исследование и оценка экологического состояния школьных кабинетов поможет выявить благоприятные и неблагоприятные факторы школьных кабинетов, как модели экосистемы и предложить оптимальные рекомендации по улучшению их экологической среды.

II . Основная часть. 1. Обзор литературы. Здоровье школьников и экологическое состояние школьных кабинетов.

Рабочая среда – это важная составная часть жизненной среды человека. В школе обучающиеся проводят большую часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов школьной среды. От экологического состояния среды в школьных кабинетах зависит самочувствие, работоспособность и состояние здоровья детей. Школьные кабинеты это одно из основных учебных помещений школы. В разных кабинетах мы проводим по 6 – 7 часов в день. Что же необходимо знать, чтобы провести экологическое исследование школьных кабинетов?

Гигиена (от греч. hygicinos – здоровый) – это наука, задачей которой является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье человека, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продления жизни человека. Гигиена включает ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область науки и практики: гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену детей и подростков, радиационную гигиену и другие разделы.

Наш организм приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Поэтому в настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора, улицы, пришкольного участка и вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы [5].

Во избежание различных неблагоприятных влияний на растущий организм школьные кабинеты должны отвечать известным санитарно-гигиеническим требованиям, нарушение которых приводит к снижению работоспособности учащихся, например к развитию близорукости, малокровия, сколиозов и других заболеваний.

Для оценки экологического состояния наших школьных кабинетов мной были взяты следующие параметры:

А. Эмоциональное и визуальное восприятие учащимися школьных кабинетов.

Эмоциональное восприятия любого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение ребенка к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним. Эмоциональное и физическое состояние ученика зависит от уровня комфортности зрительной среды кабинета, в котором он обучается. Цветовой дизайн школьных кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников [6], так комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения обучающихся. Поэтому грамотно организованная искусственная среда, то есть школьный кабинет должна приближаться к естественной.

Цветовое решение интерьера предметного кабинета оказывает влияние на общий уровень освещенности, а, следовательно, и на работоспособность учащихся и учителя. Для окраски стен, потолков и дверей школьных кабинетов рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности, ведь они обеспечивают лучшую адаптацию зрения ребенка к письму, чтению и другим видам деятельности. А неблагоприятное влияние на работоспособность школьников оказывают яркие цвета. Также нужно учитывать ориентацию окон кабинета . При южной ориентации окон, для покраски выбирают более холодные цвета – светло-серый, светло - голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации окон , для покраски выбирают более теплые – желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Двери школьного кабинета лучше всего окрашивать той же краской, что и стены, но более насыщенного тона, полы можно покрасить масляной краской темно-бежевого, коричневого, зеленого цвета, гармонирующего с окраской стен. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем не допустимы черные. Рабочая поверхность доски должна быть ровной, прочно удерживающей мел, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена доска, должен быть более светлым, чем остальные стены. Также нужно правильно использовать цвет краски при его использовании, например такие цвета, как розовый, бежевый при окраски боковых стен кабинета создают ощущение тепла и зрительно сужают его пространство (Приложение № 2).

Б. Санитарно-гигиеническое состояние школьных кабинетов:

Воздушно-тепловой режим в школьных кабинетах.

В зависимости от диапазона изменений воздушно-теплового режима выделяют: оптимальные параметры и допустимые пределы. Оптимальные параметры – это изменения показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность школьника. Допустимые пределы – это изменения показателя в широких пределах, за верхней и нижней границами которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм.

Соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости школьных помещений

Оптимальная вместимость в городских школах не должна превышать 1000 учащихся. При этом наполняемость каждого класса - не более 25 человек.

Площадь классных кабинетов должна быть не менее 60 кв. м, тогда на одного обучающегося будет приходиться около 2,5 кв. м площади при высоте помещения в 3,5 м. Снижение высоты учебных помещений требует увеличения площади на одного учащегося [6] . Поэтому в классных помещениях должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося. В зависимости от высоты помещений выделяют различные значения необходимой площади: а) при высоте 3, 5 м на одного учащегося требуется не менее 1,43 м 2 ; б) при высоте 3 м на одного учащегося требуется не менее 1,7 м 2 ; в) при высоте 2.5 м на одного учащегося требуется не менее 2,2 м 2 [1, с 12].

Относительная влажность школьных кабинетов.

Атмосферный воздух, который является неотъемлемой частью жизни каждого человека, представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Наряду с температурой и давлением атмосферы воздуха для человека имеет значение и количество в ней водяных паров. Люди очень восприимчивы к изменениям влажности воздуха. Влажность воздуха оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. О т нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи, а оно имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной. При высокой влажности, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и затрудняется терморегуляция человеческого организма. В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется, и охлаждение организма происходит незначительно. Поэтому возможен перегрев тела, нарушающий жизнедеятельность организма. При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей учащихся. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25 С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50% [7, с.102]. Влажный воздух в классных кабинетах может создать условия для роста плесени и размножения, так называемых пылевых клещей, что может вызывать аллергию у учащихся, склонных к этим заболеваниям, а также стать причиной ревматизма и других болезней. Сухой воздух с относительной влажностью менее 40% делает сухими слизистые оболочки легких и носоглотки, при этом увеличивается риск инфекционных заболеваний и кровотечений. У детей возникают неприятные ощущения сухости во рту и в горле, образуются глубокие трещины губ, снижаются защитные функции верхних дыхательных путей.

Следовательно, влажность воздуха, существенно влияет на теплообмен организма с окружающей средой и поэтому необходимо соблюдать оптимальные параметры влажности в школьных кабинетах ( Приложение № 3).

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в классных помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др. [8].

Освещенность школьных кабинетов.

Естественная освещенность.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зрения. В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности детей, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения. Естественное освещение определяется нормативами и косвенными показателями [1, с.13-15].

Основные нормативы:

расположение здания и ориентация окон (приложение № 4);

достаточный коэффициент естественной освещенности (Ке.о);

достаточный световой коэффициент (Ксв);

достаточный коэффициент заглубления (Кз).

Косвенные показатели, влияющие на уровень естественной освещенности:

Исследовательская работа по теме

В работе изучается экологическое состояние кабинетов гимназии по следующим параметрам: размеры кабинетов, внутренняя отделка кабинетов, воздушно-тепловые параметры, качество мебели и ее расстановка, состояние озеленения кабинетов. Проведя соответствующие измерения, пришли к выводу, что практически по всем параметрам имеются отклонения от санитарно-гигиенических норм. Были даны рекомендации, как уменьшить эти отклонения.Вработе изучается экологическое состояние кабинетов гимназии по следующим параметрам: размеры кабинетов, внутренняя отделка кабинетов, воздушно-тепловые параметры, качество мебели и ее расстановка, состояние озеленения кабинетов. Проведя соответствующие измерения, пришли к выводу, что практически по всем параметрам имеются отклонения от санитарно-гигиенических норм. Были даны рекомендации, как уменьшить эти отклонения.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кафедра: Естествознание

Исследование экологического состояния учебных кабинетов

Волченко Валерия Игоревна,

Мусин Константин Дмитриевич,

Руководитель: Абдуллаева Ирина Валерьевна,

учитель биологии первой квалификационной категории

ГЛАВА 1 Общие сведения о санитарных правилах и нормах в учебном заведении……………………………………………………………………………………5

1.3 Углекислый газ в помещениях……………………………….……………………… 8

1.4 Гигиеническое значение углекислого газа………………..………………………….10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….11

2.1 Анкетирование учащихся 8б класса………………………………………………. 11

2.2 Методики оценки экологического состояния кабинетов ……………………….12

2.2.1 Размеры учебных помещений…………………………………… …………………14

2.2.2 Методика оценки внутренней отделки помещений …………………………..15

2.2.3 Методика измерения воздушно-тепловых параметров кабинета ……………….

2.2.4 Методика изучения качества оборудования, мебели и её расстановки……….

2.2.5 Методика изучения состояния озеленения в кабинетах ……………………….

2.3 Оценка экологического состояния кабинетов…………………………………………

2.3.1 Оценка вместимости кабинетов ……………………………………………………

2.3.2 Оценка внутренней отделки помещений………………………………………………

2.3.3 Оценка воздушно-тепловых параметров кабинета…………………………………..

2.3.4 Оценка качества оборудования, мебели и их расстановки…………………………

2.3.5 Оценка состояния озеленения в кабинетах………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………. 19

Учебный кабинет – одно из основных рабочих помещений школы, в которых учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От того, насколько благоприятная среда в учебных помещениях, зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей.

Когда мы заходим в помещение, то оцениваем его по ряду показателей. Экологическими факторами воздействия на человека являются такие факторы, как визуальная среда, которую можно наблюдать, рассматривая классную комнату и микроклимат, который зависит от некоторых физических и химических параметров. В нашей гимназии кабинетная система обучения, поэтому за день мы находимся в 5-6 разных кабинетах. Кабинеты разные по площади, по оформлению, по цветовой гамме. В одних кабинетах прохладно, в других жарко. Одни кабинеты кажутся более комфортными, другие имеют менее благоприятный климат.

Нас заинтересовал вопрос о том, насколько данные экологические факторы соответствуют нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: в учебных кабинетах гимназии не все экологические параметры соответствуют нормам СанПиН

Цель работы: выявить соответствие экологических факторов в учебных кабинетах гимназии санитарным нормам и правилам.

Задачи исследования:

1. Изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к учебным кабинетам;

2.Познакомиться с доступными методиками для исследования экологических показателей оценки кабинета.

3. Проанализировать экологическую среду учебных кабинетов и её соответствие санитарно – гигиеническим нормам.

4. Оценить состояние экологических параметров кабинетов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

5. Разработать рекомендации по улучшению экологической среды кабинета.

Объект исследования: экологическое состояние кабинетов

Предмет исследования: соответствие экологических параметров учебных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам.

Методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, анкетирование, метод визуального обследования, измерительный метод, беседа, метод статистической обработки, математический, сравнительный

Практическая значимость: в результате работы будет выявлено соответствие экологических параметров учебных кабинетов санитарно-эпидемиологическим нормативам.

Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в школах имеет предупредительный и текущий санитарный надзор. Однако, к сожалению, этот надзор не всегда достаточно эффективен, а порой он просо отсутствует, поэтому важно, чтобы педагоги, администрация школ и сами учащиеся ясно представляли себе смысл и значение требований к среде, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и старались, насколько возможно, оптимизировать ее параметры.

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. Этот метод позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация.

Большую опасность для здоровья человека представляет загрязнение атмосферы помещения. Источником загрязнения могут быть ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесностружечные плиты, испарения химических покрытий пола - линолеума и пленки ПХВ. В каждом случае нужно принимать конкретные меры, чтобы снизить концентрацию вредных загрязнителей в воздухе помещения. Например, мебель из древесностружечных плит покрывают краской и лаками, которые снижают выделения вредных веществ. Очищают воздух и некоторые комнатные растения. И, конечно, для уменьшения загрязнения атмосферы, помещения проветривают. В общественных помещениях (квартирах) обнаружено свыше 25 видов клещей, среди которых преобладают 5 видов, являющихся основными возбудителями аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, ринита, нейродермита. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих, является размеры помещения.

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Подобную работу целесообразно проводить с учащимися 10–11 классов в рамках внеурочной деятельности. Её цель - активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений.

При выполнении заданий школьники изучают экологическое состояние одного или нескольких школьных помещений – кабинета, столовой, мастерских. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно – гигиеническое состояние; определяют площадь и кубатуру объекта, влажность воздуха, вентиляционный режим, освещённость помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озеленённость помещения и описывают его эстетическое оформление.

Эмоциональное восприятие помещения

Оценка эмоционального восприятия любого обследуемого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним.

Для этого нужно подготовить и провести анкетирование учащихся. Примерные вопросы: какое помещение, на ваш взгляд, наиболее уютное в школе; в каком кабинете вам нравится (не нравится) находиться, работать.

Проанализировав данные анкеты, мы сделали следующие выводы:

Данные исследования, полученные в результате выполнения работы,

Подтверждают гипотезу: цветовой дизайн помещений может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.

Определение площади и кубатуры помещения

При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру, Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные данные с санитарно – гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений.

Мы измерили площадь кабинетов. Кабинет биологии: S = 48 м 2 ; на одного человека приходится 1,92м 2 . Кабинет химии: S = 60 м 2 ; на одного человека приходится 2,4 м 2 .

В кабинетах биологии и химии площадь на одного учащегося меньше нормы, предлагаемой СанПиНом (2,5 м 2 ), т.е. не соответствует гигиеническим нормам.

Описание качества и расстановки мебели и оборудования

Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.

В кабинетах помещение используется рационально, нет ничего лишнего, загромождающего кабинеты. В кабинете химии есть демонстрационный стол, вытяжной шкаф, сливная раковина. Основное количество учебных пособий и технические средства обучения хранятся в лабораторных комнатах, как в кабинете химии, так и в кабинете биологии.

Качество материалов, используемых в помещении

Определите и опишите: из какого материала сделаны, и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.

В кабинете биологии деревянные парты и шкафы. Стены класса окрашены в светло-розовый цвет. Цветовая окраска мебели сочетается с его оформлением, В кабинете много зелёных растений. В кабинете химии деревянные парты и шкафы. Стены окрашены в зеленоватый цвет. Цветовая окраска мебели сочетается с его оформлением. В кабинете много зелёных растений.

В кабинетах классные доски тёмно-зелёного цвета. Рабочая поверхность досок ровная. Цвет стены, на которой расположена доска, более светлая, чем остальные.

Определение температуры воздуха

Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м. от пола и 1,2 м. от стены на 20 минут. Сравните полученные результаты санитарно- гигиеническими нормами.

В кабинете химии температура – 19°, в кабинете биологии – 20°. В учебных кабинетах по нормам СанПиНа температура воздуха при ленточном остеклении должна быть 19°–21°.

Изучение вентиляционного режима помещения

Осмотрите все вентиляционные отверстия, (фрамуги, форточки), проверьте, действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости).

КА= П : п/п, где КА – коэффициент аэрации, П – площадь всех вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола.

В течение 2-3 дней проследите, как проводится проветривание исследуемого вами помещения.

Общая площадь вентиляционных отверстий в кабинете химии – 2,16 м 2 , В кабинете биологии – 2,0 м 2 . Фрамуги и форточки функционируют в любое время года.

В кабинете химии КА=0,03%, в кабинете биологии КА=0,025%, что соответствует нормам СанПиНа.

Определение величины естественного освещения

Определите величину естественной освещенности по формуле: СК= п/о : п/п, где СК – световой коэффициент, п/о – площадь окон помещения, п/п – площадь пола.

Определите искусственное освещение по формуле: КИО = М х Н : п/п, где КИО – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы искусственного освещения, Н – количество ламп.

Опишите освещённость проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учащихся, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота оконных стекол на момент проверки.

В кабинете химии и биологии площадь окон равна 15,62 м 2 . Величину естественной освещённости помещения определили по формуле. Количество ламп в кабинете химии - 32 шт., в кабинете биологии - 24 шт., мощность одной лампы-40 ватт.

В кабинете химии СК=2,1%, в кабинете биологии СК=3,2%. По нормам СанПиНа в учебных помещениях при одностороннем боковом, естественном освещении СК должен быть не менее 1,5%.

В кабинете химии КИО=17,78%, в кабинете биологии КИО=20%.

Изучение озеленённости помещения

Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, количество растений в данном помещении? Какие советы по их размещению вы могли бы дать?

В кабинете химии 143 растения, в кабинете биологии 35 растений. В кабинетах они устанавливаются на подставках-цветочницах, на полу или подвешиваются на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения - здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.

Состояние помещений нашей школы

Экологическое состояние учебного помещения влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Исходя из исследовательских данных, выяснили, что исследуемые учебные помещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Отклонения наблюдаются только в площади, приходящейся на одного учащегося.

Читайте также: