Изучаем русский язык умк в доу

Обновлено: 05.07.2024

2 УДК : ББК Рус я70 И 40 Рецензенты: Гульнара Рашидовна Исламшина, к. п. н.; Кафия Валиевна Закирова, почетный работник общего образования Российской Федерации И 40 Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика / авт.-сост. : С. М. Гаффарова, Ч. Р. Гаффарова, Г. З. Гарафиева. Казань : Первая полиграфическая компания, с. ISBN Настоящее пособие является частью УМК по обучению дошкольников русскому языку и состоит из трех частей: программа по обучению детей русскому языку, методические рекомендации по организации обучения дошкольников второму языку, рекомендации по организации диагностики усвоения программного материала детьми. Данное пособие предназначено воспитателям, обучающим детей русскому языку как второму, специалистам двуязычных детских садов, родителям, студентам педагогических учебных заведений среднего профессионального образования. Охраняется действующим законодательством об авторских и смежных правах (Гражданский кодекс РФ, ч. 4, гл. 70). Воспроизведение всей книги или её части на любых видах носителей запрещается без письменного разрешения издательства. ISBN Министерство образования и науки РТ, 2013 Первая полиграфическая компания, 2013

3 Введение В наши дни не только в больших городах, но и в сельской местности республики живут люди, говорящие на русском или на другом иностранном языке. Хотим мы этого или не хотим, но даже самые маленькие дети знают хотя бы несколько русских или иностранных слов (например, из мультфильмов, рекламных роликов, по сладостям и игрушкам) и понимают, как важно уметь общаться на других (чужих) языках. В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Основной задачей обучения русскому языку в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме. Настоящее пособие является частью УМК по обучению дошкольников русскому языку и состоит из трех частей: программа по обучению детей русскому языку; методические рекомендации по организации обучения дошкольников второму языку; рекомендации по организации диагностики усвоения программного материала детьми. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей 4 7 лет. Возрастные особенности учитываются: при выборе тем для учебной речевой деятельности; при отборе явлений строя русского языка для практического усвоения; при дозировке учебного материала; при отборе методов и приемов обучения. Программа определяет: содержание работы по формированию тех умений и навыков, которые обеспечивают аудирование (восприятие речи на слух и ее понимание); содержание работы по формированию умений и навыков говорения. В программе конкретно указано, какими явлениями и фактами русского языка дети должны овладеть активно, т. е. и понимать и употреблять их, а какими пассивно, т. е. только понимать. 3

30 Примерный список слов для активного усвоения Средняя группа Слова, обозначающие предметы (имена существительные): шарик, мяч, заяц, медведь, мышка, ведро, кукла, неваляшка, рука, нога, нос, рот, глаза, голова, кошка, коза, курица, цыпленок, собака, мама, папа, я, дедушка, бабушка, дом, зонтик, стол, стул, картошка, репка, морковь, огурец, капуста, яблоко, ложка, чашка, тарелка, вилка, платье, сарафан, варежки, машина, барабан, гармошка, матрешка, велосипед, пирамидка, кровать и т. д. Слова, обозначающие признак предмета (имена прилагательные): большой, маленький, красный, желтый, зеленый, белый и т. д. Слова, обозначающие действие предмета (глаголы): сидит, спит, лежит, идет, плачет, ест. Имена числительные: один, два, три, четыре, пять. Старшая группа Слова, обозначающие предметы (имена существительные): лисичка, слон, петушок, цыплята, ежик, дом, крыша, стена, дверь, окно, труба, семья, мальчик, девочка, очки, одежда, платок, молоток, посуда, сковородка, половник, малина, лук, каша, суп, компот, карман, корова, теленок, лошадь, жеребенок, рыба, гусь, гусенок, утка, утенок, лес, дерево, елка, круг, овал, сад, огород, фрукты, яблоня, вишня, колесо, лодка, паровоз. Слова, обозначающие признак предмета (имена прилагательные): синий, круглый, красный, красивый, хороший, вкусный, сладкий и т. д. Слова, обозначающие действие предмета (глаголы): читает, живет, кричит, умывается, моет, пьет, едет, рисует, стирает, играет, вяжет, стоит, бежит и т. д. Местоимения: ты, мы, мой, моя. Имена числительные: шесть, семь, восемь, девять, десять. Подготовительная к школе группа Слова, обозначающие предметы (имена существительные): повар, суп, сыр, хлеб, друг, подруга, площадка, качели, занятие, мочалка, носовой платок, лицо, зубы, осень, туча, дождь, грядка, за- 30

31 бор, двор, брат, сестра, зима, снег, мороз, снежинка, снеговик, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, нора, берлога, метла, лопата, рукавица, горка, хвост, котенок, щенок, волк, тигр, белка, лось, город, деревня, весна, солнце, сосулька, скворец, строитель, гнездо, школа, парта, тетрадь, урок, букварь, книга, портфель и т. д. Слова, обозначающие признак предмета (имена прилагательные): зимний, северный, хитрая, весенний, солнечный, теплый, холодный, высокий, домашние, дикие, длинные, короткий, серый, кирпичный, деревянный, воздушный, водный, осенний и т. д. Слова, обозначающие действие предмета (глаголы): собирает, гуляют, лепит, играет(ют), рисует(ют), поет(ют), танцует(ют), бросает, ловит, одевает, снимает, растет, тает, катаются, возит, строит, варит, прыгает и т. д. Наречия времени: утром, вечером, днем, ночью. 31

33 Уникальная предрасположенность к овладению иностранным языком в период от 4 до 8 9 лет, пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть вторым языком. Детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; отсутствие так называемого языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на другом языке даже при наличии необходимых навыков. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности. Во время занятий следует использовать не только сюжетно-ролевые и дидактические, но и подвижные, динамичные, эмоционально-мнемические, пальчиковые игры и т. д. Все это дает возможность в дошкольном возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на другом языке детьми данного возраста. Эффективность процесса обучения дошкольника второму языку определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности. Во-первых, весь курс обучения русскому языку должен быть сориентирован не только и не столько на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательнообразовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на раннем этапе обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию их фантазии и воображения, воспитанию навыков культуры общения. Последнее возможно, например, за счет использования образцов речевого общения на родном языке, на базе которых развивается умение общаться на втором языке. В процессе обучения русскому языку важно научить ребенка сопереживать, 33

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

УМКИзучаем русский язык.pps

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2952 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 900 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.04.2018 252
  • RAR 17.8 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Валиуллина Алсу Шакирзяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Учебно-методический комплек (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению воспитанниками ДОУ и учащимися начальных классов учебного материала. Иными словами, УМК представляет собой совокупность составляющих: учебников, методических рекомендаций для воспитателя и учителя, рабочих и проверочных тетрадей, материалов на цифровых носителях и т. д.

– наличие полного пакета пособий на бумажных и электронных носителях, обеспечивающего комплексность и преемственность всех уровней дошкольного и начального школьного образования;

– четкую функциональную направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;

– единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности дошкольников и младших школьников;

– использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях.

– позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса.

В первую очередь работа по УМК требует наличие мультимедийного оборудования и необходимого методического оборудования. Наш детский сад уже обеспечен пособиями, аудио- и видеоматериалами. Так же мы получили ноутбук, проектор и экран

Пособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двум языкам развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателю детского сада.

Специально для новой программы было разработано: Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка:

Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Без инде хәзер зурлар — мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы).

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Оценить 2536 0

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

В связи с новыми подходами в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, творческими группами городов Казань и Набережные Челны были разработаны 4 комплекта.

Основная цель учебно-методических комплектов - овладени е конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

●развитие свободного общения на русском языке со взрослыми и детьми;

● развитие всех компонентов русской устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

●практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

В нашем детском саду успешно используется учебно-методический комплект. Наиболее эффективной и доступной формой деятельности при обучении татароязычных детей русс кой устной речи является – игра . Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают рус ские слова, фразы, предложения . Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов:

На занятиях использую наглядные методы.

К ним относятся:

- рассматривание картин, натуральных предметов;

Я использую наглядные методы и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдений знаний, формирования связной речи. С этой целью использую такие методы, как:

- рассматривание картин со знакомым детям содержанием;

2. Огромную роль на занятиях уделяю методу артикуляции. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Для этого я использую чистоговорки, скороговорки, упражнения для языка.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать образовательный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ребенка, так и воспитателя. Компьютер мне также помогает организовать просмотр мультфильмов.

Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей. Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-7 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.

В своей работе я активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. С ними провожу физкультминутки, подвижные и развивающие игры. Проведение таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультминутки увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища. Также провожу упражнения для глаз.

Мною оформлены стенды и уголки для родителей по УМК. На стендах вся информация по УМК:

- задачи обучения русскому языку для каждого возраста;

- лексический минимум по темам;

- расписание на НОД.

Для удобного использования, подготовила УМК к работе следующим образом: распределила игры, демонстрационный и раздаточный материал по конвертам, файлам, папкам, обозначив название и цель, поместила их в плотные коробки.

Таким образом, УМК обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он построен на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также направлен на взаимопонимание с семьей в целях осуществления речевого развития детей. В данном учебном комплекте широко использована игровая, информационная, диалоговая технология и технология проблемного обучения. Использование нестандартных методических приемов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка. Аудио и видео приложения, эстетически оформленные наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы обеспечивают максимальное разнообразие детской деятельности.

Читайте также: