Зачем в школе тьютор социолог дефектолог логопед
Обновлено: 07.07.2024
Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.
Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.
Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.
Дефектология делится на несколько отраслей:
- логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
- олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
- тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
- сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).
Какие выводы можно сделать?
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.
Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
1 Комментарий
К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.2. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Обязательным для всех специалистов является 1 час в неделю на консультации для специалистов и родителей. Также необходимо предусматривать работу в заседаниях Психолого-педагогического консилиума. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах:
для педагогов-психологов - 36 часов в неделю; 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми;
для учителей-дефектологов, учителей-логопедов - 20 часов в неделю. Все 20 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми;
тьютор – 36 часов в неделю.
1.4. В случаях, когда коррекционное занятие/коррекционно-образовательная деятельность отменяется по независящим от организации и сотрудника причинам (болезнь, ребенка, семейные обстоятельства и др.) время, отведенное на эту работу, заменяется на занятие/коррекционно-образовательную деятельность с другим ребенком.
1.5. Общая продолжительность курса коррекционных занятий /коррекционно-образовательной деятельности в течение учебного года зависит от особенностей развития ребенка, стойкости и выраженности нарушения и составляет от двух месяцев до года по решению ППК и на весь уровень обучения по решению ЦПМПК.
1.6. В конце учебного года при необходимости продолжения коррекционно-развивающей работы проводится обсуждение динамики развитие ребенка на школьном психолого-педагогическом консилиуме с рассмотрением вопроса о продлении коррекционного курса занятий на следующий год. В соответствии с решением консилиума и рекомендациями продолжить занятия коррекционно-образовательную деятельность, коррекционная работа пролонгируется. По отношению к детям с ОВЗ решение о необходимости проведения коррекционной работы и ее направленности принимает ЦПМПК г. Москвы
1.7. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий/коррекционно-образовательной деятельности несут специалист, воспитатель/ классный руководитель.
1.8. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей с 3-х до 4-х лет не более 15 минут, от 4 до 5 лет – не более 20 минут, от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 - 30 минут, более 7 лет– 45 минут, а также зависит от индивидуальных особенностей развития ребёнка, его психофизического статуса.
1.9 . Родители (законные представители) имеют право отказаться от психологической, логопедической помощи, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде.
1.11. С 1 по 15 сентября и 15 мая по 30 мая проводится диагностическое обследование детей с целью своевременного выявления (особенно у дошкольников), имеющих особенности речевого и психофизиологического развития.
1.12. Основными формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
1.13. Учителю – логопеду, педагогу –психологу, учителю – дефектологу устанавливается удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней .
2. Организация деятельности учителя-логопеда.
2.1. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО) в порядке, предусмотренном законами РФ. Учитель-логопед непосредственно подчиняется директору ОО, в рамках службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования - координатору службы инклюзивного образования ОО.
2.2. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности "Логопедия"; б) по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям ("Педагогическое образование", "Психолого - педагогическое образование") с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
2.3. Работа учителя-логопеда направлена на исправление тяжёлых нарушений речи. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую и консультативную работу в дошкольных группах и классах по предупреждению нарушений речи детей.
2.4. Основными задачами учителя – логопеда являются:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у
детей; - формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,
сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде; - предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями
по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (лиц их замещающих).
2.5. На логопедические занятия зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) на основании протокола ЦПМПК. В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы , в зависимости от тяжести речевого дефекта. Детям с ТНР (заикание, общее недоразвитие речи I-III уровня и задержку психического развития), учитель-логопед даёт рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ЦПМПК для определения адаптированной образовательной программы.
2.6. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).
2.7. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.
2.8. Решение о прекращении занятий с ребёнком на основании ППк школы, учитель-логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам. При возникающей необходимости учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям данных детей. В случаях длительного отсутствия положительной динамики ребёнок может быть направлен учителем-логопедом на ППк школы, и далее, при согласии родителей (законных представителей), в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом и др.) или на ЦПМПК для уточнения диагноза и речевого заключения.
2.9. При отсутствии содействия (участия) со стороны родителей в преодолении речевых нарушений у ребёнка (отказ от медикаментозного лечения, невыполнение рекомендаций учителя-логопеда и врачей-специалистов и др.) учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение речевого дефекта.
2.10. Наряду с коррекционными мероприятиями, проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
3. Организация деятельности учителя-дефектолога
3.1. Учитель – дефектолог должен иметь высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области олигофренопедагогики.
3.2. Целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития обучающихся и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптированной образовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы.
3.3. Основные задачи:
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации; - предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении специальных образовательных условий;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий/коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в психическом и/или физическом развитии ребенка с OB3;
- мониторинг развития ребенка;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком.
3.4. Направлениями работы учителя-дефектолога являются:
- диагностическое;
- коррекционное-развивающее;
- консультативно-просветительское;
- организационно-методическое.
3.5. Планирование коррекционной работы учитель-дефектолог осуществляет в соответствии с адаптированными основными общеобразовательными программами и программой коррекционной работы.
3.6. Коррекционная работа осуществляется на основании программ коррекционно-развивающих курсов на текущий учебный год. Учитель-дефектолог несет ответственность за ее реализацию в полном объеме.
3.7. Во время проведения прогулки учитель-дефектолог может осуществлять индивидуальную работу с ребенком в соответствии с циклограммой и продолжительностью согласно нормам СанПиН, но не более 20 минут.
3.8. Учитель-дефектолог, работающий с детьми школьного возраста, проводит занятия с обучающимися во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения и циклограммой.
3.9. Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ЦПМПК.
В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы.
3.10. Для оптимизации работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).
3.11. Учитель-дефектолог берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.
4 Организация деятельности педагога-психолога
4.1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы сотрудника.
4.2. Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и воспитанников.
4.3. Основные задачи:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития; формирование у обучающихся и воспитанников способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социализации;
- психолого-педагогическое сопровождение формирования компетенций;
- психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей, повышение их компетентности.
4.4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по трем основным направлениям:
- психологическое сопровождение образовательной деятельности;
- психологическое сопровождение воспитания и социализации;
- коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями, особыми возможностями здоровья.
4.5. Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к педагогу - психологу осуществляется на основании решения ЦПМПК.
В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению ППк школы.
3.10. Для оптимизации работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности нарушения в микрогруппы (2 – 3 ребёнка).
3.11. Педагог-психолог берёт детей на свои занятия в соответствии с индивидуальным расписанием ребенка.
5 Организация деятельности тьютора
5.2. Основными задачами тьютора являются:
- Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
- Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
- Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
5.3. Основными обязанностями тьютора являются:
- Ведение базы данных детей с ОВЗ.
- Контроль за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов.
- Сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
- Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов
- Осуществление педагогической поддержки обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов
- Взаимодействие с классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями, специалистами службы сопровождения с целью реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.
- Проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся
6. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса.
6.1. Участниками образовательного процесса являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель и воспитатель, тьютор, администрация образовательной организации.
6.2. Специалисты взаимодействует со специалистами общеобразовательных учреждений округа, района, специалистами ЦПМПК.
6.3. Специалисты вправе определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.
6.4. Самостоятельно отбирают методы и приёмы коррекционной работы. Участвует в составлении индивидуально ориентированных коррекционных маршрутов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей.
6.5. Участвует в осуществлении инклюзивной политики в ОО в составе службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
6.6. По окончании учебного года предоставляют координатору по инклюзивному образованию ОО, администрации школы (по запросу) информацию о динамике своей деятельности с детьми с ОВЗ по утвержденной форме.
6.7. Осуществляют научно-исследовательскую работу по проблемам инклюзии; повышает свою квалификацию как по работе с детьми и подросткам с ОВЗ, так и по проблемам инклюзии, участвует в объединениях специалистов по профилю своей деятельности в ОО, в окружных и городских методических объединениях.
6.8. Взаимодействуют с педагогическими работниками образовательной организации, родителями (законными представителями):
— оказывают консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информируют о ходе коррекционной работы, дают необходимые рекомендации;
— проводят повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих образовательную организацию, в вопросах развития и воспитания детей.
6.9. Участвуют в разработке ИОМ воспитанников и обучающихся с ОВЗ, контролирует их реализацию и эффективность.
6.10. Соблюдают санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.11. Количество воспитанников и обучающихся с заключениями ЦПМПК на 1 ставку:
учитель – логопед, учитель – дефектолог: 6-15 (в зависимости от тяжести интеллектуального дефекта);
педагог – психолог – 20 человек.
Количество воспитанников и обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение по решению ППк на 1 ставку составляет для всех специалистов до 25 человек.
6.12. Специалисты своевременно подают заявку на приобретение необходимого оборудования и учебно-методической литературы.
6.13. Специалисты сопровождения ведут рабочую документацию:
- Годовой план работы
- График рабочей недели
- Журнал учета проведенной работы
- Журнал посещения детьми индивидуальных занятий
- Логопедическое представление на учащегося
- Расписание индивидуальных занятий обучающегося
- Расписание индивидуальных занятий специалиста
- Бланк индивидуальных консультаций
- Статистический годовой отчет педагога-психолога
- Журнал групповой работы психолога
- Заключение по результатам психологического обследования
- Индивидуальная психологическая карта
- Карта развития учащегося
- Лист психологической адаптации
- Лист индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
- История развития ребенка (анамнез)
- Протокол наблюдения на перемене
- Психологический анализ урока
- Психологический портрет обучающегося
- Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение обучающегося
- Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
- Результаты промежуточной и итоговой диагностики в рамках реализации ИОМ
- Заключение по результатам комплексного психолого-педагогического обследования
- Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
6.14. Администрация образовательной организации обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы:
для обучающихся дошкольного возраста – на базе корпуса Д7;
для обучающихся школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата – на базе корпуса Ш3;
для обучающихся с умственной отсталостью формируются малокомплектные классы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам. Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.
Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.
Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.
Дефектолог в школе стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития.
Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.
Моя работа начинается с диагностики. Диагностика проводится не один раз. И диагностика осуществляется только по запросу-педагогов и родителей. Я не могу прийти в класс и просто взять Петю или Машу. Для диагностики нужны обоснования.
Параллельно с диагностикой я выявляю те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.
На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
Затем уже начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется в проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.
А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.
Целью моей работы, если сказать своими словами, является коррекция! Т.е. коррекция пробелов в развитии.
Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:
Как видно из вышесказанного учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Мои занятия таковы, что прежде всего я корригирую причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель) а так же и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).
После всего сказанного и показанного я думаю каждый родитель изменит свое мнение о коррекционных дефектологических занятиях и захочет чтобы и его ребенок посещал такие интересные и увлекательные занятия.
И в заключение желаю Вам, родители, успехов, терпения, мудрости в воспитании и обучении Ваших деток.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
При выявлении речевых нарушений у дошкольника следует обращаться к специалисту. Исправлением речи занимается дефектолог или логопед.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
При выявлении речевых нарушений у дошкольника следует обращаться к специалисту. Исправлением речи занимается дефектолог или логопед. Родители часто не могут определиться с выбором, так как не понимают, чем отличаются эти две профессии. Логопедия и дефектология имеют схожие цели, но отличия все же есть. Педагог-дефектолог является специалистом, работающим с больными. Педагог-логопед может брать для коррекции только здоровых пациентов.
Понятие дефектологии, образование специалистов
Отраслевые разновидности дефектологии:
- Логопедия – проводит исправление речевых дефектов.
- Олигофренопедагогика – устраняет интеллектуальные отклонения, необходима для пациентов с умственной отсталостью, задержкой психического, психоречевого развития.
- Тифлопедагогика – работа ведется с больными, имеющими патологию зрительного аппарата.
- Сурдопедагогика – занимается людьми, у которых есть заболевания слухового аппарата (отсутствие или снижение слуха).
В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.
В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии. Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства. Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).
Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.
После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения. Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом. Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.
Педагог-логопед – это специалист, занимающийся коррекцией речи у здоровых детей. Педагог-дефектолог – профессионал, работающий с больными, имеющими отклонения общего, а также речевого развития.
Цели работы логопеда
Отличие логопеда от дефектолога в том, что он имеет чаще педагогическое образование. Педагог занимается со здоровыми дошкольниками или с больными, страдающими незначительными нарушениями речи. Логопед-педагог (учитель) работает в детских садах (ДОУ), школах.
- Запуск речевой активности при отсутствии речи перед лечением.
- Постановка жестов, тренировка мимических мышц во время разговора.
- Работа с общей, мелкой моторикой.
- Доведение воспроизведения звуков до автоматизма.
- Тренировка мышления, памяти.
- Увеличение словарного запаса.
- Обучение ребенка правильно говорить, строить предложения, формировать диалог, что в дальнейшем помогает развить связную, грамотную речь.
- Формирование способности слышать звуки, распознавать их в разговоре окружающих.
- Обучение письменной речи, повышение грамотности письма у школьников.
Перед посещением специалиста по логопедии пациент должен пройти обследование у невролога, отоларинголога, психолога. Если у дошкольника нет серьезных заболеваний, специалист составляет логопедическое заключение, план занятий. Со здоровыми детьми логопед чаще занимается на базе детского сада или школы. По желанию родителей занятия могут проводиться дома.
Педагог-логопед принимает для коррекции дошкольников начиная с 3-летнего возраста.
Специфика работы дефектолога
Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.
При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.
Заключение
Логопед и дефектолог имеют разную направленность работы. Педагог-логопед больше специализируется на здоровых воспитанниках, проводит коррекцию речевой функции, развивает память, мышление, обучает правильному и грамотному письму, чтению. Педагог дефектолог занимается больными, имеющими отклонения психики, задержку развития по причине глухоты, слепоты, ДЦП, аутизма и других патологий. Специалист повышает адаптивные способности ребенка, развивает речевую функцию в условиях ограничения по здоровью. Перед тем как выбирать профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу, психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе причин задержки речевого развития.
Зачем обычным школам ставки дефектологов? Что изменится в программах педвузов? Чему должны учить дефектологи родителей школьников? Эти и другие вопросы обсуждались на II Всероссийским съезде дефектологов, где собралось более тысячи коррекционных педагогов.
Сегодня в России работают 80 тысяч дефектологов. Школам и детским садам надо еще как минимум 11 тысяч разных специалистов. Это сурдопедагоги, которые работают со слабослышащими и глухими детьми, тифлопедагоги - самые нужные специалисты для слабовидящих учеников, логопеды - специалисты по речи, олигофренопедагоги - учителя для детей с умственной отсталостью. Причем речь идет не только о коррекционных, но и об обычных садах и школах, которые теперь обязаны принимать и учить особенных детей.
Программы бакалавриата по дефектологии предлагают 115 вузов, магистратуры - 63.
- Ежегодно мы выпускаем более семи тысяч молодых специалистов, но из них работать в систему образования идут не более трех тысяч, - привела статистику заместитель министра образования и науки Татьяна Синюгина. - Из-за чего не идут молодые дефектологи в образовательные организации? Почему уходят из системы опытные? Актуальным является вопрос заработной платы. Нагрузка на дефектологов все увеличивается, при том что оплата их труда оставляет желать лучшего.
Раньше все дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья учились в коррекционных школах. Там к зарплате педагогов выплачивалась надбавка в 25 процентов. Сейчас школы перешли на подушевое финансирование, все педагоги поставлены в равные условия. Сколько у тебя учеников - столько и денег получаешь.
Если регион богатый и "особенный" ученик в коррекционной школе стоит дорого, то и зарплата у дефектолога может быть достойной, а если нет, рассчитывай на 14-15 тысяч, как, к примеру, в Тамбовской области.
Член комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин считает, что самое главное сейчас - поднять престиж профессии дефектолога и увеличить зарплату хотя бы на 20 процентов. Такие решения находятся в ведении регионов, но законодательной базы для утверждения этих надбавок нет. А она нужна.
Низкие заработки - не единственная проблема. Программы педвузов по коррекционной педагогике устарели и нуждаются в обновлении.
- Появилась новая группа детей - имплантированные. После успешной операции ребенок слышит, но он уже привык вести себя как глухой. Ребенок должен прожить заново все этапы, как и его обычный сверстник. Ему надо помочь. Но на дефектологических факультетах этому не учат, - рассказал директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев.
Очень сложная категория детей - аутисты. Их, к сожалению, становится в школах все больше. Долгое время эти дети считались необучаемыми. Сейчас ученые знают методики и педагогические приемы, но далеко не все дефектологические факультеты дают эти знания.
После успешной операции ученик слышит, но ведет себя как глухой. Помочь должен дефектолог. А его не научили
Для обучения будущих логопедов, сурдопедагогов и тифлопедагогов вузы мало используют виртуальные практики, которые экономят время. Например, при традиционном обучении студент идет в клинику и смотрит, как дефектолог работает с реальным пациентом. Условно говоря, один день - пять детей. Но можно ведь учиться, используя видеозапись или онлайн. Тогда за день ты посмотришь пять или 10 человек.
Жизнь заставляет спешить: если раньше университеты на дефектолога учили пять лет, то сейчас бакалавриат длится всего четыре года.
В открытой базе данных научных работ Института коррекционной педагогики 1500 посвящены дефектологии, но многие ли педагоги читают эти труды?
- У вузов появились новые задачи. Дефектологи должны уметь работать с семьями, помогать в выборе будущей профессии, знать особенности оказания ранней помощи детям с ОВЗ и, главное, уметь помогать ученикам с комплексными нарушениями. Модель образования дефектологов должна быть пересмотрена, - уверен ректор МПГУ Алексей Лубков.
В МПГУ нашли способ перевести бакалавриат других факультетов на пятилетний срок, предложив студентам двухпрофильное обучение. С дефектологией этого пока не получилось. Хотя многие эксперты считают, что надо вернуть в дефектологию пятилетнее обучение, сохранив в вузах ее традиционные направления.
Остро стоит вопрос профессиональной переподготовки кадров. Участники съезда рекомендовали создать учебно-методическое объединение вузов и региональных институтов повышения квалификации.
Минобрнауки подготовит перечень научных исследований детей с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят делать прогноз дальнейшего обучения . У педагогов-дефектологов появится свой профстандарт.
Съезды дефектологов планируется проводить не реже двух раз в год, а регионам рекомендовано организовывать ежегодные конкурсы профмастерства дефектологов.
Колледж в почете
Выучить особенного ребенка в школе - непросто. Но еще сложнее - дать ему хорошую профессию, которая будет нужна работодателям. Один из вариантов показать свои возможности и успехи - участвовать в Национальном чемпионате "Абилимпикс" для школьников и студентов колледжей. Этот чемпионат проводится для людей с инвалидностью.
По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, более 70 регионов уже провели свои чемпионаты. В них приняли участие 3530 человек. 900 победителей приедут в Москву на Национальный чемпионат, который состоится с 1 по 3 декабря. Если в прошлом году участники чемпионата соревновались по 48 компетенциям, то сейчас - по 67. Резко увеличилось количество потенциальных работодателей, которые согласились поддержать "Абилимпикс". В прошлом году таких компаний было всего 25, в этом - 186.
Специальности для чемпионата подбираются так, чтобы все участники, независимо от диагноза, смогли показать свои способности. Например, слабослышащие и глухие успешны в веб-дизайне и ювелирном искусстве, люди с нарушением зрения - лучшие массажисты, а среди молодых специалистов с синдромом Дауна много талантливых поваров. Ребята состязаются в малярном деле, сварке, ландшафтном дизайне, флористике, токарных работах. Впервые в программу включены такие профессии, как "инженерный дизайн", "разработка виртуальной и дополненной реальности", "робототехника".
По итогам конкурсов прошлого года были трудоустроены 47 участников конкурса, стажировки получили 78 человек. К 2020 году 70 процентов колледжей и техникумов должны быть приспособлены для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. И дело не только в пандусах и специальных лифтах. Для обучения инвалидов нужны специальные условия, тьюторское сопровождение и адаптированные программы.
- Всех будущих учителей познакомят с основами дефектологии.
- Педагогов-дефектологов будут готовить не только к работе в системе образования, но и в здравоохранении, социальной сфере.
- Дефектологов для работы с малышами-аутистами, детьми с комплексными нарушениями обучат по особым программам.
- Появятся программы подготовки и переподготовки тьюторов, ассистентов для детей с ОВЗ.
На каждые 6-12 детей с ограниченными возможностями здоровья в школах должна приходиться одна ставка дефектолога.
Нужна ли специализация на дефектологических факультетах или теперь педагог должен знать, как работать с любыми особенными детьми? Фото: Ольга Максимова
Читайте также: