Изучаем казахский язык для детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Цель:Учить детей воспринимать и понимать речь на казахском языке. Понимать и отвечать на вопросы: Қандай? Мынау не? Неше?

Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные , резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет названия игрушек: Доп-мячик,Қуыршақ-кукла,Қоян-зайчик,Қасқыр-волк,Мысық-кошка

Лексический минимум:

Мынау не-что это

Затем педагог предлагает игру, в ходе которой дети должны называть, предмет из чудесного мешочка .Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.

Угадай игрушку
Цель: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Вырабатывать правильное произношение и понимание слов, умение задавать вопросы на казахском языке и отвечать на них.

Лексический минимум:

Мынау не-что это

Дауыс береді-подает голос

Цель:учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Развивать умения понимать и выделять из речи знакомые слова, обозначающие признаки предметов. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і)

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

Лексический минимум:

Сурет салады –рисуют

Дауыс береді-подает голос

Цель: продолжать учить согласовывать слова в роде, числе, падеже, расширять словарный запас детей названиями групп предметов ближайшего окружения. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і)

Лексический минимум:

Мынау не-что это

Когда это бывает?

Цель: Расширять словарный запас детей словами обозначающими времена года и отдельные явления природы6 умение употреблять речевые обороты6 выполнять простейшие задания.

Лексический минимум

Дети рассматривают иллюстрации по сезонным изменениям в природе в осеннее время и уточняют словарь.

Затем, воспитатель называет время года, а ребенок, у которого в руках камешек отвечает, что же бывает в данное время года.

Какое время года?

Цель: Раширять словарный запас словами6 обозначающими время года и отдельные явления в природе. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Зовут меня … ( қыс- зима)

Я раскрываю почки,

В зелённые листочки

Зовут меня … ( көктем - весна)

Я соткано из зноя, Несу тепло собою.

Я реки согреваю,

И любите за это

Вы все меня. Я… ( Жаз- лето)

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но, не касаясь сосен

И ёлочек. Я … ( Күз осень)

Аяқсыз жетіп барады, қолсыз есік соғады \жел-ветер\

Қыс келсе қашады \күз мезгілі- осень\

Көкөністер-жемістер

Узнай по описанию

Цель: Формировать умения слушать и понимать речь, отвечать на простые вопросы: мынау не? қандай? Продолжать учить составлять словосочетания (существительное и прилагательное, числительное и существительное). Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і)

Лексический минимум алмұрт-груша

- Прислала Әже подарок внучке по имени Әсел . Смотрит Әсел : лежит в корзиночке что-то: Домалақ - круглое, жасыл- зелёное, откусишь его – дәмді- вкусное, тәтті-сладкое. И так далее по всем овощам и фруктам. Игровая ситуация: отвечает тот, на кого показала стрелочка.

Кто скорее соберёт?

Цель: Раширять словарный запас словами, названиями групп предметов ближайшего окружения. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і).

Лексический минимум

Отбасы-семья

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к членам семьи , изображённым на картинках.
Н а пример:
- Что можно сказать о әже- бабушке? Әже кәрі. Ол тігеді, тоқиды. Бабушка пожилая.Она вяжет, шьет.
- Что можно сказать о ана - маме. Анам сұлу. Ол тамақ пісіреді, үй жинайды. Она варит еду, убирает дом.
- Что можно сказать о сестре ?Әпке м үлкен. Ол мектепте оқиды.Сестра большая.Она учится в школе. И т.д.

Когда это бывает?

Цель: Раширять словарный запас словами обозначающими время года и отдельные явления в природе. Слышать и производить специфические звуки казахского языка (қ,ө,ү,і). Понимать и отвечать на вопросы: Қандай?Мынау?

Лексический минимум

Дети рассматривают иллюстрации по сезонным изменениям в природе в зимнее время и уточняют словарь.

Затем, воспитатель называет время года, а ребенок, у которого в руках камешек отвечает, что же бывает в данное время года.

Воспитатель называет время года, а ребенок, у которого в руках камешек отвечает, что же бывает в данное время года.

Дене мүшелері- части тела

Лексический минимум

Қол жуады-моет руки

Ход игры
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, что он делал.

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- Буратино қол жуатын бөлмеге кірді. Қолын сабынмен жуды. Қолын сүртті. Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Ұйықтайды, демалады .О тдыхаю т , спят…
- Пляшут, поют, кружатся…

Цель: Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, падеже в словосочетаниях и коротких предложениях, подбирать глаголы, обозначающие окончание действий .

Лексический минимум

Қол жуады-моет руки

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Айгүл оянып жуынды. тісін тазартты. Айгуль проснулась и. (пошла умываться, чистить зубы). Коля оянды. шашын тарады. Коля проснулся и.. расчесал волосы . Ира оянды. қолын жуды. Ира проснулась и помыла руки. Оля оянды ән тындады . Оля проснулась и слушала музыку. Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

Олины помощники
Цель: Понимать и отвечать на вопросы: Мынау не? образовывать форму мн. ч исла глаголов.

Ход игры
- К нам пришла кукла Айгуль со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Айгуль .
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Мынау не? Что это? ( Мынау аяқ. Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? ( жүреді, билейді,жүгіреді )
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают ( қол алады, сурет салады - руки берут, рисуют…; көз көреді - глаза смотрят . құлақ тыңдайды – уши слышат )

Киімдер-одежда

Разноцветный сундучок

Цель: Расширять словарный запас детей названиями групп предметов ближайшего окружения – одежда.Понимать и отвечать на вопросы : қандай?

Лексический минимум

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

- Мынау күрте . Ол жылы.

- Мынау тон. Ол сары, жылы.

-Мынау көйлек. Ол қызыл.

Цель: Переводить слова из пассивного словаря в активный словарь. Развивать умения понимать и выделять из речи знакомые слова. Продолжать учить согласовывать слова в роде, числе, падеже в словосочетаниях и коротких предложениях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные направления работы по изучению казахского языка детьми дошкольного возраста.

Изучение казахскго языка дошкольниками на занятиях в ДО.

Основные требования к знаниям и умениям детей.

Будущее нашего Казахстана зависит от сегодняшнего поколения. И поэтому уже сегодня необходимо воспитывать чувства патриотизма и гражданственности у маленьких граждан Казахстана. Важным фактором в воспитании этих чувств является глубокое уважение к языку своего государства.

Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный процесс формирования новой системы языкового сознания. Чем раньше ребенку предоставить возможность изучать второй язык, то есть создать благоприятную речевую среду, целенаправленно организовать работу по изучению второго языка, тем успешнее и эффективнее будут результаты.

Основное значение в обучении дошкольников казахскому языку отводиться специально организованным занятиям.

Занятия по казахскому языку планируются с учетом возрастных, психофизических особенностей детей и программных требований.

Целью обучения гос.языку детей от 3-х до 4-х лет является формирование у детей готовности к изучению гос.языка,стремление общения на нем со взрослыми.

1.Учить детей воспринимать и понимать называния игрушек некоторых предметов быта и животных и выполнять по просьбе воспитателя простые действия (дай, принеси, возьми)

2.Учить понимать простые вопросы.

3.Учить отвечать на вопросы в виде короткого предложения.

Воспитание звуковой культуры речи

Учить прислушиваться к речи на государственном языке(народный фольклор, короткие стихи ипесенки)

развивать артикуляционный аппарат, правильное произношение.

расширять словарный запас детей на государственном языке:

-называниями некоторых предметов ближайшего окружения

(игрушек: кукла,мяч, машина: национальной казахской посуды: (кесе.тостак.казан)

-словами, обозначающими признаки предметов по величине(большой,мальенкии),

- по цвету (красный, синий, желтый, зеленый):

- словами,обозначающими действия(возьми,дай, принеси).

формирование грамматической стороны речи

учить понимать простое словосочитание: существительное глагол, например, Дай тарелку( тәрелкені бер). Возьми мяч (допты ал)

Развитие связной речи

Учить понимать простые вопросы, например: (Мынау не?)

отвечать на них в виде короткого предложения, например, (мынау доп)

Формировать умения детей составлять предложения:

Мынау – менің анам, әкем. Менің атым Айдос.

Общение на государственном языке должно происходить таким оброзом, чтобы

ребенок стал его непосредственным участником.

Мотивами совместной дятельности должны стать радость, удовольствие обшения,взаимодействия, сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года детей должны:

- называть некоторые предметы ближайщего окружения:

- понимать и выплнять действия (возьми,дай,принеси):

Цель обучения детей гос.языку от 4-х до 5-ти лет – формирование личности младшего дошкольника, готовой к изучению гос. языка, стремящейся к общению со взрослыми и свестниками на доброжелательной основе..

1. Учить детей воспринимать и понимать речь на гос.языке.

2. Переводить слова из пассивного словаря в активный. Уметь понимать и выделять в речи знакомые слова .

3. Знать ососбенности произношения специфических звуков гос.языка.

4. Понимать вопросы и отвечать на них.

5. Учить употреблять отдельные слова и выражения в совместном с воспитатетель диалоге и монологе.

Воспитание звуковой культуры речи

Слышать и произносить специфические звуки казахского языка(ә,ү,ұ,қ,ө,һ,ң,і,ғ).

Развиватьумение произвольно изменять темп речи и силу голоса: говорит медленно или быстро, тихо или громко.

Развивать интонационную выразител ность речи.

Развивать голосовой и артикуляционный аппараты, речевое дыхание, четкую дикцию.

Словарная работа

Расширить словарный запас детей;

- называниями групп предметов ближайщего окружения(игрушки,посуда,одежда,мебель,продукты питания, овощи , фрукты)

- словами,обозночающими членов семьи, друзей:

- называниями части тела человека:

- словами,обазначающими времена года и отдельные явления природы(жаз,күз, көктем,қыс,жаңбыр,қар,күн,түн,)

- словами,обазначающими качества и свойства, присущие предметам,продуктам, природным явлениям (дәмді,таза,суық,жылы):

- словами обозначающими признаки предметов по величине(үлкен,кішкентай,)по цвету (қызыл,ақ, сары,жасыл,)

-словами обазначающими действия(отыр, тұр, кел, бар, келді, жауды, әкелді)

Формирование грамматической стороны речи

Учить составлять словосочитания (существительное и прилагательное),

(числительное и существительное).

Продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже, в словосочетаниях и коротких предложениях.

Развивать умение детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Совершенствовать структуру простого предложения.

Развитие связной речи

Учить использовать простые элементы связной речи в виде предложения( Мынау. )

Развивать умение детей составлять по образцу воспитателя короткий ( из двух, трех, предложений ) рассказ об игрушках.

В результате освоения содержания программы по изучению государственного языка к концу года дети должны:

- использовать в речи называния предметов ближайшего окружения (игрушки, посуда, продукты питания ,овощи, фрукты):

- использовать слова, обозначающие гленов семьи, называния части тела человека, времена года и отдельные явления природы:

- понимать и выполнять действия( возьми, дай, принеси,):

- составлять по образцу воспитателя короткий( из двух, трех предложений) рассказ об игрушках.

В целях достижения максимальных успехов по изучению казахского языка занятия с детьми организуются с учетом следующих организационно-педагогических требований:

* обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми (никаких упреков в адрес ребенка за то, что он мало знает, хуже других отвечает).

* обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности на занятии.

* широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения и дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу обучения.

* постепенное усложнение заданий (от занятия к занятию).

* поощрение любых, даже самых незначительных успехов ребенка.

На занятиях по изучению казахского языка предусмотрена частая смена различных видов деятельности, введение сказочных героев, использование игрушек, реальных предметов, фотографий, ярких, красочных картинок.

В структуру занятия по казахскому языку обязательно введены артикуляционная гимнастика, произносительная зарядка и физминутки с использованием ранее выученных считалок, стишков, песенок на казахском языке. Произносительная зарядка и артикуляционная гимнастика способствуют развитию подвижности органов артикуляции, готовят малышей к правильному произношению специфических звуков казахского языка и способствуют сосредоточению внимания детей на лице педагога, его артикуляционном аппарате. Не всегда удается найти несложные, доступные детям рифмованные строчки, и тогда на занятии используются рифмы собственного сочинения. Например, для постановки звука қ:

Кел, кел балақан

Для звука ү;

Жүгір кәне күнім,

Тосып отыр інің.

Для звука Ә;

Көрсет өнер қәне .

Для того, чтобы сами педагоги имели необходимый словарный запас слов на казахском языке, могли грамотно преподносить его детям, в саду проводятся занятия по изучению казахского языка, групповые и индивидуальные консультации для педагогов.

Білім беру саласы / Область: Коммуникация, Познание.

Блім/ Подобласть: Казахский язык

Оку іс- рекеті/ Организованная учебная деятельность:

Задачи: аза тіліне тн,, і, дыбыстарын дрыс айта білуге жаттытыру. Таырып бойынша сздерді мірде олдана білуге баулу.

Полилингвальды компонент/ Полилингвальный компонент:

Сздік жмысы/ Словарная работа: мшине, ша, автобус, шар, т. б.

Технологиялы амтамасыз ету/ Технологическое обеспечение: компьютер, доп.

Этапы деятельности Действия педагога Действия детей

Мен сендерді кргеніме те уаныштымын

Здравствуйте ребята я очень рада вас видеть.

аза тілімен дос болып

Біз кілді болайы.

Балалар азір жылды ай мезгілі?

Кктем айларын айтайышы кім біледі?

андай клікпен баруа болады?

Балалар біз бгін мына уе шарларымен саяхата барамыз.

Все дети вмести говорят:

Досты, білім шапаат

Жрсін бізге жол бастап,

Сиырлы шарды осайы

аза тілі леміне саяхата барайы.

Міне балалар арандаршы біз аза тілі леміне саяхата келдік мнда трлі среттер, тстер жне сандар бар (посмотрите дети мы с вами оказались на экскурсии мире азахского языка).

Запись звука на ноутбуке (показана картинка волшебника где он рассказывает детям, что у него есть волшебная шкатулка и чтобы ее открыть нам нужно выполнить некоторые его задания (Слеметсіндерме балалар аза тілі леміне ош келдііздер, мен сендерді кргеніме уаныштымын. Мен аза тілі леміндегі сиыршы атаймын. Мен сендерге сиырлы обдишаны сыйа беремін біра оны алу шін сиырлы аламны тапсырмаларын орындау ажет. Тапсырманы толы орындасандар сиырлы аламны сендерге сыйы бар, ал тапсырманы орындауа дайынсындарма? Мен сендерге Сттілік тілеймін).

На экране выходит рисунок карандаша (Слем достарым мен сиырлы аламмын е алашы тапсырма мынадай) :

Затем нужно овощи и фрукты разделить по корзинкам и посчитать также назвать цвет.

Затем показать детям волшебный сундучок и оттуда вытащить волшебную ручку.

Дети давайте вернемся к нашим волшебным шарам где мы с вами побывали? Что в волшебном мире видели?

-Ребята, скажем рахмет волшебнику и попрощаемся с ним: Сау болыыз,

-До свидания, волшебник.

Балалар, о чем мы говорили?

-Сау болыдар, балалар! Слеметсіз бе Жанна Куанышевна

Балалар шеберге турып айталайды.

Встали в круг и повторяют

-Сені аты кім?-Мені атым Саша.

Машине, ша, автобус,поезд.

Балалара бір бірден таратады шарды.

Повторение хором 1 раз (балалар бірге айталайды) .

Балалар жан-жаына арайды (Дети смотрят по сторонам)

Аня выходит к доске выставляет числа по порядку затем считает (на трех языках).

Дети выполняют задания волшебного ключа.

Маша считает фрукты, а Ислам овощи.

Выполняют зарядку и считают на казахском языке. Дети берут перекладины для зарядки и начинают ее выполнять.

Тртбрыш – квадрат жарайсындар – молодцы ребята.

Полина и Данил Нижников отвечают.

Мы побывали в волшебной стране казахского языка и там мы видели волшебника он давал нам задания чтобы открыть сундучок и получить волшебную ручку котора исполняет желания.

Знать: таырып бойынша сздерді біледі, жптасып диалог ра алды.

Иметь: ысаша сйлем рап айта алуды мегерді.

Уметь: Сраа жауап беруді, аза тіліне тн дыбыстарды дрыс дыбыстай алуды йренеді.

Мини-музей казахского народа

Мини-музей казахского народа В нашем детском саду, сейчас проходит проект "Наш дом-Южный Урал", так как я по национальности казашка, я решила подробнее показать.

Көптеген ата-аналар балабақшадағы қазақ тілі сабақтарында балаларға берілетін нәрсенің бәрі маңызды емес деп санайды, бұл орта мектепте, балалар үлкен мәтіндерді оқып, аударған кезде, оларды қайталап, тақырыптар бойынша тақырыптар оқыған кезде басталады деп болжайд Көптеген ата-аналар балабақшадағы қазақ тілі сабақтарында балаларға берілетін нәрсенің бәрі маңызды емес деп санайды, бұл орта мектепте, балалар үлкен мәтіндерді оқып, аударған кезде, оларды қайталап, тақырыптар бойынша тақырыптар оқыған кезде басталады деп болжайды

Егер бала қазақ тілімен айналысқысы келмесе не істеу керек ?

Ең алдымен, сіз баламен мейірімді сөйлесіп, оның құлықсыздығынан не туындағанын білуіңіз керек. Негізгі себептерінің екі: — Оған қазақ тілімен айналысу қиын; — Қазақ баласымен айналысу қызық емес. Егер балаға тілмен айналысу қиын болса, міндетті түрде қазақ тілінің оқытушысымен кеңесіңіз. Ол сізге сөздерді, өрнектерді, өлеңдерді қалай жақсы есте сақтау керектігін, кейбір грамматикалық тонкости түсіндіретінін айтады. Баланың балабақшадағы жаңа пәнге деген қызығушылығына келетін болсақ, мұнда екі мәселе бар. — Бір жағынан, мұғалім өз сабақтарын барлық балалар оқу процесіне қатысуы үшін жасайды, сабақтар ойын түрінде өтеді. Алайда, ата-анасы оған үйде мультфильмдер, компьютерлік бағдарламалар, қазақ тілін үйренуге арналған арнайы балалар сайттарын қолдана отырып, баланы қызықтыруға көмектесе алады

Балаға сөздерді қалай үйрету керек?

Баланы сөздерді дұрыс айтуға қалай үйрету керек?

Есіңізде болсын, ата-ана ретінде сіз баланы тәрбиелеуде маңызды рөл атқара аласыз. Оқу процесі әрдайым қызықты және табиғи болуы үшін оны бала кезінен бастап оқуды жақсы көруге үйрету керек және бұл сіздің қолыңызда. Айта кету керек, балалары қазақ тілін оқиды. Егер сіз балалармен үйде сөздерді қайталасаңыз, осылайша Сіз мемлекеттік тіл туралы біліміңізді жетілдіресіз. Ата-аналар балаларының қазақ тілінде сөйлей бастағаны үшін алғыс сөздерімен келген кезде есту өте жағымды.

Рекомендации для родителей по изучению казахского языка детей дошкольного возраста

Изучение казахского языка в дошкольном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного общения в будущем.

Многие родители ошибочно считают, что всё, что даётся детям на занятиях по казахского языка в детском саду несерьёзно, якобы серьёзное изучение языка начнётся в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить топики по темам и т.д.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься казахским ?

Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две:

— Ему трудно заниматься казахским;

— Заниматься казахским ребёнку не интересно.

Если ребёнку трудно заниматься языком, обязательно посоветуйтесь с преподавателем казахского языка. Именно он подскажет вам, как лучше запомнить слова, выражения, стихи, объяснит какие – то грамматические тонкости. Что касается интереса ребёнка к новому для него предмету в детском саду, здесь существует два момента. — С одной стороны преподаватель так строит свои занятия, чтобы в учебный процесс были вовлечены все дети, занятия проходят в игровой форме. Однако и родители могут помочь ему заинтересовать ребёнка, используя дома обучающие мультфильмы, компьютерные программы, специальные детские сайты по изучению казахского языка.

Как с ребёнком учить слова?

Как научить ребёнка правильно произносить слова?

Помните о том, что как родители, вы можете сыграть важную роль в обучении ребёнка. А чтобы процесс обучения всегда был увлекательным и естественным, нужно научить его любить учиться с самого детства и это в ваших руках.

Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Если вы с детьми будете повторять слова дома, тем самым совершенствуете свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.

Читайте также: