Изложение зарница и заря паустовский

Обновлено: 05.07.2024

Спишите текст К. Паустовского, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите род и склонение имён существительных. Склонение каких существительных вы не можете определить? Составьте схему последнего предложения.

Мы часто путаем два понятия — закат со(?)нца и вечернюю зарю. Вечерн..я заря начинает(?)ся когда со(?)нце уже зайдёт за край земли.5 Тогда она овладевает меркнущим небом разл..вает по нему множество чистых красок — от червонного золота до б..рюзы — и переходит в поз(?)ние2 сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели б(?)ют перепела гудит выпь горят первые звёзды а заря ещё долго дотл..вает над далями и туманами.5

Заря и зарница – прекрасные слова русского языка. Оба они связаны с нашей природой.
Зори бывают почти каждое утро, каждый вечер. С утренней зарей связаны картины предрассветной тишины. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет парным молоком.
Вечернюю зарю мы часто путаем с закатом солнца. Вечерняя заря начинается, когда солнце зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок и медленно переходит в поздние сумерки.
Зарницы чаще бывают в июле, когда созревают хлеба.


95 слов
(По К. Паустовскому)


Из словаря
ЗАРЯ
1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
2. перен. Зарождение чего-нибудь нового, радостного.
3. Утренний или вечерний военный сигнал, исполняемый оркестром или горнистом, трубачом, барабанщиком.


УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ
Варианты заданий учитель подбирает, исходя из подготовленности класса, объема изученного материала. Возможно составление двух и более неравноценных вариантов для дифференцированного подхода.
Диктант оценивается по существующим нормам.
4-й уровень – все задания выполнены правильно, могут быть допущены 1–2 недочета.
3-й уровень – в заданиях допущены 1–2 ошибки и не более двух недочетов.
2-й уровень – в заданиях допущено 2–3 ошибки и не более трех недочетов.
1-й уровень – выполнена правильно половина заданий или больше половины заданий, но с ошибками и недочетами.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
С целью более полной реализации одного из принципов дидактической системы Л.В. Занкова (осознание процесса учения) в процессе проверки учителю рекомендуется не исправлять допущенные учеником ошибки, а подчеркивать их (для сильных учащихся возможно отмечать строку и количество допущенных на ней ошибок). После проверки контрольной работы и выставления оценки рекомендуется провести ее анализ. Каждому учащемуся предлагается отметить то утверждение, которое он считает верным:
1. Диктант не вызвал у меня затруднений. Мне было ясно, как писать слова и ставить знаки препинания в тексте.
2. Диктант вызвал у меня некоторые затруднения в написании отдельных слов и постановке знаков препинания.
3. Диктант для меня был трудным: правописание многих слов и постановка знаков препинания в большинстве случаев представляли для меня большую трудность.
4. Диктант был для меня очень труден. У меня возникло много вопросов, какие буквы и знаки препинания необходимо использовать.
5. Грамматические задания не вызвали у меня затруднений.
6. Грамматические задания вызвали у меня некоторые затруднения. (Напиши, какие именно.)
7. Грамматические задания были для меня трудными, особенно много вопросов вызвали задания _________________________.
8. Грамматические задания были для меня очень трудными, мне было непонятно, как выполнять большинство из них. Мне удалось сделать только задание ________. (Укажи, какие задания у тебя получились.)

1 . Дано избыточное количество заданий. Учитель отберет оптимальные для уровня обучающихся в конкретном классе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная

школа-интернат № 33 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения

Учитель-дефектолог: Проворова И.А.

2014-2015 учебный год

- автоматизировать звук [З], в слогах, словах, во фразе.

- формировать навык слитного произношения, восприятия речевого материала на слух с ИСА;

- закреплять знания о правилах орфоэпии;

- учить слушать друг друга;

- развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память.

- воспитание интереса к самостоятельной речи, умения контролировать себя.

Оборудование: таблички, словарь, карточки, картинки.

I . Организационный момент

Как надо работать на уроке?

На уроке надо работать активно, слушать внимательно друг друга, говорить хорошо.

II Основная часть

Работа над произношением

Работа над развитием слухового восприятия

Вопросы к первой части текста

Работа со 2-й частью текста, словарная работа.

Ребята, вспомните как надо произносить звук з.

Возьмите карточки, будете читать. Начинай читать, Игорь.

Продолжай читать, Семен.

Будем читать слова. Начинай читать, Семен.

Продолжай читать, Игорь.

Будем читать словосочетания.

Прочитай предложение, Игорь.

Вспомните, о чем вы слушали текст на прошлом занятии.

Что такое зарница?

Возьмите словарь и прочитайте определение.

Когда бывают зарницы?

Игорь, скажи полным предложением.

Что происходит с хлебом во время зарницы?

Вспомните, народное поверье о зарнице.

Объясните это поверье.

Какое слово стоит рядом со словом зарница?

Как люди говорят это слово?

Опишите, что происходит во время зари.

Сейчас вы послушаете текст полностью.

Что услышали? Что поняли?

Будете слушать по предложениям.

Заря бывает утренняя и вечерняя.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

Что значит солнце зайдет за край земли?

Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Объясните, что значит овладевает меркнущим небом.

Скажите это предложение по-другому.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Что значит дотлевает?

О чем вы послушали весь текст?

Что такое зарница?

Чем они похожи и чем отличаются?

Ребята, какое явление природы вам больше всего нравится?

ЗАГОРА- ЗАГОРА – ЗАГОРАЮТСЯ

Заря – одно из красивейших слов русского языка.

Мы слушали текст о заре и зарнице.

Зарница – это освещение неба во время грозы.

Зарницы бывают в июле.

Рядом со словом зарница стоит слово заря.

Люди его говорят тихо.

Заря бывает утренняя и вечерняя.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

Овладевает небом, начинавшим темнеть.

Тогда она овладевает небом, начинавшим темнеть, окрашивает его во много красок – и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Догорает – дотлевает, небо начинает темнеть.

Мы послушали текст о заре и зарнице.

Похожи только слова, а смысл слов разный.

Материал на карточках

Контролировать произношение звуков.

Установки даются за экраном.

Вопросы за экраном

Уч-ся описывают по очереди, дополняя ответы друг друга.

Учитель читает вторую часть текста полностью.

III Окончание занятия

Молодцы, вы работали хорошо. Следите за звуками.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 316 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.05.2016 1456
  • DOCX 20.6 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Проворова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сформировать навык правописания гласных в корне зар-зор.

Обучающие (образовательные): научить учащихся отличать корни с чередованием от омонимичных корней; выбирать гласную в корне зар - зор.
Развивающие: сформировать у учащихся планируемые УУД.
Воспитательные: прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к родному языку, родной природе.

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : научиться выбирать гласную в орфограмме а - о в корнях – зар – зор; понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как их нельзя проверить ударением; уметь пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к русскому языку, родной природе.

Написание гласных А - О в корнях зар - зор

Деятельностный компонент урока

Формирование способности учащихся активно участвовать в учебном процессе

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы, устного народного творчества, изобразительно-выразительными средствами языка.

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Деятельность учителя (организация учебного процесса на этапах урока)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Ребята, внимательно посмотрите на экран (фото – осенняя заря). Какое природное явление здесь изображено? А вам удавалось когда-нибудь видеть зарю? Удивительное природное явление! Но оно вдохновляло не только художников и фотографов. Писатели и поэты тоже пытались описать и утреннюю, и вечернюю зарю. А К. Г. Паустовский считал само слово заря одним из прекраснейших слов русского языка. Давайте прочитаем с вами текст, в котором тоже описывается заря.

Осенний рассвет нетор…плив. Над головами с..реющая полоска неба. Вокруг тишина. Только слышится легкий суховатый шорох.

В начале восьмого над лесом растекается вверх и вширь оранжевая з…ря. Заг…раются золотом вершины берез и осин, зеленеет частокол елей между стволов сосен.

Солнце ещё не г…рячее, но всё-таки солнце! Прибл…жается момент дивной лесной красоты. В застывшей тишине кувыркаются жёлтые, б…гряные листья, пёстрым ковром ложатся на землю . (Б. Тимофеев).

Отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие; фиксация затруднения

Цель этапа: актуализация знаний, фиксация затруднения в пробном учебном действии.

- С помощью каких средств описывает автор осенний рассвет?

Но обратите внимание: некоторые буквы в тексте затерялись. Давайте наведём порядок и вставим карандашом буквы на карточках.

- А теперь проверим, что получилось. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Что это за орфограммы? Какое слово у всех написано по-разному? Почему так получилось?

Называют средства, с помощью которых автор описывает рассвет.

Работают с карточками.

Объясняют, какие буквы вставили, условия выбора орфограмм (безударные гласные: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся в слове загораются ).

Слово заря написали по-разному. Многие проверили словом зорька.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: фиксация задания, вызвавшего затруднение, выявление места и причины затруднения для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений; формулировка темы и цели урока.

Итак, какова цель нашего урока? Тема урока? (формулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова . Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

зАря, зОри, зАрница, зОренька, озАрение, озАрённость, озАриться, зОрюшка, озАрив, зОркий, узОр.

Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (от ударения)

–Сформулируйте новое правило и сравните ваши размышления с правилом в учебнике (стр. 55). Насколько мы оказались правы?

Обсуждают ситуацию в группах, формулируют тему и цель урока, записывают в тетради .

работают в парах:

распределяют слова в два столбика, выделяют корень, определяют, от чего зависит написание (уже знают, что чередование может зависеть от суффикса А, последующей буквы, ударения). Предполагают: написание гласных зависит от ударения.

Сравнивают с информацией в учебнике.

Формулируют новое правило, сравнивают с правилом в учебнике.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: с оставление плана действий для достижения целей.

Какие же учебные цели мы ставим перед собой? Какие действия понадобятся для достижения целей? Обсудите это в группах.

- Ребята, давайте составим план действий, чтобы легче было запомнить правило.

1. Выделить корень.

2. Определить его лексическое значение.
3. Поставить ударение в слове.
5. Написать нужную гласную в корне.

Пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне нельзя!

Сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей в группах.

Составляют план действий.
Проговаривают шаги алгоритма.

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

- А теперь давайте вернёмся к тексту на карточках. Какую же букву надо писать в слове заря? Используя алгоритм, объясните написание гласной в этом слове. Сделаем вывод о чередовании гласных в корне зар – зор .

Используя алгоритм, объясняют написание гласной А в слове заря, делают вывод.

А сейчас – физкультминутка!

Зайцы встали на заре,

Улыбнулись, потянулись,
Все немножко подросли,
Свои лапки потрясли.
Влево – вправо наклонились,
А потом все распрямились.


И ещё раз! Кто услышал при выполнении упражнений слова с чередованием, хлопните в ладошки!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового материала; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.


Спишите предложения, выделите орфограмму, выбор гласной объясните.

1. З…рю проспать – рубахи не достать.
2. З…ря надежду родит.
3. З…рьку прозевать – рубля не видать.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Учащиеся работают в парах , объясняют друг другу выбор гласной.

Объясняют смысл пословиц.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном.

Задание: вставьте подходящие по смыслу и грамматически слова в предложения, используя слова для справок.

2. На … трава омыта росой. (К. Г. Паустовский)

3. И пышет … … . (И. Никитин)

4. Крыши их запенились в … гать. (С. Есенин)

Слова для справок: з..рницей, з..ревую, з…ря, з..рях, з…ревом, з..ря .

Выполняют задание, затем проверяют. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

Работают со словарём: выясняют значение слова гать.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторение и закрепление новых знаний

Задание: выберите из предложенных слов те, в которых написание чередующейся гласной зависит от ударения. Условия выбора орфограмм обозначьте графически.

Заг..рать, заг..релый, з..рево, пол..жить, з..ря, заг..р, приг..реть, к..саться, изл..гать, з..рька, з. рница, подг..релый.

Ещё раз сделайте вывод о правописании корней – гар - гор-, -зар - зор-.

Выписывают слова, обозначают условия выбора орфограмм.

Делают вывод о правописании корней -гар - гор-, -зар - зор-.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

А) заречье, заря, зарница, зорька;
Б) озарение, зорюшка, озарённый, узорчатый.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Составьте и запишите небольшой текст, используя как можно больше слов с корнями зар – зор, гар - гор (не менее 6-7 слов).

2. Составить словарный диктант с корнями зар - зор, гар – гор (не менее 12 слов)

Лист самоконтроля и самооценки

Сегодня на уроке

2. могу похвалить себя за то, что…

3. у меня были затруднения, когда …

4. могу похвалить одноклассников за то, что…

5. я работал на …. (оцени свою работу)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала.

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож.


Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой.


Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред.


Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож

Материал разработан для учащихся национальной школы.


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-".

Читайте также: