Изложение школа в партизанском крае

Обновлено: 02.07.2024

Подготовка обучающихся в 9 классе к ГВЭ по русскому языку.

Изложение с творческим заданием по фрагменту рассказа А. Василевич

ГВЭ9 Сборник тренировочных материалов по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко,

точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью

поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда

она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто

умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга извсего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза

и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда

необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно дотого времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег

её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашнуюпартизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своейбоевой подруге последний ломоть хлеба.

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевогозадания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря

оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня

тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженнымиушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать

местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё.

Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст –

и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки

самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось

на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно

опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла

голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга

осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка.

Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь,

на Большую землю.

(По А.В. Василевич) (344 слова)

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы

человека с животными Вам запомнились?

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

Прочитайте исходный текст.

Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ).

Подчеркните ключевые слова и предложения.

Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.

Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

Используя различные способы сжатия, сократите текст.

Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, последовательность и точность передачи информации каждой из них.

Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла.

Напишите сжатое изложение.

План к изложению

№ абзаца Вопросы Опорные слова

Как звали лошадь? Почему? Книга, пятнышко, как раскрытая книга

Кем стала лошадь во время войны? Боевой партизанкой

Кого выделила Книга из партизанского отряда? Связную Таню

Как лошадь и Таня относились к друг другу? Выносила из-под пуль, отдавала последний ломоть хлеба

2 Что случилось, когда партизанка возвращалась с задания? Обломки самолета, советский летчик, без сознания

Как Тане удалось усадить летчика на спину лошади?

Как Книга помогала ей? Опустилась на землю, повернулась спиной, приподняла голову, подождала, осторожно встала

3 Куда отправили летчика из партизанского отряда? Лечение, госпиталь, Большая земля

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у нее было пятнышко, как раскрытая книга. Во время войны она стала боевой партизанкой. Была она лошадью умной, но и характер имела. Из всего партизанского отряда выделила Книга связную Таню. Дружили они искренне. Книга много раз выносила партизанку из-под пуль, а Таня часто отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба.

Однажды связная возвращалась верхом на своей лошади с боевого задания. Вдруг Книга застыла на месте. Таня решила разведать местность, лошадь - за ней. На полянке в лесу дымились обломки самолета, а среди них лежал советский летчик. Он был без сознания. Таня подозвала Книгу. Лошадь послушно делала все, что ей приказывала хозяйка: опустилась на землю, повернулась спиной к летчику, приподняла голову, чтобы можно было привязать к ее шее руки летчика. Потом Книга подождала, пока на нее сядет девушка и осторожно встала на ноги. Все вместе они двинулись в путь.

Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?

1.Тезис (утверждение можно сформулировать, опираясь на вопрос)

2.Аргументы (доказательства своего утверждения с опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы, фильмов, телепередач и т.д.)

3.Заключение (Вывод, связанный с темой сочинения и аргументами)

Человек и животные – дети одной природы-матери, а в природе все взаимосвязано. Поэтому в жизни можно встретить немало примеров дружбы человека с животными.

Об одной из таких историй рассказал писатель А.Василевич. Речь идет о дружбе девушки – партизанки с лошадью по кличке Книга. Их связывала настоящая дружба. Не раз лошадь спасала Таню, вынося из боя. Но и Таня относилась к Книге, как к настоящей подруге, делясь с ней последним куском хлеба.

так заботился о собачке, как иная мать не заботится о ребенке. Для него единственной радостью было общение с Муму. И она тоже привязалась к Герасиму, чувствуя его любовь и доброту. К сожалению, история их дружбы заканчивается трагически. Герасим пережил страшные минуты расставания со своей любимицей, и это стало последней каплей его терпения. Потеряв Муму, он больше не захотел жить в доме барыни.

Я думаю, правильно животных называют нашими братьями меньшими. Люди должны относиться к ним по-братски, и животные ответят любовью и преданностью.

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Приём первый - исключение:

- одного или нескольких синонимов;

- уточняющих и поясняющих конструкций;

Приём второй - обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

Приём третий - упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена СПП простым;

-замена прямой речи косвенной;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Как писать сжатое изложение

1. Прочтите текст.

2. После первого чтения текста выполните следующие шаги:

а) выясните лексическое значение непонятных слов;

б) определите тему текста (о чем текст?).

в) сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста (разговорный, научный, публицистический, научно-публицистический) и тип речи (повествование, описание, рассуждение). Вспомните особенности построения текста:

а) повествование - завязка, развитие действия, кульминация, спад и развязка действия;

б) описание - предмет речи и его значимые, существенные признаки;

в) рассуждение - тезис, аргументы, вывод.

4. Составьте план текста, выделяя микротемы (абзацы) каждой части и озаглавливая их (памятка 2).

5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

6. Прочтитете текст во второй раз.

7. Определите способы сокращения текста (памятка 1.)

8. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст (учитывайте смысловые связи между частями текста: временные, пространственные и др.).

9. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

11. Объём изложения - не менее 70 слов.

12. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. (Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком).

13. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;

б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;

в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;

г) соблюдение лексических и грамматических норм;

д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

14. Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Партизанская школа смоделирована в Музее истории Великой Отечественной войны.

Сухім пергаментам — бяросты скрутак.

Мурашкі-літары. На сэрцы смутак:

Гарэлі воблакі, і дрэвы, і трава.

Помогли, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Так, при изготовлении письменных принадлежностей партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веток делали классные счетчики. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Эта смесь отстаивалась, и получались чернила. Часто учебные пособия доставались у местного населения, а также через связных и разведчиков в населенных пунктах. Классных досок не было, вместо этого учащиеся писали выстроганными палочками на земле и песке. Нередко для подсчета использовали гильзы патронов. Из-за отсутствия учебников и тетрадей, ручек и карандашей дети писали на полях газет и упаковочной бумаге, обратной стороне немецких листовок, а иногда и просто палочками на бересте или на песке. Партизаны оснастили приспособленные помещения для занятий, делали парты. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по политической литературе, которая была в отрядах. Часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок-сводок Совинформбюро.

Стенгазета, которую выпускали пионеры школы партизанского отряда имени А. Жданова.

Наибольшее распространение лесные школы получили в Брестской и Барановичской областях. Здесь при партизанских отрядах и соединениях работало около двадцати партизанских школ. Точно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 г. при отряде имени М. И. Калинина, где в трех классах обучалось 50 детей младших классов. При семейном лагере отряда имени А. А. Жданова начальным обучением было охвачено 38 детей. Одним из отрядов в брестских лесах командовал лейтенант Евгений Георгиевич Макаревич — инициатор создания лесной школы, где обучалось 98 детей. После его гибели в июне 1943 отряд бригады имени Я. М. Свердлова был назван именем командира.

Урок в лесной школе ведет командир.

Это были самоотверженные люди, безумно любящие свое дело, которых объединяло одно — воспитать достойную смену, настоящих граждан родного Отечества.

Партизанская школа смоделирована в Музее истории Великой Отечественной войны.

Сухім пергаментам — бяросты скрутак.

Мурашкі-літары. На сэрцы смутак:

Гарэлі воблакі, і дрэвы, і трава.

Помогли, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Так, при изготовлении письменных принадлежностей партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веток делали классные счетчики. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Эта смесь отстаивалась, и получались чернила. Часто учебные пособия доставались у местного населения, а также через связных и разведчиков в населенных пунктах. Классных досок не было, вместо этого учащиеся писали выстроганными палочками на земле и песке. Нередко для подсчета использовали гильзы патронов. Из-за отсутствия учебников и тетрадей, ручек и карандашей дети писали на полях газет и упаковочной бумаге, обратной стороне немецких листовок, а иногда и просто палочками на бересте или на песке. Партизаны оснастили приспособленные помещения для занятий, делали парты. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по политической литературе, которая была в отрядах. Часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок-сводок Совинформбюро.

Стенгазета, которую выпускали пионеры школы партизанского отряда имени А. Жданова.

Наибольшее распространение лесные школы получили в Брестской и Барановичской областях. Здесь при партизанских отрядах и соединениях работало около двадцати партизанских школ. Точно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 г. при отряде имени М. И. Калинина, где в трех классах обучалось 50 детей младших классов. При семейном лагере отряда имени А. А. Жданова начальным обучением было охвачено 38 детей. Одним из отрядов в брестских лесах командовал лейтенант Евгений Георгиевич Макаревич — инициатор создания лесной школы, где обучалось 98 детей. После его гибели в июне 1943 отряд бригады имени Я. М. Свердлова был назван именем командира.

Урок в лесной школе ведет командир.

Это были самоотверженные люди, безумно любящие свое дело, которых объединяло одно — воспитать достойную смену, настоящих граждан родного Отечества.

ТОЛК

В связи с военной спецоперацией на Украине российские регионы, расположенные вдоль границы, стали отменять занятия в школах и детских садах. В их числе Белгородская, Брянская, Курская области и Республика Крым.

В связи с этим "Толк" узнал в Министерстве образования и науки Алтайского края о том, будут ли введены подобные меры в нашем регионе. В пресс-службе ведомства дали отрицательный ответ.

Напомним, что 24 февраля Владимир Путин объявил о начале военной операции на Донбассе на фоне недавней просьбы ДНР и ЛНР о помощи в отражении агрессии Украины.

Глава государства отметил, что России "не оставили ни одной возможности защитить наших людей, кроме той, которую мы используем сегодня".

Путин подписал указ о признании независимости ДНР и ЛНР

Ранее состоялось внеочередное большое заседание Совбеза, после которого глава государства обратился к гражданам страны и заявил, что считает важным незамедлительно принять соответствующее решение

"Ростелеком" расскажет всё о кибербезопасности простым языком

"Наследники Ползунова" победили на региональном этапе Всероссийской олимпиады

В Бийске почти в трети городских школ проведут капремонт

Более 10 тысяч выпускников края будут сдавать ЕГЭ в 2022 году

В Алтайском крае открыли школу после капремонта за 36 млн рублей

Значки ГТО, олимпиады и целевое: какие новые правила ввели при поступлении в вуз

Лента новостей

Самолет Ан-26 ВКС России разбился в Воронежской области

В Индустриальном районе Барнаула подвели итоги года и поставили цели на 2022-й

Из Барнауле вылетел самолет в Сочи на фоне введенных ограничений на полеты

Власти России хотят демилитаризации и денацификации Украины: что это значит

"Ростелеком" отмечает рост корпоративных абонентов в Алтайском крае

Зеленский подписал указ о всеобщей мобилизации на Украине

Депутаты в острых спорах запустили процесс возврата к выборам глав на Алтае

В Барнауле готовятся к голосованию за благоустройство общественных территорий

"Днем с огнем не сыщешь": на Алтае столкнулись с острейшим дефицитом ветеринаров

В Барнауле стартовал этап командного чемпионата по настольному теннису

Исследование МегаФона: куда уезжают жители Алтайского края от городской суеты

Жители пятиэтажки в центре Барнаула жалуются на течь в стояке канализации

На носу что? Масленица! История праздника и традиции Масленой недели

Алтайские коммунисты заявили, что в крае сформировался теневой мясной рынок

США, Япония и страны ЕС вводят новые санкции против России

Война со страхом: как не поддаваться панике на фоне событий в Украине

В Барнауле временно отключат светофоры на улице Власихинской

Много работы и длинные выходные. Как отдыхаем на 8 Марта 2022 года

Промышленный гигант Алтая увеличил прибыль в 6 раз на фоне роста цена на металл

25 февраля – празднование в честь Иверской иконы Божией Матери

Ракшины построят стеклянную девятиэтажку на краю Барнаула

Народные приметы на Алексия Рыбного: что пророчат сны на 25 февраля

Мокрый снег и до +5 градусов ожидается в Алтайском крае 25 февраля

Народные приметы на март 2022 года: как привлечь удачу и деньги

Уже нехолодная война. Как украинский конфликт изменит вертикаль власти в России

Астролог спрогнозировала обострение ситуации на Украине в мае 2022 года

В Алтайском крае "зависло" расселение жилья, признанного ветхим после 2017 года

Житель Алтайского края пользовался фейковым удостоверением сотрудника ФСБ

"Мы в шоке": бийчанка пожаловалась, что 23 февраля к ней приехали пьяные врачи

Политолог и экономист прокомментировали ситуацию на Украине

Авиакомпания S7 Airlines отменила рейсы на юг России

Жительница Барнаула получила результат ПЦР-теста, который она не сдавала

В Алтайском крае администрация сельсовета скрыла смерть рабочего

Жители Барнаула возмущены сносом общественных бань

В Алтайском крае могут выделить почти 1 млрд рублей на улучшение школ

В Алтайском крае вновь выросла естественная убыль населения за 2021 год

Банк России начал валютные интервенции на фоне падения рубля

Методисты и историки презентовали настольную игру "Барнаул. Наш вклад в Победу"

Барнаульцы отказываются продавать недвижимость из-за конфликта в Украине

В Барнауле за полгода школьники и детсадовцы собрали тонну батареек

Читайте также: