Изложение про знаки препинания паустовский

Обновлено: 05.07.2024

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: “Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание”.

Фразу К. Г. Паустовского я понимаю так: знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Приведу примеры из книги В. Ю. Драгунского.

Во-первых, в предложении 12 нахожу двоеточие, которое отделяет два простых предложения в составе бессоюзного сложного. Этот знак стоит не случайно: он придает фразе причинно-следственный значение.

Во-вторых, в предложении 30 встречаю слово “мама”. Это обращение, основная роль которого в речи – звательная. Знаки препинания, запятые, помогают здесь выделить слово, обозначающее того, к кому обращаются с речью, привлечь его внимание.

Таким образом, прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что “знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание”.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения:

(По А. И. Моисееву) 198 слов

Микротемы:

1. Столетиями живёт небылица о том, как правитель в резолюции на смертный приговор забыл поставить запятую. Так жизнь человека оказалась зависима от запятой.

2. Знаки препинания помогают правильно понять суть написанного. Разница в смысловом содержании предложений связана с наличием или отсутствием запятой.

Сжатое изложение:

Чтобы доказать вышесказанное, можно обратиться к тексту М.Л. Москвиной.

Приведем в пример предложение 13. Во-первых, точка в конце предложения говорит о том, что предложение по цели высказывания и по интонации является повествовательным, невосклицательным. Это уже помогает в понимании смысла. Точка, являясь знаком отделительным, создает границы между предложениями, показывает самостоятельность и ограниченность от 12 и 14 предложений. Во-вторых, запятая во второй логико-грамматической части показывает границы между двумя грамматическими основами (я бренчу и пою, он лает и подглядывает) и между субъектами действия (я, он). В-третьих, двоеточие в данном предложении поясняет предложение 12. Таким образом, все три знака препинания, употребленные в одном предложении, помогают в раскрытии смысла высказывания. Такое предложение понятно, читается без каких-либо трудностей, недопониманий и сомнений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что знаки препинания, выполняющие отделительные, разделительные и выделительные функции, помогают в восприятии текста, делают его простым и в то же время точным.

Светлана Крапивина

Константин Паустовский
СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ АЛЬШВАНГА
Зимой 1921 года я жил в Одессе, в бывшем магазине готового платья "Альшванг и компания". Я занял явочным порядком примерочную на втором этаже.
В моем распоряжении были три большие комнаты с зеркалами из бемского стекла. Зеркала так крепко были вмурованы в стены, что все попытки - и мои и поэта Эдуарда Багрицкого - выломать эти зеркала, чтобы обменять их на продукты на Новом базаре, ни к чему не привели. Ни одно зеркало даже не треснуло.
В примерочной не было никакой мебели, кроме трех пустых ящиков с гнилой стружкой. Хорошо еще, что стеклянная дверь легко снималась с петель. Каждый вечер я снимал ее, клал на два ящика и устраивал на этой двери свою постель.
Стеклянная дверь была очень скользкая, и потому по нескольку раз за ночь старый тюфяк сползало нее вместе со мной и сваливался на пол.
Как только тюфяк начинал двигаться, я тотчас просыпался и лежал не дыша, боясь пошевелить даже пальцем, глупо надеясь, что, может быть, тюфяк остановится. Но он сползал медленно и неумолимо, и моя хитрость не помогала.
Это было совсем не смешно. Зима стояла свирепая. Море замерзло от порта до Малого Фонтана. Жестокий норд-ост полировал гранитные мостовые. Снег не выпал ни разу, и от этого холод казался гораздо холоднее, чем если бы на улицах лежал снег.
В примерочной стояла маленькая жестяная печка-"буржуйка". Топить ее было нечем. Да и невозможно было согреть этой жалкой печуркой три огромные комнаты. Поэтому на "буржуйке" я только кипятил морковный чай. Для этого хватало нескольких старых газет.
На третьем ящике был устроен стол. На нем по вечерам я зажигал коптилку.
Я ложился, наваливал на себя все теплое, что у меня было, и читал при свете коптилки стихи Хосе Мариа Эредиа в переводе Георгия Шенгели. Стихи были изданы в Одессе в этот голодный год, и я могу засвидетельствовать, что они не ослабили нашего мужества. Мы чувствовали себя стойкими, как римляне, и вспоминали стихи того же Шенгели: "Друзья, мы римляне, мы истекаем кровью. " Кровью мы, конечно, не истекали, но все же и нам, молодым и веселым людям, бывало иногда чересчур холодно и голодно. Но никто не роптал. Внизу, в первом этаже магазина, развертывала суетливую и несколько подозрительную деятельность некая художественная артель. Во главе этого предприятия стоял старый ворчливый живописец, известный в Одессе под кличкой "Король вывесок". Артель принимала заказы на вывески, шитье женских шапочек, изготовление "деревяшек" (женских туфель, производство которых отличалось античной простотой: к деревянной подошве приколачивалось всего несколько тесемок) и на рисование реклам для кино (их писали клеевыми красками на кривой фанере),
Но однажды мастерской повезло, и она получила заказ на так называемое "носовое украшение" для единственного в то время черноморского парохода "Пестель". Он собирался идти первым рейсом в Батум.
Сооружение это сделали из листового железа, а затем расписали по черному фону золотым растительным орнаментом.
Эта работа увлекла всех, и даже милиционер Жора Козловский отлучался иной раз с соседнего поста, чтобы посмотреть на нее.
Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь -милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

Светлана Крапивина

Светлана Крапивина

-Есть,-ответил Жора.-В таблетках. Могу поделиться.
Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала ее начисто.
Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и
Я посмотрел на Благова. Он курил толстую папиросу из черного, как чай, кубанского табака и усмехался.
- Это чудо!-сказал я.-Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания-это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Рассказ был напечатан. А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнем.
- Кто трогал мой рассказ? - закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. Пыль густым облаком взлетела над столом.
- Никто не трогал, - ответил я. - Можете проверить текст.
- Ложь! - крикнул Соболь. - Брехня! Я все равно узнаю, кто трогал!
Запахло скандалом. Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты. Но, как всегда, на шум примчались, стуча "деревяшками", обе наши машинистки Люсьена и Люся.
Тогда Благов сказал спокойно и даже унылым голосом:
- Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания - это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. По своей обязанности корректора.
Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
- Спасибо! - сказал взволнованно Соболь. - Вы дали мне чудесный урок. Но только жалко, что так поздно. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
Вечером Соболь достал где-то полбутылки коньяка и принес в магазин Альшванга. Мы позвали Благова, пришли Багрицкий и Жора Козловский, сменившийся с поста, и мы выпили коньяк во славу литературы и знаков препинания.
После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.
1955 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Без знаков препинания читающий никогда бы не смог понять пишущего. Связи между смысловыми частями предложения и текста были бы потеряны, не существовало бы и точности и ясности мысли. Например, в предложении № 11 запятыми обособляется причастный оборот. Эти разделительные знаки помогают автору охарактеризовать скромный обед мальчика, который он с радостью передал собаке. Завернутый в обычную газету, этот обед стал частичкой добра, переданного от человека верному псу.

Кроме того , знаки препинания помогают автору выразить всю гамму чувств, которую пытался он передать своему читателю. Так на конце предложения № 29 стоит многоточие. Это знак завершения, который передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. Коста, говоря о верности собаки своему погибшему хозяину, волнуется и переживает за ее жизнь.

Обобщая сказанное , можно сделать вывод, что К.Г.Паустовский был прав, считая знаки препинания важными для понимания пишущего и читающего.

Читайте также: