Изложение прибрежный луг паустовский

Обновлено: 03.07.2024


В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.
Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу.

Вариант в помощь


В Мещёрском крае нет особенных красот, но он обладает большой притягательной силой.

Здесь можно увидеть луга, озера, болота, стога, сено в которых держит тепло всю зиму, избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей. В сосновых борах так торжественно и тихо, что бубенчик коровы слышен почти за километр.

Услышать в Мещёрском крае можно перепелов и ястребов, иволгу, стук дятлов, вой волков, гармонику в деревушке, пение петухов да колотушку деревенского сторожа. 69 слов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"

Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве.

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова".

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь.


Выборочное изложение

Урок 41 - 7 класс.

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен.

Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе

Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского".


"Выборочное изложение по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Данный урок расcчитан на 2 часа, содержит все этапы, необходимые для организации изложения.

Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.

Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, в конечном счете, - связующее звено между изложением и сочинением.

Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:

  • учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
  • значительная экономия времени, так как воспроизводится не весь текст.

Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:

  • не всегда с достаточной полнотой и точностью выделяется в тексте все, что связано с темой высказывания, когда она не совпадает с основной мыслью текста;
  • детям трудно композиционно правильно оформить высказывание в рамках того жанра, который определен заданием (например, описание часто подменяется повествованием).

Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).

Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.

От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.

Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).

Текст 1

На прибрежном лугу.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)

Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.

Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:

  1. Какое это описание (деловое или художественное)? Почему?
  2. Как можно сформулировать главную мысль этого описания? (Как наряден и красив прибрежный луг.)

Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.

— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?

Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор ("исполинский чертополох", а не просто высокий, "крепко стоял по пояс в траве", а не рос, "похож на рыцаря в латах". ).

Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.

Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.

Текст 2

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.

Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)

Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.

После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:

  1. Подумайте, как можно сформулировать основную мысль текста.
  2. Что можно сказать о распустившейся розе?

Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: "Распустившаяся роза прекрасна".

Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).

После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.

В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:

Рабочие материалы к теме "Цветник"

1-е предл. Небольшой, полукруглый.

Перед деревянным домом.

2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.

3-е предл. Исключается.

4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.

5, 6, 7-е предложения. Исключаются.

После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему "Цветник" (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

  1. Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.
  2. Роза расцвела в цветнике.
  3. Её цветок был нежен и роскошный.

Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:

Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.

После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.

Текст 3

Олень в заповеднике.

Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.

До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.

Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.

Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дорогитабунные тропы. (По Г.Успенскому.)

Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.

Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.

Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.

1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.

По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал

План.

  1. Общие впечатления об олене.
  2. Поза оленя.
  3. Рога.
  4. Поведение при встрече с людьми.

В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.

После завершения работы запись может выглядеть так:

Олень в заповеднике.

Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.

Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-закрепление полученных знаний. Ученики на практике знакомятся с умениями выбирать нужный метериал, работая по тексту.

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Знакомство с выборочным изложением по тексту

Ронжина Г.И.-учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №165 Ново-Савиновского района г.Казани.

- учить выбирать из текста материал на заданную тему;

- формировать умения собирать, систематизировать материал и составлять свой текст на

- воспитывать любовь к природе.

2. Памятка: Как работать над выборочным изложением.

3. Школьный толковый словарь.

1.Повторение ранее изученного материала об изложениях.

Учитель. Рассказать о каком – то событии, которое произошло с вами, или о том, что вы

прочитали в книге, можно и подробно, и кратко. Давайте вспомним, что значит

подробно пересказать текст?

Ученик. Подробно пересказать текст - значить полно, со всеми подробностями,

последовательно изложить содержание текста.

Ученик. Понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и

основную мысль текста.

Учитель. А когда мы пользуемся кратким пересказом?

Ученик. Краткий пересказ текста может потребоваться в самых разных жизненных

ситуациях: обзор прочитанной книги, краткий пересказ содержания фильма.

Ученик. Например, о том, что я делала на даче, можно написать целое сочинение, а

кратко - самое главное.

Учитель. Вы правы. Текст можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту),

кратко (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть

текста, т.е.изложить выборочно в соответствии с данной темой. Вспомните,

где вам приходилось составлять выборочные пересказы?

Ученик. На уроках литературы часто применяется выборочное чтение, когда нужно в

тексте найти и прочитать предложения на определенную тему.

Ученик. На уроках русского языка бывает выборочное списывание.

2.Сообщается цель урока.

Учитель. Сегодня вы подробно познакомитесь с особенностями и значением выборочного

изложения и составлением выборочного изложения на предложенную тему.

(Учитель дает описание особенностей этого вида изложения)

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая – то его

часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал,

относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте

(сосредоточен), но может быть разбросан (рассредоточен).

3.Запись слов и их значений в тетрадь.

Сосредоточен – расположен в одном месте.

Рассредоточен – разбросан.

4. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

(Учитель предлагает учащимся текст и выборочное изложение по этому исходному тексту)

У воды большими клумбами выглядывали У воды среди цветов рос исполинский

из зарослей мяты невинные голубые неза- чертополох. Он стоял по пояс в траве и

будки. А дальше, за свисающими пет- напоминал рыцаря в латах со стальными

лями ежевики, цвела по откосу дикая шипами на локтях и наколенниках.

рябина с тугими желтыми соцветиями.

Высокий красный клевер перемешивался

с мышиным горошком, а над всем тесно

столпившимся содружеством цветов

подымался исполинский чертополох.

Он крепко стоял по пояс в траве и был

похож на рыцаря со стальными шипами

на локтях и наколенниках.

Учитель. К какому типу текстов можно отнести отрывок (описание, повествование, рассуждение)?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какова основная мысль исходного текста?

Ученик. Главная мысль этого текста заключается в том, что над всеми цветами, подымался исполинский чертополох.

Учитель. Прочитаем пересказ этого текста.

Как можно его озаглавить, отразив его основную мысль

Учитель. Какое получилось изложение текста?

Ученик. Перед нами выборочное изложение.

Учитель. Какую роль играет первое предложение?

Ученик. В первом предложении сказано, где рос чертополох.

Учитель. А где находился материал, раскрывающий главную мысль изложения?

Ученик. Материал для изложения автору не пришлось выбирать по всему тексту, так как он сосредоточен в одном месте.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

…В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

- Какое настроение вызывает он у вас?

Ученик. Чувство радости от рождения весеннего дня.

Ученик. Ощущение чистоты, обновления, успокоения от приятных звуков весеннего утра.

Учитель. К какому типу речи мы отнесём этот текст?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какие же звуки мы услышали в предутренний час в лесу?

Ученик. Мы услышали шум ветра, пение зорянки, жаворонка, дрозда; трубят журавли.

Учитель. С чем автор сравнивает наступление утра?

Ученик. Наступление утра автор сравнивает с симфонией («…начинается прекрасная

Ученик (Читает толкование этого слова)

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра (прямое значение)

Переносное значение – гармоническое сочетание чего – либо.

Ученик. В нашем тексте это слово употребляется в переносном значении – симфония звуков.

Учитель. С помощью чего автор достиг того, что мы смогли услышать эту симфонию?

Ученик. Автор использует музыкальные термины: симфония, дирижер, музыканты.

Ученик. В тексте есть изобразительные выражения: музыка утра, симфония весеннего утра

Учитель. Назовите и выпишите глаголы, с помощью которых вы услышали музыку утра. Кто

издает эти звуки?

Ученик. Трубы заливаются, ветер проносится; звуки нарастают; трубят журавли; заливаются

Учитель. В каком времени стоят эти глаголы?

Ученик. Эти глаголы стоят в настоящем времени.

Учитель. Чего достигает автор, используя эту форму глагола?

Ученик. Мы как бы становимся участниками событий.

Учитель Определим главную мысль этого текста.

Ученик. Много звуков в весеннем утреннем лесу.

Учитель. Учитывая главную мысль текста, как можно еще озаглавить текст?

Ученик. Звуки весны, предутренний час в лесу, звуки утреннего леса.

Учитель. Какое из этих названий подходит больше к тексту? Обратите внимание на

последнее предложение. Прочитаем его.

Ученик (читает предложение из текста) Множество радостных, торжественных звуков

рождается в этот ранний час на земле.

Ученик. Обратим внимание на словосочетания: звуков радостных, торжественных; час

ранний. Автор обращает наше внимание на звуки, которые слышны утром в лесу.

6 Коллективно выполняются следующие задания:

1. Выбрать в тексте предложения, в которых автор говорит о звуках.

Отбираются предложения, из которых ребята выбирают то, что нужно по теме изложения.

- Проносится предрассветный ветер.

- Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

- В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются

неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Учитель. Как расположен материал, относящийся к заданной теме? Он рассредоточен или

сосредоточен в тексте?

2. Продумать, как начать изложение

Ученик. Чудесно наступает предутренний час в лесу.

3. Какое предложение вы запишите последним?

Ученик. Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на

Учитель. Прочитаем полученный текст. Материал расположен в нужной

последовательности? Отвечает ли главной мысли?

Звуки утреннего леса.

Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Проносится предрассветный ветер. Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Учитель. Чем отличается полученный текст (изложение) от исходного текста?

Ученик. Тема изложения немного уже темы исходного текста.

Учитель. Получилось выборочное изложение?

Ученик. Получилось. Мы смогли выбрать из текста материал на заданную тему,

расположить его последовательно.

В итоге работы учитель предлагает учащимся коллективно составить памятку

Как работать над выборочным изложением.

Определить его тему и главную мысль.

Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.

Отобрать из текста материал, необходимый для полного раскрытия данной темы.

Определить главную мысль изложения( она может совпадать и не совпадать с главной мыслью текста).

Продумать форму изложения ( описание, повествование, рассуждение).

Составить план изложения.

Подобрать слова для связи частей изложения.

Написав изложение, проверить, все ли в нем будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром - это голубой туман, днем - белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них - это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь "летучая мышь" висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго - на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь - луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив.

И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно - двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.

Все утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки переметы, поставленные поперек реки еще с вечера. Сначала идут пустые крючки - на них всю наживку съели ерши. Но вот шнур натягивает-ся, режет воду, и в глубине возникает живой серебряный блеск - это ходит на крючке плоский лещ. За ним виден жирный и упористый окунь, потом - щуренок с желтыми пронзительными глазами. Вытащенная рыба кажется ледяной.

К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова:

"На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе".

Читайте также: