Изложение осень 4 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

1. Ответить на вопросы.

1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

2. Как относится рассказчик к поступку героя?

С каким настроением рассказывает старик сказку?

3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2. Составить примерный план.

2. Первый выстрел.

3. Как было раньше.

4. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

1. Объяснить смысл выражений:

ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

3.Обратить внимание на правописание следующих слов.

Сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать умения передавать содержание текста по плану, писать слова с изученными орфограммами.

формировать умение работать по плану

расширить кругозор учащихся

развивать письменную и устную речь

формировать умение высказывать свое мнение

формировать умение прислушиваться к мнению окружающих

Тип знания: способ действия

Тип урока: ОНЗ

Оборудование.

Библиографический список:

Присаживайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите хорошее настроение. Начнем урок

Объявление темы урока. Мотивация на деятельность .

Сегодня нам предстоит очень интересная и тяжелая работа.

Люди считают, что после интересной, но трудной работы приятно отдыхать. Почему?

Чтобы узнать, что мы будем делать на уроке, нужно отгадать ребус

Молодцы, сегодня мы с вами будем писать изложение .А кто знает, что такое изложение?

Письмо текста по памяти.

Но чтобы узнать тему нашего изложения, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно:

Дары природы собирая,

И в саду, и в поле

Пришла невеста золотая,

И все собрала вскоре.

О чем эта загадка?

Как вы это поняли? Какие слова в этом помогли?

Невеста золотая собирает дары природы

Какой литературный прием использовал автор загадки, сравнивая осень с невестой?

А что мы можем назвать дарами природы?

Грибы, ягоды, фрукты ,овощи

Молодцы ребята, сегодня мы будем писать изложение об осени.

Ребята, давайте прочтем текст изложения. Кто хочет прочитать его в слух?( у каждого на столе распечатка с текстом)

Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Трава высохла. Цветы завяли. На поверхности луж уже плавают первые льдинки.

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. Муравьи начали постепенно уходить под землю, и уже редко они показываются наружу.

Недолго пришлось стоять на полянке грибам. С ёлки заметила их шустрая белочка. Сорвала их и спрятала в дупле.

В кустах под деревом готовится к зиме колючий ёж. Он натаскал в ямку сухую траву.

Птицы улетают стаями в тёплые края.

Какие признаки осени вы увидели в тексте?

Закончилось лето, муравьи прячутся в землю, белочка начала запасаться грибами, еж готовится к зиме, птицы улетают в теплые края

Содержательный анализ текста

На слайде представлены животные и растения. В каждой строчке найдите лишнего( на 1 строке животные,на второй растения)

Лишними являются бабочка и береза

Куда стали исчезать муравьи?

Муравьи начали уходить под землю

А зачем они это делают?

Потому что стало холодать, муравьи от холода прячутся под землю и спят там всю зиму

Что сделала белочка?

Белочка сорвала грибы и спрятала их у себя в дупле

А как к зиме готовится еж?

Еж натаскал в ямку под дерево листву,на которой будет зимовать

Куда улетают птицы?

Птицы улетают в теплые края

Почему они улетают?

Потому что в наших краях для них очень холодно

Структурный анализ текста

Ребята,чтобы нам было легче писать изложение, давайте составим план.

Сколько у нас частей в тексте?

перечитайте каждую часть и озаглавьте его так, чтобы удобнее было запоминать. Получится рабочий план.

Значит сколько пунктов плана мы должны составить?

Мы должны составить 5 пунктов плана

О чем говорится в 1 абзаце?

О приходе весны, ее признаках

Как мы можем озаглавить этот абзац?

О чем говорится во втором абзаце?

Во втором абзаце говорится о том, как муравьи готовятся к зиме

Как озаглавим этот абзац?

Муравьи готовятся к зиме

О чем идет речь в третьем абзаце?

Говорится,как белка готовит запасы га зиму

Как озаглавим абзац?

О чем говорится в следующем абзаце?

О том ,как еж готовится к зиме

Что происходит в последнем абзаце?

Птицы улетают в теплые края

Посмотрите какой план у вас получился

2. Муравьи готовятся к зиме.

4. приготовления ежа

Языковой анализ текста

Как автор сказал о муравейнике?

Почему автор использовал именно это выражение

Хмуро темнеет из травы муравьиная куча.

День пасмурный, в лесу сумрачно, пусто, муравейник уснул

Как автор назвал белку?

Почему он назвал ее белочкой ,а не белкой?

Белочка звучит ласково, нежно, таким образом автор показал свое отношение к собирательнице грибов

Посмотрите, как выглядит белочка

Как автор назвал норку ежика?

Почему ямка,а не яма?

Яма больше норы, а ёж маленький, ему хватит и ямки

Чтобы текст оставался интересным ,нужно сохранять стиль автора

Орфографический анализ текста. Предупреждение ошибок

Ребята, чтобы мы хорошо написали ошибки, нам нужно правильно написать все слова. Чтобы не допустить ошибок, мы проведем орфографическую работу. Кто знает, что такое орфограмма?

Орфограмма – это опасное место в слове

На слайде даны слова, вам нужно вставить пропущенную букву. Ребята, что нам нужно сделать, чтобы определить букву, которую нужно вписать в слово?

Нам нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором ударение будет падать на определяемую букву

На слайде слова: льдинки, муравьиная, муравьи

Какое слово лишнее? Почему?

Лишнее слово льдинки, так как муравьиная и муравьи однокоренные слова

Кто еще как думает?

Лишнее слова льдинки, т.к ь знак в этом слове выступает для смягчения, а в двух других словах как разделитель

Какое слово будет лишним в этой строке? Трава, белочка, цветы

Лишним словом будет белочка, т.к О в слове является непроверяемой орфограммой

Подберите проверочные к словам трава и цветы

Трава- травы, цветы- цвет

Молодцы ребята. Вы хорошо знаете орфограммы

Ребята, а сейчас очень внимательно перечитываем текст. Кто перечитал, откладываем листочек на край стола и приступаем к работе. Не забывайте опираться на план текста, который записан на доске

Письмо- изложение детьми

Записываем в тетради сегодняшнее число. На следующей строчке по середине пишем изложение. На третей строчке пишем название изложения- Осень

На экране план,на который могут опираться ученики

Редактирование текстов детьми

Ребята,осталась еще 1 минутка, проверяем свой текст.

Кто бы хотел прочитать свое изложение?

Чтение учеников изложение(2-3 ученика)

Ребята,давайте оценим работу ребят. По каким критериям можно оценивать?

Изложение близко к тексту

Какую оценку мы можем поставить Мише?

4, так как Миша написал все сплошным текстом,не соблюдая абзацы

итог урока. рефлексия

-ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Какая была тема изложения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Контрольное изложение в 4 классе

Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)

1. Ответить на вопросы.

1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

2. Как относится рассказчик к поступку героя?

С каким настроением рассказывает старик сказку?

3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2. Составить примерный план.

2. Первый выстрел.

3. Как было раньше.

4. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

1. Объяснить смысл выражений:

ударил из обоих стволов; никуда не подавался; крепко беречь.

2. Обратить внимание на строение предложений.

А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля.
Выходит, что мы себе навредили.
А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

3.Обратить внимание на правописание следующих слов.

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения

1) сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

2) птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

3) загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.

Карабасик У нас дома жила овчарка Борька и кот Жорик . Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

Ответим на вопросы: Почему Мотька принесла котят в дом? Почему кошке пришлось уйти? Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?

план Жорик , Борька и Мотька. Борька не пускает Мотьку. Мотьке пришлось уйти. Карабасик .

Пёс не унимался – пёс продолжал лаять (не успокаивался). Принимал грозный вид - угрожающий вид свирепый вид суровый вид устрашающий вид зловещий вид

Сложные предложения: Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Жорик и Борька подружились с ним и даже спят теперь все вместе.

Опорные слова и выражения: Овчарка Борька Кот Жорик Подкармливать Бездомная кошка Детёныши Борькина подстилка Не унимался Схватила, выбежала, забыла, не появлялась. Шипел, принимал грозный вид, подружились.

Правописание: Овчарка. Жорик . Подкармливали. Приходила. Принесла. Детёныши. Громко. Залаял. Выгнула. Не унимался. Вернулась. Не появлялась. Оставили. Потому что.

Карабасик У нас дома жила овчарка Борька и кот Жорик . Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна. Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке. Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась. Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик . Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


уроки окружающего мира по ФГОС (1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Дикие животные"), с использованием интерактивного пособия "Наглядная школа"


Урок окружающего мира по ФГОС(1 класс "Начальная школа 21 века" Тема: "Птицы"), с использованием интерактивного пособия Наглядная школа.


Обучение изложению и сочинению в начальной школе

Учимся писать изложение и сочинение с помощью данного пособия.

Развитие речи. Изложение"Снег идёт" 3 класс"Начальная школа 21 века"

Презентация является электронным приложением к уроку развития речи в 3 классе по зрительно воспринятому тексту. Включает в себя все этапы работы над текстом: восприятие, теоретический анализ ком.

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО.

рабочая программа по окружающему миру первый класс Начальная школа века

рабочая программа соответствует ФГОС НОО.


Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"

Читайте также: