Изложение 5 класс школа 8 вида

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок развития речи.

учить правильному и последовательному построению предложений и связи их в тексте.

развивать связную устную речь учащихся;

развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

развивать связную письменную речь учащихся.

прививать учащимся интерес к предмету;

прививать учащимся любовь ко всему живому.

1. Организация начала урока

-Давайте вспомним, что такое изложение.

3. Подготовка к написанию изложения.

а) Чтение текста изложения учителем.

Рыжик

Однажды лесник подобрал в лесу оленёнка. У малыша погибла мать. Малыш не умел добывать сам пищу.

Лесник отдал оленёнка школьникам. Ребята назвали малыша Рыжиком. Они отвели ему место в сарае. Детвора носила зверьку хлеб, молоко. Ребятишки давали малышу яблоки, печенье. По утрам оленёнок гулял по селу.

За лето малыш подрос. Дети отвели друга в лес и загрустили.(44 слова)

Ребята, вам понравился этот рассказ?

Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?

Определите тему текста .

Определите основную мысль .

б) Беседа по содержанию текста.

Как оказался олененок у лесника?

Кому лесник отдал олененка?

Как назвали ребята животное?

Как они ухаживали за олененком?

Что произошло летом?

в)Составление и запись на доске плана изложения.

Лесник подобрал олененка.

Новый дом Рыжика.

Дети отвели летом друга в лес.

г)Учитель читает текст по частям.

д)Орфографическая работа: оленёнка, не умел, пищу, отдал, Рыжик, место в сарае, зверьку, молоко, ребятишки, подрос.

Е)Повторное чтение текста.

Пересказ текста изложения по плану.

Краткое описание документа:

Разработка урока предназначена для проведения коллективного изложения в 5 коррекционном классе для детей с ОВЗ (VIII вид). Данный урок позволит решить следующие задачи: учить правильному и последовательному построению предложений и связи их в тексте; развивать связную устную речь учащихся;

развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей; развивать связную письменную речь учащихся; прививать учащимся интерес к предмету,

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 808 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.09.2017 820
  • DOCX 14.5 кбайт
  • 62 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Онлайн-книги

1.
Какие признаки весны описаны в рассказе? Какие изменения произошли со снегом? Что говорится о ручейках? Как изменился лес? Как ведут себя прилетевшие грачи?
Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ.
2. Почему лучи мартовского солнца названы слепящими? Сопоставьте слова слепой и слепящий. (Слепящий – Яркий, ослепительный.) Что означает слово пушистый? (Легкий, как пух.)

Какое слово, противоположное по значению, употребляется для описания тающего снега? (Тяжелый.) Почему лес стал воздушным и прозрачным? Что означает слово воздушный? (Легкий.) Есть ли разница в значении слов расхаживают и ходят?
( Расхаживают – в данном текстеважно ходить, прохаживаться уверенно, чувствуя себя хозяином.)

Обратить внимание детей на слова, которые связывают части текста и указывают на временную последовательность событий ( вчера, сегодня, не сегодня-завтра).
Сила не право.
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и всё видел.

(57 слов.)
(К.Ушинский.)
1. Почему плакала Таня? Что сделал старший брат Серёжа? Как он должен был поступить? А как бы вы поступили на месте Серёжи? О чем говорится в конце рассказа? Как вы думаете, что сказал Мише отец? Почему неправы оба мальчика?
Почему у рассказа такое название? На какие три части можно разделить рассказ?
2. Назовите слова, которыми можно заменить словоотнял? (Отобрал, выхватил, вырвал.) Можно ли употребить вместо слова отнял слововзял, Вместо выражения поскакал с куклой по саду – побежал с куклой по саду?
***
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки.
— Не разоряй гнезда,- сказал мальчику отец.- Весной ласточка опять прилетит.
Прошла зима. В конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела – и скоро гнёздышко было отделано заново.
А недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
(62 слова.)
(По К.Ушинскому.)
1.
Что хотел сделать мальчик осенью? Как отнесся к этому отец? Как вели себя ласточки, вернувшись к старому гнезду? Чему радовался мальчик? Как понять выражение работа закипела?
Озаглавьте рассказ. На сколько частей его можно разделить? О ком рассказывается в первой части? Как назвать эту часть? (Такая же работа проводится и с остальными тремя частями.)
2.
Сравните слова: сделано – отделано – переделано.Почему здесь подходит слово
отделано?
***

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение писать изложение по коллективно составленному плану.

Задачи урока

Образовательные: учить анализировать содержание текста, выделять главное и второстепенное, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план, передавать содержание текста в соответствии с планом.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь, сострадание к живому миру природы, способствовать развитию наблюдательности.

Эта хищница болтлива,

А зовут ее … ( сорока).

- Что говорится в загадке о сороке?

- Что вы знаете о сороке? (Длиннохвостая).

- Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц).

- Что говорится в загадке о зайце?

- Что вы знаете о зайце?

Словарная работа: хищница, болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, длиннохвостая, разбойники.

4.Чтение текста изложения учителем.

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, на лугу мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке маленький зайчик. Так вот, кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в кусты. Мать там его быстро найдёт.

Словарная работа: тревожно застрекотали, мечется, наскакивает.

5.Беседа по содержанию текста.

- За кого вы переживали, когда слушали текст?

- Почему зайчиха подралась с сороками?

- Как зайчиха защищала зайчонка?

- Для чего зайчонка отнесли в кусты?

6.Чтение текста учителем по частям, составление плана.

Учитель читает текст по частям, обучающиеся выделяют главное в каждой части, озаглавливают каждую часть, лучший вариант записывается на доске пунктом плана.

1).Вдруг застрекотали сороки.

2).Битва зайчихи с сороками.

7.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом каждой части обучающимися.

8.Устное изложение текста обучающимися по плану.

9.Орфографическая подготовка: весной, по тропинке, впереди, зайчиха, застрекотали сороки, взлетят, поскакала, улетели, отнесли, защищала, крошечный.

Оценочные материалы по развитию речи . 5 класс

Дети поймали хорошенького жучка. Головка у него чёрная, крылья красные, на крыльях - пятнышки. Да жив ли он? Что-то он не шевелится. Жив он, только прикинулся мёртвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Это божья коровка.

Дети рассмотрели божью коровку и посадили на стебелёк. Раздвинул жучок свои твёрдые надкрылья, распустил из-под них настоящие лёгкие прозрачные крылышки и улетел. Жучок и его личинки истребляют тлей. Тля живёт на листьях и сосёт сок из растений. Вон их, сколько, копошиться на листьях. А если пустить туда божью коровку, она их поест.

Божьих коровок надо беречь и охранять.

СЛУЧАЙ НА ОХОТЕ

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому)

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.

Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.

Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.

(К. Паустовский) (110 слов)

Задание: Напишите сжатое изложение.

Изложение в 5 классе за I четверть

НЕОБЫЧНАЯ ДРУЖБА

Лев Чандр был привезен в зоопарк маленьким. Его с первых дней поместили в одной клетке с простой собакой по кличке Тобик. Все переживали – смогут ли они жить в клетке вместе? Оказалось – это возможно.

Вот уже пятый год они живут вместе, привлекая внимание посетителей. Чандр — хищник. Он должен был уничтожить Тобика. Но лев получает достаточно пищи, он не испытывает голода, не видит в собаке соперника и привык к ней.

Необычная дружба льва и собаки вызывает большой интерес посетителей парка. Есть даже такие любители этой пары, которые за лето несколько раз приходят в зоопарк, чтобы навестить Чандра и Тобика.

Надо полагать, что эта дружба продлится долгое время. Чандр — лев ещё молодой. А при хорошем уходе львы в неволе живут до 30 лет.

ВСТРЕЧА В ТАЙГЕ

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Задание: Напишите изложение.

Монастыри бывают мужскими и женскими. При большинстве женских монастырей создавались больницы. Там женщины ухаживали за стариками и лечили больных. Одним из самых известных на Ру­си считался Толгский монастырь. Он находится не­далеко от Ярославля в устье реки Толги.

С давних времён монастыри были очагами культуры. В них читались и переписывались старинные книги, соз­давались литературные произведения. Многие мо­нахи были учёными. Одним из них был известный Николай Коперник.

В монастырских библиотеках были огромные собрания редких книг. Многие из них являются настоящими произведениями искус­ства. Монастыри были окружены небольшими кре­постями. При нападении врагов они становились очагами сопротивления.

Задание: Написать подробное изложение.

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.

Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но ­не успел еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длин­ными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и пова­лила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать изранен­ного котенка.

Задание: Написать подробное изложение, передать напряженность борьбы орла и кошки.

Одна из замечательных особенностей голубей - умение вернуться из любого места кормёжки или водопоя.

Уже давно голубя стали использовать как почтовую птицу. Почтовый голубь может про­водить в полёте много часов. Он развивает ско­рость до ста километров в час.

В конце девятна­дцатого века немецкие войска осадили Париж. Связь со столицей была прервана. Для доставле­ния вестей парижане стали грузить на воздушные шары свою почту и клетки с голубями. Воздушный шар приземлялся за линией фронта. Оставалось только привязать к лапкам голубей обратную корреспонденцию. Птицы летели домой в Париж. За время осады птицы доставили около миллиона частных писем и документов. За эти заслуги во Франции поставлен памятник отважным перна­тым.

Во время Второй мировой войны в русские войска голуби доставили около пятнадцати тысяч боевых донесений.

Задание: Написать подробное изложение.

В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз - шкатулка была испорчена.

Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и, в конце концов, забыли о ней.

Но как-то осенью в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия.

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в ней соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

Задание: Напишите сжатое изложение.

Девочка с куклой

Юра вошел в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошел лейтенант. Юра вскочил:

— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступенькам поднялась старушка. Юра хотел предложить ей место, но другой мальчик опередил его.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свернутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, выта­щила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

— Я думал, она женщина с ребенком, — смущенно пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с куклой!

Задание: Изложить текст подробно, выразить свое отношение к поступку Юры.

Однажды мама пришла домой и позвала меня. Я бросился к дому. Мама держала кошелку, там на подстилке из травы и листьев копошился кто-то толстый в серебристой шкурке.

Мы вошли в комнату, подошли к дивану. Мама перевернула кошелку.

Из кошелки показалась продолговатая мордочка с черным носиком, блестящими глазками и очень маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька была презабавная: верхние и нижние части ее — серенькие, посредине от носа к ушам тянулись широкие черные полосы.

Малыш выбрался из кошелки. Какой же он занятный! Очень толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая. Ножки темные, словно он нарядился в черные сапожки и черные варежки. Это был барсучонок.

Мама достала из буфета пузырек с соской и налила туда молока. Малыш сразу смекнул, в чем дело, всю соску в рот забрал и даже глаза зажмурил от удовольствия.

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ ОРЕШНИКА

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит.

Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

─ Скажи, дедушка, ─ как-то спросил Сережа, ─ откуда ты сказки берешь?

─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
─ Как рыбу удочкой?

─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка.

─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.

─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. . Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее..

Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот– бродяга и бандит. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб.

Тогда мы пошли на хитрость. Решили накормить, как следует. Втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.

Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой об пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печи и мирно захрапел.

С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

Резервные изложения

Сидит маленький енот в клетке. Чёрный, пушистый, блестящий. На морде две полосы светлые красуются, две полосы чёрные. Сидит и лапками что-нибудь перебирает. Дадут ему мелкой рыбёшки, енот её вымоет и чешую лапками обдерёт.

Чтобы не скучал енот в клетке, придумали для него игру: посудину маленькую с водой поставили и тряпочку дали. Сидит енот целый день и в воде тряпочку стирает. Мнёт её лапками, полощет и на решёточку повесит. Высохнет тряпочка, он её опять в воде трёт.

Выглядит он всегда оживлённым и деловитым, точно мохнатая прачка игрушечное бельё стирает.

Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. Любопытство! Два сливовых глаза смотрели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара.

Я почти не дышал, не шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул ногой и замер. Не знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опасность.

Сигнал сорвал с места оленя. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям.

Сойка с минуту не могла успокоиться, прыгала по осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг знал: что-то случилось.

Задание: Напишите сжатое изложение.

Друзья животных

В этот год не уродились шишки и орехи. Белкам надо переселяться в другие леса.

В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл в изумлении.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.

(По Г. Скребицкому)

Летчик Алексей Мересьев попал в двойные клещи. Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром… Он решил в плен не сдаваться.

Но вывернуться не удавалось. Немцы преграждали ему путь пулеметными очередями, как только он делал малейшую попытку отклониться с диктуемого ими курса.

Мересьев крепко сжал зубы, дал полный газ и, поставив машину вертикально, попытался нырнуть под верхнего немца, прижимавшего его к земле. Ему удалось вырваться из-под конвоя. Но немец успел вовремя нажать гашетку. Мотор сбился с ритма и заработал частыми рывками. Весь самолет задрожал в смертельной лихорадке.

Падая, самолет задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на вековую ель, он соскользнул по ветвям у ее подножия. Это спасло ему жизнь…

Куцый был высокий и тощий лис.

Большие острые уши, чуть-чуть раскосые глаза и всегда как будто улыбающаяся морда. Вместо пушистого и длинного хвоста, который так украшает лисицу, у него был куцый обрубок. Но он придавал ему какое-то особое, озорное выражение.

Принес его к нам в зоопарк какой-то охотник.

В клетке, куда посадили Куцего, было много лисиц, но это его не смутило, как это бывает с новичками. На новом месте он чувствовал себя как дома. Когда одна из лисиц хотела его укусить, Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей такую трепку, что после этого не только она, но и другие лисицы боялись к нему подойти. Зато к дяде Лене, который ухаживал за лисицами, Куцый отнесся так, словно знал всю его жизнь. И нужно сказать, что дядя Леня ласкал его чаще других лисиц и чаще других перепадал ему лучший кусочек мяса.

И еще одна особенность поражала нас в Куцем: он оказался очень свободолюбивым и умудрялся удирать из любой клетки.

Читайте также: